По мнению экспертов из числа продюсеров, привлечение инвестиций не составляет проблемы в случае потенциально успешного и обоснованного проекта. Основной проблемой до сих пор остается возврат вложенных средств. Кинопроекты в большинстве своем не являются прибыльными, и производство многих кинофильмов осуществляется на различные безвозвратные средства. Можно выделить четыре основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка, реклама в фильмах (продакт плейсмент) и банковские кредиты.
Соотношение частных инвестиций и государственной поддержки в течение последних пяти лет кардинально изменилось. Если 5 лет назад средства государственной поддержки составляли до 90% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год, то в настоящее время соотношение средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.
Период случайных неконтролируемых частных инвестиций в России заканчивается.
Они привели к перегреву рынка, и при этом многие инвесторы (за редким исключением) больше не готовы бездумно вкладывать средства в кино без оценки их возврата. Появление нескольких успешных кинопроектов еще не позволяет говорить о том, что в киноотрасли появились собственные инвестиционные ресурсы.
Банковское кредитование кинопроизводства пока не получило широкого применения по причине высоких рисков проектов. Однако несколько банков практикуют кредитование кинопроизводителей, а некоторые банки работают над созданием подобных программ. В 2007 г. появилась новая схема финансирования кинопроектов, эффективно работающая в США и странах ЕС, - complition bond. Она основана на договорных отношениях трех агентов: инвестор - компания, предоставляющая услугу completion bond, - продюсер, при которой посредническая компания берет на себя обязательства перед инвестором кинопроекта по контролю производственного процесса фильма и гарантирует получение конечного продукта - фильма, а продюсерской предоставляет средства инвестора при условии ежедневной отчетности по проделанной работе, а также гарантирует регулярные перечисления средств со стороны инвестора. Дополнительная регламентация деятельности продюсеров, пользующихся данной услугой, также позволит им получать кредиты в банках.
|
Профессиональное сообщество кинопродюсеров работает над созданием фондов поддержки отечественного кинематографа, в котором предполагается создать систему распределения средств на новые кинопроекты на конкурсной основе, привлечения внешних инвесторов. Прогнозная оценка времени создания фонда - 2009-2010 гг.
Некоторые эксперты сходятся во мнении, что дополнительное финансирование для развития киностудий можно получить в ходе приватизаций киностудий. Данный вопрос до сих пор вызывает много сомнений, так как приватизация может привести к потере производственных мощностей из-за плохого контроля над сохранением профиля приватизируемых объектов.
Инвестиции в строительство новых кинотеатров значительно снизились в последние несколько лет. Средняя продолжительность окупаемости одного киноэкрана возросла в несколько раз за счет увеличения стоимости строительства и насыщения тех географических сегментов рынка, где был наиболее высокий спрос на кинопоказ. В связи с этим соотношение распределения кассовых сборов - 50% в пользу кинотеатров - принимается большинством кинопроизводителей, которые заинтересованы на данный момент в значительном расширении киносети.
|
Преимущества «ТРИТЭ».
ТРИТЭ – творческое объединение, организованное в 1989 году Никитой Михалковым и его единомышленниками. Три слова - ТОВАРИЩЕСТВО, ТВОРЧЕСТВО, ТРУД - составляют название студии. За годы существования ТРИТЭ удалось наладить активное кинопроизводство, стать одной из самых известных кинокомпаний в России и снискать признание во всем мире.
Студией были созданы такие замечательные фильмы Никиты Михалкова как «УРГА» (премия «Золотой лев» МКФ в Венеции в 1991 году, премия «Феликс» за лучший фильм в Европе), «Утомленные солнцем» (Гран-при жюри МКФ в Каннах в 1994 году, приз Американской киноакадемии «Оскар» за лучший иностранный фильм 1994 года). «Сибирский цирюльник» был представлен на церемонии открытия Каннского кинофестиваля в 1998 году и стал лидером проката в России в конце ХХ века. Все три картины являются лауреатами Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
На «Студии ТРИТЭ» работали такие известные кинорежиссеры как Сергей Соловьев, Александр Адабашьян, Сергей Газаров, Джаник Файзиев, Владимир Хотиненко, Сергей Мирошниченко и другие. В течение последних лет студия успешно сотрудничает с Первым каналом: одна из совместных работ – «Остановка по требованию» - получила несколько призов на Российском фестивале телевизионного кино в Архангельске и принимала участие в церемонии награждения премией «Лица года». Телесериал «Азазель» стал победителем Национального телевизионного конкурса «ТЭФИ-2002» в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучший оператор». Художественный фильм «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко стал лидером кинопроката 2004 года. Продолжается работа над проектами «Статский советник» режиссера Филиппа Янковского, «Гибель империи» Владимира Хотиненко и «Анна Каренина» Сергея Соловьева.
|
Западные контакты «ТРИТЭ» необычайно обширны. Студия является лидером в области производства и оказания технических услуг при создании западных фильмов на территории Российской Федерации. Среди компаний-мейджоров ее постоянными партнерами выступают Fox Television, Warner Brothers, Paramount Pictures. А результатом совместной деятельности стали картины «Русский дом» (MGM), «Сталин» (HBO), «Полицейская академия – миссия в Москве» (Warner Bros.), «Святой» (Paramount Pictures), «Анна Каренина» (Icon Productions), «К-19: оставляющая вдов» (Intermedia), «Изгой» (DreamWorks).
«Студия ТРИТЭ» - яркий пример успешного объединения творческих деятелей в создании художественных и документальных фильмов, издательских проектов, а также плодотворного сотрудничества с телевидением.