Личные интервью, проводимые по месту проживания респондентов




Опрос на территории храма используется, когда предмет опроса требует широкого охвата респондентов и необходимо ослабить влияние положения респондента, связанного, например, с производственными или внутрисемейными отношениями. Данный вид опроса обладает следующими преимуществами.

Как показывает опыт исследований, в привычной обстановке человек более свободно располагает своим временем. Он охотнее отвечает на «острые» вопросы, требующие выдачи информации о фактах и явлениях, беседа в целом приобретает менее официальный характер, чем в случае, если место, где проводится опрос не связано с тематикой опроса (как, например, если бы опрос на тему религиозности проводился на рабочем месте респондента).

Однако, опрос имеет и некоторые минусы, которые в ходе полевого этапа исследования обычно не вызывают затруднений. В случае опроса на улице бывает трудно, а иногда и невозможно устранить влияние третьих лиц, а присутствие членов семьи во время беседы с респондентом иногда является сковывающим фактором. Кроме того, именно наличие свободного времени и более свободная ситуация опроса располагают респондента к отвлечению от темы интервью, к пространным комментариям своих ответов, к рассказам сопутствующих примеров из собственного жизненного опыта и т. д.

Основными достоинствами метода опроса являются следующие его черты:

o возможность охвата массовой аудитории;

o получение первичной информации о мотивах и ценностных ориентациях;

o высокая достоверность получаемой информации, обусловленная анонимностью участников исследования;

o возможность повторного исследования объекта.

 


Глубинные интервью

 

Для решения поставленных на качественном этапе задач необходимо применение сложных исследовательских методик. Для раскрытия спектра субъективных смыслов, которые священнослужители и прихожане вкладывают в собственные нравственные идеалы, и увеличения достоверности и объективности результатов исследования параллельно с количественным этапом исследования (связанным с применением массового опроса) необходимо проведение глубинных интервью со священнослужителями.

 

Глубинное интервью – это неформальная персональная беседа, проводимая по заранее обозначенному плану (см. документ «Анкета для глубинных интервью») и основанная на применении методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующей исследователя сфере вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение краткой формальной анкеты с закрытыми вариантами ответов. Глубинное интервью проводит квалифицированный эксперт-социолог, задача которого - понять подлинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу, выявить массу, значимых с точки зрения раскрытия задач исследования.

В глубинных интервью широко используются проективные и стимулирующие техники, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности людей. Проективные техники способствуют преодолению трудностей коммуникации, а также позволяют выявить скрытые мотивы, неявные установки и пр. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для коррекции инструментария количественного исследования.

Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, в котором она представляется исследователям на момент опроса. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты проблемы, связанные с ходом рассуждений респондента. Глубинное интервью может быть проведено на подготовительном этапе исследования, но в данном исследовании этот метод задействован не как дополнительный с целью коррекции инструментария исследования, а как полноценный метод для получения значимой с исследовательской точки зрения информации.

В первую очередь, при анализе результатов глубинных интервью содержание ответов респондентов структурируется в связи с перечнем обсуждавшихся вопросов. Кроме того, выявляются дополнительные аспекты изучаемой проблемы.

Глубинное интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии сторонних лиц, если это допускается характером исследования. Возможна также телефонная беседа, однако она дает худшие результаты, так как сложно добиться нужного уровня откровенности человека.

Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 4 часов в зависимости от задач исследования и качеств самого респондента. Чаще всего глубинное интервью подразумевает опрос одного человека, но существуют вариации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента.

При глубинном интервью обязательно производить аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью ("транскрипт"). Допустима также видеозапись интервью, которая используется для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов.

Традиционно глубинные интервью проводятся для решения следующих задач:

· Изучение ценностных установок, социальных представлений индивидов;

· Раскрытие социальной траектории, особенностей поведения индивидов;

· Раскрытие восприятия индивидами окружающей действительности, особенностей поведения индивидов в повседневной жизни;

 

Кроме того, есть несколько специфических обстоятельств, при которых именно метод глубинного интервью более адекватен по сравнению с другими методами сбора информации:

· Когда тема сложна для обсуждения, требует раздумий, сосредоточенности и фокусировке на теме исследования.

· Когда тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые сложно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора медицинского учреждения).

· Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).

· Когда респондентами являются представители специфических социальных групп: ответственные чиновники, очень богатые, либо просто очень занятые люди, представители закрытых профессиональных или религиозных сообществ. Тема беседы, как правило, рациональна и связана с профессиональной деятельностью респондента, что облегчает коммуникацию на начальном этапе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: