Генезис международной системы охраны памятников




К концу XX в. национальные нормы сохранения культурного наследия получили распространение во многих государствах Европы, Азии, Африки и Америки. Однако на международном уровне их взаимодействия зачастую приводили к противоречиям по причине отсутствия единой концепции па- мятникоохранной деятельности. В связи с этим всё отчётливее стала прояс- няться необходимость создания международной системы охраны памятников и произведений искусства. Впервые о ней заговорили в 1855 г. на заседаниях архитектурных секций в рамках Всемирных выставок. С 1867 года к ним ста- ли приурочивать Международные конгрессы архитекторов. «Первый Меж- дународный конгресс по охране памятников и произведений искусства» в рамках Всемирной выставки был проведён в 1889 г. в Париже под президент- ством архитектора Шарля Гарнье. Организатором конгресса выступило об- щество «Друзья парижских памятников» (Amis des Monuments parisiens), ос- нованное в 1885 г. и возглавляемое Шарлем Норманном. Члены организации отстаивали принципы щадящей консервации и находились в оппозиции к французской государственной комиссии исторических памятников, состояв- шей из сторонников стилистической реставрации. Конгресс собрал участни- ков из стран Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки. Рос- сийскую империю представляли: скульптор Марк Антокольский, вице- адмирал И.Ф. Лихачев, графиня П.С. Уварова.

На конгрессе впервые Ш. Норманном была озвучена идея о необходи- мости подписания международной конвенции о защите культурного насле- дия в период военных действий и создания Красного креста памятников. По- вестка Конгресса включала рассмотрение следующих вопросов:

1. Пересмотр внутренних законов, касающихся вопросов хищения и незакон- ного вывоза культурных ценностей.

2. Порочность реконструкций и переделок в рамках реставраций.

3. Формирование международных архивов исторических планов и чертежей.

4. Экспозицирование широкой общественности чертежей, муляжей, фото- графий памятников в случае их сноса.

Конгрессу было суждено стать отправной точкой вектора развития охраны культурного наследия. В рамках обсуждений были озвучены мысли, которые спустя лишь столетие легли в основу современной идеологии сохра- нения культурного и природного наследия.

Практическая сторона вопроса формирования международного поля в сфере сохранения культурного наследия связана с деятельностью Междуна- родного комитета музеев (МКМ). Истоки его организации берут начало в 1922 г., когда с предложением к Международной комиссии интеллектуаль- ного сотрудничества в рамках Лиги Наций выступила французская сторона.


 

Спустя четыре года при финансовой поддержке Франции в Париже был со- здан Международный институт интеллектуальной кооперации, который фак- тически стал исполнительным органом Комиссии и постоянным секретариа- том Лиги Наций. Институт просуществовал до 1940 г., затем вновь открылся в 1945 г. и прекратил свою деятельность в 1946 г., передав свои полномочия созданной ЮНЕСКО. В составе Института был образован МКМ, выступив- ший в качестве координатора вопросов музейного дела и сохранения куль- турного наследия. Печатным рупором Комитета стал журнал «Mouseion», на страницах которого находили отражение актуальные вопросы музейного де- ла, археологии, консервации и реставрации произведений искусства.

Одним из первых шагов в деятельности МКМ стала организация Пер- вого Конгресса архитекторов и специалистов по охране исторических памят- ников. Он состоялся в 1931 г. в Афинах. По результатам работы конгресса была принята резолюция, вошедшая в историю под названием «Афинская хартия по реставрации исторических памятников». Документ признавал аб- солютную ценность художественного наследия прошлых эпох, утвердил преимущества консервации памятника над реставрацией, которая рассматри- валась в качестве исключительной меры. Была также заявлена необходи- мость создания международных организаций с целью координации усилий в области реставрации. Афинская хартия положила начало формированию научных основ реставрации, которые были дополнены и усовершенствованы в 1964 г. в результате принятия Венецианской хартии. Для практического во- площения положений Афинской хартии в 1933 г. при МКМ была организо- вана Международная комиссия. Состав Комиссии формировали делегаты от национальных государственных органов по изящным искусствам и историче- ским памятникам. Направления деятельности Комиссии были провозглаше- ны в 1934 г.:

1. Моральная и образовательная деятельность сводились к всесторон- ней поддержке принципов толерантности. Особую актуальность данная проблема приобретала в регионах, где по причине нацио- нальной, политической, религиозной или социальной нетерпимости населения к действующей власти страдали памятники высокой исто- рической и художественной ценности, вызывавшие ассоциации с правящим государственным режимом.

2. Законодательная и административная деятельность была направ- лена на совершенствование национальных законодательств в области охраны памятников или содействие в формировании правовой базы.

3. Техническая деятельность предполагала международный обмен техническими памятникоохранными достижениями и консультиро- вание специалистов-реставраторов и музееведов.

4. Документирование, сводившееся к организации публикаций, состав- лению гидов, инвентарных перечней, сбору муляжей, созданию национальных архивов для хранения документации по памятникам.


 

Комиссия просуществовала до 1965 г. и стала предшественником Меж- дународного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

Таким образом, истоки формирования международной системы охраны культурного наследия берут своё начало с середины XIX в. Её фундамент был заложен в 1930-е гг., которые по выражению философа К. Ясперса обра- зовали «ось времени» в правовой регламентации культурного наследия. Главной чертой деятельности Международного комитета музеев стала по- пытка комплексного решения проблем в этой сфере. За короткий срок полу- чили решения вопросы реставрации и консервации памятников, регламента- ции археологических раскопок, хищения и незаконного вывоза культурных ценностей, защиты памятников в период военных действий, наметились пер- вые шаги к формированию института реституции. Одни вопросы воплоти- лись в конкретных международных договорах, другие остались в форме не- реализованных проектов. Среди причин, помешавших воплощению проек- тов, следует отметить: нарастающую напряженность накануне Второй миро- вой войны; систему принятия решений на дипломатических конференциях, порожденную Лигой Наций и доказывавшей свою несостоятельность в реше- нии острых международных вопросов49.

 

Развитие охраны памятников природы и ландшафтов

К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки начинает ак- тивно утверждаться понятие историко-культурной среды памятника. Истори- ческий ландшафт стал признаваться в качестве самостоятельного и самоцен- ного компонента культурного наследия. В настоящее время термин претер- пел изменение и получил название «культурный ландшафт» – природный ландшафт, изменённый хозяйственной деятельностью человеческого обще- ства и насыщенный результатами его труда. Именно в такой интерпретации он стал рассматриваться в качестве объекта наследия с начала 1990-х гг.

Идея сохранения культурного ландшафта корнями уходит в обще- ственно-научное движение в защиту памятников природы, которое появи- лось в XIX в. Первый в мире природный парк был создан в 1864 г. в Йосеми- тской долине США. В последствии он приобрёл статус национального парка. Первый же национальный парк в США был организован в 1872 г. на терри- тории штатов Вайоминг, Монтана и Айдахо и получил название Йелло- устонского национального парка. С этого времени принято вести отсчёт ис- тории создания системы охраняемых территорий. В России организация охраны уникальных территорий начала развиваться с начала XX в. Предме- тами её деятельности являлись частные владения, имевшие, как правило,

 
 

49 Спиридонова Ю.В. Генезис международной охраны культурного наследия в 1930-е гг. // NB: Философские исследования. – 2012. – № 3. – С. 184-209. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.3.56. URL: https://e-

notabene.ru/fr/article_56.html


 

утилитарное биоресурсное значение. В это же время начинает формироваться отечественная идеология охраны природного наследия, имевшая два выра- женных направления развития – утилитарно-научное, возглавляемое Г.А. Кожевниковым, и этико-эстетическое, продвигаемое И.П. Бородиным и А.П. Семеновым-Тян-Шанским. Примерно в это же время в Европе стали появ- ляться первые национальные парки – в Швеции (Garphyte, Stora Sjöfallets, Sarjekt), Швейцарии (Val Cluoza). В Бельгии охрана природы изначально включена в программу Королевской комиссии по охране памятников и исто- рических мест, основанной в 1835 г. В Великобритании функции охраны объектов культурного и природного наследия были возложены на Нацио- нальный траст по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест, созданный в1895 г. Наряду с ним вопросами защиты природы занималась добровольная организация «Совет по охране сельского ландшафта Англии». Во Франции первым охраняемым природным объектом стал участок леса Фонтебло, получивший статус охраняемой законом терри- тории по требованию художников Барбизонской школы. Общественные чер- ты охрана французской природы стала приобретать с 1901 г. В этот год было основано Общество защиты пейзажей, которое с 1955 г. стало именоваться Обществом защиты пейзажей и эстетики Франции. Благодаря усилиям его президента Шарля Бокье (Charles Beauquier) во Франции в 1906 г. был принят Закон о защите мест и памятников природы художественного значения, бо- лее известный как закон Бокье. Согласно нему в каждом департаменте была образована комиссия для охраны местностей и памятников пpиpоды. По инициативе Общества в октябре 1909 г. состоялся первый международный конгресс по вопросам сохранения памятников природы.

Отдельно следует остановиться на прусском опыте сохранения памят- ников природы, развивавшегося согласно «музейной» концепции охраны ландшафтов. Основоположником и идейным вдохновителем доктрины стал немецкий профессор Гюго Конвенц (1855-1922). Учёный был сторонником научного направления организации заповедников на основе небольших при- родных ландшафтов. Благодаря его стараниям в 1906 г. была создана первая в Европе Государственная комиссия по охране памятников природы, кото- рую он и возглавил. В представлении Г. Конвенца благосостояния нации напрямую зависит от её связи с природой. По этой причине он отвергал лю- бые международные инициативы по охране природы и на женевской конфе- ренции 1913 г (Берн) наложил вето на подписание согласованных междуна- родных документов. Как результат, до 1930-ых годов международные иници- ативы по вопросам охраны природы ограничивались лишь обсуждениями проблем на конференциях и не имели практического воплощения в рамках международной системы защиты наследия.


 

Современная международная система охраны памятников

В структуре ООН основным межправительственным обществом, зани- мающимся охраной культурного наследия, является Организация по вопро- сам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО. Она создана после распада Лиги Наций в 1946 году. В настоящее время организация насчитывает в сво- ём составе более 150 государств-участниц, включая Российскую Федерацию.

Цель деятельности ЮНЕСКО прописана в уставе организации – «по- могает сохранению и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества».

Работа ЮНЕСКО ведётся в нескольких направлениях:

- разработка нормативно-правовых актов (конвенций и рекомендаций) по сохранению культурного и природного наследия;

- проведение международных кампаний по сохранению наиболее цен- ных памятников мирового значения;

- укрепление международного сотрудничества в деле сохранения куль- турного и природного наследия;

- проведение межправительственных конференций по наиболее акту- альным вопросам защиты культурного наследия.

Под эгидой ЮНЕСКО или в сотрудничестве с ней в международном масштабе работают и другие организации. К их числу относится Междуна- родный Центр по исследованию вопросов охраны и восстановления культур- ных ценностей, так называемый «Римский Центр», организованный в 1956 году. Он координирует проведение научных исследований и практических работ по сохранению архитектурных памятников и памятников монумен- тальноизобразительного искусства. Другой авторитетной организацией вы- ступает Международный Совет по вопросам памятников и достопримеча- тельных мест – «ИКОМОС», организованный в 1965 году. Целью функцио- нирования ИКОМОСа является:

- пробуждение интереса властей и населения всех стран к своему наци- ональному культурному наследию;

- содействие обмену опыта по вопросам методики консервации и ре- ставрации памятников;

- проведение международных научных конференций по тематикам ис- пользования и сохранения памятников в опасных зонах;

- содействие в развитии международного культурного туризма.

Помимо названных неправительственных организаций, имеются еще и региональные организации, деятельность которых направлена на сохранение культурного наследия конкретного региона. Примерами таковых являются: латиноамериканская организация «АЛАМ»; организация стран Африки

«ОММСА». Наряду с ними осуществляет работу ряд других международных неправительственных организаций. Состав их участников объединяет стра- ны, общественные организации и специалистов по принципу общего пред- метного интереса. К ним относится Международный Союз Архитекторов –


 

«МСА», созданный в 1948 году. Предметом его работы являются памятники архитектуры. Вопросами развития международного туризма и выработки общих принципов организации туризма занимается Международный Союз официальных туристских организаций – «МСОТО», созданный в 1927 году. В этом же году был образован Международный Совет по историческим са- дам и достопримечательным местам – «ИФЛА». Созданный в 1949 году Со- вет Европы – «СЕ» также в программу своей деятельности включает вопро- сы, связанные с охраной культурного наследия.

Деятельность ЮНЕСКО и сотрудничающих с ней организаций регла- ментирована предписаниями Конвенций и Рекомендаций. Выполнение по- ложений Конвенций для стран-членов ЮНЕСКО является обязательным. Ис- полнение рекомендаций ЮНЕСКО носит добровольный характер. Перечень действующих основных международных документов ЮНЕСКО по сохране- нию недвижимых памятников включает:

1. Заключительный акт о защите культурных ценностей в случае воору- женного конфликта (Гаагская конвенция), Гаага, 14 мая 1954 г.

2. Рекомендация, определяющая принципы международной регламента- ции археологических раскопок, Нью-Дели, 5 декабря 1956 г.

3. Рекомендация о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, Париж, 19 ноября1968 г.

4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 16 ноября 1972 г.

5. Рекомендация об охране в национальном плане культурного и при- родного наследия, Париж, 16 ноября 1972 г.

6. Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансам- блей, Найроби, 26 ноября 1976 г.

Список документов Совета Европы по охране исторического наследия:

- Конвенция о защите архитектурного наследия Европы, Гранада, 3 ок- тября 1985 г;

- Европейская конвенция о защите археологических памятников, Валле- та, 16 января 1992 г.

Документы Европейского Союза ограничиваются двумя наименовани-


ями:


 

- Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13 ок- тября 1980 г. о защите европейского архитектурного наследия;

- Решение Совета от 17 июня 1994 г. о составлении плана действий Со- общества по охране культурного наследия.

Международные организации по охране культурного наследия под ру-


ководством ЮНЕСКО осуществляют сбор средств, исследования состояния памятников всемирного значения, проводят масштабные международные кампании по спасению памятников. Первая такая акция проведена в Перу (1950 год) в отношении памятников культуры древних инков, пострадавших от сильного землетрясения. Другим крупным мероприятием было спасение


 

от наводнения в 1966 году памятников Венеции и Флоренции. Самой мас- штабной акцией по спасению древних реликвий стало перемещение памят- ников древнего Египта из зоны затопления строящейся на реке Нил плотины. Выполнялись работы по проекту советских специалистов.

Несмотря на благородные намерения памятникоохранительных органи- заций, работа ЮНЕСКО зачастую испытывает сопротивление со стороны частных лиц и даже национальных корпораций. Причин тому несколько: воз- растающая ценность предметов древности на антикварном рынке, порожда- ющая спрос и контрабанду; удорожание проектов строительных работ, учи- тывающих защиту исторического наследия; ограничения, накладываемые режимом хозяйствования на использование ОКН и ОПН; отсутствие средств на содержание объектов культурного наследия и предметов искусства, и т.п..

Отношение к памятникам как общечеловеческой культурной ценности зародилось еще в древности в наиболее цивилизованных странах античного средиземноморья. В течение долгих двух тысячелетий оно утверждалось в умах прогрессивных представителей человечества как необходимое условие существования и развития цивилизованного общества. Только после ужасно- го потрясения, которому подверглось человечество в результате второй ми- ровой войны, правительства воевавших стран осознали необходимость со- здания международной системы охраны культурного наследия. В настоящее время создана развитая система международной охраны культурных ценно- стей, в том числе и памятников истории и культуры.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Роль и значение Первого Международного конгресса по охране памят- ников и произведений искусства.

2. Практическая деятельность Международного комитета музеев.

3. Направления работы Международной комиссии по охране культурного наследия.

4. Где и в каком году был организован первый национальный парк?

5. Укажите идеологические направления охраны природного наследия, формировавшиеся в Российском государстве.

6. Уникальность прусского опыта сохранения памятников природы.

7. Цель организации ЮНЕСКО.

8. Перечислите организации, работающие совместно с ЮНЕСКО.

9. Направления деятельности ИКОМОСа.

10. Назовите основные международные документы ЮНЕСКО.


 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Актуальные проблемы экономики культурного наследия / Под ред. А.Я. Рубинштейна – М.: Государственный институт искусствознания. 2016. – С. 25-30.

2. Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. М., 1987.

3. Бернард Фелден. Принципы сохранения культурных ценностей // Курьер ЮНЕСКО, 1981, апрель.

4. Белоярская, И.К. Монастырские комплексы Вологодской области: Прин- ципы современной реабилитации: автореф. дис. …канд. арх.: 18.00.04/ И.К. Белоярская. – СПб., 2002. – 19 с.

5. Белявский М. Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изу- чении истории СССР: учеб. пособие. – М., 1978.

6. Веденин Ю.А. Современные проблемы сохранения наследия // Культур- ное и природное наследие в региональной политике: Тез. докл. республ. науч.-практ. конф. Ставрополь, 1997. – С. 4 – 9.

7. Виноградов, М.В. Туристический комплекс как элемент региональной экономики // Сервис Plus, 2009, № 3 – С. 78-82.

8. Драчева Е.Л. Проблемы сохранения объектов культурного наследия ЮНЕСКО в России и за рубежом/ Научно-практический журнал «Россий- ские регионы: взгляд в будущее», выпуск № 2(том 3) 2016 – С.61-74.

9. Дьякова Р. История экскурсионного дела в СССР: учеб. пособие. – M., 1981.

10.Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республи- ки. М., 1979. 2 с.

11.Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25. 06. 2002 г. № 73-ФЗ. Ст. 34, п. 2.

12.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

13.Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников исто- рии и культуры СССР от 24. 01. 1986 г. № 33. П. 2. 5.

14.История России: Новейшее время. 1945– 1999 / Под ред. А. Б. Безбородо- ва. М., 1999. 118 с.

15.Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России: Этерна, М., 2012. 432 с.

16.Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции и со- глашения, рекомендации, декларации. М., 1991. С. 290 – 302.

17.Концепция сохранения и развития нематериального культурного насле- дия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, утверждёна при- казом Министерства культуры Российской Федерации № 267 от 17.12.2008.


 

18.Кулемзин А. М. Методика сохранения и использования памятников исто- рии и культуры: учеб. пособие для вузов / А. М. Кулемзин; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2009. – С. 87.

19.Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное куль- турное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные терри- тории в культурном и природном наследии регионов: Сб. науч. тр. М., 1994. 41 с.

20.Кулешова М.Е. Наследие и природно-культурный каркас территорий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 9, № 1, 2007.

21.Культурное наследие URL: https://kulturnoe-nasledie.ru.

22.Лихачев. Д.С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь, 2006, № 2. С. 23 – 37.

23.Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация: научно-информ. сб. / Рос. Гос. б-ка. Информкультура. – Вып. 2. – М.: Изд. РГБ, 2005.

24.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Инсти- тут русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999. С.391.

25.ООО «Компания МИС-информ». Отчёт по научно-исследовательской работе Анализ существующего уровня доступности культурного насле- дия, в том числе с использованием информационно- коммуникационных технологий, основные направления повышения информационной без- опасности. Книга 1, М., 2012. – 33 с.

26.ООО «Компания МИС-информ». Отчёт по научно-исследовательской работе «Анализ существующего уровня доступности культурного насле- дия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, основные направления повышения информационной без- опасности». Книга 1, М., 2012.– С. 40,41.

27.Официальный сайт Всероссийского общества охраны памятников исто- рии и культуры. URL: https://www.voopik.ru/voopiik/

28.Охрана памятников истории и культуры: Сборник документов. М., 1973.

139 с.

29.Охрана культурного наследия России XVII—X X вв.: Хрестоматия. М., 2000. Т. 1. – С. 430.

30.Полякова М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М. А. Полякова. – М.: Дрофа, 2005.– С.77

31.Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. Росстат. М., 2015.

С. 243.

32.Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?85 (дата обращения: 12.05.2011).

33.Русская усадьба на пороге X X I в.: Хмелитский сборник. – Смоленск, 2001. Вып. 3. – С. 124.

34.Сборник руководящих документов по управлению местами, являющими- ся всемирным культурным наследием. – М., 1996. – С. 18–80.


 

35.Спиридонова Ю.В. Генезис международной охраны культурного насле- дия в 1930-е гг. // NB: Философские исследования. – 2012. – № 3. – С. 184-209. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.3.56. URL: https://e-

notabene.ru/fr/article_56.html.

36.Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук. М.- Л., 1953. – С. 24.

37.Состояние историко-культурного наследия. URL.: https://www.voopik.ru/our-heritage/status-cultural-heritage/

38.Фетисова Т. А. Памятники культуры и музееведения // Новая культура по культурологии. Дайджест 1. – М., 1995. – С. 65.

39.ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева» Отчёт о научно- исследовательской работе по теме «Разработка принципов и методов мо- ниторинга объектов культурного наследия» (обобщающая книга), М., 2012. – С. 6.

40.Хранители наследия URL: https://hraniteli-nasledia.com/articles/utraty/84- utraty-istoriko-kulturnogo-naslediya-rossii-v-2015-godu/

41.Шульгин П.М. Возрождение и развитие памятников истории, культуры и природы на принципах уникальной исторической территории // II Меж- дународная конференция по сохранению и развитию уникальных истори- ческих территорий: тез. докладов. – М., 1992.

42. Economics and Heritage Conservation. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 1998.. P.s33.

43. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Conven- tion. UNESCO. WHC-99/2. 1999 (February).


 
Учебное издание Ревяко Игорь Иванович

 

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: