Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов,
Направленных на социально-экономическое
Развитие российских территорий,
«Моя страна – моя Россия»
Проекты, направленные на подготовку молодежи к созданию семьи, укрепление института семьи, решение демографической проблемы и развитие ответственного родительства в российских регионах и муниципальных образованиях (в том числе проекты, содержащие предложения по созданию/развитию благоприятной для института семьи и детства инфраструктуры в российских городах и селах)
ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО – КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – СТАБИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Проект подготовлен: Ф.И.О. и должность Ильичевой Анной Александровной, студенткой 4 курса факультета Экономики и Права
Название учебного заведения/места работы Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина»
Наименование субъекта Российской Федерации Чувашская Республика
Наименование муниципального образования город Чебоксары
Контактные данные:
адрес: 428020, г. Чебоксары,
пр. Ленина, д. 58, кв. 28
моб. телефон: 89520226527
Содержание
I. Обоснование актуальности проекта
II. Цели и задачи проекта
III. Сроки и план реализации проекта
IV. Содержание проекта
V. Участники проекта
VI. Критерии оценки эффективности, предполагаемые конечные результаты
и финансово-экономическое обоснование проекта
Список использованной литературы
I. Обоснование актуальности проекта
В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе - гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
|
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, образовательном учреждении, обществе. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Педагогика подходит к семье как к субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.[ В.А.Сухомлинский. "О воспитании"]
|
Согласно анкетированию, проведенному в МБДОУ «Детский сад №3», родители хотят принимать большее участие в работе ДОУ (Приложение 1). Так 67% респондентов хотят более тесно взаимодействовать с детским садом. Лишь 18,6% мужчин и 21,3% женщин считают себя полностью ответственными родителями (Приложение 2,3).
К сожалению, родители не всегда правильно понимают понятие «ответственный родитель». Ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень интимности в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития, его личностным качествам.
|
Большинство родителей учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей, полагаясь на инстинкты и собственный детский опыт. Но часто инстинкты - лишь внезапная, чисто эмоциональная реакция, а опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряжен с жестокостью. Так что же делать, если родителем нигде не учат быть? А рядом растет маленький человек, и каждую минуту его поведение требует родительской коррекции? Мы считаем, что первой ступенью в обучении родителей должно стать дошкольное учреждение. Функция детского сада должна заключаться не только в первоначальной социализации детей, обучении их навыкам общения со сверстниками, но и в создании новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению родителей обусловлены рядом причин:
· необходимость обеспечения взаимодействий семьи и образовательного учреждения;
· инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень партнёрства с образовательным учреждением.
Нами была выдвинута гипотеза: если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В соответствии с данной гипотезой была выдвинута идея создания объединения родителей и педагогов ДОУ с целью повышения педагогической грамотности родителей. МБДОУ «Детский сад №3» поддержал нашу идею и согласился участвовать в данном проекте.