Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
· оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;
· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
· выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
· разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В настоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной.
Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чистой) и нормативночистой продукции. Величина норматива чистой продукции определяется путем ис ключения из отпускной цены материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повы шением материалоемкости фактически выпущенной продукции. Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. При анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции применяются натуральные показатели. Условнонатуральные, как и стоимостные, показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Объектами анализа являются:
· объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту;
· качество товарной продукции;
· структура товарной продукции;
· ритмичность производства и реализации продукции.
Валовая продукция предприятия может рассчитываться двумя способами:
1. исходя из валового оборота,
2. на основе поэлементного подсчета.
Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличатся от валового оборота на величину внутризаводского оборота:
ВП = ВО - ВЗО
где ВП - валовая продукция,
ВО - валовой оборот,
ВЗО - внутризаводской оборот.
Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность затрат между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), то есть стоимостью сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат:
ЧП=ВП-МЗ
При элементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются.
Так как выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП =РП +ГПк,
отсюда
РП = ГПн +ТП - ГПк
где ГПн; ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции
РП - объем реализации продукции за отчетный период.
Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ТП=ОПФ * ФОопф; (1.7)
РП = ОПФ * ФОопф* ДВ, (1.8)
где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;
ФО - фондоотдача основных производственных фондов.