Построение выборочной совокупности




Построение выборочной совокупности количественного исследования

Целью данного исследования является определение роли православного духовенства в формировании мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян. Эмпирическим объектом исследования являются, с одной стороны, православное духовенство Русской Православной Церкви, с другой стороны — миряне, прихожане РПЦ. Таким образом, генеральная совокупность территориально охватывает собой всю территорию России.

При разработке концепции исследования мы учитывали, что Русская Православная Церковь является организацией с четко определенной внутренней культурой, которая, при проведении глубинного интервью с духовенством, требует предварительного согласования инструментария с правящим архиереем или благочинным, на территории которого будет проводиться опрос. Это обстоятельство не позволило заложить в концепцию исследования выборку, репрезентирующую всю генеральную совокупность. Однако, учитывая, что исследование носит описательно-объяснительный характер, и для выявления нравственных идеалов православных россиян и определения характера влияния на их формирование православного духовенства, нам, в первую очередь, требуется не статистически обоснованные количественные показатели, а содержательная интерпретация, невозможность статистического распространения полученных количественных показателей на весь эмпирический объект исследования не представляется значимым ограничением данного исследования.

Таким образом, массовый опрос предлагается по выборке, охватывающей прихожан РПЦ в 10 субъектах федерации РФ:

· в Москве,

· в Московской области,

· в Санкт-Петербурге,

· в Нижегородской области,

· в Ярославской области,

· в Воронежской области,

· в Белгородской области,

· в Саратовской области,

· в Калужской области и

· в Вологодской области.

Количественный этап исследования проходил методом массового опроса в каждом из указанных субъектов федерации России: был произведен опрос 1050 прихожан Русской Православной Церкви, более, чем в пяти храмах. Отбор храмов в каждом субъекте федерации был осуществлен таким образом, чтобы в выборочную совокупность оказались включены как прихожане крупных центральных храмов, так и прихожане небольших храмов. В каждом храме опрос проводился в соответствии с половозрастной структурой прихожан храма. В каждом храме опрос осуществлялся как в будний, так и в выходной день, что позволило охватить опросом широкий круг прихожан.

Отбор конкретных православных приходов осуществлялся непосредственно в ходе проведения полевого этапа.

Таким образом, количественным опросом было охвачено 1050 прихожан православных храмов из 10 субъектов федерации России, что позволило получить информацию, необходимую и достаточную для ответа на поставленные перед исследованием задачи. Полученные в ходе опроса данные представительны для типичных представителей православных россиян.

Количественный анализ данных был проведен с помощью специализированного пакета программ SPSS (Statistical Package for Social Sciences), являющегося международным стандартом обработки социологической информации.

 

Схема отбора священнослужителей для глубинных интервью

Качественный этап исследования проходил в каждом из указанных субъектов федерации России, где в каждом происходил опрос не менее, чем в пяти храмах. Отбор храмов в каждом субъекте федерации осуществлялся таким образом, чтобы в выборочную совокупность оказались включены как прихожане крупных центральных храмов, так и прихожане небольших храмов.

В каждом приходе, охваченном исследованием, проводилось глубинное интервью с настоятелем храма и одним из служащих иереев. В крупных приходах было опрошено по два служащих священника. В соответствии со структурой выборочной совокупности опрос священнослужителей был осуществлен во всех указанных выше субъектах федерации. Общее число опрошенного духовенства составило не менее 105 человек.

Таким образом, в ходе качественного этапа исследования было охвачено 105 священнослужителей из 10 субъектов федерации России, что позволило получить информацию, необходимую и достаточную для ответа на поставленные перед исследованием задачи. Полученные в ходе опроса данные будут представительны для православного духовенства Русской Православной Церкви.

 

 

Выводы

Полученный в ходе исследования эмпирический материал раскрывает структуру и содержание нравственных идеалов прихожан Русской Православной Церкви.

В ходе исследования прихожане были поделены на три группы в зависимости от степени воцерковленности человека. Дифференциация прихожан Русской Православной Церкви по степени воцерковленности осуществлялась на основании различия их религиозной практики:

1). Группа прихожан с высокой степенью воцерковленности (19,6 % от всех прихожан). К группе прихожан с высокой степенью воцерковленности были отнесены те, кто не реже нескольких раз к месяц посещают храм, как минимум один раз в год исповедуются и причищаются, обязательно соблюдают 4 "больших" поста.

2). Группа прихожан с низкой степенью воцерковленности (29,8 %). К группе прихожан с низкой степенью воцерковленности были отнесены те, кто посещают храмы несколько раз за год и исповедуются реже одного раза в год и не соблюдают постов.

3). Группа прихожан со средней степенью воцерковленности (50,6 %). Остальные прихожане были включены в группу со средней степенью воцерковленности.

 

Между данными группами прихожан существуют различия в нравственных идеалах: среди группы прихожан с низким уровнем воцерковленности намного выше уровень синкретических нравственных ориентиров. А именно, чем ниже уровень воцерковленности прихожан, тем чаще среди нравственных идеалов встречаются нравственные ориентиры, которые сложно совместимы с картиной мира православного христианина. Например, Оззи и Шелли Осборн как образец семейной жизни (герои американского документального сериала о жизни рок-звезды на пенсии), А. Кашпировский как образец духовности, герои сериала «Бригада» как образец дружбы.

Несмотря на выявленную синкретичность нравственного сознания слабо воцерковленных прихожан, наблюдается трансляция нравственных идеалов от священнослужителей к прихожанам. Общение со священнослужителями, проповеди, в ходе которых происходит трансляция нравственных идеалов, востребованы прихожанами. Среди людей с высоким уровнем воцерковлености подавляющее большинство (86,1 %) обращается за советом к священнику несколько раз в год или чаще, среди прихожан со средним уровнем воцерковленности – каждый третий обращается за советом к священнику несколько раз в год и чаще.

Диаграмма 1. Частота обращения к священникам в зависимости от степени воцерковленности (в %).

И священнослужители, и прихожане отметили, что есть области жизнедеятельности, по которым чаще всего происходит обращение прихожан к священнослужителям. Например, сфера семейных отношений (воспитание детей, супружеские отношения, отношения с родственниками) и отношений с друзьями; сфера религиозной жизни; вопросы, касающиеся смерти, лечения болезней обсуждаются прихожанином и священнослужителем чаще других. Можно констатировать высокий уровень трансляции нравственных идеалов, касающихся данных сфер жизни, от священнослужителей к прихожанам: в ходе исследования было выявлено, что нравственные идеалы, на которые ориентируются прихожане в данных областях жизни, во многом совпадают с теми нравственными образцами, которые приводят в пример в ходе проповеди священнослужители.

Однако, есть сферы жизнедеятельности по которым прихожане обращаются к священнослужителям за советом намного реже. В таких областях жизнедеятельности, как проведение досуга, выбор приоритетов в трате материальных средств или осуществление политической деятельности (участие в выборах, митингах), примеры нравственных идеалов, которые приводят священнослужители, не совпадают с идеалами, которые упоминают прихожане. В интервью священнослужители часто затруднялись привести конкретные примеры, делая акцент на том, что к ним по данным сферам жизни редко обращаются прихожане и примеры зависят от конкретной ситуации.

Таким образом, происходит трансляция нравственных идеалов от священнослужителей к прихожанам: ее можно наблюдать в совпадении нравственных образцов, которые приводят священнослужители в ходе проповеди и прихожане по поводу различных сфер своей жизни. Трансляция нравственных ценностей, передача моральных образцов востребована прихожанами, особенно в отношении ряда сфер жизни и нравственные идеалы прихожан поддаются корректировке со стороны священнослужителей (от образа семьи Букиных как примера семейной жизни, к примеру праведных богоотцов Иоакима и Анна или четы князя Петра и княгини Февроньи). Однако, нравственные идеалы транслируются дифференцированно.

В ходе исследования было выявлено, что нравственные идеалы, транслируются от священнослужителей к прихожанам в неодинаковой степени.

На данный процесс влияет несколько аспектов:

· Во-первых, сфера жизнедеятельности, которую затрагивают конкретные нравственные идеалы (те, в которых востребована компетенция священнослужителей со стороны прихожан мы перечислили выше);

· Во-вторых, уровень воцерковленности прихожанина, а соответственно и частота личных контактов между священнослужителем и прихожанином.

 

Для иллюстрации влияния уровня воцерковленности на характер нравственных идеалов прихожан, рассмотрим подробнее одну из самых востребованных со стороны прихожан область жизнедеятельности: сферу семейных отношений.

Образцом для подражания у прихожан со средним и низким уровнем воцерковленности часто является родительская семья. Среди литературных и киногероев прихожане особенно выделили Наталью Ростову, героиню романа Л.Толстова «Война и мир» за искренность, любовь к семье, умение хранить домашний очаг. Среди киногероев прихожане в качестве примера в области семейных отношений называли Екатерину и Гошу, героев фильма «Москва слезам не верит». Гоша воспринимается как образец мужа, «настоящего мужчины», который заботиться и слов на ветер не бросает, а образ Екатерины привлекает прихожан успешностью в профессии, уверенностью, независимостью, любовью к дочери и готовностью создать семью, несмотря на сложные жизненные обстоятельства. Также, прихожане с низким уровнем воцерковленности часто приводили в пример отношения Рета Батлера и Скарлет О’Хары, героев фильма и книги «Унесенные ветром», как пример семьи, где, по их мнению, царит настоящая любовь.

Прихожане с более низким уровнем воцерковленности также часто обращаются к образам наших современников, чаще - героев современных масс-медиа. Анализ содержания нравственных идеалов показывает, что современному российскому духовенству в трансляции нравственных идеалов серьезную конкуренцию составляют средства массовой информации, особенно телевидение. Так, образцом семейных отношений для слабо воцерковленных прихожан выступают, например, герои телевизионных сериалов: «Папины дочки» (любовь к ближнему своему человеку, поддержка, хорошее воспитание детей), «Санта Барбара» (весь мир - это твоя семья), «Отчаянные домохозяйки» (взаимопонимание), Настя Каменская из сериала «Каменская» (взаимоуважение и доверие), «Счастливы вместе» (не унывают никогда).

Среди современников - героев масс-медиа, у группы прихожан с более низким уровнем воцерковленности лидирует семейная пара актеров: Анжелина Джоли и Бред Питт, - которые, для ряда прихожан, являются образцом любви и заботы о детях, а также успешной профессиональной деятельности, достойного досуга (Анжелина тратит свой досуг на благотворительные миссии в страны «третьего мира»). Среди современников слабо воцерковленные прихожане часто называли Владимира Путина, являющегося для них примером заботливого отца, мужа, а также успешной профессиональной деятельности. В других сферах жизни прихожане выделяли Александра Солженицына (пример духовного роста, патриотизма, терпения и веры в Бога, радении о своей стране), Леонида Рошаля (пример реализации себя в профессии и служения людям в своем деле), известные актеры: Олег Янковский, Александр Абдулов, Андрей Красько, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, известные певцы, такие как Иосиф Кобзон и Алла Пугачева.

Если выделять содержательную сторону нравственных идеалов прихожан в области семейных отношений, то помимо традиционных значимых семейных ценностей, таких как верность и долгосрочность семейных отношений; любовь в семье, теплота и сила чувств супругов друг к другу; забота о детях и готовность пожертвовать ради детей своими интересами. Стоит отметить такие ценности, как значимость взаимопомощи, заботы, опеки и поддержки внутри семьи, когда в качестве главного выделяется защита интересов членов семьи. Можно предположить, что повышение значимости семейственности, связано с процессом стабилизации, происходящем в российском обществе, когда закрываются каналы социальной мобильности, происходит усиление социальной дифференциации, а неформальные отношения, семейственность и принадлежность к определенному «клану» во многих сферах деятельности начинает играть первостепенную роль в достижении социального успеха. Свидетельства тому очень часто попадают в СМИ, где «семейные кланы» известных людей (Михалковы, клан Аллы Пугачевой) часто становятся героями телепередач об успехе и процветании, закрепляя в представлениях слабо воцерковленных прихожан связку: сильная, богатая, успешная семья – повышение социального статуса, улучшение собственной жизни.

Прихожане с низким и средним уровнем воцерковленности, в намного меньшей степени вовлечены в трансляцию нравственных идеалов от священнослужителей. Так, примеры святых и семей священнослужителей в области семейных отношений назывались ими намного реже, чем в группе глубоко воцерковленных прихожан. В то время, как персонажи светской хроники назывались намного чаще, а ценностно-смысловой акцент смещался с самопожертвования и любви внутри семьи, на защиту интересов членов семьи. Также, чем ниже воцерковленность прихожан, тем в меньшей степени в своих оценках они склонны ориентироваться на принадлежность персоны, которая выступает для них нравственным образцом, к православной вере.

Картина нравственных идеалов глубоко воцерковленных прихожан отличается от представлений слабо воцерковленных. Нравственными идеалами в области семейных отношений у глубоко воцерковленных прихожан являются покровители семьи Радонежских Кирилла и Марии, праведные богоотцы Иоакима и Анна, чета князя Петра и княгини Февроньи. В данной группе прихожане в наибольшей степени связывают образцовую семейную жизнь с верой в Бога и православием, а не с жизнью известных современников, успехом или сильными чувствами людей друг к другу. Например, очень многие глубоко воцерковленные прихожане указали, что семья Николая II (Романова) является для них примером достойнейших семейных отношений. По словам прихожан, семья последнего царя является примером сочетания любви к Богу и преданности семейным ценностям и интересам, уважения между членами семьи, глубокой взаимной любви, в сочетании с добродетелями мужества, долготерпения. Прихожане воспринимают семью Николая II и императрицы Александры Федоровны как построенную на православных ценностях с соответствующим отношением, как к Богу, так и к друг другу. В данной группе нравственные идеалы прихожан в наибольшей степени схожи с теми образцами семейных отношений, которые приводят священнослужители.

Так, нравственные образцы в области семейных отношений, которые приводят священнослужители в качестве примера своим прихожанам можно поделить на группы в зависимости от содержания:

1) Примеры из житий святых: Николая II и императрицы Александры Федоровны, покровителей семьи Радонежских Кирилла и Марии, праведных богоотцов Иоакима и Анна, четы князя Петра и княгини Февроньи.

2) Примеры их жизни семей священнослужителей, собственный опыт семейной жизни, опыт других членов прихода, знакомых и т.д.

3) Примеры из жизни литературных и киногероев, где чаще других священнослужители называли героев русской литературы: Л.Н.Толстова, Н.В.Гоголя, И.С.Шмелева.

4) Среди известных современников в качестве примера в области семейных отношений священнослужителями был назван Никита Михалков, как человек, радеющий за семейный уклад и традиции.

 

Таким образом, характер трансляции нравственных идеалов и, соответственно, их структура зависят от уровня воцерковленности прихожан. Описанные выше тенденции подтверждаются также в других областях жизни прихожан. Можно отдельно выделить проблемы, которую ставят перед нами результаты данного исследования. Во-первых, расширение влияния духовенства на нравственные идеалы прихожан. Расширению влияния Русской Православной Церкви на повседневную жизнь прихожан, могут помочь проекты, направленные на организацию более насыщенной жизни прихода (совместными поездками и т.д.), улучшением коммуникации между прихожанами и духовенством, между приходами. Что позволит повысить уровень воцерковленности и скорректировать нравственные идеалы прихожане с низким уровнем воцерковленности.

Этому также может способствовать подготовка единых пасторских нравственных примеров по всем сферам жизнедеятельности прихожан, особенно относительно тех сфер жизни прихожан, для которых на данных момент священнослужители не имеют общих нравственных примеров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: