Контрольная работа №2 «Обоснование выбора вида транспорта для перевозки грузов»




ПЕРСПЕКТИВЫТЕХНИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

Контрольная работа №2 «Обоснование выбора вида транспорта для перевозки грузов»

Задание: выбрать вариант транспортного обслуживания для грузовых перевозок.

Ход выполнения: чтобы выполнить задание, необходимо последовательно решить две задачи. Первая из них – определить стоимость транспортных услуг при автомобильной перевозке, вторая – при использовании железнодорожного транспорта. Для первого варианта (автомобильные перевозки) известны следующие условия: натуральные и эксплуатационно-технические показатели, значение которых приведено в табл. 4 и тарифы на перевозку. Для второго варианта также известны натуральные и эксплуатационно-технические показатели, значение которых приведено в табл. 5.; схема доставки груза получателю и размеры платежей за организацию доставки. Требуется сопоставить затраты потребителей услуг по обоим вариантам, сделать выбор в пользу одного из вариантов и обосновать экономическую целесообразность такого выбора.

 

Методика решения задач:

 

а) затраты грузовладельцев () на транспортные услуги i –го (т.е. любого) вида транспорта (в рублях за тонну перевозимого груза) определяются по зависимости:

 

, (1)

 

где расходы на выполнение погрузочно-разгрузочных или перегрузочных операций;
  расходы на подвоз грузов к магистральному транспорту и вывоз их от него;
  затраты на выполнение начально-конечных операций;
  затраты на выполнение движенческих операций по перемещению;
  расстояние перевозки грузов по конкретной корреспонденции;
  дополнительных расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, стоимостью тары, оплатой за хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах и т.п.

 

Поскольку при использовании автомобильного транспорта (табл. 1) доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада отправителя до склада получателя, без перегрузки, то затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных операций в пунктах отправления и прибытия груза можно не учитывать.

Транспортные затраты (тарифы) на перевозку грузов автомобильным транспортом рассчитываются по зависимости:

 

, тыс р., (2)

 

где средневзвешенный тариф (р/т);
  масса (объем) груза (т).

 

Действующие тарифы (р/т) на перевозку грузов автомобильным транспортном – дифференцированы, и зависят от расстояния перевозки и массы груза, отправляемого в автомобиле с определенной грузоподъемностью q (т). Размеры тарифов приведены в табл. 1:

 

Таблица 1

 

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортном, р/т

Расстояние перевозки (), км Тарифы (Т) на перевозку, р/т
t 1 t 2 t 3
грузоподъемность (q), т
до 5 т от 5 до 10 т от 11 до 20 т
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Примечание. При перевозке грузов в автомобилях-самосвалах, тарифы (р/т) принимаются по столбцу, соответствующему грузоподъемности самосвала, в зависимости от расстояния.

При известном (фиксированном) расстоянии перевозки , и грузоподъемности автомобиля q, значение Т рассчитываются следующим образом:

при q <5 т (3)
при 10> q 5 (4)
при 20> q 10 (5)

Далее по зависимости (1) и с учетом результатов выполненных расчетов (Т) определяются суммарные затраты () при перевозке грузов автомобильным транспортом.

б) при рассмотрении транспортных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом первоначально необходимо определится со схемой возможной доставки груза от склада отправителя до склада получателя (рис. 1). Затраты грузовладельцев () на транспортные услуги рассчитываются по аналогичной зависимости:

. (6)

 

В соответствии с условием доставки груза автомобильным транспортом, затраты при доставке по железной дороге на выполнение погрузо-разгрузочных операций в пунктах отправления и прибытия груза, можно также не учитывать.

Транспортные затраты определяются по известной зависимости (2), где Т–Тж.д.. Транспортный тариф при этом виде перевозок будет складываться из затрат на все виды операций, т.е.

 

, (7)

 

где тарифы за перевозку грузов по магистральной железной дороге, тыс. р.;
  тарифы за подвоз груза к железной дороге от отправителя и вывоз его с железной дороги до получателям, принимаемые в зависимости от принятой схемы. Либо только по подъездному пути (схема П-М-П), либо только автомобильным транспортом в местных перевозках (схема А-М.А), либо то и другое одновременно (схема П-М-А- и А-М-П);
  Тарифы за перегрузочные операции. Эти затраты учитываются, если перевозка груза осуществляется по схемам П-М-А, А-М-П, А-М-А – т.е. имеется дополнительное количество погрузочно-разгрузочных или перегрузочных операций.

 

Транспортные затраты () за перевозку грузов по магистральной железной дороге определяется по зависимости, учитывающей повагонную отправку грузов:

, (8)

 

где тарифная ставка;
  количество вагонов.  

Необходимое количество вагонов рассчитывается по зависимости:

, (9)

 

где объем перевозки, т;
  грузоподъемность вагона, т.

 

Размер тарифной платы за вагон при таком способе доставки изменяется в пределах от 3,3 до 3,56 и 3,8 тыс р. В табл. 6 приведены значения этого показателя согласно определенному варианту.

Транспортные затраты ( за подвоз груза к железной дороге от отправителя и вывоз его с железной дороги к получателю, учитываются в зависимости от принятой схемы доставки груза. Размеры таких затрат (сборы за подачу/уборку вагонов) меняются от 1,22 тыс р за вагон до 3,17 тыс р/ваг. В табл. 7 приведены значения этого показателя, согласно определенному варианту.

Общий размер затрат на эту операцию (подвоз или вывоз, или то другое по подъездному пути) рассчитывается по зависимости:

, тыс р. (10)

 

где ставка сборов за подачу и убору вагонов на подъездные пути. р/ваг;
  количество вагонов по заданному объему перевозки.

 

Транспортные затраты ( или тарифы за перегрузочные операции, учитываются, если перевозка груза осуществляется по схемам П-М-А, А-М-П, А-М-А – т.е. имеется дополнительное количество погрузочно-разгрузочных или перегрузочных операций. Затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных операций в пунктах отправления или прибытия груза по условию задачи были приняты одинаковыми (по обоим вариантам перевозки), а потому их можно не учитывать.

При схемах перевозки грузов по железной дороге П-М-А, А-М-П, А-М-А в доставке груза также учитывают автомобильный транспорт, т.е. появляется дополнительное количество погрузочно-разгрузочных или перегрузочных операций.

С учетом таких (местных) перевозок транспортные затраты грузовладельцев определяются, исходя из расстояния перевозки и марки автомобиля. В задаче в местных перевозках приняты две марки автомобилей – МАЗ 6303А5-320 – бортовой автомобиль, грузоподъемностью 13,1 т и МАЗ 5551А2-320 – самосвал, грузоподъемностью 10,0 т.

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом на короткие расстояния представлены в табл. 2:

 

Тарифы 2

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом

на короткие расстояния, рублей/за тонну

Расстояние, км МАЗ 6303А5-320 – бортовой автомобиль МАЗ 5551А2-320 ­– самосвал
Тариф за 5 т – t 1 Свыше 5 т, за 1 тонну – t 2 Тариф I класс Тариф II класс Тариф III класс Тариф IV класс
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Для бортового автомобиля МАЗ-5335 средневзвешенные тарифы рассчитываются по зависимости:

 

, (11)

 

где q грузоподъемность автомобиля, т.

 

Для расчета затрат на перевозку груза бортовыми автомобилями используется известная зависимость (2), т.е.

 

. (12)

 

При расчете затрат с использованием автомобиля-самосвала, названная зависимость приобретает вид:

 

, (13)

 

где Тариф на перевозку груза самосвалом, принимаемый по табл. 2. Эти затраты на перевозку груза определяются в зависимости от класса груза, расстояния и объема перевозки груза.

 

Транспортные затраты на погрузочно-разгрузочные операции (рублей за тонну) при передаче грузов с транспорта одного вида на другой вид транспорта, определяются по табл. 3

Таблица 3

 

Тарифы на перегрузочные операции при механизированном способе их выполнения , р./т операцию

Груз р/т за операцию Груз р/т за операцию
Пиломатериалы 55,0 Приборы в ящиках 112,0
Руда 14,0 Щебень 14,0
Бумага 92,0 Станки 69,0
Минеральные удобрения 14,0 Металлические изделия 69,0
Металлолом 14,0 Песок строительный 14,0

 

Затраты на перегрузочные операции рассчитываются по зависимости:

 

, (14)

 

где n количество перегрузочных операций.

 

Для удобства выполнения расчетов и в целях сокращения затрат, в задаче можно принять, что перегрузка груза с одного вида транспорта на другой происходит без его хранения на складах.

Тогда в схемах П-М-А и А-М-П количество перегрузочных операций – одна, т.е. (n =1), в схеме А-М-А – две, т.е. (n =2).

Суммарные затраты при перевозке грузов железнодорожным транспортом () определяются по зависимости (1). В этом варианте доставки следует учесть все расчеты, выполненные согласно принятой схеме доставки.

в) для сопоставления затрат потребителя транспортных услуг, необходимо рассчитать экономический эффект ( Э) каждого рассмотренного варианта перевозки грузов. Экономический эффект выбранного (i -го) варианта перевозок груза по сравнению с другим вариантом оценивается по зависимости:

, (15)

 

где затраты на транспортные услуги выбранного варианта перевозки;
  Q – ­– то же по иному варианту перевозки; объем перевозки груза, тонны.

 

Суммарные стоимостные значения показателей затрат, совершенных потребителем услуги доставки грузов (автомобилем и по железной дороге), позволяют оценить экономический эффект. На основании этого и следует выбрать вариант транспортного обслуживания для выполнения грузовых перевозок.

Экономическая целесообразность выбора варианта перевозки в каждом случае подтверждена расчетами.


Таблица 4

Исходные данные для расчетов транспортных затрат по автомобильному транспорту

 

Показатель Вариант
                   
                     
Род груза Пиломатериалы Руда Бумага Минеральные удобрения Металлолом Приборы в ящиках Щебень Станки Металлические изделия Песок строительный
Класс груза                    
Объем перевозки Q, т                    
Расстояние перевози, км                    
Марка и модель автомобиля КамАЗ-43118, бортовой КРАЗ-6130С4 самосвал МАЗ 631705-233, бортовой КАМАЗ 43255-6010-99, самосвал КАМАЗ 65225-022-63, седельный тягач КАМАЗ 6460-010-63, седельный тягач ЗИЛ-508300 ММЗ Д-245.9 самосвал ЗИЛ 441510, с прицепом КАМАЗ 65117-6010-78, бортовой КАМАЗ 65115-048-62, самосвал
Грузоподъемность, т 10,0 15,00 11,75 7,75 22,0 16,5 6,0 10,0 14,5 15,0

 

Таблица 5

Исходные данные для расчетов транспортных затрат по железнодорожному транспорту

 

Показатель Вариант
                   
                     
Род груза Пиломатериалы Руда Бумага Минеральные удобрения Металлолом Приборы в ящиках Щебень Станки Металлические изделия Песок строительный
Класс груза                    
Объем перевозки Q, т                    
Расстояние перевози по магистральной ж.д., км                    
Тип вагона Полувагон 12-283 Полувагон 12-175 Крытый 11-259 Крытый 11-740 Полувагон 12-195-01 Крытый 11-264 Платформа 13-4012 Платформа 12-401 Полувагон 12-282 Платформа 13Н-541
Грузоподъемность g, т                    
Схема транспортировки П-М-А П-М-П П-М-А П-М-А А-М-П П-М-А П-М-А П-М-А А-М-А П-М-П
Расстояние подвоза и вывоза груза автотранспортом, км   -             7 и 9 -
Марка автомобиля в местных перевозка МАЗ 6303 А5-320, бортовой - МАЗ 6303 А5-320, бортовой МАЗ 5551А2-320, самосвал МАЗ 6303 А5-320, бортовой МАЗ 6303 А5-320, бортовой МАЗ 5551А2-320, самосвал МАЗ 6303 А5-320, бортовой МАЗ 6303 А5-320, бортовой -
Грузоподъемность, т 13,1 - 13,1 10,0 13,1 13,1 10,0 13,1 13,1 -

 


 

Схемы

схема 1: П-М-П

 

           
     

 

 


Схемы

схема 2: П-М-А

 

           
     

 

 


Схемы

схема 3: А-М-П

 

           
     

 


Схемы

схема 4: А-М-А

 

           
     

 

 


Рис. 1. Схемы движения транспортных средств

 

 

Таблица 6

Плата за перевозку грузов повагонными отправками

(в ред. Приказов ФСТ РФ от 29.12.2004 N 422-т/2,

от 29.07.2011 № 182-т/1)

Вариант задания Тарифная ставка Т, рублей за один вагон
1 и 0  
   
3 и 6  
   
   
   
   
   

Таблица7

Ставки сборов за подачу и уборку вагонов на подъездные пути

необщего пользования , р./ваг. (в ред. Приказа ФСТ РФ

от 10.06.2009 № 120-т/5)

 

Показатели по подъездному пути Вариант
                   
Расстояние выхода локомотива (в обе стороны), км                    
Суточный вагонооборот подъездного пути                    
Ставки сборов 1222,2 2182,1 2862,3 2033,4 2777,5 1988,0 2196,0 3169,7 2612,0 1415,0

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: