Система государственной охраны памятников культурного наследия




Государственная охрана объектов культурного наследия – система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, ин- формационных и иных компетентных мер, принимаемых органами государ- ственной власти Российской Федерации, её субъектов, местным самоуправ- лением, и направленных на: выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия (ОКН), предотвращение их разрушения или причинения вреда, кон- троль за сохранением и использованием ОКН.

Главенствующим государственным органом управления в сфере охра- ны объектов культурного наследия является Министерство культуры в форме Департамента государственной охраны культурного наследия (рисунок 12).

 
 

 

Рисунок 12 – Структура управления госохраной объектов культурного наследия в Российской Федерации

(на примере Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга)

 

Департамент госохраны Министерства культуры РФ осуществляет лицензирование деятельности по сохранению ОКН, формирует научно- методическое обеспечение в области сохранения, использования, популяри-


 

зации и госохраны ОКН; анализирует правоприменительную практику и под- готавливает предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты; выполняет функции государственного заказчика федеральных целевых, ведомственных (отраслевых) бюджетных целевых программ по направлени- ям деятельности Департамента, иных межведомственных и международных проектов и программ в установленной сфере деятельности, включая подго- товку документации на размещение государственного заказа, контроль за хо- дом выполнения исполнителями (подрядчиками) обязательств по заключен- ным государственным контрактам, иным договорам, приёмку выполненных работ (услуг), ведение досудебной (претензионной) работы. Кроме того, вы- даёт в установленном порядке: задания и разрешения на проведение работ по сохранению ОКН федерального значения; предписания о приостановлении работ, грозящих состоянию ОКН, об устранении выявленных нарушений. Дополнительно к этому Департамент осуществляет госонтроль и надзор за: сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной ОКН; соблюдением охранных обязательств, заключенных при приватизации ОКН федерального значения; за состоянием ОКН федерального значения; нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государ- ственной власти субъектов РФ; полнотой и качеством осуществления пере- данных органам государственной власти субъектов РФ полномочий по госо- хране ОКН; деятельностью лицензиатов, обязавшихся сохранять ОКН. Де- партамент координирует работу территориальных органов Министерства, Научно-методического совета по культурному наследию Министерства, вза- имодействует с общественными организациями; подготавливает предложе- ния и согласовывает документы: о внесении изменений в перечень ОКН фе- дерального значения и списка ЮНЕСКО, по определению и утверждению границ историко-культурных заповедников федерального значения; с требо- ваниями к режимам использования земель и градостроительным регламентам зон охраны ОКН федерального значения или списка всемирного наследия.

Управления Министерства культуры РФ – территориальные органы, осуществляющие свою деятельность в границах федеральных округов. В подчинении Министерства семь управлений по федеральным округам: Цен- тральному, Северо-Западному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному и совместному Южному, Северо-Каказскому и Крым- скому. Структура Управлений различна и включает в себя несколько отде- лов, занимающихся вопросами организации государственной охраны ОКН федерального значения. Функции Управлений сводятся к следующему:

- контроль за соблюдением законодательства в области охраны и ис- пользования ОКН федерального значения;

- учёт ОКН госуровня (формирование и ведение реестра);

- проведение историко-культурной экспертизы;

- установление ответственности за: повреждение, разрушение или уни- чтожение ОКН федерального значения, его перемещение, причинение ущер- ба, изменение внешнего и (или) внутреннего облика;


 

- согласование проектов зон охраны ОКН, землеустроительной, градо- строительной и проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов ис- полнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;

- контроль за разработкой градостроительной и проектной документа- ции, градостроительных регламентов, предусматривающих содержание и ис- пользование ОКН в соответствии с требованиями законов РФ;

- разработка проектов зон охраны ОКН федерального значения;

- выдача разрешений и согласований на проведение землеустроитель- ных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- выдача разрешений на проведение работ по сохранению ОКН;

- установление границы территории ОКН как объекта градостроитель- ной деятельности особого регулирования;

- установка на ОКН информационных надписей и обозначений;

- контроль за состоянием ОКН федерального значения.

Комитет (министерство, управление) по культуре субъекта федера- ции организует работу по сохранению ОКН регионального значения. В ком- петенции органа выполнение следующих функций:

× государственный контроль и надзор за сохранением, использованием и популяризацией ОКН;

× государственный учёт объектов, обладающих признаками ОКН, уча- стие в формировании единого реестра ОКН народов РФ;

× оформление охранного обязательства пользователю ОКН;

× предоставление информации об ОКН;

× согласование проектов зон охраны, технологических карт на проведе- ние работ по сохранению ОКН, землеустроительных, земляных, строи- тельных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществляе- мых на территории ОКН;

× выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения и выявленных ОКН субъекта федерации. Администрация муниципального учреждения в части Комитета по гос-

ударственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры является проводником государственной политики и осуществляет госуправление в сфере охраны и использования памятников истории и куль- туры местного значения, а также координирует деятельность в этой сфере территориальных и иных отраслевых органов. Компетенции Комитета:

× выявление, учёт, охрана, реставрация и восстановление ОКН, находя- щихся на территории муниципального образования;

× контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организаци- ями и гражданами законодательства об охране и использовании памят- ников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;


 

× сбор, систематизация, изучение и хранение документов об объектах ис- торико-культурного наследия города;

× организация и проведение научной, исторической и художественной экспертизы объектов, представляющих историко-культурную научную и художественную ценность;

× определение необходимости, сроков и иных условий проведения ре- монта и реставрации памятников истории и культуры.

Несмотря на уровневое распределение обязанностей, организации находятся в тесном взаимодействии при разработке государственной про- граммы «Культурное наследие», корректировке нормативно-правовых доку- ментов, касаемых вопросов охраны и содержания ОКН; внесении изменений в списки ОКН различных уровней значимости,

 

Правовая основа охраны памятников

Правовая охрана памятников истории и культуры осуществляется на основе федерального и регионального законодательства об охране историко- культурного наследия. Субъектами охраны памятников в России является государство, общественные и религиозные организации, государственные и частные предприятия, учреждения и отдельные граждане страны, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. Основную роль в этом вопросе (законодательные функции, надзор за исполнением законодательства, регуляцию взаимоотношений между другими субъектами памятникоохранительного процесса) осуществляет государство. Для этого оно располагает соответствующей структурой учреждений, финан- сами, кадрами специалистов, органами надзора и карательными органами. Функцией государства является также и формирование правового памятни- коохранительного сознания общества. Основным законодательным актом, на котором базируется вся остальная нормативно-правовая система, является Конституция Российской Федерации, дающая право российским гражданам свободно пользоваться, владеть памятниками истории и культуры, творить и участвовать в культурной жизни, иметь доступ к культурным ценностям, а также заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 8, ст. 9, ст. 44). Правовое регулирование охраны памятников осуществляется законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г., законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. и другими законодательными и нормативными актами. Закон «Основы законо- дательства Российской Федерации о культуре» 1992 г. признаёт право за гражданами России на самореализацию личности через культуру, на сохра- нение национальной самобытности, приобщение к культурным ценностям всех граждан, интеграцию в мировую культуру. Культурное достояние субъ- ектов Российской Федерации пользуется покровительством государства и находится на особом режиме охраны и использования. Охрана культурного


 

