Существует также и обратная ситуация, когда работает механизм положительной обратной связи. Это такой тип, при котором изменение сигнала на выходе из системы приводит к такому изменению сигнала на её входе, которое способствует дальнейшему искажению выходного сигнала от первоначального заданного значения.
Положительная обратная связь усиливает результаты функционирования системы, поэтому к этому механизму прибегают в тех ситуациях, когда требуется быстрая ответная реакция на изменение внешних параметров. В то же время положительная обратная связь приводит к неустойчивости системы
Как правило, о положительной обратной связи говорят в контексте возникновения конфликтных ситуаций, как во внутренней, так и во внешней политике. Ярким примером положительной обратной связи может служить ситуация, когда действия одной страны, направленные на наращивание или перевооружение своей армии, воспринимаются другой страной как агрессивные, что, в свою очередь, подталкивает последнюю к такой корректировке своих целей и образа действия, которая может вылиться в гонку вооружения. В дальнешем данная ситуация рассматривается в рамках дилеммы безопасности.
Роберт Алан Даль (1915) - один из патриархов американской политологии, всемирно известный специалист в области теории демократии. Даль рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии. Всеобщий интерес вызвала разработанная Далем в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпретируемая как действительность, отличная от демократического идеала, но все же предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и лидерам - возможность открытого соперничества в борьбе за власть.
|
Полиархия - особый тип режима правления в современном обществе, который отличается от других политических режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкими возможностями влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.
Основной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:
1) формулировать свои потребности;
2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;
3) иметь предпочтения (потребности), которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации из-за своего содержания или источника.
Даль избирает два основных измерения политических систем: степень оппозиционности или конкурентности политических элит в системе и уровень политического участия населения в выборе элит. Публичная конкуренция политических элит и включенность населения в политический процесс делают понятие полиархии близким к понятию демократии. Но полиархия у Даля не тождественна демократии.
Во-первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то полиархия характеризует реальный тип, т.е. представляет собой отражение некоторого уровня реализации идеального типа.
Во-вторых, полиархия является подобно демократии качественным признаком политических систем и вместе с тем (в отличием демократии) их измерением, т.е. можно говорить о степени полиархичности системы: полная полиархия или гегемония.
|
В-третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией (т.е. идеалом), то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии (или гарантиями, по Далю).
В-четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней. Полиархическая политическая система должна характеризоваться высокой степенью управленческой отзывчивости к политическим предпочтениям граждан, которые являются равноправными. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточно устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспечены следующие неотъемлемые права граждан: 1) формулировать свои предпочтения, 2) передавать свои предпочтения сограждан и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий, 3) влиять своими предпочтениями на выработку управленческих решений.
На основании детального анализа теории и практики демократии Р.Даль в итоге выделил 7 признаков полиархии:
1) выборность органов власти, гарантированная конституцией: с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями.
2) регулярное и периодическое проведение свободных и справедливых выборов, при которых исключен механизм принуждения.
3) всеобщее избирательное право, когда практически все взрослое население наделено правом участвовать в выборах.
|
4) право быть избранным в органы власти: практически все взрослое население наделяется данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах.
5) свобода самовыражения: граждане без страха подвергнуться наказанию имеют право на свободу высказывать свое мнение по широкому кругу проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии.
6) альтернативная информация: граждане имеют право добиваться альтернативных источников информации. более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами.
7) автономия ассоциаций: для реализации своих многообразных прав, включая и вышеперечисленные, граждане имеют также право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам
Концепция полиархии исходит из того обстоятельства, что в теории демократии никогда не будет достигнут окончательный консенсус по поводу высших ценностей и целей демократического развития, будь это свобода, социально-экономическое равенство, экономическая справедливость и т.д. Однако в ходе движения от абстрактного идеала и практической реальности, с точки зрения концепции полиархии, все вышеперечисленные субстанциональные проблемы в конечном итоге упираются в вопросы демократических процедур.
Р.Даль выделяет следующие условия, при которых возможна стабильность полиархии:
- политические лидеры для завоевания власти и ее обеспечения не должны прибегать к средствам насильственного принуждения, то есть использованию силовых структур (армии, полиции);
- необходимо наличие современного, динамичного общества, организованного на плюралистических принципах;
- конфликтный потенциал субкультурного плюрализма должен уравновешиваться высоким уровнем терпимости;
- среди граждан государства, особенно политически активных слоев необходимо наличие политической культуры и системы убеждений, тяготеющих к идеям демократии и полиархии: крайне незначительным, либо позитивно способствовать установлению и развитию полиархии (см.: Dahl, 1989, р. 225).
Существенным тормозом демократии Р.Даль считает чрезмерную концентрацию и централизацию власти. Поэтому важным фактором развития полиархической демократии является рассредоточение экономических и политических ресурсов.
Политическая система, по мнению Алмонда, состоит из трех аналитических блоков, которые являются связующими звеньями между функциями политической системы и ее субъектами. Первый блок, который можно назвать, как «функции процесса» (process-functions) представляет собой совокупность субъектов с соответствующими им функциями, которые отвечают за воздействие внешнего окружения на политическую систему. В данном блоке можно выделить несколько функциональных этапов:
1) Выражение интересов, при помощи групп по интересам.
2) Интеграция интересов, чему способствуют политические партии.
3) Выработка политического курса, на данной стадии активное участие в процессе принимает парламент.
4) Осуществление выработанной политики. За данный процесс отвечают исполнительные органы.
5) Контроль за соблюдением. На данном этапе в процесс включаются судебные органы.
Второй блок, который называется «функции системы» (system-functions) является блоком, отвечающим за коммуникацию политической системы и общества. Данный блок содержит несколько основных функций:
1) Социализация индивидов в рамках политической системы, посредством социальных институтов, таких как семья, школа, церковь достигается гармония в отношениях между политической системой и обществом.
2) Рекрутирование сторонников и противников системы. Основной задачей данной функции является формирование цели развития общества и принятие важных политических решений.
3) Коммуникативная функция. Данная функция представляет собой осуществление информационной, пропагандистской и манипуляционной работы с обществом, посредством средств массовой информации и других институтов.
Без перечисленных функций, как указывает Алмонд, политическая система ослабевает и становится неэффективной.
Третий блок «функции политического курса» (policy-functions) можно также назвать финансовым блоком, поскольку данный блок отвечает за управление коллективными ресурсами общества. В перечень функций третьего блока можно отнести следующие:
1) Приобретение ресурсов, которое происходит путем сбора налогов, разного рода пошлин и так далее.
2) Регулирование ресурсов. Суть данной функции заключается в распределение ресурсов в рамках экономической и социальной сфер.
3) Распределение ресурсов происходит путем выплаты пенсий, пособий, каких-либо поощрений и прочего.