МАРИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ЕВОЙ




 

Отсюда ясное и единодушное мнение отцов, что преславная Дева, для Которой «великое сотворил Сильный», блистала таким обилием небесных даров, такой полнотой благодати и такой невинностью, что Она есть неизреченное чудо Божие, — действительно, венец всех чудес и воистину Богородица; что она приближается к самому Богу настолько близко, насколько это возможно для сотворенного существа; и что она выше всех людей и ангелов в славе. Поэтому, чтобы показать изначальную невинность и святость Богородицы, мало того, что часто сравнивали Ее с Евою, еще девственницу, еще невинность, еще нетленную, еще не обольщенную смертоносными тенями коварнейшего змия.; но они также возвысили ее над Евой чудесным разнообразием выражений. Ева послушалась змея с плачевными последствиями; она потеряла изначальную невинность и стала его рабыней. Пресвятая Дева, напротив, всегда умножала Свой первоначальный дар и не только никогда не прислушивалась к змею, но божественно данной силой совершенно уничтожила силу и власть лукавого.

 

БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ

 

Соответственно, отцы никогда не переставали называть Божию Матерь лилией среди терний, землей совершенно нетронутой, Девой непорочной, непорочной, вечно блаженной и свободной от всякой заразы греха, Той, из которой был образован новый Адам, безупречный, светлейший и прекраснейший рай невинности, бессмертия и наслаждений, насажденный самим Богом и огражденный от всех козней ядовитого змея, нетленное дерево, которое червь греха никогда не испортил, источник, всегда чистый и запечатанный силой Святого Духа, святейший храм, сокровище бессмертия, единственная дочь жизни, а не смерти, растение не гнева, но благодати, по исключительному промыслу Божию вечно зеленеющее вопреки обычному закону, происходящему от испорченного корня.

 

ЯВНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ...

 

Как будто этих прекрасных восхвалений было недостаточно, отцы провозгласили с особыми и определенными утверждениями, что, говоря о грехе, не следует даже упоминать святую Деву Марию; ибо ей было дано больше благодати, чем было необходимо для полной победы над грехом.[24] Они также объявили, что преславнейшая Дева была Восстановительницей прародителей, подательницей жизни потомству; что она была избрана прежде веков, уготована для Себя Всевышним, предсказана Богом, когда Он сказал змею: «вражду положу между тобою и женою»[25] — безошибочное свидетельство того, что Она сокрушила ядовитое голова змея. И поэтому они утверждали, что Пресвятая Дева по благодати была совершенно свободна от всякого пятна греха и от всякой испорченности тела, души и ума; что Она всегда была соединена с Богом и соединена с ним вечным заветом; что Она никогда не была во тьме, но всегда была в свете; и что поэтому Она была вполне подходящей обителью для Христа не из-за состояния Своего тела, а из-за ее первоначальной благодати.

 

ВЫСШЕЙ СВЯТОСТИ

 

К этим похвалам они добавили очень благородные слова. Говоря о зачатии Богородицы, они свидетельствовали, что природа уступила благодати и, не в силах продолжать, стояла в трепете. Дева Богородица не будет зачата Анной прежде, чем благодать принесет свои плоды; было правильно, чтобы Она была зачата как первенец, от которого будет зачат «первенец всякой твари». Они свидетельствовали также, что плоть Девы, хотя и происходящая от Адама, не вобрала в себя пятен Адама, и что поэтому Преблагословенная Дева была скиниею, сотворенной Самим Богом и образованной Святым Духом, поистине работа из царственного пурпура, украшенная и вытканная золотом, которую сделал этот новый Царь [26]. Они утверждали, что та же Дева есть и есть заслуженно первое и особенное творение Божие, избежавшее огненных стрел лукавого; что Она красива от природы и совершенно свободна от всякого пятна; что при своем непорочном зачатии она пришла в мир вся сияющая, как заря. Ибо, конечно, не подобало, чтобы этот сосуд избрания был ранен обычными повреждениями, так как он, так сильно отличаясь от других, имел с ними только природу, а не грех. В самом деле, было вполне уместно, что как Единородный имеет Отца на небесах, Которого Серафимы превозносят как Трисвятого, так и Он должен иметь Мать на земле, которая никогда не будет лишена блеска святости.

 

Это учение так наполняло умы и души наших предков верой, что среди них вошел в обычай своеобразный и поистине чудесный стиль речи. Они часто обращались к Богородице как к непорочной, как к непорочной во всех отношениях; невинной, и поистине самой невинной; безупречной и совершенно безупречной; святой и удаленной от всякого пятна греха; все чистое, все безупречное, образец чистоты и невинности; прекрасней красоты прекрасной красоты; более святой, чем святость, необыкновенно святой и пречистой душой и телом; Той, кто превзошла всю целостность и девственность; единственной, кто стала обиталищем всех благодатей Святейшего Духа. За исключением одного Бога, Мария превосходнее всех, и по природе прекрасна, прекрасна и святее Херувимов и Серафимов. Чтобы прославить Ее, не хватит всех языков неба и земли.

 

Всем известно, что этот стиль речи почти самопроизвольно перешел в книги святейших литургий и чинов Церкви, в которых они встречаются так часто и обильно. В них Богородица взывается и восхваляется как единая непорочная и прекраснейшая голубица, как вечноцветущая роза, как совершенно чистая, всегда непорочная и всегда благословенная. Она прославляется как никогда не запятнанная невинность и как вторая Ева, породившая Эммануэля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: