История изобразительного искусства
Учебно-методический комплекс подготовлен:
Омельяненко М. В., канд. искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения, СПбГУКИ
Аннотация содержания дисциплины: Курс «История изобразительного искусства» посвящен ознакомлению студентов с основным содержанием истории и теории изобразительного искусства различных эпох и регионов мира. На лекционных занятиях рассматриваются важнейшие понятия истории искусства, специфические для этой сферы выразительные средства, а также стилистические и идейные особенности изобразительного искусства в большие художественные эпохи – от древности до современности.
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью изучения данной учебной дисциплины является формирование представления об основных понятиях и основных этапах развития изобразительного искусства.
Задачами изучения данной учебной дисциплины являются:
- усвоение содержания основных понятий, связанных с историей и теорией изобразительного искусства, его сюжетами, выразительными средствами и техниками;
- представление основных этапов развития изобразительного искусства от древности до современности, их особенностей и важнейших памятников живописи, скульптуры и графики в каждый из периодов;
- знакомство студентов с важнейшими региональными художественными традициями и национальными школами искусства, в том числе отечественной;
- знакомство студентов с современным искусствоведческим подходом к феномену стиля в истории изобразительного искусства и современными научными взглядами на эволюцию стилей и художественных направлений.
|
Содержание учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) |
1. | Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия искусства | Понятие «История изобразительного искусства». Цель, задачи и предмет дисциплины. Структура курса. Основная терминология. Общий историографический обзор темы. Основные понятия научного исследования истории искусства: Виды и жанры искусства. История основных техник изобразительного искусства. Содержание и функции искусства в различные исторические эпохи. Взаимоотношения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Понятия монументального и станкового изобразительного искусства. Понятия «стиль», «художественное направление», «манера художника». Общая хронология развития мирового искусства. |
2. | Тема 2. Искусство Древнего Египта, Древнего Востока и античности | Проблема происхождения изобразительного искусства и общая характеристика изобразительной деятельности первобытного человека (скульптура и росписи палеолита; принципы композиции эпохи неолита). Специфика искусства цивилизаций Древнего мира в целом. Древний Египет в 3 – 1 тыс. до н. э.: Влияние религиозных воззрений на формирование древнеегипетского искусства. Архитектура. Скульптура. Росписи. Искусство народов Междуречья в 3 – 1 тыс. до н. э. Основные особенности архитектуры и искусства. Памятники скульптуры древних шумеров, Аккада, Вавилона, Нововавилонского царства, Ассирии. Понятие крито-микенской культуры. Памятники искусства Крита и Микен в 2 тыс. до н. э. Древняя Греция: историческое значение и основные черты архитектуры и искусства античной Греции. Эволюция стиля греческой скульптуры. Основные памятники греческой скульптуры и вазописи VII – I вв. до н. э.. Восприятие искусства Древней Греции в последующие эпохи. Древний Рим и его искусство и архитектура в I – IV вв. Отношение искусства Древнего Рима к греческой античности. Особенности архитектуры Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Принципы изображения в мозаиках и росписях Древнего Рима. Фаюмский портрет. Значение древнеримского искусства для последующих эпох. |
3. | Тема 3. Искусство Византии и средневековой Западной Европы | Распад Римской империи и формирование новых изобразительных традиций и функций изобразительного искусства. Принципы изображения в росписях раннехристианских катакомб и в изобразительном искусстве Византии. Архитектура и искусство Византии в V – XV вв.: функции в рамках христианского религиозного культа, содержание искусства и основные задачи в сакральном помещении, особенности архитектуры храма и его устройства. Византийские мозаики и росписи V – X вв. и воплощения византийской изобразительной традиции в Западной Европе и в Древней Руси. Общая характеристика средневековой художественной культуры в Западной Европе до XIV в. Памятники искусства раннего Средневековья. Особенности романского стиля (в архитектуре и скульптурном декоре) и основные памятники романского стиля в Европе IX – XI вв. Понятие готического стиля в архитектуре и искусстве, основные особенности и эволюция выразительных средств и конструкций. Основные памятники готической архитектуры XII – XIV вв. Готическая скульптура и витраж. Понятие интернациональной готики и развитие живописи в позднесредневековой Северной Европе. |
4. | Тема 4. Искусство итальянского Ренессанса и Северной Европы в XV – XVI вв. | Понятие Ренессанса. Задачи мастера изобразительного искусства в эту эпоху (скульптура и живопись). Периодизация итальянского Возрождения и основные черты раннего периода, кватроченто и Высокого Возрождения. Влияние на развитие ренессансного искусства гуманистических идей и античных традиций – новый круг тем и новые черты в интерпретации библейских сюжетов. Особенности храмовой и дворцовой архитектуры данного периода и ее скульптурного и живописного декора. Феномен станковой картины. Основные техники и материалы скульптуры и живописи итальянского Ренессанса. Особенности искусства регионов (Флоренция, Рим, Венеция). Крупнейшие мастера изобразительного искусства итальянского Ренессанса и их шедевры. Искусство итальянского Ренессанса в Эрмитаже. Понятие Северного Возрождения. Особенности художественных школ Нидерландов и Германии XV – XVI вв.: основные отличия от искусства Италии в эпоху Ренессанса. Изобретение масляной техники в живописи и особенности работы художников-графиков на Севере Европы. Искусство Нидерландов от братьев Ван Эйк до П. Брейгеля. Коллекция нидерландской живописи в Эрмитаже. Искусство Германии XVI в.: крупнейшие мастера и их значение в дальнейшем развитии европейского искусства. Графика Нидерландов и Германии XV – XVI вв. |
5. | Тема 5. Искусство Нового времени | Искусство Нового времени в Европе - общая характеристика художественного периода. Искусство XVII в. Общая характеристика стилистических явлений и национальных школ. Италия конца XVI – XVII вв. Формирование пейзажа, натюрморта и бытовой картины как самостоятельных жанров живописи. Основные мастера и направления живописи рубежа веков. Стиль барокко и его основные задачи и особенности. Система выразительных средств барокко в архитектуре, живописи и скульптуре. Барокко в Европе в целом – регионы и время существования; сферы применения; основные представители. Живопись Испании (конец XVI – XVII в.): основные представители и особенности искусства региона. Искусство Франции XVII в. Общая характеристика: придворное искусство и создание Академии изящных искусств; сосуществование барокко и классицизма во Франции. Стиль классицизм в Европе: общая характеристика его проявлений в живописи, графике и скульптуре. Эволюция стиля классицизм в живописи и скульптуре XVII – XVIII вв. в Европе. Феномен академического образования. Крупнейшие мастера стиля классицизм в живописи и скульптуре. Искусство Фландрии XVII в.: общая характеристика особенностей национальной школы живописи и творчество П. П. Рубенса. Искусство Голландии XVII в. Особенности национальной школы в целом. Трактовка портрета, натюрморта, пейзажа и бытового жанра в Голландии. Рембрандт – общая характеристика творчества. Искусство XVIII в. в Европе: Общая характеристика стилистических особенностей периода, художественного образования в Европе и развития основных национальных школ. Развитие графики, скульптуры и живописи в этот период. Венецианская школа искусства и новая трактовка пейзажного жанра. Французская школа: основные явления во французском искусстве XVIII в. – рококо, неоклассицизм, искусство французского Просвещения. Стиль рококо во Франции и Европе. Основные идейные особенности и выразительные средства. Живопись французского рококо на примере творчества Ф. Буше. Английская школа живописи в XVIII в.: общая характеристика; бытовой жанр в творчестве У. Хогарта, развитие английского портрета. Искусство Нового времени в Эрмитаже. |
6. | Тема 6. Основные тенденции европейского искусства XIX в. – XX в. | Неоклассицизм рубежа XVIII – XIX вв. в европейском искусстве. Понятие романтизма как художественного направления. Романтизм в изобразительном искусстве XIX в.: Ф. Гойя; особенности английского, французского и немецкого романтизма в живописи, графике и скульптуре. Реалистические тенденции во французском искусстве XIX в.: реформа пейзажного жанра и другие жанровые новации XIX в.; творчество К. Коро, барбизонцев и Г. Курбе. Новаторство Э. Мане и представителей импрессионизма и постимпрессионизма во второй половине XIX в. Понятие символизма в европейской графике, скульптуре и живописи XIX в. Стиль модерн в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Европы и России конца XIX – начала XX в. Новейшие течения в искусстве Западной Европы первой трети XX в.: фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. Основные представители этих направлений. Влияние западноевропейских художников на формирование феномена русского авангарда. Основные тенденции развития мирового искусства середины и второй половины XX в. и современности. Понятия модернизма и постмодернизма в исследованиях культуры XX в. и современного художественного творчества. Понятие концептуального искусства. Развитие традиционных форм искусства в Новейшее время и формирование новых видов творчества в сфере визуальных искусств, начиная с XX в. Новые приемы и технологии в визуальных искусствах. Новые практики представления и экспонирования произведений искусства. Новые тенденции в обсуждении задач художника, взглядов на феномен творчества, представлений об оценке художественной и исторической значимости произведения искусства. |
7. | Тема 7. Отечественное искусство IX – XX вв. | Принципы византийской художественной культуры средних веков и их влияние на древнерусское искусство и архитектуру. Роль изображений в православной христианской традиции; их место в пространстве храма и функция в богослужении. Росписи древнерусских храмов: основные памятники и крупнейшие мастера. Иконопись региональных художественных школ Древней Руси. Крупнейшие мастера-иконописцы Древней Руси и их значение в отечественном культурном наследии. Восприятие иконописных традиций в последующие эпохи и их интерпретация в декоре современных православных храмов. Религиозное и светское искусство Руси накануне петровских культурных реформ. Роль петровских реформ в эволюции русского искусства. Основные события и стили отечественного искусства XVIII – XIX вв.: классицизм, романтизм, реализм. Роль Академии Художеств в истории развития русского изобразительного искусства. Русский портрет XVIII – нач. XX вв. от петровского времени до В. Серова: эволюция жанра и основные представители. Исторический и религиозный жанр в искусстве России с к. XVIII в.: основные тенденции и крупнейшие мастера. Понятие национального пейзажа и отечественные мастера пейзажного жанра XIX - нач. XX вв. Бытовой жанр в русском искусстве и феномен творчества В. Перова и передвижников. Художественное объединение «Мир искусства» (рубеж XIX – XX вв.). Формирование и развитие русского авангарда в начале XX в.: основные направления и мастера, задачи русских художников-новаторов. Развитие русской художественной критики и научного исследования искусства в XIX – XX вв. Коллекция ГРМ как представление основных этапов развития отечественного искусства. Феномен искусства советского периода – основные особенности и эволюция. Формирование современной системы жанров. Идеологические задачи монументальных форм изобразительного искусства. Основные памятники монументальной скульптуры советского периода. Понятие социалистического реализма. Жанровые и тематические предпочтения в живописи и графике. Тема труда и войны в творчестве советских мастеров. Искусство советских республик. Особенности профессионального образования художников в советский период. Феномен неофициального искусства второй половины XX в. в СССР. Современная оценка изобразительного искусства СССР. Роль художников Санкт-Петербурга и Ленинграда в развитии отечественной художественной культуры XVIII – XXI вв. Основные представления о целях и принципах современного отечественного искусства и художественной критики. Место отечественного искусства в мировом художественном и архитектурном наследии. |
8. | Тема 8. Искусство Ближнего и Дальнего Востока и Нового света | Искусство и архитектура Ближнего Востока от древности до современности. Основные черты, крупнейшие памятники в скульптуре, живописи и графике. Особенности искусства в связи с появлением и распространением ислама. Влияние искусства Ближнего Востока на отдельные события в эволюции западноевропейской живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства разных времен. Дальний Восток от древности до XX в.: Общая характеристика особенностей искусства и архитектуры региона, их отношения к религиозным системам, доминирующим на этой территориии. Искусство Древнего и средневекового Китая. Росписи и скульптура Индии. Общая характеристика японского искусства в средние века и Новое время. Влияние Японии и других регионов Дальнего Востока на художественную жизнь Европы в Новое и Новейшее время. Общая характеристика искусства Нового света от древности до XX в. Ранние этапы развития искусства и архитектуры у народов Центральной и Южной Америки. Влияние европейских традиций на искусство и художественное образование в Новом свете в XIX в. Архитектура и монументальное искусство стран Центральной и Южной Америки в Новейшее время. Особенности искусства и архитектуры в США в XIX - XX вв.: основные направления от романтизма до абстракционизма Дж. Поллока и течений второй половины XX в. Роль деятельности музеев США, художественной критики и искусствоведения этого региона в современной культурной жизни в целом. |
Словарь основных терминов
|
|
Аль фреско | Разновидность стенной живописи, письмо по свежей известковой штукатурке |
Анималистический жанр | Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных, сочетает естественнонаучные и художественные начала |
Атрибут | Устойчивый отличительный признак персонажа или предмета, символический знак его функции, сущности, занятия |
Барокко | Художественный стиль зародившийся в конце 16 века в Италии и распространившийся в других странах Европы в 17-18 веках, термин получил распространение в 19 веке, характерно стремление к синтетичности, ансамблю, энергичность, жизнеутверждающий характер, контрастность, динамичность, напряженность, сияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального, пышность, экзальтация и т.п. |
Батальный жанр | Жанр изобразительного искусства (в основном живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни |
Бытовой жанр | Жанр в изобразительном искусстве, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной и общественной жизни человека, крестьянского, городского, дворянского, купеческого и т.п. быта |
Гравюра | Вид графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования |
Графика | Вид изобразительного искусства, как и живопись – на плоскости, как правило на бумаге, часто – в один цвет или с ограничением цветовой гаммы, подразделяется на уникальную (рисунок) и печатную (тиражную) графику, основные выразительные средства – линия и пятно |
Живопись | вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу, а также при помощи цифровых технологий |
Иконография | Система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета |
Исторический жанр | Жанр изобразительного искусства посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества |
Классицизм | Художественное направление и стиль европейского искусства 17- начала 19 века, признающее высшим образцом античное искусство эпохи классики |
Композиция | Построение художественного произведения обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника, важнейший структурный принцип произведения, организующие взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность |
Круглая скульптура | Один из двух основных видов скульптуры, в отличие от рельефа – ее произведения могут восприниматься при круговом обходе с разных точек зрения |
Линейная перспектива | Изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрического метода центральной проекции: из выбранной точки пространства мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета; на пути лучей ставят условную плоскость, на которой надо получить плоское изображение; его получают фиксируя пересечение проведенных лучей с плоскостью |
Манера | Художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных технических и стилистических особенностей в творчестве художника |
Масляная живопись | Разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками. |
Мелкая пластика | Наиболее распространенная разновидность скульптуры, отличающаяся небольшими размерами |
Мифологический жанр | Жанр изобразительного искусства посвященный богам и героям, событиям о которых рассказывают мифы древних народов |
Монументальная живопись | Род живописи, относящейся к монументальному искусству – живопись непосредственно связанная с архитектурным сооружением, украшающая его стены, потолки, своды, полы. |
Монументальная скульптура | Скульптура больших размеров культового или мемориального характера, устанавливающаяся в городском или пейзажном пространстве и в связи с ним |
Набросок | Рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником в качестве краткой фиксации отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника |
Натюрморт | Жанр изобразительного искусства показывающий неодушевленные предметы размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу |
Отливка | Процесс воспроизведения скульптурного оригинала или его гипсовой копии посредством заполнения форм (предварительно снятых с этой модели) жидким затвердевающим веществом (гипс, цемент, расплавленный метал) |
Офорт | Вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами |
Пейзаж | Жанр изобразительного искусства изображающий естественную или преобразованную человеком природу, окружающую среду, виды гор, рек, лесов, городов и т.п. |
Портрет | Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей |
Пропорция | Закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом |
Ракурс | Сокращение размеров и формы реальных и воображаемых предметов и фигур при их удалении от глаза по законам линейной перспективы |
Рельеф | Один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры объемные пластические формы рельефа располагаются на плоскости и ориентируются на нее, а пространственные отношения могут передаваться условно, сокращенно, формы же – уплощаться |
Рефлекс | В живописи и графике отсвет, отраженный свет и цвет на какой-либо поверхности |
Рококо | Стиль европейского искусства второй половины 18 века, проявившийся преимущественно в архитектуре и ДПИ, обращенный к камерности, домашнему обиходу, характеризующийся причудливостью и вычурностью в орнаменте, вниманием к удобству человеческого быта, в живописи и скульптуре – характерна асимметрия, легкомыслие, изящество, легкие краски, светские любовные сюжеты |
Светотень | Градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду |
Скульптура | Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве |
Станковая живопись | Род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения, основной формой является картина в раме |
Станковая скульптура | Род скульптуры равной, чуть меньше или чуть больше натуральной величины (в противоположность мелкой пластике и монументальной скульптуры) |
Стиль | Устойчивое единство художественно-образной системы, выразительных средств искусства, склад речи, слог, манера письма, в искусствоведении – от индивидуальной манеры художника, характеристики признаков какой-либо группы памятников или художественного направления внутри исторического периода, до трактовки понятия стиль как суммы устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи |
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература:
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Издательство В. Шевчук, 2010. – 368 с.
- Всеобщая история искусства: живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. и науч. ред. Т.М. Котельникова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 415 с.: ил.
- Гомбрих Э. История искусства. - М.: Искусство - XXI век, 2014. - 688 с.
- Ильина Т. В. История искусства. Западноевропейское искусство. М.: Высш. шк., 2009.- 368 с.
б) дополнительная литература:
- Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика. – Спб.: Азбука, 2007. – 464 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.
3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.
4. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001. - 544 с.
5. Вёльфлин Г. Классическое искусство. – СПб.: Алетейя, 1999. – 326 с.
6. Вентури Л. От Мане до Лотрека. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.
7. Вентури Л. Художники Нового времени. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.
8. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М.: В. Шевчук, 2004. – 232 с.
9. Виппер Б.Р. Искусство Мексики. От древнейших времен до наших дней. - М., Л., 1960. – 192 с.
10. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 384 с.
11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т. – М.: Искусство, 1977. – 526 с.
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.
13. Воронова О. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 109 с.
14. Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 528 с.: ил.
- Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
16. Даниэль С.М. Европейский классицизм. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 304 с.
- Даниэль С. М. Искусство видеть. – СПб.: Амфора, 2006. – 206 с.
18. Даниэль, С. Рококо: От Ватто до Фрагонара / С. Даниэль. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 336 с.
19. Ермонская В.В. Что такое скульптура. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 54 с.
20. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.: ил.
- История искусства зарубежных стран 17-18 веков: учебник: [рек...] / Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. изобраз. искусства, СПб. гос. академ. ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Рос. акад. художеств; ред. В. И. Раздольская. - Изд. 3-е, перераб. - Москва: В. Шевчук, 2009. - 499 с.: ил.
22. История искусства зарубежных стран. В 2-х тт. М., Изобразительное искусство, 1980-1982. -Том 1. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность. /Под ред. М.В., Доброклонского, М., Изобр.искусство,1980 - 408с.
23. История русского искусства. В 2т. Т.1. Искусство X - первой пол. XIX века. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. – М.,1979. - 361с.
24. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй пол. XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. - М., 1980, - 600с.
25. Кларк К. Нагота в искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 480 с.
26. Кларк К. Пейзаж в искусстве. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 304 с.
27. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2005. — 528 с.
28. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ,1998. - 704 с.: ил.
29. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.
30. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. — СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.
31. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 320 с.
32. Пунин А.. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство, 2008. – 464 с.: ил.
33. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Среднее царство. Новое царство. - СПб.: Азбука-Классика, 2010, 656 с.: ил.
34. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.
35. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX в. Классицизм, романтизм. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 368 с.: ил.
36. Ревалд Дж. История импрессионизма. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 480 с.: ил.
37. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 512 с.: ил.
38. Семенов В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век, 2008. -592с.
39. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – М.: Искусство, 1989. – 256 с.
40. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. – 504 с.
41. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 504 с.
42. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. - СПб.: Азбука-классика, 2009. – 640 с.
43. Турова В.В. Что такое гравюра. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 160
44. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.
45. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.
46. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.
47. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.
48. Шелешнева-Солодовникова Н. Латиноамериканское искусство XVI-XX веков. – М.: Ленанд, 2008. – 392 с.
- Янсон Х.В. Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., Икар, 1996.-512 с.
в) электронные ресурсы
- www.arthistory.ru - Сайт «История изобразительного искусства»
- www.hermitage.ru – официальный сайт Государственного Эрмитажа, соответствующие разделы сайта
- https://rusmuseum.ru/museum/ - официальный сайт Государственного Русского музея
- https://ru.wikipedia.org/ Википедия
Задание к экзамену
1. Самостоятельно подготовленный вопрос из истории зарубежного или отечественного изобразительного искусства.
2. Собеседование по курсу (общие понятия, периодизация истории искусства и основные особенности больших художественных периодов, термины из словаря)