Проект (грант) № 188
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Автономная некоммерческая организация
«Центр прикладных исследований местного самоуправления»
ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Православное духовенство и формирование мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян»
Г.Москва
Ноябрь 2009 г.
Оглавление
Введение......................................................................................................................................... 4
Проблемная ситуация.............................................................................................................................................................. 4
Цель и задачи исследования................................................................................................................................................ 6
Методология исследования..................................................................................... 10
Нравственное сознание человека: Структура и основные элементы........................................................... 10
Структура нравственного сознания человека.................................................................................................... 11
Нравственный идеал: понятие и место в структуре нравственного сознания человека........................ 15
Обоснование методов исследования............................................................................................................................ 21
Массовый опрос.......................................................................................................................................................... 21
Личные интервью, проводимые по месту проживания респондентов......................................................... 23
Глубинные интервью................................................................................................................................................. 25
Построение выборочной совокупности........................................................................................................................ 28
Построение выборочной совокупности количественного исследования................................................... 28
Схема отбора священнослужителей для глубинных интервью.................................................................... 29
Выводы......................................................................................................................................... 31
Трансляция Нравственных идеалов.................................................................... 38
Содержание транслируемых нравственных идеалов............................................................................................ 38
Нравственные идеалы в области семейных отношений.................................................................................. 38
Нравственные идеалы в области выбора друзей, круга общения................................................................ 47
Нравственные идеалы в области здоровья, болезней, смерти....................................................................... 53
Нравственные идеалы в области профессиональной деятельности............................................................ 58
Нравственные идеалы в области повышения социального статуса, успеха в жизни............................. 64
Нравственные идеалы в области выбора и получения образования.......................................................... 68
Нравственные идеалы в области материальных средств, их получения, распределения.................... 71
Нравственные идеалы в области культуры и проведения досуга................................................................ 75
Нравственные идеалы в области религиозной (духовной) жизни................................................................ 80
Нравственные идеалы в области патриотизма.................................................................................................. 85
Нравственные идеалы в области воинской службы......................................................................................... 90
Нравственные идеалы в области политической жизни, выборов, митингов............................................. 93
Нравственные идеалы в области преступления закона, осуждения............................................................ 98
Обращение православных россиян к священнослужителям по вопросам, связанным с решением жизненных проблем............................................................................................................................................................. 102
Сферы жизнедеятельности, в которых происходит трансляция нравственных идеалов.................. 109
Описание эмпирического объекта исследования............................. 119
Прихожане православных приходов крупных городов...................................................................................... 119
Уровень воцерковленности.................................................................................................................................... 119
Система ценностей православных россиян...................................................................................................... 124
Православные приходы и духовенство..................................................................................................................... 128
Библиография....................................................................................................................... 130
Приложения........................................................................................................................... 132
Аналитические истоки исследования........................................................................................................................ 132
Восприятие священнослужителей Русской Православной Церкви: результаты социологических исследований, публикуемые в СМИ.................................................................................................................... 132
Анализ литературы по проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви и россиян...... 143
Социологические исследования об отношении россиян к Русской Православной Церкви: анализ публикаций в сети Internet................................................................................................................................................................ 156
Анкета для проведения полуформализованных интервью............................................................................... 170
Инструкция для проведения полуформализованных интервью..................................................................... 175
Анкета участника качественного исследования (скрининговая анкета)................................................ 177
Анкета для глубинных интервью................................................................................................................................... 177
Инструкция по проведению глубинных интервью................................................................................................. 181
Анкета контроля качества проведения полевых работ...................................................................................... 185
Правила заполнения контрольного листа......................................................................................................... 186
Линейное распределение ответов респондентов на вопросы формализованной анкеты................ 187
Введение
Проблемная ситуация
Поддержание нравственных идеалов и нравственное воспитание являются приоритетными задачами, которые декларируются, например, в тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Не претендуя на роль главного института нравственного воспитания, церковь оставляет за собой право нести слово Божье и ожидает от государства предоставления свободы в реализации этого права. Церковь стремится участвовать в нравственном воспитании вместе со светскими институтами образования и культуры. В тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» признается за государством и институтами светской культуры авторитет и право в воспитании общества, однако за Русской Православной Церковью остается роль единственной носительницы божественной истины. И это видение, так или иначе, распространяется на определение необходимости нравственного воспитания, осуществляемого в лоне Русской Православной Церкви. Нравственное воспитание является ключевой задачей, поскольку процветание общества возможно лишь через духовное процветание. Благодаря нравственному воспитанию человек приобщается к Богу, стремится в целях своих к добрым поступкам, что ведет к его спасению. Нравственное воспитание формирует нравственное сознание, основу которого составляют нравственные идеалы. Роль нравственного воспитания переоценить сложно. Нравственное воспитание способствует росту уровня гражданского самосознания и развитию общества.
Однако, в настоящий момент роль церкви в нравственном воспитании граждан оценивается самим обществом не однозначно. Как показывает исследование проведенное ВЦИОМ[1], абсолютное большинство россиян считают, что Русская Православная Церковь не должна выступать в роли главного источника моральных ценностей для подрастающего поколения. Только 4% респондентов считают, что церковь должна учить молодежь нравственности и морали. Большинство – 67% - считают, что этим должны заниматься родители. При этом, согласно исследованию ВЦИОМ, половина россиян - верующие, в их числе 10% регулярно посещают храмы и соблюдают все обряды, 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убежденные атеисты составляют лишь 6% опрошенных, 8% не задумываются на тему отношения к религии.
Как показывает исследование ВЦИОМ, статус Русской Православной Церкви как «главной воспитательницы» нравственных идеалов у взрослых и у подрастающего поколения не находит поддержки в обществе. Другое исследование ВЦИОМ[2], анализирующее отношение россиян к понятию «духовность», показало, что только 25% россиян связывают понятие "духовность" с верой в Бога, религией, церковью. А 21% опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека: «высокая мораль, нравственность»; «система ценностей»; «доброта и человечность». Другие респонденты интерпретировали духовность с точки зрения образованности.
На основании этого исследования стоит отметить, что нравственность и духовность рассматриваются россиянами в перспективе общественной морали, а не церковной традиции. И хотя за церковью в целом признается позитивная роль в формировании общественной морали, тем не менее, в восприятии широкой прослойки российского общества, она является лишь одним из институтов, призванных эту мораль поддерживать.
Таким образом, исследование, демонстрирующее роль православных священнослужителей в формировании нравственных идеалов, раскрывающее содержание данных идеалов является крайне актуальным как общества, демонстрируя ему работу одного из самых значимых общественных институтов, так и для самой Русской Православной Церкви, позволяя ей детально рассмотреть один из самых важных механизмов своей деятельности.
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является определение роли православного духовенства в формировании мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян.
Результаты исследования должны способствовать формированию оптимальных социальных технологий для институтов гражданского общества и органов власти г. Москвы, направленных на укрепление в общественном сознании ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и гражданского согласия, а также эффективных мер противодействия идеологиям расизма, ксенофобии и других форм экстремизма на этнической и религиозной почве.
Для достижения цели исследования необходимо выделить два этапа в методологии исследования, которые дополняют и углубляют друг друга: качественный и количественный. Эти два этапа направлены на решение разных задач исследования посредством разных методологических принципов и методических инструментов.
В количественном исследовании планируется решить следующие задачи:
· Выявить нравственные идеалы православных россиян.
• Определить авторитетных и уважаемых людей, нравственные идеалы православных россиян как среди современников, как и среди современных литерных и кино героев.
· Определить систему ценностей православных россиян.
· Определить круг проблем, по которым православные россияне обращаются к священнослужителям.
· Выявить степень влияния православного духовенства на формирование мировоззрения и нравственных идеалов россиян.
• Определить регулярность обращения православных россиян к священнослужителям по вопросам, связанным с решением жизненных проблем.
• Выявить уровень воцерковленности и частоту личных контактов между священнослужителем и прихожанином.
Исследование, следующее методологии качественного исследования, нацелено на получение информации о глубинной мотивации индивидов, развернутой и подробной информации о предмете исследования. Сбор информации в ходе исследования производится в свободной форме; исследование фокусируется не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, описывающих причинно-следственные связи.
Полученные в ходе качественного этапа данные не подлежат количественному анализу, они отвечают не на вопрос «сколько?», а на вопросы «что?», «как?» и «почему?» воспринимается индивидами. Качественный подход востребован в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме, когда необходимо выяснить сложные мотивы, особенности восприятия и отношения индивидов.
В ходе качественного этапа исследования планируется решить следующие задачи:
· Определить авторитетных и уважаемых людей в представлении священнослужителей.
• Определить референтные лица, лидеров мнений, духовных лидеров: выявить людей, воспринимаемых как образцы высоконравственного поведения (среди современников как реальных, так и вымышленных).
• Выявить мотивы, по которым именно эти люди являются референтными лицами, и те нравственные ценности, образцом служения которым является названный лидер.
• Выявить каналы информирования священнослужителей об этих лидерах и их качествах.
· Выявить нравственные идеалы, используемые православными священнослужителями в духовном воспитании россиян.
• Выявить нравственные идеалы в виде представлений о лидерах (среди современников как реальных, так и вымышленных, а также среди литературных и киногероев), которые используют священнослужители в процессе общения с прихожанами.
• Определить круг проблем, по которым священнослужители чувствуют себя вправе наставлять прихожан, приводить в пример различные нравственные идеалы и т.д.
· Выявить степень влияния православного духовенства на формирование мировоззрения и нравственных идеалов россиян.
• Раскрыть сферы жизнедеятельности человека, по которым чаще всего происходит общение священнослужителя и прихожан.
• Сравнить содержание нравственных идеалов священнослужителей с содержанием нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.
• Выявить степень сходства в содержании нравственных идеалов священнослужителей и в содержании нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.
• Выявить степень и содержательные различия в содержании нравственных идеалов священнослужителей и в содержании нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.
• Выявить частоту личного общения прихожан и священнослужителя.
Выявление и анализ реальных нравственных идеалов православных россиян и определение влияния православного духовенства на формирование мировоззрения россиян позволит раскрыть связь в общественном мнении религии и нравственности. Результаты исследования могут быть использованы при выработке стратегии по формированию ответственного общества, построенного на нравственных идеалах.