наследия осуществляется совместно федеральными и местными государ- ственными органами охраны памятников. Однако данный закон не конкрети- зирует принципы и механизмы разделения компетенций федеральных и местных государственных органов охраны памятников. Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» даёт современное определение памятников (объектов культур- ного наследия), определяет права и функции государства, общественных ор- ганизаций и граждан в отношениях, возникающих в области владения, со- хранения и использования памятников, определяет ответственность за нару- шение памятникоохранительного законодательства. В законе определены механизмы оформления права собственности на ОКН, распределены полно- мочия между федеральными органами РФ и субъектами РФ. Земли, на кото- рых находятся памятники, относятся к землям историко-культурного назна- чения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством. В стране создаются органы трёх уровней (федерального, субъектов РФ и му- ниципального), обладающих соответствующими полномочиями в области сохранения и использования объектов историко-культурного наследия. Па- мятникоохранительные мероприятия финансируются за счёт федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником или арендатором объекта культурного наследия, пользуется льготным тарифом арендной платы и ком- пенсацией расходов по сохранению памятника. Закон предусматривает веде- ние единого государственного реестра ОКН. Федеральный орган охраны ОКН и органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в об- ласти охраны культурного наследия должны осуществлять работы по выяв- лению, учёту и ведению реестра. Выявленные, но ещё не включенные в ре- естр ОКН, также подлежат государственной охране. На объект культурного наследия, включённый в государственный реестр, выдаётся паспорт установ- ленного образца. Федеральные и местные органы власти обязаны вести по- стоянный мониторинг состояния ОКН. Для определения ценности ОКН, для оценки градостроительных, проектных документов, земельных участков, на которых располагаются или могут располагаться памятники истории и куль- туры, создаются специальные экспертные комиссии из числа специалистов соответствующих отраслей науки и культуры. Законом предусмотрено со- здание специальных зон охраны объектов культурного наследия. Проектиро- вание и проведение землеустроительных, земляных, мелиоративных, хозяй- ственных и иных работ законом допускается при отсутствии на данной тер- ритории ОКН. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяй- ственному освоению памятника, работы должны быть приостановлены, а в проекты хозяйственных работ должны быть внесены изменения, направлен- ные на сохранение или вынос памятника. Финансирование памятникоохра- нительных работ в таком случае осуществляется за счёт заказчика проводи- мых работ. К проведению работ по сохранению ОКН допускаются лица и ор- ганизации, имеющие лицензии на проведение этих работ. Проведение работ


 

по сохранению ОКН производится под надзором соответствующего государ- ственного уполномоченного органа охраны памятников. Закон предусматри- вает различные формы собственности на ОКН: федеральную, субъектов РФ, муниципальную и частную. Собственник несёт всё бремя ответственности за содержание и сохранение ОКН. Объекты археологического наследия нахо- дятся в федеральной собственности. ОКН могут быть в пользовании физиче- ских и юридических лиц на правах аренды. Закон предусматривает за нару- шение законодательства об ОКН в отношении должностных, физических и юридических лиц уголовную, административную и иную юридическую от- ветственность. Однако новый закон, как и прежний, страдает несовершен- ством механизмов для его реализации: отсутствие нормативно-правовых под- законных актов, отсутствие государственного реестра с перечнем ОКН, под- лежащих государственной охране, нечёткость правового статуса историче- ских поселений и музеев-заповедников, неопределённость в вопросе земле- пользования в зонах охраны объектов культурного наследия и др.

 

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обще- ственные и религиозные организации вправе оказывать содействие феде- ральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области госу- дарственной охраны ОКН, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Созданная в 1965 году добровольная самоуправляемая организация

«Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВО- ОПиК), стала первой неправительственной структурой в сфере сохранения наследия. В своих рядах она объединяет организации и физические лица раз- личных профессий: краеведов-любителей, архитекторов, историков, искус- ствоведов, музейных и архивных работников, реставраторов, инженеров- технологов, археологов, известных деятелей науки и литературы, т.е. людей, для которых культурное наследие не просто праздные слова, а переходящие общечеловеческие ценности, определяющие стабильность развития социума.

Функции общественной организации сводятся к содействию государ- ственным органам в работе по: обеспечению охраны и использованию ОКН, историко-культурной среды обитания народов Российской Федерации; выяв- лению, учёту, обследованию, изучению, сохранению, реставрации и восста- новлению, экспертизе состояния и использования, пропаганде и популяриза- ции памятников истории и культуры. ВООПИиК выступает в качестве обще- ственного контроля над государственными органами охраны ОКН в вопросе соблюдения законодательства. В плане популяризации историко-культурного наследия Общество организует специальные проекты, конференции, семина- ры, кинофестивали, выставки по проблемам историко-культурного наследия. Такая работа ВООПИиК способствует формированию у граждан историче-


 

ского и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за сбережение памятников истории и культуры.

Высшим органом управления ВООПИиК является съезд, созываемый раз в пять лет. На нём подводятся итоги работы организации за прошедший период, заслушивается отчёт о финансовой и хозяйственной деятельности отделений, осуществляются выборы в центральные органы Общества, утвер- ждается концепция и программа работы организации на ближайшую пяти- летку. Между съездами работу ВООПИиК координирует Центральный совет. Принимаемые им стратегические решения реализуются через региональные отделения Общества, функционирующие в пятидесяти субъектах федерации. Региональные отделения ведут работу по различным направлениям сохране- ния материального и духовного наследия, с охватом около 200 секций и ко- миссий, действующих в системе государственной охраны ОКН.

Финансирование ВООПИиК осуществляется за счёт поступлений член- ских взносов, благотворительных пожертвований, прибыли от производ- ственных и торговых предприятий, денежной помощи спонсоров. За время деятельности Общество вложило в охрану и восстановление памятников ис- тории и культуры внебюджетных средств на общую сумму более 10,5 млрд. рублей31. Усилиями Общества были сохранены тысячи материальных и ду- ховных реликвий, принадлежащих стране и её гражданам, среди них архи- тектурные шедевры, и усадебные комплексы, духовные святыни, ставшие бесценным достоянием народов РФ и одной из основ российской культуры.

 

Зоны охраны памятников

В соответствии с Земельным кодексом РФ32 земли, на которых нахо- дятся ценные объекты природы, а также историко-культурные памятники имеют статус особо охраняемых территорий. Территории, находящиеся под памятниками, признаны землями историко-культурного назначения. В гра- ницах данных территорий разрешены только работы по сохранению и ис- пользованию памятников в научных и культурных целях. Сами земли не изымаются у собственников, однако хозяйственная деятельность регламен- тируется установленным режимом пользования. С целью эффективного ис- пользования рассматриваемых территорий их ограничивают зонами охраны ОКН, т. е. охраняемыми вокруг объектов пространствами.

Охранные зоны позволяют рассматривать памятник в качестве элемен- та историко-культурной среды, окружающей объект и способствующей эсте- тическому и полному выражению функций памятника. Устанавливаются границы зоны охраны ОКН на основании утверждённых в специальном по- рядке проектов. Разрабатывают проекты зон охраны ОКН специализирован-

 

 
 

31 URL: https://www.voopik.ru/voopiik/

32 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)


 

ные лицензированные организации. Внедряются проекты в производство по- сле положительного заключения экспертной комиссии, составленной из чис- ла специалистов соответствующего профиля, и утверждения высшим испол- нительным органом государственной власти РФ, субъектом РФ или исполни- тельным органом местной администрации (в зависимости от категории цен- ности). В печатном виде проект представляет собой тома пояснительной за- писки и графический материал в виде карт-схем. На них нанесены: недвижи- мые памятники всех видов и категорий, включая только что выявленные, зо- ны охраны памятников, ансамблей, исторических поселений и заповедников.

В границах зон охраны памятников проектом устанавливается режим содержания и использования объекта, обеспечивающий возможность его изучения, сохранения и эксплуатации. Он учитывает особенности и характер современного или планируемого использования памятника. На территории зон охраны объектов запрещается производство земельных и строительных работ и иная хозяйственная деятельность, влекущая ухудшение состояния памятника и неразрешённая соответствующим государственным органом охраны. В случае обнаружения археологических или других объектов заказ- чик обязан приостановить работы, угрожающие сохранности памятника, и сообщить о находке в местный орган охраны памятников.

Состав зон охраны ОКН устанавливается проектом и может включать: охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельно- сти, зону охраняемого природного ландшафта, заповедные территории.

Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности ОКН в его историческом ландшафтном окружении устанавлива- ется особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко- градостроительной или природной среды ОКН33. В охранную зону включа- ются исторически или художественно связанные с памятником участки цен- ной застройки, ландшафта и отдельных построек. При рассредоточённом расположении объектов выделяются отдельные охранные зоны для каждого памятника. При близком расположении формируют единую охранную зону. Границы зон увязываются с естественными природными рубежами, а также с существующей застройкой. В натуре границы охранных зон обозначаются охранными досками или специальными знаками. В охранной зоне соблюда- ются необходимые для сохранности памятника внешние условия: гидрологи- ческая ситуация, чистота воздушного бассейна, защита от шума, динамиче- ских воздействий и др. Дисгармоничные объекты, не обладающие признака- ми культурного наследия и препятствующие восприятию исторически и культурно ценных объектов (здания, сооружения, зелёные насаждения), под- лежат устранению. Охранная зона должна быть доступна для научных, про- ектно-реставрационных работ и для посещений в культурных целях.

 
 

33 Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Фе- дерации» от 25. 06. 2002 г. № 73-ФЗ. Ст. 34, п. 2


 

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – терри- тория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяют- ся требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Грани- цы зон регулирования застройки определяются условиями взаимовлияния памятников и новой застройки. В зоне регулирования сохраняются: истори- чески сложившаяся планировка и сформированный ландшафт. Диссонирую- щие объекты, мешающие восприятию памятников и исторического ландшаф- та, устраняются. Планирование и строительство новых объектов допускается при условии гармонии со сложившейся историко-культурной средой.

Различаются следующие виды зон регулирования застройки:

– территории, непосредственно прилегающие к охранным зонам, где новое строительство подчиняется закономерностям исторической застройки и в целом сложившейся историко-культурной среде;

– территории, относительно удалённые от памятников, с ценной плани- ровкой и застройкой. Здесь регулирование новой застройки определяется за- дачами сохранения значения памятников в общей панораме.

В зоне регулирования застройки не допускается размещение промыш- ленных предприятий, транспортных магистралей и прочих инженерных со- оружений, нарушающих сложившуюся историко-культурную среду.

Зона охраняемого ландшафта – территория, в пределах которой уста- навливается режим использования земель, запрещающий или ограничиваю- щий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию суще- ствующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природно- го ландшафта, включая долины рек, водоемы, лес и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Зона охраняе- мого ландшафта устанавливается на территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования застройки, для сохранения или восстанов- ления ценного ландшафта – водоёмов, рельефов, определивших местополо- жение господствующих в композиции зданий и сооружений, влияющих на целостность исторического облика населённого пункта или памятника, рас- положенного в населённом пункте или вне его, в природном окружении34. Целью создания зон охраняемого ландшафта является сохранение историче- ски сложившейся связи памятников и природного ландшафта (рельефа, водо- емов, растительности). Границы зон охраняемого ландшафта устанавливают- ся с учётом топографических условий, эволюционно сформированных на рассматриваемой местности. На территории населённых пунктов они назна- чаются в связи со сложившейся сельской или городской застройкой и комму- никациями. На территории охраняемого ландшафта допускается ведение хо- зяйственной деятельности, не нарушающей сложившийся антропогенный и природный ландшафт. На отдельных участках возможны сельскохозяйствен- ные работы, не приводящие к разрушению поверхности ландшафта: сенокос,

 
 

34 Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР от 24. 01. 1986 г. № 33. П. 2. 5


 

выпас скота, полевые и огородные работы, озеленение, укрепление оврагов и оползней. Археологические исследования в границах зоны охраняемого ландшафта возможны при наличии разрешения соответствующего государ- ственного органа на изучение памятников.

Заповедные территории – комплексы сосредоточенных памятников и окружающая их застройка. Комплексом недвижимых памятников является группа объектов историко- культурного наследия, объединённых общностью территории вне зависимости от времени их возникновения и исторической или художественной ценности каждого из них. Заповедные территории со- здаются с целью сохранения и восстановления их исторически сложившегося индивидуального облика с характерной или оригинальной планировкой и прилегающим ландшафтом. В заповедных территориях выделяются охран- ные зоны отдельных объектов, их ансамблей и комплексов памятников. На заповедных территориях запрещается производство земляных, строительных и других хозяйственных работ без особого на то разрешения государствен- ных органов охраны памятников. В пределах заповедных территорий отдель- ные земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землеполь- зователей при условии соблюдения установленного режима использования.

 

Вопросы для самопроверки

1. Государственная охрана объектов культурного наследия – это …

2. Структура управления госохраной ОКН в Российской Федерации.

3. Роль департамента охраны Министерства культуры РФ.

4. Функции управлений Министерства культуры РФ.

5. Орган госохраны в субъектах федерации.

6. Назовите документы, образующие нормативно-правовую базу госохраны.

7. Основные статьи закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

8. Функции ВООПиК.

9. Источники финансирования памятникоохранной деятельности ВООПиК.

10. Система мероприятий охраны памятников.

11. В чём состоит отличие государственной и общественной охраны памят- ников?

12. В чьей компетенции находится и должна находиться охрана памятников?

13. Для чего создаются зоны охраны памятников?

14. Состав зон охраны памятников.

15. Охранная зона – это….

16. Дайте определение зоне регулирования застройки и хозяйственной дея- тельности.

17. Виды зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

18. Зона охраняемого ландшафта – это….

19. Дайте определение заповедным территориям.

20. Режим использования зон охраны памятников.


 

4. МОНИТОРИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Цели и задачи мониторинга

Мониторинг технического состояния ОКН – это система регламенти- рованных наблюдений за элементами ОКН, накопление и обработка получа- емой информации, составление прогнозов и рекомендаций по принятию управляющих решений для сохранения и поддержания оптимального режима функционирования ОКН, путём консервации, ремонта, реставрации, приспо- собления или воссоздания его элементов (ГОСТ Р 56198-2014).

Цель мониторинга – сбор информации, достаточной для определения текущего состояния объекта, а также для разработки рекомендаций по обес- печению его сохранности (в т.ч. проектов ремонтно-реставрационных работ).

Задачи мониторинга:

–выявление факторов риска для памятников истории и культуры;

–фиксация воздействия факторов риска на памятники наследия;

–систематическая оценка состояния памятников;

–выявление тенденции динамики состояния недвижимых ОКН.

–регулярное адекватное отражение результатов наблюдений за состоя- нием ОКН в официальных публикациях, доступных для органов госу- дарственного управления, всех заинтересованных организаций.

Право на проведение мониторинга распространяется на юридические или физические лица, обладающие лицензией на осуществление деятельно- сти по сохранению ОКН и пакетом разрешительной документации на его вы- полнение. Различают два режима мониторинга – штатный и срочный.

Штатный мониторинг выполняется в период нормального (штатного) режима эксплуатации ОКН. Срочный мониторинг осуществляется в случае воздействия на объект неординарных природных или техногенных рисков.

Основанием для проведения работ по мониторингу ОКН является тех- ническое задание (ТЗ). Разрабатывается ТЗ заказчиком в лице государства, субъекта федерации или муниципалитета с привлечением пользователя и ор- ганизации, ведущей научно-техническое сопровождение мониторинга.

В ТЗ отражается следующая информация: наименование ОКН, его ме- стоположение и границы зоны проведения мониторинга, характеристика и уровень ответственности ОКН, сведения о сроках проектирования и прове- дения работ, цели и задачи мониторинга, перечень наблюдаемых параметров, список ссылочных нормативных документов, в соответствии с которыми вы- полняются работы; дополнительные условия проведения мониторинга; тре- бования к составу, срокам, порядку и форме отчёта; реквизиты заказчика.

К ТЗ прилагаются графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения мониторинга. На основании ТЗ, положений ГОСТ Р 56198-2014 и методик ГОСТ 31937 исполнитель разрабатывает про- грамму мониторинга, согласованную с заказчиком и пользователем ОКН.


 

Программа мониторинга включает в себя: краткое описание ОКН, ландшафтно-климатические условия территории, инженерно-геологические условия площадки; особенности объекта, включая уровень ответственности, конструктивную схему; исторические особенности возведения и эксплуата- ции; сведения о ранее выполненных работах и возможности использования их результатов; контролируемые параметры объекта и окружающей природ- ной среды; обоснование структуры мониторинга (выбранных методов и мест измерений контролируемых параметров), этапов, периодичности и сроков проведения наблюдений; требования к структуре, составу и периодичности подготовки отчётной документации.

В случае проведения мониторинга в процессе выполнения ремонтно- реставрационных работ, проектная организация разрабатывает проект мони- торинга в качестве раздела утверждаемой части проектной документации.

При выполнении мониторинга в штатном режиме изучению подлежат: ландшафтно-климатические условия территории; инженерно-геологические условия; состояние конструкций; эксплуатационные условия; экологические условия и санитарно-гигиенические состояние помещений и прилегающей территории. При соответствующем обосновании, дополнительно, могут ве- стись наблюдения за изменениями других характеристик объекта или его элементов. Точный состав и объём работ определяется ТЗ заказчика.

Первому циклу мониторинга, как правило, предшествует обследование ОКН и окружающей застройки. Оно включает анализ исторических и архив- ных материалов, составление ведомостей и схем расположения существую- щих дефектов, установки датчиков и регистрирующей аппаратуры.

Обследования выполняются согласно ГОСТ Р 55567 в зависимости от категории состояния объекта (таблица 6).

 

Таблица 6 – Категории технического состояния здания и сооружения

Категории техсостояния Характеристика технического состояния
  I   исправное Количественные и качественные показатели параметров всех крите- риев оценки технического состояния строительных конструкций со- ответствуют требованиям нормативных документов
  II   работоспо- собное Некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям норм, но имеющиеся нарушения требований не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций
  III ограниченно работоспо- собное Имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому сниже- нию несущей способности, но отсутствует опасность разрушения, функционирования конструкции, возможно при контроле состояния
  IV   недопусти- мое Имеется снижение несущей способности и эксплуатационных харак- теристик, существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций
V аварийное Имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчер- пании несущей способности в целом и опасности обрушения

 

Категория состояния присваивается по результатам технического об- следования фундаментов и грунтов основания. Как правило, состояние ОКН не позволяет отнести его к I категории. Соответствие памятника установлен- ной категории сохраняется на протяжении лет:

пяти – для ОКН I, II категории; трёх – для ОКН III категории;

одного года – для ОКН IV, V категории.

После выполнения мероприятий по укреплению грунтового основания, фундамента и надземной части сооружения ОКН может быть присвоена бо- лее высокая категория состояния.

Интервал между циклами мониторинга зависит от: цели и задач, кате- гории технического состояния ОКН, динамики изменения и погрешности определения наблюдаемых параметров (таблица 7).

 

Таблица 7 – Периодичность штатного режима мониторинга состояния зданий, сооружений и грунтов, примыкающих к объекту

Категории технического состояния Категории ОКН
ЮНЕСКО и особо ценные Федерального значения Регионального и местного значения
I, II 1 раз в 2 года 1 раз в 3 года 1 раз в 4 года
III 1 раз в год 1 раз в 2 года 1 раз в 3 года
IV, V 2 раза в год 1 раз в год 1 раз в год

 

Срочный режим мониторинга при оказании влияния на ОКН неорди- нарных природных или техногенных воздействий продолжается в течение всего периода влияния указанных воздействий и в течение двух лет после окончания влияния указанных воздействий. При оказании влияния на ОКН планируемых техногенных воздействий (работ по реставрации и приспособ- лению памятника или работах на других объектах, оказывающих влияние на ОКН и т. п.) мониторинг начинается за три месяца до начала воздействий.

Периодичность проведения срочного режима мониторинга составляет не реже 2-х раз в месяц в период оказания воздействий на ОКН и один раз в месяц до начала и после их завершения. Интервал между циклами срочного мониторинга может быть уменьшен в случае существенного изменения прочн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: