Классификация и датировка раннегончарной керамики.




В данной работе термин "раннегончарная керамика" используется в технологическом значении: сосуд изготавливался с помощью приемов скульптурной лепки, а круг использовался для частичного профилирования верхней части, заглаживания поверхности или нанесения орнамента. Производство такой керамики соответствует третьему этапу в развитии функций гончарного круга, по А.А. Бобринскому (РФК-3).

Подобная посуда в Ладоге встречена в очень незначительном количестве: 49 фрагментов (в том числе 34 венчика) и 5 целых сосудов в раскопе на Варяжской улице и 27 фрагментов (в том числе 19 венчиков) на Земляном городище, где все они относятся к горизонту Д. Очень быстро такая керамика сменяется развитой гончарной керамикой, при изготовлении которой гончарный круг использовался для конструирования и профилирования сосуда (РФК-6 и РФК-7, по А.А. Бобринскому).

Выделено 4 группы раннегончарных сосудов, имеющих прототипы среди форм лепной керамики, что говорит о преемственности керамического производства [таблица 18]. На основании характерной орнаментации выделяется серия раннегончарных сосудов, находящих аналогии на памятниках междуречья Вислы и Эльбы [таблица 29]. Подобная керамика известна также на Рюриковом городище (В.М. Горюнова), в Новгороде (Г.П. Смирнова), в Городке на Ловати (В.М.Горюнова), в Пскове (С.В. Белецкий) Находки раннегончарных сосудов, аналогии которым прослеживаются в материалах памятников южного побережья Балтийского моря, позволяют поставить вопрос о рассмотрении этой территории в качестве исходной точки появления технического новшества (см. следующий раздел).

Появление гончарной посуды в Ладоге можно с уверенностью датировать 2-й четвертью X в. (подробно см. Сениченкова 2002)

Орнаментация

Орнамент на ладожской посуде специально не исследовался, а в работах В.И.Равдоникаса, Г.П.Гроздилова, Я.В.Станкевич его характеристика давалась в обобщенном виде без количественной оценки, без анализа совстречаемости различных элементов и т.п. [Равдоникас 1949: ч. 1, с. 41-42; Гроздилов 1950: с. 164-166; Станкевич 1951: с. 236-237]. Орнаментация ладожской керамики практически оказалась вычеркнутой из списка полноценных источников, прежде всего из-за крайне малого количества лепной керамики с орнаментом: последняя составляет примерно 1,3 % от общего количества фрагментов (0,87 % для раскопа на Земляном городище и 1,75 % для раскопа на Варяжской улице)* [таблица 19]. Однако рассмотрение этого материала на современном уровне представляет интерес с точки зрения его возможностей для реконструкции истории Ладожского поселения и культурных процессов в регионе.

Отпечатки, оставленные на поверхности сосуда, различаются по способу их нанесения, форме и характеру поверхности орудия, которым они нанесены. На основании этих признаков выделены элементы орнамента. По месту расположения орнамента на поверхности сосуда и сочетанию отдельных элементов выделены композиции орнамента.

Чаще всего узоры выполнены в технике штамповки, для чего использовались либо специально изготовленные штампы, либо просто палочка, трубчатая кость, палец и т.п. Значительно реже встречены узоры, выполненные в технике резьбы или прочерчивания. Они наносились ножом или острой палочкой.

Элементы орнамента [таблица 20].

I. Штампованные орнаменты [таблица 20, рис. 1 - 12.

1.Отпечаток гребенки - отпечаток гребенчатого штампа, изготовленного из дерева или из длинной узкой кости (реберной), на которую наносился ряд зубцов нужной формы. Зубцы могут иметь прямоугольную или квадратную форму или быть просто заостренными (рис. 1).

2.Отпечаток мелкозубчатой гребенки наносился штампом с острыми плотно прилегающими друг к другу зубцами, вероятно, изготовленными из кости (рис. 2).

3.Отпечаток палочки, обмотанной веревочкой (рис. 3).

4. Вдавления с плоским дном - они нанесены плоским штампом, торцом или боковой стороной плоской палочки. Они имеют, как правило, вытянутый контур (рис. 4).

5. Глубокие вдавления наносились концом острой палочки. В зависимости от того, какую форму имел конец, отпечатки могут быть различными: треугольными, округлыми или, если заостренный конец уплощен, - треугольными плоскими и т.п. (рис.5).

6. Двудольный орнамент - характерный отпечаток, который наносился круглым в сечении штампом с глубоким пропилом посередине. При его оттиске остается след в виде углубленных сегментовидных долек с перегородкой (рис. 6).

7. Пальцевые вдавления (рис. 7).

8. Ногтевые насечки (рис. 8).

9. Отпечатки решетчатого штампа, т.е. штампа, поверхность которого покрыта частыми перекрестными насечками (рис. 9).

10. Отпечатки фигурного штампа (рис. 10).

11. Кольцевидные отпечатки - нанесены торцом трубчатой кости (рис. 11).

12. Накольчатый орнамент наносился на поверхность сосуда тонкой заостренной палочкой или шилом (рис. 12).

II. Прочерченные орнаменты [таблица 20, рис. 13 – 18].

13. Короткие насечки - обычно это 2 - 3 или более линий, расположенных вертикально или наклонно. Наносились концом деревянной палочки (рис. 12).

14. Нарезной орнамент - это неглубокие бороздки, которые наносились острым, видимо, металлическим предметом. Иногда они образуют законченные фигуры типа изображенных на рис. 14.

15. Волнистый орнамент (рис. 15).

16. Линейный орнамент (рис. 16).

17. Многорядная волна. Она может быть двух видов: а) беспорядочная волна, нанесенная каким-то острым предметом, скорее всего, просто палочкой (рис. 17:а); б) очень четкая, "регулярная" волнистая линия, нанесенная, возможно, с помощью гребенчатого штампа (рис. 17:б).

18. Каннелюра - горизонтальный желобок, проходящий по плечику сосуда. Нанесен, скорее всего, пальцем (рис. 18).

Композиции орнамента [таблица 21].

Так как орнаментированная керамика составляет очень небольшую часть всего материала, для получения полного представления о характере орнаментации учитывались все, даже самые мелкие фрагменты. Иногда это были только фрагменты венчиков, а иногда - только часть плечика или стенки сосуда и т.д. Следовательно, в первом случае фрагмент попадает в группу сосудов, орнаментированных только по венчику, во втором - только по плечику и т.п. Понятно, что такое деление в некотором смысле условно, но оно определено состоянием материала.

Группа А (17 фрагментов на Земляном городище, 3 фрагмента в раскопе на Варяжской улице) - орнамент украшает только торец или наружный край венчика. Это могут быть ногтевые насечки, пальцевые вдавления, вдавления с плоским дном, отпечатки гребенчатого штампа, отпечатки палочки, обмотанной веревочкой, расположенные наклонно или в виде зигзагообразной линии, прочерченный волнистый орнамент (рис. 1-8).

Группа B (53 фрагмента на Земляном городище, 81 - в раскопе на Варяжскойулице) - объединяет орнаменты, украшающие плечико сосуда.

Тип I (2 фрагмента на Земляном городище, 5 - в раскопе на Варяжской улице). Орнамент располагается в одном месте наподобие клейма. Из-за отсутствия полных форм сосудов затруднительно сказать, повторяется ли этот узор, поэтому выделение этого типа в некоторой степени условно (таблица 51, рис. 9-15).

Можно выделить различные варианты, например, знак из четырехугольных отпечатков, сгруппированных в виде ромба, повторяющийся дважды. Он нанесен, видимо, плоским торцом деревянной палочки (встречен на сосуде типа 1 из раскопа на Варяжской улице). Аналогичный орнамент встречен на Земляном городище на глиняном диске (раскопки 1958 г.): ромбические отпечатки повторяются четыре раза, по одному в каждой четверти диска[1]. В.И. Равдоникас на основании "постоянно выдерживающихся расстояний между углублениями в этом орнаментальном мотиве" считал, что подобный орнамент нанесен специальным штампом[2]. Косвенным подтверждением тому, что такой орнамент мог быть нанесен торцом деревяной палочки, служит находка фрагмента сосуда, на котором подобные четырехугольные отпечатки расположены не в виде ромба, а в виде треугольника, обращенного вершиной вниз (раскоп на Варяжской улице) (рис. 10). Сходная композиция известна по материалам Белоозера, однако, там четырехугольные отпечатки расположены под другим углом [Голубева 1973: c. 153, рис. 55: 33].

Подобная орнаментация из строенных отпечатков двудольного штампа встречена на фрагменте сосуда, относящегося к типу 1, из раскопа на Варяжской улице (рис. 13).

Орнамент в виде своеобразной "птички" (рис. 15) встречен на фрагменте сосуда, найденного на Земляном городище (ГЭ, шифр: СЛ-611, горизонт Д). Подобным значком было отмечено костяное пряслице, найденное там же (раскопки 1959 г.) [ГЭ, шифр: ЛДГ-186, горизонт Е2].

На фрагменте сосуда, относящегося к типу 2 (раскоп на Варяжской улице) встречен знак в виде трех перекрещивающихся коротких насечек, нанесенных каким-то острым предметом, скорее всего, ножом (рис. 14).

Два фрагмента сосудов отмечены знаком в виде косого креста (один фрагмент из раскопа на Варяжской улице: один крест; другой - из раскопок на Земляном городище: два креста, расположенные рядом). В обоих случаях они выполнены в технике вдавлений с плоским дном (рис. 11-12).

Тип II (19 фрагментов на Земляном городище, 24 - в раскопе на Варяжской улице). Орнаментальная композиция образована простым повторением элементов (таблица 51, рис. 16-21). Это могут быть ногтевые насечки, ямочные вдавления, отпечатки гребенчатого штампа, глубокие вдавления. Вследствие своей простоты эта орнаментальная композиция очень широко распространена.

Тип III (5 фрагментов на Земляном городище, 3 - в раскопе на Варяжской улице). Орнаментальная композиция представляет собой поясок, в котором несколько одинаковых элементов, сгруппированных по 2 - 3 - 4, повторяются с определенным интервалом (таблица 51, рис. 22-27).

Тип IV (5 фрагментов на Земляном городище, 4 - в раскопе на Варяжской улице). Орнаментальная композиция в виде зигзагообразной ломаной линии, образованной отпечатками палочки, гребенчатым штампом, палочки, перевитой веревочкой, пальцевыми вдавлениями, ногтевыми насечками (таблица 51, рис. 28-31). Сюда же можно отнести зигзагообразную линию, состоящую из отпечатков вдавлений с плоским дном, сгруппированных по четыре (рис. 32). Подобные орнаментальные композиции распространены широко, но на каждом отдельном памятнике встречены единичные образцы.

Тип V (7 фрагментов на Земляном городище, 6 - в раскопе на Варяжской улице). Орнамент образован путем неупорядоченного повторения элементов (таблица 51, рис. 33-35).

Тип VI (на Земляном городище отсутствует; 3 фрагмента найдены в раскопе на Варяжской улице). Орнаментальная композиция состоит из повторяющихся одинаковых элементов, расположенных в два яруса и стоящих друг под другом (таблица 51, рис. 36-37).

Тип VII (1 фрагмент на Земляном городище, 3 - в раскопе на Варяжской улице). Орнаментальная композиция состоит из двух ярусов, элементы которых стоят в шахматном порядке (таблица 51, рис. 38 -39).

Тип VIII (на Земляном городище не встречен; 1 фрагмент найден в раскопе на Варяжской улице). Композиция представлена узором с вертикальной осью симметрии (треугольником, обращенным вершиной вниз, состоящим из отпечатков трубчатой кости). Подобные треугольники соединены между собой пояском из повторяющихся злементов (отпечатков трубчатой кости) (таблица 51, рис. 40).

Тип IX (3 фрагмента на Земляном городище, 3 - в раскопе на Варяжской улице). Орнамент в виде поясков параллельных линий (сгруппированы по 2 - 3 - 4), между которыми проходят перекрещивающиеся пояски таких же линий, образующие фигуры, подобные ромбам или прямоугольникам (таблица 51, рис. 41-42).

Тип X (4 фрагмента на Земляном городище, 2 - в раскопе на Варяжской улице). Орнаментальная композиция в виде каннелюров (таблица 51, рис. 43).

Тип XI (Земляное городище: 3 лепных фрагмента, 4 - раннегончарных; раскоп на Варяжской улице: 11 лепных фрагментов, 16 - раннегончарных). Композиция, в основе которой лежат опоясывающие весь сосуд прямые и волнистые линии и их разнообразные сочетания. Особенность заключается в том, что орнамент располагается зоной в верхней трети или четверти сосуда (в районе плечика). Сюда относятся одинарная волна и линия, а также их сочетания; поясок, образованный многорядной волной; сочетания линейного орнамента с гребенчатым штампом, вдавлениями с плоским дном, фигурным штампом (таблица 51, рис. 44- 47).

Группа C (17 фрагментов лепной керамики на Земляном городище; на Варяжской улице не встречены) - объединяет орнаменты, украшающие венчик и плечико сосуда.

Тип XII (7 фрагментов лепной керамики, 5 - раннегончарной). Орнаментальная композиция состоит из одинаковых элементов (таблица 51, рис. 48-51).

Тип XIII (5 фрагментов лепной керамики; на раннегончарной не встречен). Орнаментальная композиция состоит из сочетаний различных элементов, иногда выполненных в различной технике, например, отпечатки штампа и линейный орнамент; палочка, обмотанная веревочкой и каннелюра; ногтевые насечки и пальцевые вдавления; гребенчатый штамп и глубокие вдавления (таблица 51, рис. 52-55).

Группа D (Земляное городище: 14 фрагментов раннегончарной керамики; на лепной не встречено; раскоп на Варяжской улице: 1 фрагмент раннегончарной керамики, на лепной не встречено) - орнамент покрывает широкой полосой почти все тулово сосуда. Элементы орнаментации: однорядная и многорядная волна, линейный орнамент, отпечатки гребенки (таблица 51, рис. 56-58).

В результате изучения элементов орнамента и орнаментальных композиций установлено следующее:

Для раннего этапа существования Ладожского поселения (2-я половина VIII - 1-я половина IX в., горизонты Е3 и Е2) характерна лепная неорнаментированная керамика; отдельные орнаментированные фрагменты крайне малочисленны; орнамент, в основном, фиксируется по краю венчика. В горизонтах Е1 и Д количество лепной орнаментированной керамики увеличивается в 2,5 раза [таблица 19].

Несмотря на то, что доля орнаментированной керамики составляет всего 1,3 % от общего ее количества, выделяется много элементов орнаментации (18) [таблицы 22 и 23], которые за немногими исключениями распространены довольно широко. Большинство составляют простейшие элементы: пальцевые вдавления, ногтевые насечки, отпечатки гребенчатого штампа и палочки, обмотанной веревочкой, глубокие вдавления, короткие насечки, нарезной орнамент - то есть такие, которые представлены в различных культурах и регионах Восточной Европы (подробно о круге аналогий выделенным элементам и композициям орнамента см. Сениченкова 2002а).

Наряду с этим, встречены элементы, которые cвязывают керамику Ладоги с финно-угорским миром: мелкозубчатый, двудольный, решетчатый и фигурный штампы, а также вдавления с плоским дном.

Отпечатки мелкозубчатого штампа фиксируются на Земляном городище в горизонтах Е3-1 и Д, а вдавления с плоским дном - начиная с горизонта Е3-1 до горизонта Д. На Варяжской улице вдавления с плоским дном встречены в слоях второй половины X в. так же как и отпечатки решетчатого, фигурного и двудольного штампов.

В таблицах 24 и 25 представлено количественное распределение орнаментальных композиций для лепной и раннегончарной керамики Земляного городища и раскопа на Варяжской улице.

При анализе композиций наблюдается аналогичная картина. Композиции группы A, группы B (типы I, II, IV, V, X) и группы C являются довольно простыми и вследствие этого широко распространены и не могут служить надежным культурным индикатором. Типы III, VI, VII, VIII группы B, видимо, можно связывать с Белозерским и Камско-Вычегодским краем, а тип IX - возможно, со славянским миром. Почти все эти типы фиксируются в горизонте Д Земляного городища и слоях 2-й половины X в. из раскопа на Варяжской улице. Только композиции типа III зафиксированы впервые в горизонте Е3-1.

Распространение элементов и композиций орнамента, связанных с финским миром, подтверждает вывод о существовании контактов между населением Ладоги и областями Поволжья и Прикамья. Эти контакты документированы наличием в материалах Ладоги и ее округи находок финно-угорского происхождения [Давидан 1962; 1980; 1986], а также находками Северо-Западного круга древностей в Камско-Вычегодском регионе, в Костромском и Ярославском Поволжье [Рябинин 1992: с.153-157; Дубов 1982: с. 126, 128-129; Корзухина 1976]. Характер отдельных находок в Ладоге и на памятниках Поволжья (полуфабрикаты, литейные формы, бракованные изделия) говорит о том, что они появились не в результате торговых операций, а могли изготавливаться на месте [Петренко 1984: c. 87; Рябинин 1992: c. 155].

Находки, связанные с финским кругом древностей, по мнению О.И. Давидан, "выделить в материальной культуре древнейшей Ладоги очень сложно, несмотря на то, что Ладога возникла на территории, издавна заселенной финскими племенами". В древнейшем горизонте Е3 найдены всего две вещи финского происхождения: бронзовая очковидная подвеска, подобная позднедьяковским, и фрагмент железной сковороды, подобной сковородкам из приладожских курганов. Наиболее четко финские элементы фиксируются в слоях X в. [Давидан 1986: c.103]. Выделяемые аналогии в орнаментации керамики могут служить еще одним подтверждением существования таких контактов не позднее первой половины IX в. К сожалению, в настоящее время нельзя однозначно ответить на вопрос об их характере.

В IX - X вв. функционирует Сухоно-Вычегодский торговый путь, "имевший решающее значение в культурных связях Севера, Прибалтики и Волго-Окского междуречья с Прикамьем..." [Горюнова 1961: c. 9, рис. 1; с. 148-152]. Во 2-й половине / конце X в. на керамике Ладоги фиксируется большинство приемов орнаментации, связанных с Белозерским и Камско-Вычегодским регионами. По данным О.И. Богуславского, для периода 950-980 гг. отмечается увеличение интенсивности связей Ладоги и Приладожья. В это время в погребальных комплексах Приладожья ведущим становится пласт вещей, связанных с финской культурной традицией. Именно в IX - X вв. активно функционирует отрезок Волжского пути, проходящий через Юго-Восточное Приладожье, который к концу X в. перемещается в бассейн Волхова и Ильменя [Богуславский 1993: c. 147-148].

Аналогичная картина наблюдается и при анализе так называемых "славянских" композиций орнамента (группа B, тип IX). Нанесение на карту пунктов, где была найдена керамика с таким орнаментом, не оставляет сомнения в их связи с торговыми путями как морскими, так и сухопутными, известными еще с IX в. [таблица 26].

Для лепной посуды характерными являются штампованные орнаменты, для гончарной - прочерченные. Однако линейный и волнистый орнаменты встречаются уже на лепной керамике, иногда сочетаясь с различными штампами, короткими насечками, вдавлениями с плоским дном. С другой стороны, на раннегончарной керамике наряду с прочерченными (линейным и волнистым) присутствуют всевозможные штампованные орнаменты. Подобное сочетание было отмечено В.А. Мальм для круговой керамики Ярославского и Угличского Поволжья и послужило основанием для вывода об отличительных особенностях этой керамики. [Мальм 1959: c. 132]. Л.А. Голубева, отмечая отсутствие на Белоозере лепной керамики с линейным и волнистым орнаментом, использовала этот факт для доказательства появления гончарного круга "извне вместе с разнообразными и вполне развитыми типами круговой посуды, характерными для северных славян" [Голубева 1973: c. 160]. На основании изучения археологических и этнографических материалов А.А. Бобринский пришел к выводу, что с точки зрения развития гончарной техники, появление круга на Северо-Западе не может рассматриваться как местное изобретение, а "связано с освоением новых технических навыков в гончарстве, вызванных славянской колонизацией этих земель" [Бобринский 1961: c. 68-69].

Для Ладоги вырисовывается более сложная картина. Здесь в горизонте Д Земляного городища был выявлен в комплекс раннегончарной керамики. Он связан с постройками № 2, 3, 4 (раскопки 1957-1958 гг.) и системой настилов большого дома горизонта Д (раскопки 1950 и 1973 гг.) [таблица 27]. Керамика представлена различными формами как слабопрофилированными, так и с четко выраженными плечиками [таблица 28]. Объединяет ее наличие характерной орнаментации из многорядных волн, часто беспорядочных, сочетающихся с линейным орнаментом и покрывающих плечики и тулово сосудов почти до самого дна (орнаментальная композиция группы D). У некоторых фрагментов многорядной волной украшен торец венчика. Всего найдено 53 фрагмента такой посуды (в том числе 20 венчиков). Очень большое разнообразие керамики дает постройка № 2 (она представляет собой комплекс из трех разновременных сооружений, перекрывавших друг друга). Создается впечатление, что вся продукция вышла из одной мастерской. Интересно, что подобная орнаментация практически не представлена на керамике из раскопа на Варяжской улице. Там встречен раннегончарный сосуд, который орнаментирован от плечика почти до самого дна (композиция группы Д), но все элементы орнамента (отпечатки гребенки, многорядная волна, линии) нанесены одним инструментом - гребенчатым штампом. В данном случае композиционная схема орнаментации сосудов Земляного городища и Варяжской улицы одинакова, но стилистически они различаются, что, видимо, может говорить не только о разных "пристрастиях" мастеров, изготовивших эти сосуды, но, вероятно, и о разных культурных традициях.

Постройки, с которыми связана рассматриваемая группа раннегончарной керамики, входят в состав выделенного О.И. Давидан ремесленного квартала, жители которого занимались косторезными работами, обработкой янтаря, а подчас выступали и как торговцы. [Давидан 1977: c. 102, рис. 1]. Видимо, среди ремесленников, живших в Ладоге периода горизонта Д, были и гончары. В жилищах, где найдено больше всего фрагментов раннегончарной керамики (№ 2 и № 3) встречены также заготовки гребней, заготовки из рога, кусочки янтаря и изделия из него, тигли [Давидан 1977: c. 102, рис. 1]. Появление этой керамики можно предположительно датировать 30-ми гг. X в.: аналогичные фрагменты были зафиксированы Е.А. Рябининым на настиле большого дома горизонта Д, имеющем дендродаты 927 и 932 гг. [Рябинин 1985: c. 37].

Сочетание различных ремесел в рамках одного хозяйства широко известно по материалам городов Руси. Факт появления гончарной посуды на территории города, занятой ремесленниками и торговцами-воинами, рассмотренный в связи с уже упоминавшимися выше выводами о внезапности появления гончарной посуды на Северо-Западе [см. также Рыбаков 1948: c. 165] и явной привнесенностью сюда этого технического новшества, позволяет поставить вопрос о возможных путях появления круга в Ладоге.

Керамика с орнаментом в виде многорядных линий и волн, покрывающих почти весь сосуд известна и в других городах Северной Руси: Новгороде (в слоях X - XI вв) [Бобринский 1961: c. 63], Пскове и Изборске (2-я половина X в.) [Белецкий 1979: c. 10], Рюриковом городище [Горюнова 1997: c. 165]. По мнению А.А. Бобринского, орнаментация из беспорядочных волн, перекрывающих друг друга, и линий характерна для "ранних образцов древней керамики, относящихся к начальному этапу освоения вращательного движения круга" [Бобринский 1961: c. 63]. Керамика сходных форм и орнаментированная в таком же стиле широко известна на памятниках южного побережья Балтийского моря: в Щецине [Szczecin…1983: p. 22, ryc. 12: 12, 13, 15; p 32, ryc. 22:16; p. 37, ryc. 27: 5, 8, 13, 15], Волине [Cnotliwy, Łosinski., Wojtasik 1986: p. 86, ryc. 2: 11; p. 90, ryc. 6: 3; p. 101, ryc. 19: 3, 4], Бялогарде [Cnotliwy 1986: p. 162-163, ryc. 3: X-XII, XXX]. Сходство некоторых типов ранегончарной керамики Северо-Западной Руси и посуды балтийских славян междуречья Эльбы и Вислы уже было отмечено в литературе [Смирнова 1974: с. 17-22; Горюнова 1982: c. 44-45; 1997: c. 165; Белецкий 1979: c. 7, 10-11]. Связи Северной Руси с южным побережьем Балтики в X в. прослежены также по находкам западноевропейских монет [Потин 1961:, c. 9-10], янтаря [Давидан 1986], одинакового типа хлебных печей [Носов, Петренко 1986: с. 8-15], сходной технике оборонительных укреплений [Lebedev 1982]. В литературе уже неоднократно отмечалось развитие в VIII - начале XI вв. северной торговли и связанных с нею раннегородских образований в Скандинавии, на южном побережье Балтики и в Восточной Европе [Лебедев 1985: c. 100-119]. Рассмотрение общих условий развития ремесла в это время позволило исследователям высказать вполне обоснованное предположение, что деятельность свободных странствующих ремесленников была одной из основ обмена опытом. Для этой группы населения особую притягательность имели раннегородские центры типа Ладоги, где находились стационарные мастерские, обслуживающие широкий рынок [Лецеевич 1993: c.146-150; Капелле 1989: c.138-140; Херрман 1978: c.191-196; Кирпичников 1985: c.19-22; Рябинин 1994: c. 51-55; 1994а; Горюнова 1977: c. 57]. В результате тесного общения представителей разных культурных групп происходит нивелировка материально-предметного комплекса, появляются так называемые вещи-гибриды, которые являются отражением интеграционных процессов. Видимо, в этом русле следует рассматривать появление сосудов, на которых сочетаются орнаментальные приемы, характерные для разных культурных (этнических?) групп населения.

То обстоятельство, что раннегончарная ладожская керамика повторяет форму лепной (см. выше) и на нее переносятся элементы и композиционные приемы орнаментации (в частности, зонное расположение орнамента), свойственные последней, говорит о том, что появление гончарного круга не нарушило последовательного развития местного керамического производства, хотя и принесло некоторые новации. Вместе с появлением новой технологии изготовления посуды появляется новый прием орнаментации: композиция группы D (встречена только на раннегончарной керамике), когда орнамент покрывает почти все тулово сосуда до самого дна.

Импортная керамика.

Вколлекции ладожской керамики встречены единичные фрагменты сосудов, которые могут рассматриваться как привозные. Это фрагменты чернолощеной керамики, найденные как на Земляном городище, так и в раскопе на Варяжской улице, соотносимые с лощеными лепными мискообразными сосудами юго-восточной Эстонии 2-й половины I тыс. н.э. [таблица 30, рис 2]; сосуд с вертикальными рядами овальных углублений по всему тулову (найден на Земляном городище), имеющий аналогии на памятниках Латвии I - начала II тыс. н.э. [Станкевич 1951: с.227. рис.4:3]; фрагмент сосуда песочного цвета, украшенный горизонтальными и перекрестными полосками лощения (найден в раскопе на Варяжской улице), установить однозначно культурную принадлежность которого затруднительно [таблица 30, рис 3]; фрагменты «фризского» или «татингского» кувшина (найдены в слоях конца IX- первой половины X в. на Земляном городище) [Плохов 2007] (такой же кувшин найден в кургане № 7 урочища Плакун) (Корзухина 1971; Назаренко 1985: с.167, рис. 7).

В слоях первой четверти X в. на Варяжской улице найдены фрагменты ближневосточной керамики с росписью люстром [таблица 30, рис 1], относящиеся к самому раннему - месопотамскому (самаррскому) этапу производства такой посуды, датирующемуся IX в. Вероятно, появление такой керамики в Ладоге могло быть связано с походами наемных варяжских дружин на юг Каспийского моря, что зафиксировано в письменных источниках (Ибн-Исфендийар) и возвращением их в Скандинавию по Волжскому пути. Время попадания люстровой керамики в культурный слой коррелируется с одним из выделенных Г.С. Лебедевым периодов поступления монетного серебра в некрополь Бирки (907-913 гг.), связанным с очередной фазой движения викингов "на Восток, в Гарды" (подробно см. Сениченкова 1997).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: