МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО выполнению контрольной РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ И МАРКЕТИНГ»
для специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
Тюмень 2011
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ВОПРОСОВ | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ | |
литература |
Теоретические основы науки управления
1. Сущность управления общественным производством в условиях
рыночных отношений. Взаимосвязь социально – экономических и
организационно-технических сторон управления. Соотношение
субъективных и объективных факторов управления. Формы и методы
использования экономических законов. Внешняя и внутренняя сфера.
2. Общие и специфические черты управления отраслями и отдельными
видами деятельности.
3. Особенности управления сельским хозяйством и другими отраслями
АПК.
4. Предмет и место науки управления в системе общественных и
экономических наук.
5. Теория и искусство управления.
6. Методы науки управления.
7. Задачи науки управления в развитии рыночных отношений.
8. Понятие и соотношение законов и закономерностей в управлении
производством.
9. Понятие принципов управления.
10. Экономические учения и формирование управленческих концепций
в зарубежных странах.
11. Понятие системы, элементы системы и взаимодействие элементов
системы.
12. Классификация систем, их характеристика, преобразование и
развитие.
13. Управляемая и управляющая подсистемы.
14. Системный подход в управлении.
15. Программно-целевое управление в АПК.
16. Объективная необходимость выделения иерархических уровней
управления. Ранжирование целей, функций и задач управления.
17. Понятие, значение и классификация функций управления.
18. Состав и содержание конкретных функций аппарата управления
сельскохозяйственного предприятия: общее (линейное) руководство,
оперативное планирование и управление производством, технологи-
ческая подготовка и управление производством, технологическая
подготовка и управление производством и т.д..
19. Структуры управления, ступени и звенья, их характеристика.
20. Требования к системам и факторы, влияющие на формирование
структуры управления.
21. Основные типы структур управления по принципам ступенчатости и
организационного построения производства, их характеристики.
22. Эволюция структур управления в условиях многообразия форм
собственности.
23. Основные направления совершенствования структур управления.
24. Типы структур управления совместных предприятий.
25. Структура управления по проекту.
Организация управления в различных формированиях АПК.
26. АПК как объект управления в условиях рыночных отношений.
27. Особенности сельского хозяйства как основного звена АПК.
28. Общие и специфические черты управления отраслями и отдельными
видами деятельности.
29. Органы управления отраслями АПК, их функции и структура.
30. Органы (структура) управления АПК на государственном (федераль-
ном уровне).
31. Классификация и характеристика организационно-правовых форм
хозяйствования как объектов управления АПК.
32. Основные типы структур управления и соответствие различным
организационно-правовым формам хозяйствования.
33. Особенности использования экономического механизма управления в
в различных организационно-правовых формах хозяйствования.
34. Коллегиальные органы управления, развитие их полномочий и
организация работы.
35. Органы управления инфраструктурой на различных уровнях иерархии
АПК, их место в структуре управления.
36. Управление в государственных унитарных предприятиях.
37. Управление в акционерных обществах.
38. Управление в производственном кооперативе.
39. Управление крестьянскими фермерскими хозяйствами и их ассоциации.
40. Управление в обществе с ограниченной ответственностью и дополни-
тельной ответственностью.
Организационно-экономический механизм и методы управления
41. Сущность и содержание организационного механизма управления
АПК, его особенности на современном этапе.
42. Взаимосвязь организационного механизма с организационно-распоряди-
тельными методами управления.
43. Содержание нормативно-правовых актов регулирования отношений
управления в различных организационно-правовых нормах хозяйствования.
44. Правовое регулирование межотраслевых связей в АПК.
45. Составные части и экономические рычаги управления АПК: бюджет,
кредит, налоги, страхование, внешнеэкономическая деятельность, ма
териальное стимулирование труда и производства и др.
46. Взаимосвязь социально-психологического механизма и методов
управления. Понятие, роль и особенности социально-психологических
методов управления.
47. Личность как объект и субъект управления. Структура психологии
личности и особенности её использования в управлении. Направленность
личности, темперамент, характер и особенности.
48. Психология организаторской деятельности руководителя. Понятие и
формирование авторитета.
49. Стиль работы хозяйственных руководителей. Современные требования к
стилю управления.
50. Цели и задачи и содержание комплексного проектирования и рациона-
лизации системы управления в АПК.
51. Методология и методика определения экономической эффективности
управления сельским хозяйством и АПК,
52. Пути повышения экономической и социальной эффективности
управления АПК.
Технология управления по видам деятельности в предприятиях и организациях АПК
53. Сущность информации и её роль в управлении производством.
54. Современная материально-техническая база информационной деятельности.
Нормативные акты, регулирующие документирование информации.
55. Документация и делопроизводство и их роль в системе управления.
56. Совершенствование документационного обеспечения управления на
предприятиях АПК. Использование компьютерных технологий подготовки,
использования, организации и поиска документальной информации.
57. Понятие, роль и место управленческих решений в системе управления
предприятием, их типы.
58. Процесс выработки и принятия управленческих решений.
59. Нововведения как объект управления. Классификация новаций и иннова-
ционных процессов. Государственная поддержка инновационной
деятельности.
60. Отечественный и зарубежный опыт управления инновациями.
61. Управленческие инновации в целях, структуре, задачах, технологии,
персонале предприятий. Эффективное управление инновациями.
62. Основные функции и задачи финансовых органов. Политика и методы их
работы в АПК.
63. Методы финансового воздействия на хозяйственную деятельность
субъектов собственности и агропромышленных формирований.
64. Управление внешнеэкономической деятельностью. Основные этапы
развития внешних связей, организационная структура управления ВЭС,
основные органы и их функции.
65. Правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятий и
организаций. Участники внешнеэкономических связей. Порядок регистра
ции и лицензирования внешнеэкономической деятельности.
Организация и оценка труда работников управления АПК.
66. Социально-экономическая роль кадров. Изменение требований к
кадрам при переходе к рынку. Управленческие кадры.
67. Система работы с кадрами и её элементы: планирование потребности
в кадрах предприятия, подбор, расстановка, подготовка, переподготовка,
повышение квалификации, организация резерва кадров, воспитательная
работа.
68. Программа занятости населения и организация работы с биржей труда.
Управление занятостью населения, подготовкой и переподготовкой кадров
69. Методы и технология оценки руководителей и специалистов.
70. Определение штатной численности и квалификационного состава
управленческого персонала.
71. Мотивы труда и их использовании в управлении производством.
72. Материальное стимулирование руководителей и специалистов. Принципы
и условия их оплаты. Формирование фонда оплаты.
73. Формы морального стимулирования труда руководителей и специалистов
74. Сущность и содержание управленческого труда.
75. Пути повышения эффективности управленческого труда.
76. Организация собственного труда. Личное планирование. Техника личной
работы. Информационные системы для руководителей и специалистов.
Маркетинг в АПК
Теория и практика маркетинговой деятельности
77. Историческое развитие маркетинга, сущность маркетинга как концепции
и функции управления.
78. Маркетинг, как экономический процесс формирования и воздействия на
рынок и сбалансированного соотношения объёмов производства и
потребления.
79. Меры государственного регулирования маркетинга АПК.
80. Отечественный и зарубежный опыт маркетинга.
81. Содержание процесса управления маркетингом. Функциональный,
институциональный и поведенческий подход в анализе процесса
управления маркетингом.
82. Принципы и методы управления маркетингом.
83. Конкретные функции управления маркетингом
84. Служба управления маркетингом в структуре управления на предприятии
85. Управление маркетингом на общенациональном и региональном уровнях
межотраслевой, территориально-отраслевой аспекты.
86. Источники и требования к маркетинговой информации: новизна,
понятность, доступность, полезность.
87. Содержательный анализ информации о маркетинге: потребительские
свойства продукции, исследования рынка, торговые и распределительные
операции, изучения средств информации.
88. Методы сбора и обработки информации о внешней и внутренней среде
маркетинга.
89. Использование ЭВМ в информационных системах маркетинга.
90. Аналитические методы решения проблем маркетинга: линейное програм-
мирование, теория массового обслуживания, моделирования, сетевое
планирование.
91. Маркетинговые исследования в АПК.
92. Основные факторы маркетинговой среды (микросреда, макросреда)
93. Экономический и маркетинговый смысл и содержание сегментирования
рынка.
94. Позиционирование товара на рынке.
95. Выбор стратегии охвата рынка.
96. Выбор стратегии маркетинга на предприятиях АПК.
Инструментальный маркетинг
97. Совместная предпринимательская деятельность: лицензирование;
подрядное производство; управление по контракту; совместные предприятия
98. Товарная политика - её экономическая сущность; её роль и место
в экономическом процессе маркетинга.
99. Товар и товарная единица. Основы классификации товаров. Определение
товарной марки.
100. Основные функции упаковки.
101. Роль нововведений в системе маркетинга. Нововведения как средство
повышения эффективности деятельности предприятий.
102. Стратегия разработки новых товаров.
103. Жизненный цикл товара.
104. Товарная политика в АПК.
105. Каналы распределения и товародвижения. Посредники (дистрибьюторы)
и их функции.
106. Решения по проблемам товародвижения. Природа товародвижения. Цели
товародвижения.
107. Виды рынков, выбор рынков. Соотношение и экономическая взаимосвязь
субъектов предложения и объектов спроса в различных видах рынков.
108. Методы распространения товара: розничная и оптовая торговля.
109. Виды розничных торговых предприятий. Классификация по формам
собственности.
110. Маркетинговые решения розничного торговца: о целевом рынке,
товарном ассортименте и комплексу услуг, о ценах, о методах стиму-
лирования, о месте размещения предприятия.
111. Субъекты оптовой торговли. Функции оптовой торговли.
112. Виды предприятий оптовой торговли. Маркетинговые решения
оптовика.
113. Виды и формы рынков в аграрной экономике АПК.
114. Ценовая политика, её экономическая сущность, роль и место в
экономическом процессе маркетинга.
115. Рыночные механизмы ценообразования.
116. Ценовая и неценовая конкуренция. Рынок чистой конкуренции.
117. Определение спроса. Методы оценки кривых спроса. Эластичность спроса
118. Расчёт цены на основе безубыточности обеспечение целевой прибыли.
119. Ценовая политика в мировом рынке.
120. Процесс установления цен на товары.
121. Установления цены подлинную новинку: стратегия «снятия сливок»,
стратегия прочного внедрения на рынок.
122. Реакция потребителей на изменение цен. Реакция конкурентов на
изменение цен. Реакция предприятия на изменение цен.
123. Ценовая политика в АПК.
124. Формы и методы использования рекламы: общественный характер,
способность к увещеванию, экспрессивность, обезличенность.
125. Масштабы и значение рекламы в продвижении товаров. Характеристики
(положительные и отрицательные). Возможные цели рекламы. Оценка
результатов.
126. Пропаганда как составная часть деятельности по организации
общественного мнения (паблик рилейшнз)
127. Комплекс стимулирования продукции АПК.
128. Цели и задачи маркетингового планирования. Маркетинговое планиро-
вание и маркетинговые программы.
129. Принципы построения структур управления маркетингом предприятий
АПК.
130. Особенности маркетинга сельскохозяйственной продукции и продуктов
питания в подкомплексах АПК.
131. Особенности маркетинга продукции растениеводства (зерно, технические
культура, картофель и овощи, плоды, ягоды и виноград, корма).
132. Особенности маркетинга животноводства (скотоводство, свиноводство,
овцеводство, птицеводство).
133. Маркетинг предприятий снабжения и производственной инфраструктуры
АПК.
134. Особенности маркетинга услуг в АПК.
135. Особенности некоммерческого маркетинга в АПК.