КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ




КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

 

 

ВОЗРАСТ 8-10 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 0,5-1 ГОД
Ф.И.О. АВТОРА-РАЗРАБОТЧИКА ГЛАЗКОВА М.А.
ДОЛЖНОСТЬ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

 

МОСКВА, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 7

Занятие 1. 7

Занятие 2. 10

Занятие 3. 13

Занятие 4. 16

Занятие 5. 20

Занятие 6. 23

Занятие 7. 26

Занятие 8. 29

Занятие 9. 32

Занятие 10. 35

Занятие 11. 38

Занятие 12. 41

Занятие 13. 44

Занятие 14. 48

Занятие 15. 52

Занятие 16. 55

Занятие 17. 59

Занятие 18. 62

Занятие 19. 65

Занятие 20. 68

Занятие 21. 71

Занятие 22. 74

Занятие 23. 77

Занятие 24. 80

Занятие 25. 83

Занятие 26. 87

Занятие 27. 91

Занятие 28. 95

Занятие 29. 98

Занятие 30. 101

Занятие 31. 104

Занятие 32. 107

Занятие 33. 111

Занятие 34. 114

Занятие 35. 117

Занятие 36. 121

Занятие 37. 125

Занятие 37. 127

Занятие 38. 130

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 133

Протокол первичного дефектологического обследования. 133

Качественный анализ работы.. 135

Оценка эффективности работы.. 136

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время увеличилось количество детей с отягощенным перинатальным, натальным и постнатальным анамнезом. Ранее органическое неблагополучие обусловливает неуспешность данной категории детей уже на начальных этапах обучения в школе. Ежегодно в ЦПМСС «Взаимодействие» обращается приблизительно около 250 детей с трудностями в обучении в школе. Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере несформированностью целостной концепции восприятия, нарушениями пространственной организации, трудностями восприятия символов (букв и цифр), снижением концентрации произвольного внимания и его свойств. Перечисленные аспекты психической деятельности являются предпосылками формирования у младших школьников дисграфии. Традиционные логопедические занятия, направленные на коррекцию дисграфии, с данной категорией младших школьников имеют достаточно узкую направленность и в меньшей степени затрагивают базовые предпосылки.

Поэтому было важно составить коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход, и в тоже время могла быть доступна в использовании многими специалистами: логопедами, психологами, а также и родителями.

Актуальность программы обусловлена необходимость разработки комплексной коррекционно-развивающей системы, включающей как коррекцию высших психических функций, так и формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Контингент детей. Младшие школьники 8–10лет, не имеющие выраженных отклонений в психофизическом развитии, но характеризующиеся несформированностью/нарушением различных аспектов психической деятельности:

· Нарушения/несформированность пространственного восприятия, нарушение целостности, несформированности метрического синтеза.

- Неустойчивость стратегии зрительного восприятия.

- Слабость зрительно-предметного восприятия.

- Снижение объёма, концентрации и переключаемости внимания.

- Сужение объёма и нарушение порядка элементов слухоречевой памяти.

- Несформированность навыка словообразования.

- Нарушения/несформированность звукобуквенного анализа и синтеза.

- Нарушения слоговой структуры.

- Низкий уровень сформированности номинативной и обобщающей функции речи.

Режим работы по программе. Программа реализуется как при групповой форме работы (4-6 человек), так и при индивидуальной. Программа включает в себя 36 занятий, которые можно проводить один или два раза в неделю.

 

Методологической основой программы являются следующие дидактические принципы: принцип системности, принципы последовательности, доступности и наглядности.

Структура занятий по программе:

- Знакомство, приветствие. Игры, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановке в группе.

- Основная часть, задания, направленные на коррекцию и развитие когнитивной сферы, профилактику дисграфии и дислексии.

- Завершающий этап.

Конкретные задачи, решаемые в ходе выполнения программы на каждом отдельном взятом занятии:

Воспитательные:

- Развивать интерес к занятию, уметь работать в группе;

- Формировать умение адекватно реагировать на замечания специалиста и реплики детей.

Образовательные:

- Развивать восприятие метрического анализа и синтеза;

- Развивать звукобуквенный анализ и синтез;

- Формировать способность к анализу т принятию автономного решения;

- Формировать пространственную организацию деятельность на основе буквенного материала;

- Формировать оптико-конструктивную деятельность.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительно-предметное и пространственное восприятие;

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

- Развитие избирательности слухоречевой памяти;

- Развивать формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- Развивать связную речь (владение вербальными средствами, соответственно, полученной инструкции).

Здоровьесберегающие:

- Отбирать материал с учётом утомляемости детей.

- Чередовать статические и динамические задачи.

 

Каждое занятие включает себя блоки.

· Блок, направленный на профилактику и коррекцию оптической дисграфии. В этот блок были включены следующие упражнения:

Формирование буквенного образа (дописать буквы, составление слов и предложений из заданных частей букв).

· Блок, направленный на развитие зрительно-предметного восприятия: дорисуй предметы, наложенные картинки и т.д.

· Блок, направленный на развитие мыслительных процессов: 4 лишний, аналогии, установление последовательности и т.д.

· Блок, направленный на развитие пространственного восприятия и пространственной организации: кубики Никитиных, дорисуй вторую половину и т.д.

· Блок, направленный на развитие лексического запаса: (подбор прилагательных, глаголов к существительным, подбор синонимов, антонимов, составить из данных слов предложения).

· Блок, направленный на развитие объёма и концентрации внимания: таблицы Шульте (модификации), лабиринты, найди спрятавшиеся слова, нарисуй по точкам и т.д.

· Блок, направленный на развитие графических навыков.

 

Каждое занятие включат в себя упражнение, направленное на произвольную саморегуляцию.

 

 


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема Количество
1. Развитие восприятия 4/8
2. Развитие пространственного восприятия 4/8
3. Развитие внимания 4/8
4. Развитие памяти 4/8
5. Развитие мыслительных процессов 5/10
6. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза 4/8
7. Развитие слоговой структуры слова 2/4
8. Расширение лексического запаса и устранение аграмматизма в речи 5/10
9. Развитие пространственной организации и графических навыков 4/8
10. Итого 36/72

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятие 1

Задачи:

- Развитие зрительно-предметного восприятия.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие пространственного восприятия, произвольного внимания, мышления.

- Формирование навыков звукобуквенного анализа.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономного решения.

 

Ход занятия.

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе. (Снежный ком.)

2. Упражнение на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Дорисуй недостающие детали.

3. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Из ряда букв выпишите только гласные буквы:

 

М Н Р О ЫУ Щ А Л Ж Э С

Ё Ю Б Ф Й Д И Т

 

4. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Спишите и подчеркните гласные буквы:

 

Дрозд, астра, окно, мак,

двор, ком, садик, доска.

 

5. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Подчеркни слова, в которых пять букв.

Собака, тетрадь, пенал, заяц, ветер, народ, язык, ягода, лисица, платок, урожай, класс, вдруг, мороз, завод, суббота.

6. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструктивной деятельности.

 

 

7. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слово. Напиши полученное слово.

 

8. Упражнение на отработку пространственной ориентации на уровне тела.

Педагог просит кого-то из детей с резиночной на правой руке встать перед детьми спиной к ним и выполнять вместе с ребятами его задания: поднять правую руку и опустить её, вытянуть вперёд левую ногу, поднять назад правую ногу и т.д. Дети видят, что в таком варианте правое и левое у всех совпадает, но если взрослый повернётся. Показывается и обсуждается, что произойдёт. Затем выходит пара детей. Один показывает (стоя спиной ко второму), что надо делать, второй выполняет и говорит, что он сделал: «Я поднял правую руку» и т.п. Остальные дети проверяют. Потом меняются внутри пары меняющий и показывающий.

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации, отработку понятий на лево право.

Раскрась стрижей, которые летят вправо, синим карандашом, а тех, которые летят влево - зелёным карандашом.

10. Упражнение, направленное на развитие зрительно-предметного восприятия, графических навыков.

 

 

 

11. Подведение итогов занятия.

 


Занятие 2

Задачи:

- Развитие слухового восприятия и внимания.

- Развитие зрительно- предметного восприятия.

- Развитие слоговой структуры речи.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие пространственной ориентации.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решений.

 

Ход занятия

 

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе. (Тук-тук)

2. Упражнение, направленное на произвольную регуляцию деятельности, осложнённое отработкой навыка устного счёта.

 

Педагог зачитывает вопросы, дети отвечают словами да или нет (если занятия проводится в группе, то можно предложить детям записывать в тетради, ставя, если да +, если нет -). Правда ли, что:

· 12 лап имеют две кошки?

· У двух машин 4 колеса?

· Двое санок имеют 6 полозьев?

· У двух человек 20 пальцев на руках?

· У одних ножниц 2 кольца?

· У трёх коров 6 рогов?

· У трёх собак 6 рогов?

· У трёх мышей 6 глаз?

· В году три времени года?

· Время года состоит из трёх месяцев?

· Среди месяцев май, март, январь, июнь весенних два?

· В году 10 месяцев?

3. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Вставь пропущенные буквы и запиши слова:

д….м, к….м, л….м, т….м;

л….к, м….к, т….з, л….з.

4. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования. Деление слов на слоги, образование второго слога путём прибавления гласной буквы.

Измени слова так, чтобы в них было по два слога.

Образец: дом - дома.

Кот-…………………….., лак- ………………………,

мак- ……………………., луг- ………………………,

том-……………………….

5. Упражнение на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

Составь предложения из слов каждой строки. Раздели слова на слоги.

Мама, куклу, Оле, подарила.

Тропинке, птенец, по, прыгал.

В, поют, соловьи, роще.

На, лежит, столе, яблоко.

 

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия в условиях «зрительного шума».

7. После того, как ребенок обвёл предметы по контуру, он выписывает названия предметов, которые он увидел.

 

 

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

 

9. Упражнение, направленное на развитие обобщающей функции речи.

Подберите нужное обобщающее слово:

Северный и южный-_________________________

Беляк и русак-______________________________

Указательный и мизинец-____________________

Горький, сладкий и болгарский-_______________

Танго и полька-_____________________________

Свежий, маринованный и солёный-____________

 

10. Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Нарисуй справа вазочку меньшего размера.

 

 

11. Подведение итогов занятия.

 


Занятие 3

Задачи:

- Развитие зрительного - пространственного восприятия.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти.

- Развитие пространственного восприятия.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

 

Ход занятия

 

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе. (Тук-тук)

 

2. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов и расширение лексического запаса речи.

К словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика, чтобы получились предложения. Составь схему.

Машины Тают

Сугробы мчатся

Дворник играет

Петухи летает

Галка скребёт

Ребёнок кукарекает

Мальчик плачет

Журналист ревёт

Медведь фотографирует

Троллейбус мастерят

 

3. Упражнение на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов. Подбор слов-предметов к данным словам-действиям. В задание 3, подбор слов-предметов к словам-действиям.

Подбери имена существительные к глаголам.

Делает ____________________________

везет _____________________________

несет ______________________________

тянет______________________________

зовет ______________________________

греют _____________________________

болят ______________________________

продает ____________________________

зреет ______________________________

 

5. Узнай предметы по действию.

Светит, сияет, греет (что?) __________________

Бегает, прыгает, лает (кто?) ' __________

Прыгают, чирикают, дерутся (кто?) ________

Вянут, желтеют, опадают (что?) ___________

Моросит, накрапывает, льет (что?)_________

Свищет, дует, воет (что?) ________________

Летают, звенят, кусают (кто?) ____________

6. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

 

Упражнение, направленное на развитие симультанного зрительного восприятие, и пространственной организации.

Дети 15 секунд смотрят на образец, затем образец закрываются, и дети по памяти должны нарисовать по памяти.

Скопируй по памяти.

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков.

 

 

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков.

 

10. Дорисуй вторую половину.

11. Подведение итогов занятия.

 

Занятие 4

Задачи:

- Развитие избирательности слухоречевой памяти.

- Развитие пространственной ориентации, оптико-конструктивной деятельности.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов.

- Развитие навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формировать способностей к и анализу и принятию автономных решений.

 

Ход занятия

1. Игра, направленная на создание благоприятной обстановки в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие избирательности слухоречевой памяти, осложнённое заданием на звуковой анализ.

Педагог читает ряды слов. Дети должны запомнить все слова ряда в порядке их следования, а затем про себя произнести их первые звуки. Какие слова получились.

· Сало, тина, окно, гриб

· Клоп, ирис, нос, облако

· Крем, еда, дрова, река

· Интерес, ворон, автобус

· Молоко, ил, роман

· Дети, ель, лимон, осёл

· Крот, аист, шарф, ангар

Если занятия проводятся в группе, то дети записывают, получившееся слова.

 

3. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструктивной деятельности. Кубики Никитиных.

4. Упражнение, направленное на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

 

Кто где живёт? Ответь, чей дом?

5. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации.

Прочти поговорку. Объясни значение. Запиши.

6. Упражнение, направленное на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов.Узнай предметы по их признакам. Назови, одним словом всю группу предметов. Поставь вопрос.

Косолапый, неуклюжий_____________________________

Хитрая, рыжая ____________________________________

Зубастый, голодный________________________________

Трусливый, резвый_________________________________

 

7. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов, развитие связной речи.

 

Составьте словосочетания, подбирая к именам существительным нужные по смыслу имена прилагательные. Соедините линиями получившиеся пары. Составьте рассказ.

 

Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни их.

Ястреб, ворона, яблоко, персик, Кишинёв, Вологда, город, деревня, суп, пюре, тигр, волк.

 

Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов, пространственной ориентации на буквенном анализе.

12. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков.

13.

14. Упражнение, направленное на способность анализировать и принимать автономное решение.

15. Подведение итогов занятия.

 


Занятие 5

Задачи:

- Развитие зрительного симультанного восприятия.

- Развитие пространственной ориентации, оптико-конструктивной деятельности.

- Формирования зрительного образа буквы.

- Формирование навыка звукобуквенного анализа.

- Расширение лексического словаря, устранение агрогмматизмов.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

 

Ход занятия

Игры, направленные на создание эмоциональной благоприятной обстановке в группе.

Упражнение, на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов и развитие связной речи.

Составь словосочетания, подбирая к именам существительным нужные по смыслу имена прилагательные.

Соедини линиями получившиеся слова, поставь к ним вопрос.

Составь рассказ на тему «Заболела бабушка» с использованием полученных словосочетаний.

 

Упражнение, на расширение лексического запаса (глагольная лексика) устранение аграмматизмов и развитие связной речи.

Напиши подходящие глаголы.

 

 

1. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала (формирование зрительного образа буквы)

Восстанови предложения.

2. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструкивной деятельности.

 

 

3. Упражнение на развитие связной речи.

 

Поставь точки.

За городом красивый парк в парке растут липы, клёны, берёзки на клумбах цветут яркие цветы.

 

7. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов, пространственной ориентации на буквенном анализе.

 

Прочитай слова. Найди два одинаковых. Закрась стрелку так, чтобы она соединила их. Найди недостающие буквы.

 

8. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов.

Найди закономерность и раскрась коврик.

 

 

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков. Дорисуй вторую половину.

 

10. Упражнение, направленное на способность анализировать и принимать автономное решение.

11. Подведение итогов занятия.

 


Занятие 6

 

Задачи:

- Развитие зрительного симультанного восприятия и внимания.

- Развитие избирательности слухоречевой памяти.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Формирование навыков звукового анализа.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

- Формирование зрительного образа буквы.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

 

Ход занятия

1. Игры направленные на создание благоприятной обстановке в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие слуховой памяти. Педагог медленно прочитывает предлагаемый ряд чисел 3 раза. Дети должны его запомнить в той же последовательности. До начало диктовки у детей выясняется, что такое чётное и нечётное числа, однозначные и двухзначные числа.

10 5 1 12 6 4

 

- Какие по счёту числа были нечётными?

- Сколько в ряду однозначных и двухзначных чисел?

- Какое число соответствует количеству месяцев в году?

- Какое число соответствует количеству времён года?

- Чуму равна сумма второго и самого последнего чисел ряда?

- Какое число было перед числом 6?

- Назовите соседей числа 12?

- Какое число начинается с гласной буквой?

Если работа проводится в группе, то дети записывают ответы к себе в тетрадь.

 

3. Упражнение, на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов.

Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные (слова-признаки).

Кролик любит (какую?) ________________ морковку. Дрозд любит (какую?)____________ рябину. Рыба любит (какую?) ____________

Воду. Дети любят (какую?) ______________ зиму.

 

4. Упражнение, направленное на формирование звукового анализа и синтеза. Поставь ударение.

Образец: страны - страна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: