Понятия симболария, текста и тезауруса культуры




 

Симболарий культуры – это совокупность знаков различных семиотических систем, обладающих культурной семантикой. Так, совокупность репрезентаций концепта «Любовь» образует его культурный симболарий. Единицы культурного симболария появляются и функционируют в том или ином культурном тексте – знаковом пространстве, неодно-родном или однородном по своей семиотической природе.

Для понятия культурного текста безразличен факт лингвистической выраженности. В. Н. Телия отмечает: «Текст культуры – любого вида знаковое пространство, во временных рамках которого имеет… место культурномаркированная деятельность…» [1999, 20 ]. Культурный текст является полем презентации концепта культуры. Для культурного теста безразличен факт лингвистической выраженности. Так, картина Тициана «Любовь божественная и любовь земная», трактат Стендаля «О любви», скульптуры Афродиты, иконы Богоматери и подобное представляют собой культурные тексты, репрезентируемые одним из языков культуры – языком скульптуры, живописи, естественным языком. Более сложную природу имеют такие культурные тексты, как кино, драматическая постановка, опера, обряд и пр.

Для их презентации используются два и более языков культуры. Например, обряд шествия с плугом (авсень) репрезентируется системой артефактов (искусственно созданных предметов), магических действий, пением заклинательных песен. Перед Святками имитировали процесс пахания земли, при этом заклинали плуг, пели засевальные песни («На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито пшеницу и лукавую пашницу»), поскольку русский крестьянин верил не столько в силу орудия, сколь-ко в силу заклинания, которое могло заставить орудие делать то, что надо. Для выдуманного посева собирали зёрна со всех дворов. Считалось, что такая «подготовка» к посеву обеспечит хороший урожай.

Культура часто отождествляется с текстом. Для этого есть определённые основания. Культура, как и текст, представляет собой комплекс информации. Культура, как и текст, характеризуются структурой. (Структура культуры проявляется в её внутреннем единстве, иерархии ценностей, противопоставленности одной культуры другой.)

Отношения культуры с другими культурами часто сопоставляются с отношениями интертекстуальности, то есть связи одного текста с другими текстами. Отношения культура – некультура аналогичны оппозиции текст – внетекстовая деятельность. При этом упускается из виду одно из важных обстоятельств: культура, в отличие от текста, не имеет ясно обозначенных границ. При многообразии сходств правильнее было бы говорить о привативных (отношение части и целого) связях культуры и текста. Текст всегда составляющая культуры. Это выражается в том, что текст нуждается во внешнем факторе: в авторе, читателе, другом тексте. Иначе текст исключается из культуры и перестаёт существовать.

Текст культуры играет ту или иную социальную роль, которая выражается в способности обслуживать определённые потребности создающего текст коллектива. Текст целостен и идиоматичен. Эти его признаки особенно ярко подчёркивает явление текста в тексте, то есть явление, когда «обломок» текста, вырванный из своих естественных смысловых связей, механически вносится в другое смысловое пространство. Здесь он может играть роль смыслового катализатора, менять характер основного смысла, остаться незамеченным.

Текст в тексте отражает переключение из одной семиотической системы в другую, создаёт мощный импульс для генерирования смысла. Изменение способа кодирования повышает условность текста, подчёркивает его границы. Примером текста в тексте может быть пьедестал скульптуры, рамка картины, цитаты и эпиграфы. Другие тексты могут вводиться в текст фрагментарно. В этом случае предполагается, что адресат развернёт эти зёрна в тексты. Такие включения могут читаться и как однородные с окружающим их текстом, и как разнородные с ним. Примером текста в тексте является памятник Николаю I, выполненный по проекту А.А.Монферрана скульптуром П. И. Клодтом и установленный на площади перед Исаакиевским собором. Кроме скульптуры царя и коня, отдельные тексты представляют собой скульптуры, рельефы и барельефы пьедестала. Скульптуры четырёх женщин олицетворяют Правосудие, Силу, Веру и Мудрость, то, чего, пожалуй, не хватало царю. Рельефы изображают русское, славянское и кавказское оружие, напоминая о военных победах России и намекая на её слабость во время правления Николая I. Барельефы – подавление восстания в 1825 г.; подавление холерного бунта в июне 1831 г.; награждение М. М. Сперанского, проходившее в Грановитой палате в 1832 г., за издание полного свода законов; поездка по только что открытой Московской железной дороге (1851 г.) – повествуют о незначительных делах царя за 30 лет царствования.

В каких отношениях находятся симболарий культуры и текст культуры? Понятия симболарий культуры и текст культуры являются смежными. И культурный симболарий, и культурный текст представляют собой совокупность культурно маркированный знаков.

Однако симболарий культуры включает в себя парадигматический аспект этой совокупности (перечни культурно маркированных знаков), а текст культуры – синтагматический, функциональный.

Систематизация отношений между смыслами, репрезентированными единицами культурного текста, приводит к получению тезауруса культуры. Тезаурус культуры – это упорядоченное представление содержания текста. Тезаурус культуры по отношению к текстам культуры является неким инвариантом, конструктом, представляющим собой абстрактную модель действительности. В этом смысле понятие тезауруса культуры совпадает с понятием концептуальной картины мира. Можно сказать, что тезаурус культуры – это структурированная картина мира.

Тезаурус культуры включает в себя не только объективную модель мира, но и ту или иную аксиологическую иерархию. Так, представление тезауруса концепта «Жизнь» связано:

1) с собиранием единиц разных языков, текстов, которые его репрезентируют;

2) с определением их смысловых аспектов;

3) со систематизацией этих смысловых отношений как тождественных, привативных, эквиполентных, актуальных, неактуальных и др.

Взаимосвязь рассмотренных понятий отразим на рисунке 2.

 

Знаковое пространство культуры С → семиотические ряды И М Б → семиотические ряды О Л А → семиотические ряды Р И Й → семиотические ряды ↑ Тексты культуры ↑ Коды культуры
  Ментальное пространство культуры     А → тезаурусы культуры Р Х Е Т ↑ И П Ы→ концепты

 

Рис. 2. Семиотический и ментальный аспект культуры

Культурные тексты и образуемые ими тезаурусы определяют как вторичные моделирующие знаковые системы. Так, например, литературную модель романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», художественный мир этого романа семиологии определяют как вторичную моделирующую знаковую систему. Вторичными эти системы называются потому, что материалом для них служит естественный язык или средства другого языка, которым они пользуются. Эти системы являются искусственно созданными. Они отличаются от системы естественного языка и строятся по его образу и подобию.

 

Литература

Алефиренко, Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н. Ф. Алефиренко.– М.: Academia, 2002.

Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт.– М.: Прогресс, 1984.

Кравченко, А. В. Классификация знаков и проблема взаимосвязи языка и знания / А. В. Кравченко // Вопр. языкознания.– 1999.– № 6.

Красных, В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных.– М.: Гнозис, 2002.

Ковшова, М. Л. Культурный код как элемент культурной интерпре-тации фразеологизмов в лингвокультурологической парадигме исследо-вания / М. Л. Ковшова.– Тула: Петровская Гора, 2007.

Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт ис-следования / Ю. С. Степанов.– М.: Академ. проект, 2001.

Телия, В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры / В. Н. Телия // Фразеология в контексте культуры.– М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1999.

Шаумян, С. О. понятии языкового знака / С. О. Шаумян // Язык и культура. Факты и ценности: К 70-летию Ю. С. Степанова / Под ред. Е. С. Кубряковой.– М.: Шк. «Яз. славянской культуры», 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: