Мастер- класс
«Развитие всех компонентов речевой системы дошкольников
С помощью игрового пособия «Логико - малыш»
Учитель – логопед С.Ю Морякова
Г.Сызрань 2022
Мастер- класс для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
«Развитие всех компонентов речевой системы дошкольников с помощью игрового пособия «Логико - малыш»
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию речи и творческой активности в процессе игровой деятельности.
Задачи: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию пособия «Логико- малыш» в работе с детьми дошкольного возраста.
Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования игр для развития речи в педагогическом процессе.
Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Демонстрационный материал: планшеты «ЛОГИКО – малыш» (по количеству участников), тематические карточки с заданиями.
План
1. Вступительное слово.
2. Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию игрового пособия.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по развитию речи с использованием тематических карточек и пособия «Логико- малыш».
4. Заключительное слово.
Актуальность темы:
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
1. Игра оказывает большое влияние на развитие речи дошкольника. Со временем ребенку необходимо использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания.
2. Хочу представить игровое дидактическое пособие «ЛОГИКО-малыш»
– как средство обучения, поэтому оно может быть использовано при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально. Пособие, придуманное немецкими авторами, Дорис Фишер и Манфредом Криком, состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек по разным темам: математика, развитие речи, психология, мир природы, бытовая культура, ОБЖ, география. Карточки с заданиями разработаны для разных возрастных групп детей. Каждый комплект содержит восемь иллюстрированных карточек по конкретной теме, методические рекомендации с пояснениями.
Основные достоинства пособия Логико-Малыш:
¾ обучение происходит через игру;
¾ предусмотрена возможность самоконтроля;
¾ благодаря занятиям с пособием происходит комплексное развитие логического мышления, памяти, внимания, речи;
¾ для занятий не требуются такие материалы как ручка, карандаш и т.д.;
¾ карточки и планшет выполнены очень качественно;
Применение этой методики делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей, так и для педагогов. Мотивирует ребенка в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить. Я использую данную методику для формирования фонематического слуха, правильного звукопроизношения, закрепления умений детей правильно согласовывать слова в предложениях, употреблять лексико - грамматические конструкции без ошибок, для развития связной речи. Карточки с ярким изображением примеров, фишки для подбора пар и самостоятельная проверка правильности выполнения задания позволяет решить поставленную образовательную задачу, мотивировать ребенка на дальнейшее сотрудничество.
Сегодня я хочу представить одно из направлений пособия, и рассказать, как на логопедических подгрупповых занятиях можно в интересной игровой форме развивать все компоненты речевой системы.
Папки желтого цвета: «От звука к слову», «Поймай звук», «Поймай слог», «От слога к слову», «Прилагательные» Название папок говорит само ха себя. Применяя данное пособие мы можем закрепить у детей правильное звукопроизношение, автоматизацию и дифференциацию звуков, познакомить детей с рифмами, что является хорошим приемом в развитии и формировании фонематического слуха. В папке «От звука к слову» подобраны дидактические игры «Назови слова сходные по звучанию», «Подбери пары слов, похожих по звучанию». Папка «Поймай звук» и серия дидактических игр на образование пар слов с заданным звуком в начале, в конце слова и в середине дает возможность детям закрепить навыки звукового анализа слов, формированию фонематического слуха. Папка «Прилагательные» с подбором дидактических игр «Что сделано из одного материала», «Что одинаковое на вкус», «Что похоже и не похоже» позволяет закрепить умение в словообразовании, согласовании существительных и прилагательных, расширение словаря.
3. Предлагаю вашему вниманию пособие «ЛОГИКО-малыш»
¾ Все фишки расположите в нижнем ряду планшета.
¾ Выберите карточку из комплекта.
¾ Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
¾ Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
¾ Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом, выполняются остальные задания.
¾ Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
¾ В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.
¾ Снова проверьте результат на ответной стороне.
¾ На ответной стороне, на красной полосе, расположены дополнительные вопросы или темы для бесед.
Давайте выполним одно из заданий
Вставляем карточку №1 из комплекта карточек по развитию речи «От звука к слову».Читаем задание: назови картинки и найди слова, сходные по звучанию.
Внимательно рассмотрим карточку. Мы видим 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками в цвет фишек). И 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
Выберите одно изображение из основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки. И так далее со всеми изображениями.
После выполнения всего задания, переворачиваем карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпадать.
Также можно использовать дополнительные вопросы по карточке.
К примеру:
¾ Найдите предметы в названии которых 2 слога; 3 звука
¾ Назовите действие каждого предмета или движения,связанные с этим предметом.
Сейчас я предлагаю, самостоятельно выбрать карточки и поработать с
планшетом.
4. Так чем же так понравилось нам это пособие?
Во-первых, своей необычностью: планшет – не просто доска, а пластиковая основа с шестью подвижными фишками-кружками, в которую вставляется карточка с заданием. Ребенок с огромным удовольствием возит эти кружки. Отвечать на вопросы именно таким образом намного интереснее!
Во-вторых, красочными и интересными карточками – задания в них интересные, емкие, картинки красивые, понятные современные подходы в развитии и обучении дошкольников.
В-третьих, возможностью самостоятельных занятий: ребенок сам может позаниматься с пособием и проверить себя, сверив свои результаты с ответами на обратной стороне карточки.
В-четвертых, многофункциональностью: каждый комплект может играться по многу раз – вопросы не надоедают, а знания закрепляются.
Ну и конечно же ребенку доставляет много радости, когда он делает в очередной раз карточку быстро и правильно!
В-пятых, безграничностью тем и заданий: для работы с планшетом существует множество комплектов карточек по самым разным темам: окружающий мир, математика, развитие речи, бытовая культура, психология и др.
Иногда взрослые думают, что дети должны сначала выполнить задание, а потом посмотреть на оборотной стороне, правильно ли оно выполнено. На самом деле дети любят заглядывать в ответ иногда ещё до того, как посмотрят условие задачи. Это помогает им обучаться рассматривать весь вопрос как единое целое, а иногда и узнавать то, что они, собственно, и должны узнать в итоге работы с карточками. Но они также должны всё-таки осознавать, какова правильная последовательность решения задачи. Обыгрывается также то, что все оборотные стороны несут свою, дополнительную, общеразвивающую нагрузку
Планшет не заменяет работы с карандашом, но даёт возможность ускорить выполнение умственных операций, переведя их в иной план.
1. К одному и тому же содержанию можно возвращаться многократно, каждый раз на новом уровне, разбирая то, что недостаточно хорошо воспринято, пока оно не будет понятно полностью.
2. Удаётся контролировать и проверять усвоение, причём ребенок может работать как под руководством взрослого, так и самостоятельно, как в семье, так и в детском дошкольном учреждении, как в группе, так и индивидуально.
3. Движения, осуществляемые ребёнком, очень полезны для того, чтобы он усвоил последовательность операций, ведущих к результату, координировал глаз, ум и руку, ставил и решал задачу
.