Словарь основных терминов




История изобразительного искусства

 

 

Учебно-методический комплекс подготовлен:

Омельяненко М. В., канд. искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения, СПбГУКИ

 

Аннотация содержания дисциплины: Курс «История изобразительного искусства» посвящен ознакомлению студентов с основным содержанием истории и теории изобразительного искусства различных эпох и регионов мира. На лекционных занятиях рассматриваются важнейшие понятия истории искусства, специфические для этой сферы выразительные средства, а также стилистические и идейные особенности изобразительного искусства в большие художественные эпохи – от древности до современности.

 

Цели и задачи учебной дисциплины

 

Целью изучения данной учебной дисциплины является формирование представления об основных понятиях и основных этапах развития изобразительного искусства.

Задачами изучения данной учебной дисциплины являются:

- усвоение содержания основных понятий, связанных с историей и теорией изобразительного искусства, его сюжетами, выразительными средствами и техниками;

- представление основных этапов развития изобразительного искусства от древности до современности, их особенностей и важнейших памятников живописи, скульптуры и графики в каждый из периодов;

- знакомство студентов с важнейшими региональными художественными традициями и национальными школами искусства, в том числе отечественной;

- знакомство студентов с современным искусствоведческим подходом к феномену стиля в истории изобразительного искусства и современными научными взглядами на эволюцию стилей и художественных направлений.

 

 

Содержание учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия искусства Понятие «История изобразительного искусства». Цель, задачи и предмет дисциплины. Структура курса. Основная терминология. Общий историографический обзор темы. Основные понятия научного исследования истории искусства: Виды и жанры искусства. История основных техник изобразительного искусства. Содержание и функции искусства в различные исторические эпохи. Взаимоотношения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Понятия монументального и станкового изобразительного искусства. Понятия «стиль», «художественное направление», «манера художника». Общая хронология развития мирового искусства.
2. Тема 2. Искусство Древнего Египта, Древнего Востока и античности Проблема происхождения изобразительного искусства и общая характеристика изобразительной деятельности первобытного человека (скульптура и росписи палеолита; принципы композиции эпохи неолита). Специфика искусства цивилизаций Древнего мира в целом. Древний Египет в 3 – 1 тыс. до н. э.: Влияние религиозных воззрений на формирование древнеегипетского искусства. Архитектура. Скульптура. Росписи. Искусство народов Междуречья в 3 – 1 тыс. до н. э. Основные особенности архитектуры и искусства. Памятники скульптуры древних шумеров, Аккада, Вавилона, Нововавилонского царства, Ассирии. Понятие крито-микенской культуры. Памятники искусства Крита и Микен в 2 тыс. до н. э. Древняя Греция: историческое значение и основные черты архитектуры и искусства античной Греции. Эволюция стиля греческой скульптуры. Основные памятники греческой скульптуры и вазописи VII – I вв. до н. э.. Восприятие искусства Древней Греции в последующие эпохи. Древний Рим и его искусство и архитектура в I – IV вв. Отношение искусства Древнего Рима к греческой античности. Особенности архитектуры Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Принципы изображения в мозаиках и росписях Древнего Рима. Фаюмский портрет. Значение древнеримского искусства для последующих эпох.  
3. Тема 3. Искусство Византии и средневековой Западной Европы Распад Римской империи и формирование новых изобразительных традиций и функций изобразительного искусства. Принципы изображения в росписях раннехристианских катакомб и в изобразительном искусстве Византии. Архитектура и искусство Византии в V – XV вв.: функции в рамках христианского религиозного культа, содержание искусства и основные задачи в сакральном помещении, особенности архитектуры храма и его устройства. Византийские мозаики и росписи V – X вв. и воплощения византийской изобразительной традиции в Западной Европе и в Древней Руси. Общая характеристика средневековой художественной культуры в Западной Европе до XIV в. Памятники искусства раннего Средневековья. Особенности романского стиля (в архитектуре и скульптурном декоре) и основные памятники романского стиля в Европе IX – XI вв. Понятие готического стиля в архитектуре и искусстве, основные особенности и эволюция выразительных средств и конструкций. Основные памятники готической архитектуры XII – XIV вв. Готическая скульптура и витраж. Понятие интернациональной готики и развитие живописи в позднесредневековой Северной Европе.
4. Тема 4. Искусство итальянского Ренессанса и Северной Европы в XV – XVI вв. Понятие Ренессанса. Задачи мастера изобразительного искусства в эту эпоху (скульптура и живопись). Периодизация итальянского Возрождения и основные черты раннего периода, кватроченто и Высокого Возрождения. Влияние на развитие ренессансного искусства гуманистических идей и античных традиций – новый круг тем и новые черты в интерпретации библейских сюжетов. Особенности храмовой и дворцовой архитектуры данного периода и ее скульптурного и живописного декора. Феномен станковой картины. Основные техники и материалы скульптуры и живописи итальянского Ренессанса. Особенности искусства регионов (Флоренция, Рим, Венеция). Крупнейшие мастера изобразительного искусства итальянского Ренессанса и их шедевры. Искусство итальянского Ренессанса в Эрмитаже. Понятие Северного Возрождения. Особенности художественных школ Нидерландов и Германии XV – XVI вв.: основные отличия от искусства Италии в эпоху Ренессанса. Изобретение масляной техники в живописи и особенности работы художников-графиков на Севере Европы. Искусство Нидерландов от братьев Ван Эйк до П. Брейгеля. Коллекция нидерландской живописи в Эрмитаже. Искусство Германии XVI в.: крупнейшие мастера и их значение в дальнейшем развитии европейского искусства. Графика Нидерландов и Германии XV – XVI вв.
5. Тема 5. Искусство Нового времени Искусство Нового времени в Европе - общая характеристика художественного периода. Искусство XVII в. Общая характеристика стилистических явлений и национальных школ. Италия конца XVI – XVII вв. Формирование пейзажа, натюрморта и бытовой картины как самостоятельных жанров живописи. Основные мастера и направления живописи рубежа веков. Стиль барокко и его основные задачи и особенности. Система выразительных средств барокко в архитектуре, живописи и скульптуре. Барокко в Европе в целом – регионы и время существования; сферы применения; основные представители. Живопись Испании (конец XVI – XVII в.): основные представители и особенности искусства региона. Искусство Франции XVII в. Общая характеристика: придворное искусство и создание Академии изящных искусств; сосуществование барокко и классицизма во Франции. Стиль классицизм в Европе: общая характеристика его проявлений в живописи, графике и скульптуре. Эволюция стиля классицизм в живописи и скульптуре XVII – XVIII вв. в Европе. Феномен академического образования. Крупнейшие мастера стиля классицизм в живописи и скульптуре. Искусство Фландрии XVII в.: общая характеристика особенностей национальной школы живописи и творчество П. П. Рубенса. Искусство Голландии XVII в. Особенности национальной школы в целом. Трактовка портрета, натюрморта, пейзажа и бытового жанра в Голландии. Рембрандт – общая характеристика творчества. Искусство XVIII в. в Европе: Общая характеристика стилистических особенностей периода, художественного образования в Европе и развития основных национальных школ. Развитие графики, скульптуры и живописи в этот период. Венецианская школа искусства и новая трактовка пейзажного жанра. Французская школа: основные явления во французском искусстве XVIII в. – рококо, неоклассицизм, искусство французского Просвещения. Стиль рококо во Франции и Европе. Основные идейные особенности и выразительные средства. Живопись французского рококо на примере творчества Ф. Буше. Английская школа живописи в XVIII в.: общая характеристика; бытовой жанр в творчестве У. Хогарта, развитие английского портрета. Искусство Нового времени в Эрмитаже.
6. Тема 6. Основные тенденции европейского искусства XIX в. – XX в. Неоклассицизм рубежа XVIII – XIX вв. в европейском искусстве. Понятие романтизма как художественного направления. Романтизм в изобразительном искусстве XIX в.: Ф. Гойя; особенности английского, французского и немецкого романтизма в живописи, графике и скульптуре. Реалистические тенденции во французском искусстве XIX в.: реформа пейзажного жанра и другие жанровые новации XIX в.; творчество К. Коро, барбизонцев и Г. Курбе. Новаторство Э. Мане и представителей импрессионизма и постимпрессионизма во второй половине XIX в. Понятие символизма в европейской графике, скульптуре и живописи XIX в. Стиль модерн в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Европы и России конца XIX – начала XX в. Новейшие течения в искусстве Западной Европы первой трети XX в.: фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. Основные представители этих направлений. Влияние западноевропейских художников на формирование феномена русского авангарда. Основные тенденции развития мирового искусства середины и второй половины XX в. и современности. Понятия модернизма и постмодернизма в исследованиях культуры XX в. и современного художественного творчества. Понятие концептуального искусства. Развитие традиционных форм искусства в Новейшее время и формирование новых видов творчества в сфере визуальных искусств, начиная с XX в. Новые приемы и технологии в визуальных искусствах. Новые практики представления и экспонирования произведений искусства. Новые тенденции в обсуждении задач художника, взглядов на феномен творчества, представлений об оценке художественной и исторической значимости произведения искусства.
7. Тема 7. Отечественное искусство IX – XX вв. Принципы византийской художественной культуры средних веков и их влияние на древнерусское искусство и архитектуру. Роль изображений в православной христианской традиции; их место в пространстве храма и функция в богослужении. Росписи древнерусских храмов: основные памятники и крупнейшие мастера. Иконопись региональных художественных школ Древней Руси. Крупнейшие мастера-иконописцы Древней Руси и их значение в отечественном культурном наследии. Восприятие иконописных традиций в последующие эпохи и их интерпретация в декоре современных православных храмов. Религиозное и светское искусство Руси накануне петровских культурных реформ. Роль петровских реформ в эволюции русского искусства. Основные события и стили отечественного искусства XVIII – XIX вв.: классицизм, романтизм, реализм. Роль Академии Художеств в истории развития русского изобразительного искусства. Русский портрет XVIII – нач. XX вв. от петровского времени до В. Серова: эволюция жанра и основные представители. Исторический и религиозный жанр в искусстве России с к. XVIII в.: основные тенденции и крупнейшие мастера. Понятие национального пейзажа и отечественные мастера пейзажного жанра XIX - нач. XX вв. Бытовой жанр в русском искусстве и феномен творчества В. Перова и передвижников. Художественное объединение «Мир искусства» (рубеж XIX – XX вв.). Формирование и развитие русского авангарда в начале XX в.: основные направления и мастера, задачи русских художников-новаторов. Развитие русской художественной критики и научного исследования искусства в XIX – XX вв. Коллекция ГРМ как представление основных этапов развития отечественного искусства. Феномен искусства советского периода – основные особенности и эволюция. Формирование современной системы жанров. Идеологические задачи монументальных форм изобразительного искусства. Основные памятники монументальной скульптуры советского периода. Понятие социалистического реализма. Жанровые и тематические предпочтения в живописи и графике. Тема труда и войны в творчестве советских мастеров. Искусство советских республик. Особенности профессионального образования художников в советский период. Феномен неофициального искусства второй половины XX в. в СССР. Современная оценка изобразительного искусства СССР. Роль художников Санкт-Петербурга и Ленинграда в развитии отечественной художественной культуры XVIII – XXI вв. Основные представления о целях и принципах современного отечественного искусства и художественной критики. Место отечественного искусства в мировом художественном и архитектурном наследии.
8. Тема 8. Искусство Ближнего и Дальнего Востока и Нового света Искусство и архитектура Ближнего Востока от древности до современности. Основные черты, крупнейшие памятники в скульптуре, живописи и графике. Особенности искусства в связи с появлением и распространением ислама. Влияние искусства Ближнего Востока на отдельные события в эволюции западноевропейской живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства разных времен. Дальний Восток от древности до XX в.: Общая характеристика особенностей искусства и архитектуры региона, их отношения к религиозным системам, доминирующим на этой территориии. Искусство Древнего и средневекового Китая. Росписи и скульптура Индии. Общая характеристика японского искусства в средние века и Новое время. Влияние Японии и других регионов Дальнего Востока на художественную жизнь Европы в Новое и Новейшее время. Общая характеристика искусства Нового света от древности до XX в. Ранние этапы развития искусства и архитектуры у народов Центральной и Южной Америки. Влияние европейских традиций на искусство и художественное образование в Новом свете в XIX в. Архитектура и монументальное искусство стран Центральной и Южной Америки в Новейшее время. Особенности искусства и архитектуры в США в XIX - XX вв.: основные направления от романтизма до абстракционизма Дж. Поллока и течений второй половины XX в. Роль деятельности музеев США, художественной критики и искусствоведения этого региона в современной культурной жизни в целом.

Словарь основных терминов

 

 

Аль фреско Разновидность стенной живописи, письмо по свежей известковой штукатурке
Анималистический жанр Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных, сочетает естественнонаучные и художественные начала
Атрибут Устойчивый отличительный признак персонажа или предмета, символический знак его функции, сущности, занятия
Барокко Художественный стиль зародившийся в конце 16 века в Италии и распространившийся в других странах Европы в 17-18 веках, термин получил распространение в 19 веке, характерно стремление к синтетичности, ансамблю, энергичность, жизнеутверждающий характер, контрастность, динамичность, напряженность, сияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального, пышность, экзальтация и т.п.
Батальный жанр Жанр изобразительного искусства (в основном живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни
Бытовой жанр Жанр в изобразительном искусстве, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной и общественной жизни человека, крестьянского, городского, дворянского, купеческого и т.п. быта
Гравюра Вид графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования
Графика Вид изобразительного искусства, как и живопись – на плоскости, как правило на бумаге, часто – в один цвет или с ограничением цветовой гаммы, подразделяется на уникальную (рисунок) и печатную (тиражную) графику, основные выразительные средства – линия и пятно
Живопись вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу, а также при помощи цифровых технологий
Иконография Система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета
Исторический жанр Жанр изобразительного искусства посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества
Классицизм Художественное направление и стиль европейского искусства 17- начала 19 века, признающее высшим образцом античное искусство эпохи классики
Композиция Построение художественного произведения обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника, важнейший структурный принцип произведения, организующие взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность
Круглая скульптура Один из двух основных видов скульптуры, в отличие от рельефа – ее произведения могут восприниматься при круговом обходе с разных точек зрения
Линейная перспектива Изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрического метода центральной проекции: из выбранной точки пространства мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета; на пути лучей ставят условную плоскость, на которой надо получить плоское изображение; его получают фиксируя пересечение проведенных лучей с плоскостью
Манера Художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных технических и стилистических особенностей в творчестве художника
Масляная живопись Разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками.
Мелкая пластика Наиболее распространенная разновидность скульптуры, отличающаяся небольшими размерами
Мифологический жанр Жанр изобразительного искусства посвященный богам и героям, событиям о которых рассказывают мифы древних народов
Монументальная живопись Род живописи, относящейся к монументальному искусству – живопись непосредственно связанная с архитектурным сооружением, украшающая его стены, потолки, своды, полы.
Монументальная скульптура Скульптура больших размеров культового или мемориального характера, устанавливающаяся в городском или пейзажном пространстве и в связи с ним
Набросок Рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником в качестве краткой фиксации отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника
Натюрморт Жанр изобразительного искусства показывающий неодушевленные предметы размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу
Отливка Процесс воспроизведения скульптурного оригинала или его гипсовой копии посредством заполнения форм (предварительно снятых с этой модели) жидким затвердевающим веществом (гипс, цемент, расплавленный метал)
Офорт Вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами
Пейзаж Жанр изобразительного искусства изображающий естественную или преобразованную человеком природу, окружающую среду, виды гор, рек, лесов, городов и т.п.
Портрет Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей
Пропорция Закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом
Ракурс Сокращение размеров и формы реальных и воображаемых предметов и фигур при их удалении от глаза по законам линейной перспективы
Рельеф Один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры объемные пластические формы рельефа располагаются на плоскости и ориентируются на нее, а пространственные отношения могут передаваться условно, сокращенно, формы же – уплощаться
Рефлекс В живописи и графике отсвет, отраженный свет и цвет на какой-либо поверхности
Рококо Стиль европейского искусства второй половины 18 века, проявившийся преимущественно в архитектуре и ДПИ, обращенный к камерности, домашнему обиходу, характеризующийся причудливостью и вычурностью в орнаменте, вниманием к удобству человеческого быта, в живописи и скульптуре – характерна асимметрия, легкомыслие, изящество, легкие краски, светские любовные сюжеты
Светотень Градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду
Скульптура Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве
Станковая живопись Род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения, основной формой является картина в раме
Станковая скульптура Род скульптуры равной, чуть меньше или чуть больше натуральной величины (в противоположность мелкой пластике и монументальной скульптуры)
Стиль Устойчивое единство художественно-образной системы, выразительных средств искусства, склад речи, слог, манера письма, в искусствоведении – от индивидуальной манеры художника, характеристики признаков какой-либо группы памятников или художественного направления внутри исторического периода, до трактовки понятия стиль как суммы устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

а) основная литература:

  1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Издательство В. Шевчук, 2010. – 368 с.
  2. Всеобщая история искусства: живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. и науч. ред. Т.М. Котельникова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 415 с.: ил.
  3. Гомбрих Э. История искусства. - М.: Искусство - XXI век, 2014. - 688 с.
  4. Ильина Т. В. История искусства. Западноевропейское искусство. М.: Высш. шк., 2009.- 368 с.

 

б) дополнительная литература:

 

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика. – Спб.: Азбука, 2007. – 464 с.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.

3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.

4. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001. - 544 с.

5. Вёльфлин Г. Классическое искусство. – СПб.: Алетейя, 1999. – 326 с.

6. Вентури Л. От Мане до Лотрека. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.

7. Вентури Л. Художники Нового времени. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.

8. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М.: В. Шевчук, 2004. – 232 с.

9. Виппер Б.Р. Искусство Мексики. От древнейших времен до наших дней. - М., Л., 1960. – 192 с.

10. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 384 с.

11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т. – М.: Искусство, 1977. – 526 с.

12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.

13. Воронова О. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 109 с.

14. Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 528 с.: ил.

  1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.

16. Даниэль С.М. Европейский классицизм. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 304 с.

  1. Даниэль С. М. Искусство видеть. – СПб.: Амфора, 2006. – 206 с.

18. Даниэль, С. Рококо: От Ватто до Фрагонара / С. Даниэль. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 336 с.

19. Ермонская В.В. Что такое скульптура. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 54 с.

20. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.: ил.

  1. История искусства зарубежных стран 17-18 веков: учебник: [рек...] / Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. изобраз. искусства, СПб. гос. академ. ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Рос. акад. художеств; ред. В. И. Раздольская. - Изд. 3-е, перераб. - Москва: В. Шевчук, 2009. - 499 с.: ил.

22. История искусства зарубежных стран. В 2-х тт. М., Изобразительное искусство, 1980-1982. -Том 1. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность. /Под ред. М.В., Доброклонского, М., Изобр.искусство,1980 - 408с.

23. История русского искусства. В 2т. Т.1. Искусство X - первой пол. XIX века. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. – М.,1979. - 361с.

24. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй пол. XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. - М., 1980, - 600с.

25. Кларк К. Нагота в искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 480 с.

26. Кларк К. Пейзаж в искусстве. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 304 с.

27. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2005. — 528 с.

28. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ,1998. - 704 с.: ил.

29. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.

30. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. — СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.

31. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 320 с.

32. Пунин А.. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство, 2008. – 464 с.: ил.

33. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Среднее царство. Новое царство. - СПб.: Азбука-Классика, 2010, 656 с.: ил.

34. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.

35. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX в. Классицизм, романтизм. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 368 с.: ил.

36. Ревалд Дж. История импрессионизма. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 480 с.: ил.

37. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 512 с.: ил.

38. Семенов В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век, 2008. -592с.

39. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – М.: Искусство, 1989. – 256 с.

40. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. – 504 с.

41. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 504 с.

42. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. - СПб.: Азбука-классика, 2009. – 640 с.

43. Турова В.В. Что такое гравюра. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 160

44. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.

45. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.

46. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.

47. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.

48. Шелешнева-Солодовникова Н. Латиноамериканское искусство XVI-XX веков. – М.: Ленанд, 2008. – 392 с.

  1. Янсон Х.В. Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., Икар, 1996.-512 с.

 

 

в) электронные ресурсы

  1. www.arthistory.ru - Сайт «История изобразительного искусства»
  2. www.hermitage.ru – официальный сайт Государственного Эрмитажа, соответствующие разделы сайта
  3. https://rusmuseum.ru/museum/ - официальный сайт Государственного Русского музея
  4. https://ru.wikipedia.org/ Википедия

 

Задание к экзамену

 

1. Самостоятельно подготовленный вопрос из истории зарубежного или отечественного изобразительного искусства.

 

2. Собеседование по курсу (общие понятия, периодизация истории искусства и основные особенности больших художественных периодов, термины из словаря)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: