Цель и задачи исследования




Проект (грант) № 188

 

ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Автономная некоммерческая организация

«Центр прикладных исследований местного самоуправления»

 

ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):

 

«Православное духовенство и формирование мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян»

 

 

Г.Москва

Ноябрь 2009 г.

Оглавление

 

Введение......................................................................................................................................... 4

Проблемная ситуация.............................................................................................................................................................. 4

Цель и задачи исследования................................................................................................................................................ 6

Методология исследования..................................................................................... 10

Нравственное сознание человека: Структура и основные элементы........................................................... 10

Структура нравственного сознания человека.................................................................................................... 11

Нравственный идеал: понятие и место в структуре нравственного сознания человека........................ 15

Обоснование методов исследования............................................................................................................................ 21

Массовый опрос.......................................................................................................................................................... 21

Личные интервью, проводимые по месту проживания респондентов......................................................... 23

Глубинные интервью................................................................................................................................................. 25

Построение выборочной совокупности........................................................................................................................ 28

Построение выборочной совокупности количественного исследования................................................... 28

Схема отбора священнослужителей для глубинных интервью.................................................................... 29

Выводы......................................................................................................................................... 31

Трансляция Нравственных идеалов.................................................................... 38

Содержание транслируемых нравственных идеалов............................................................................................ 38

Нравственные идеалы в области семейных отношений.................................................................................. 38

Нравственные идеалы в области выбора друзей, круга общения................................................................ 47

Нравственные идеалы в области здоровья, болезней, смерти....................................................................... 53

Нравственные идеалы в области профессиональной деятельности............................................................ 58

Нравственные идеалы в области повышения социального статуса, успеха в жизни............................. 64

Нравственные идеалы в области выбора и получения образования.......................................................... 68

Нравственные идеалы в области материальных средств, их получения, распределения.................... 71

Нравственные идеалы в области культуры и проведения досуга................................................................ 75

Нравственные идеалы в области религиозной (духовной) жизни................................................................ 80

Нравственные идеалы в области патриотизма.................................................................................................. 85

Нравственные идеалы в области воинской службы......................................................................................... 90

Нравственные идеалы в области политической жизни, выборов, митингов............................................. 93

Нравственные идеалы в области преступления закона, осуждения............................................................ 98

Обращение православных россиян к священнослужителям по вопросам, связанным с решением жизненных проблем............................................................................................................................................................. 102

Сферы жизнедеятельности, в которых происходит трансляция нравственных идеалов.................. 109

Описание эмпирического объекта исследования............................. 119

Прихожане православных приходов крупных городов...................................................................................... 119

Уровень воцерковленности.................................................................................................................................... 119

Система ценностей православных россиян...................................................................................................... 124

Православные приходы и духовенство..................................................................................................................... 128

Библиография....................................................................................................................... 130

Приложения........................................................................................................................... 132

Аналитические истоки исследования........................................................................................................................ 132

Восприятие священнослужителей Русской Православной Церкви: результаты социологических исследований, публикуемые в СМИ.................................................................................................................... 132

Анализ литературы по проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви и россиян...... 143

Социологические исследования об отношении россиян к Русской Православной Церкви: анализ публикаций в сети Internet................................................................................................................................................................ 156

Анкета для проведения полуформализованных интервью............................................................................... 170

Инструкция для проведения полуформализованных интервью..................................................................... 175

Анкета участника качественного исследования (скрининговая анкета)................................................ 177

Анкета для глубинных интервью................................................................................................................................... 177

Инструкция по проведению глубинных интервью................................................................................................. 181

Анкета контроля качества проведения полевых работ...................................................................................... 185

Правила заполнения контрольного листа......................................................................................................... 186

Линейное распределение ответов респондентов на вопросы формализованной анкеты................ 187

 

Введение

Проблемная ситуация

Поддержание нравственных идеалов и нравственное воспитание являются приоритетными задачами, которые декларируются, например, в тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Не претендуя на роль главного института нравственного воспитания, церковь оставляет за собой право нести слово Божье и ожидает от государства предоставления свободы в реализации этого права. Церковь стремится участвовать в нравственном воспитании вместе со светскими институтами образования и культуры. В тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» признается за государством и институтами светской культуры авторитет и право в воспитании общества, однако за Русской Православной Церковью остается роль единственной носительницы божественной истины. И это видение, так или иначе, распространяется на определение необходимости нравственного воспитания, осуществляемого в лоне Русской Православной Церкви. Нравственное воспитание является ключевой задачей, поскольку процветание общества возможно лишь через духовное процветание. Благодаря нравственному воспитанию человек приобщается к Богу, стремится в целях своих к добрым поступкам, что ведет к его спасению. Нравственное воспитание формирует нравственное сознание, основу которого составляют нравственные идеалы. Роль нравственного воспитания переоценить сложно. Нравственное воспитание способствует росту уровня гражданского самосознания и развитию общества.

Однако, в настоящий момент роль церкви в нравственном воспитании граждан оценивается самим обществом не однозначно. Как показывает исследование проведенное ВЦИОМ[1], абсолютное большинство россиян считают, что Русская Православная Церковь не должна выступать в роли главного источника моральных ценностей для подрастающего поколения. Только 4% респондентов считают, что церковь должна учить молодежь нравственности и морали. Большинство – 67% - считают, что этим должны заниматься родители. При этом, согласно исследованию ВЦИОМ, половина россиян - верующие, в их числе 10% регулярно посещают храмы и соблюдают все обряды, 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убежденные атеисты составляют лишь 6% опрошенных, 8% не задумываются на тему отношения к религии.

Как показывает исследование ВЦИОМ, статус Русской Православной Церкви как «главной воспитательницы» нравственных идеалов у взрослых и у подрастающего поколения не находит поддержки в обществе. Другое исследование ВЦИОМ[2], анализирующее отношение россиян к понятию «духовность», показало, что только 25% россиян связывают понятие "духовность" с верой в Бога, религией, церковью. А 21% опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека: «высокая мораль, нравственность»; «система ценностей»; «доброта и человечность». Другие респонденты интерпретировали духовность с точки зрения образованности.

На основании этого исследования стоит отметить, что нравственность и духовность рассматриваются россиянами в перспективе общественной морали, а не церковной традиции. И хотя за церковью в целом признается позитивная роль в формировании общественной морали, тем не менее, в восприятии широкой прослойки российского общества, она является лишь одним из институтов, призванных эту мораль поддерживать.

Таким образом, исследование, демонстрирующее роль православных священнослужителей в формировании нравственных идеалов, раскрывающее содержание данных идеалов является крайне актуальным как общества, демонстрируя ему работу одного из самых значимых общественных институтов, так и для самой Русской Православной Церкви, позволяя ей детально рассмотреть один из самых важных механизмов своей деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является определение роли православного духовенства в формировании мировоззрения и нравственных идеалов православных россиян.

Результаты исследования должны способствовать формированию оптимальных социальных технологий для институтов гражданского общества и органов власти г. Москвы, направленных на укрепление в общественном сознании ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и гражданского согласия, а также эффективных мер противодействия идеологиям расизма, ксенофобии и других форм экстремизма на этнической и религиозной почве.

Для достижения цели исследования необходимо выделить два этапа в методологии исследования, которые дополняют и углубляют друг друга: качественный и количественный. Эти два этапа направлены на решение разных задач исследования посредством разных методологических принципов и методических инструментов.

 

В количественном исследовании планируется решить следующие задачи:

· Выявить нравственные идеалы православных россиян.

• Определить авторитетных и уважаемых людей, нравственные идеалы православных россиян как среди современников, как и среди современных литерных и кино героев.

· Определить систему ценностей православных россиян.

· Определить круг проблем, по которым православные россияне обращаются к священнослужителям.

· Выявить степень влияния православного духовенства на формирование мировоззрения и нравственных идеалов россиян.

• Определить регулярность обращения православных россиян к священнослужителям по вопросам, связанным с решением жизненных проблем.

• Выявить уровень воцерковленности и частоту личных контактов между священнослужителем и прихожанином.

 

Исследование, следующее методологии качественного исследования, нацелено на получение информации о глубинной мотивации индивидов, развернутой и подробной информации о предмете исследования. Сбор информации в ходе исследования производится в свободной форме; исследование фокусируется не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, описывающих причинно-следственные связи.

Полученные в ходе качественного этапа данные не подлежат количественному анализу, они отвечают не на вопрос «сколько?», а на вопросы «что?», «как?» и «почему?» воспринимается индивидами. Качественный подход востребован в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме, когда необходимо выяснить сложные мотивы, особенности восприятия и отношения индивидов.

В ходе качественного этапа исследования планируется решить следующие задачи:

· Определить авторитетных и уважаемых людей в представлении священнослужителей.

• Определить референтные лица, лидеров мнений, духовных лидеров: выявить людей, воспринимаемых как образцы высоконравственного поведения (среди современников как реальных, так и вымышленных).

• Выявить мотивы, по которым именно эти люди являются референтными лицами, и те нравственные ценности, образцом служения которым является названный лидер.

• Выявить каналы информирования священнослужителей об этих лидерах и их качествах.

· Выявить нравственные идеалы, используемые православными священнослужителями в духовном воспитании россиян.

• Выявить нравственные идеалы в виде представлений о лидерах (среди современников как реальных, так и вымышленных, а также среди литературных и киногероев), которые используют священнослужители в процессе общения с прихожанами.

• Определить круг проблем, по которым священнослужители чувствуют себя вправе наставлять прихожан, приводить в пример различные нравственные идеалы и т.д.

· Выявить степень влияния православного духовенства на формирование мировоззрения и нравственных идеалов россиян.

• Раскрыть сферы жизнедеятельности человека, по которым чаще всего происходит общение священнослужителя и прихожан.

• Сравнить содержание нравственных идеалов священнослужителей с содержанием нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.

• Выявить степень сходства в содержании нравственных идеалов священнослужителей и в содержании нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.

• Выявить степень и содержательные различия в содержании нравственных идеалов священнослужителей и в содержании нравственных идеалов прихожан в рассматриваемых сферах жизнедеятельности человека.

• Выявить частоту личного общения прихожан и священнослужителя.

 

Выявление и анализ реальных нравственных идеалов православных россиян и определение влияния православного духовенства на формирование мировоззрения россиян позволит раскрыть связь в общественном мнении религии и нравственности. Результаты исследования могут быть использованы при выработке стратегии по формированию ответственного общества, построенного на нравственных идеалах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: