Нравственный идеал: понятие и место в структуре нравственного сознания человека




На вершине в иерархии элементов нравственного сознания находятся нравственные идеалы. К пониманию нравственного идеала обычно подходят с двух сторон: первая сторона задает нравственный идеал через кодекс правил и идей, в совершенство которых верит человек, а второй подход наследует Кантовскому пониманию идеала и акцентируется на личности, которая идеальным образом воплощает в своей деятельности этот кодекс правил и идей. Нравственному идеалу философский словарь дает следующее определение «представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом»[15]. Отличительными чертами нравственного идеала является его отнесенность к цели (в отношении деятельности она раскрывается в форме выбора цели).

Наличие нравственного идеала в мировоззрении связано не только с принятием и признанием какой-то идеи, поведения или творчества в качестве образца, то и с наличием веры в правоту избранных идей. Наличие нравственного идеала:

· во-первых дает возможность человеку оценивать поведение людей;

· во-вторых указывает человеку на ту цель, к которой стоит стремиться и в области собственного нравственного самосовершенствования, и через ряд повседневных выборов.

Представления о нравственном идеале присущи не всем индивидам, их наличие социально обусловлено. В социальной психологии наличие у людей представлений о нравственном идеале трактуется как наличие у личности моральной зрелости, целеустремленности, а отсутствие нравственного идеала характеризует людей как «не задумывающихся над своим нравственным совершенствованием».

По содержанию идеалов можно судить не только об отдельном человеке, но и об обществе в целом. Если общество создает условия для формирования идеалов привлекательных, то можно сказать, что оно развивается в прогрессивном направлении, и наоборот, если общество вместо идеала предлагает некий жалкий эрзац, то о таком обществе можно сказать, что оно теряет свой моральный авторитет.

Антилогова Л.Н в своей работе о структуре нравственного сознания отмечает, что нравственный идеал «не может являться нравственным идеалом в полном значении этого слова», если содержание нравственного идеала не соответствует «развитию и возвышению личности в нравственном плане». С таким подходом сложно согласиться тогда, когда нравственный идеал, рассматривается как предмет исследования. В данной работе мы будем исследовать представления людей о нравственном идеале, не ограничивая заранее область интересующих нас нравственных идеалов только теми, которые содержательно согласуются с общественно одобряемыми ценностями.

 

Таким образом, рассмотрев структуру нравственного сознания и дав определение нравственным идеалам, можно сделать заключение и перечислить основные выводы о подходе к изучению нравственного идеала, на который мы будем опираться в данном исследовании.

Нравственный идеал важно рассмотреть с двух сторон:

· выявить личности тех героев (наших современников, а также литературных и киногероев), которые идеальным образом воплощает в своей деятельности значимые для личности ценности.

· раскрыть содержательную сторону тех идей, ценностных смыслов, которые индивид вкладывает в деятельность того или иного героя.

Этот подход справедлив не только для задачи выявления нравственных идеалов, используемые православными священнослужителями в духовном воспитании россиян, но и для рассмотрения лидеров мнений, к которым прислушиваются сами священнослужители.

Раскрыв нравственные идеалы прихожан, необходимо выявить степень влияния на эти идеалы со стороны священнослужителей. Степень влияния на нравственные идеалы прихожан со стороны священнослужителей в данном исследовании рассматривается как степень совпадения нравственных идеалов, которые священнослужители используют в ходе личного общения с прихожанами, с нравственными идеалами прихожан. В каждом храме, где будет проводится опрос, планируется опросить и священнослужителей и прихожан.

Анализ существующих исследований, посвященных взаимодействию священнослужителей Русской Православной Церкви и прихожан, выявил высокую значимость именно личного контакта священнослужителя и прихожанина для трансляции духовно-нравственных ценностей. Таким образом, с целью выявить уровень влияния количества личного общения священнослужителя и прихожанина на эффективность трансляции нравственных идеалов, необходимо включить данную переменную в инструментарий как количественного, так и качественного этапа исследования. В ходе количественного этапа исследования в качестве показателя количества личных контактов между священнослужителем и прихожанином выступает также уровень воцерковленности прихожанина. Уровень воцерковленности православного христианина предполагает следование определенным нормам поведения, принятым именно в православии:

1) совершение православных молитв, посещение богослужений в православных храмах;

2) соблюдение православных постов;

3) самоидентификация себя как православного христианина;

4) признание наличия веры в Бога;

5) знание о догматах и таинствах Русской Православной Церкви.

В данном исследовании к этим показателям важно добавить уровень личного взаимодействия со священником: частоту обращения к священнослужителю за советом по решению проблем в повседневной жизни.

С точки зрения раскрытия степени влияния священнослужителей на нравственные идеалы прихожан, важно также рассмотреть источники знания и священнослужителей, и прихожан о героях, выступающих нравственным идеалом.

И уровень воцерковленности прихожан и источники информирования о содержании нравственных идеалов позволят ближе рассмотреть механизм формирования и трансляции нравственных идеалов. В случае совпадения источников информирования это позволит выявить внешний фактор формирования нравственных идеалов или выявить значимость межличностного общения священнослужителя и прихожанина, в случае, если общение со священнослужителем окажется значимым источником информации о нравственных идеалах среди прихожан.

Также стоит отметить, что многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько идеалов, отражающих основной круг его активности, интересов (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.). В каких-то сферах жизнедеятельности человек может иметь нравственные идеалы, в каких-то сферах они могут быть еще не сформированы. Были выявлены следующие 13 сфер повседневной деятельности в жизни человека (включая подпункты, более подобно раскрывающие каждую из сфер жизнедеятельности):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: