Тушение пожаров в подземных помещениях метрополитена




 

Вопросы Ответы
1. Чем характеризуется пожарная опасность в метрополитенах? 1. Наличием значительного количества горючих материалов в оборудовании эскалаторных и путевых тоннелей, служебных помещений, а также подвижного состава. 2. Высокой насыщенностью помещений и сооружений кабельными сетями и электрооборудованием, находящимися под напряжением. 3. Высокой пожарной опасностью электроподвижного состава, перемещающегося в период эксплуатации по трассе и частично оставленного для ночного отстоя в туннелях и на стояночных путях. 4. Особенностями подземных сооружений метрополитена, затрудняющими тушение пожара, являются: - сложная планировка и удаленность от поверхности, трудность доступа в ряды подземных объектов; - сильное задымление подземного объекта с очагами пожара, а также прилегающих подземных сооружений на значительном участке трассы; - наличие вентиляционных потоков, способствующих распространению горения на значительную площадь; - массовое пребывание людей в подземных сооружениях в течение почти всей продолжительности суток, - ограниченное количество выходов на поверхность; - возможность отключения вследствие пожара питания электрической тяги 825 В с остановкой поездов в тоннелях, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, а также светофоров и других устройств обеспечения безопасности движения.
2. Что относится к пристанционным сооружениям метрополитена? 1. Пассажирские помещения станций. К ним относится: вестибюли, распределительные залы, платформы станций, пешеходные тоннели, эскалаторы. 2. Служебные помещения. - служебно-технические помещения (электрощитовые, аппаратные, аккумуляторные, красовые, радиоузлы, калориферные, и вентиляционные камеры, мастерские, бойлерные, дренажные перекачки); - служебно-бытовые помещения (кабинеты, комнаты дежурного персонала, табельные, медпункты, буфеты, комнаты отдыха, технические кабинеты, красные уголки, кладовые). 3. Эскалаторный комплекс, который включает в себя машинный зал, наклонный тоннель, подвижную камеру. 4. Подземные электростанции. В них располагаются: распределительные устройства; - выпрямительные агрегаты и трансформаторы; - аккумуляторные устройства; - вентиляционные камеры; - служебные помещения. 5. Вентиляционные шахты. Они включают в себя: - подземный воздухообразный киоск; - ствол шахты; - камеру с вентиляционными агрегатами; - шумопоглощающую камеру; - вентиляционный тоннель.
3. Что относится к тоннелям и притоннельным сооружениям? 1. Перегонные тоннели представляют собой протяжные параллельные выработки длиной 0,6 - 3,5 км между станциями. 2. Соединительные ветки предназначены для передачи поездов с одной станции на другую. 3. Тупики размещаются на конечных и зонных станциях и предназначены для организации оборота поездов, их осмотра и отстоя. 4. Притоннельные сооружения предназначены для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации тоннелей и находящихся в них технологических устройств.
4. Какие обязанности возлагаются на старшее должностное лицо метрополитена при возникновении пожара? 1. Осуществляет контроль за выполнением работниками метрополитена своих должностных обязанностей при возникновении пожара. Сообщает о пожаре старшему поезд ному диспетчеру и действует в соответствии с руководящими документа ми, указаниями диспетчера и развивающейся обстановки. 2. Организует введение аварийного режима в соответствии с обстановкой на пожаре. 3. Осуществляет подготовительные мероприятия для создания штаба аварийно-спасательных работ. 4. Обеспечивает прибывшим подразделениям пожарной охраны условия выполнения их функций и задач. 5. Организует встречу пожарных подразделений и дает необходимую информацию для тушения старшему оперативному начальнику пожарной охраны с отражением в ней: - места возникновения пожара; - принятых мер по тушению пожара, эвакуации людей; - обстановки на пожаре; - сведений о работоспособности систем электроснабжения; - организации взаимодействия с другими аварийными и диспетчерскими службами.
5. Какой порядок отключения электроэнергии и метрополитена? 1. Напряжение может быть полностью снято с контактного рельса 825 В в зоне пожара диспетчером электрослужбы. 2. На СТО (совмещенных тягово-понизительных подстанциях) напряжение 6 - 10 кВ может быть снято средствами телеуправления - отключением питающих вводов, но напряжение 6 - 10 кВ на самих кабелях остается и может быть снято только персоналом "Ленэнерго". 3. Во всех случаях остается напряжение на кабелях постоянного тока от аккумуляторных батарей (150 – 230) в тоннеле - на транзитных кабелях всех назначений.
6. Какие основные действия РТП по организации работ в сооружениях метрополитена? 1. Через представителя администрации, выяснить необходимые сведения об обстановке пожара, поездной ситуации на трассе, о наличии людей в опасной зоне. 2. Немедленно организовать эвакуацию и спасание людей, используя в первую очередь эвакуационные пути, расположенные ниже уровня помещений, где происходит горение, и переходы на другие станции. 3. Потребовать до начала проведения работ в тоннеле или на объектах с установками высокого напряжения представления письменного допуска, подтверждающего выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ. 4. Провести разведку несколькими звеньями ГДЗС в различных направлениях, в первую очередь в местах возможного нахождения людей. 5. В зависимости от обстановки на пожаре создать оперативный штаб, боевые участки, сектора, при необходимости организовать ведение боевых действий на вспомогательном направлении.
7- Какие обязанности начальника оперативного штаба? Оперативный штаб следует создавать у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. 1. Проконтролировать ведение аварийного вентиляционного режима в соответствии с обстановкой пожара. 2. Для оценки границ задымления, необходимости, выставить наблюдателей у киосков вентиляционных шахт. 3. Вести учет сил и средств как на решающем, так и на вспомогательном направлениях. 4. Организовать связь с подразделениями решающего и вспомогательных направлений, подразделениями аварийных служб метрополитена и города. 5. Осуществлять взаимодействие со службами метрополитена и города.
8. Кто входит в состав штаба аварийно-спасательных работ? При затяжных и сложных пожарах для обеспечения взаимодействия всех привлекаемых подразделений по предложению РТП или старшего должностного лица метрополитена создается штаб аварийно-спасательных работ. В него входят: 1. Начальник метрополитена или его заместитель. 2. Руководитель тушения пожара. 3. Помощник начальника штаба АСР (начальник ОВПО метрополитена). 4. Группа инженерно-технического персонала служб метрополитена. 5. Руководители аварийных подразделений городских служб.
9. Что должна установить разведка? 1. Границы зоны задымления, места расположения поездов, степень угрозы жизни, пути и способы эвакуации и спасания. 2. Направления и способы удаления дыма, способы снижения температуры, возможное направление распространения пожара. 3. Возможность использования внутреннего противопожарного водопровода. 4. Наличие в зоне пожара электроустановок и кабельных сетей. 5. Возможность обрушения и несущей способности конструктивных элементов. 6. Возможность использования специальных устройств метрополитена для предотвращения распространения огня и продуктов горения.
10. В чем особенности работы газодымозащитников? 1. РТП лично или через начальников БУ определяет необходимое количество постов безопасности, КПП ГДЗС и места их размещения. Организует контроль через начальника оперативного штаба за их работой. 2. КПП ГДЗС следует размешать на поверхности. Посты безопасности целесообразно создавать также на поверхности, так как на границе с зоной задымления может быть резкое изменение движения дыма в сторону поста безопасности. 3. Звенья ГДЗС, направленные в задымленные объекты большой протяженности должны состоять из газодымозащитников, несущих службу в одном отделении или карауле. 4. По решению РТП, состав звена ГДЗС может быть сформирован из газодымозащитников разных подразделении ГДЗС, но они должны иметь однотипные СИЗОД с одинаковым временем защитного действия. 5. Подразделения, работающие на этих объектах, должны состоять не менее чем из двух звеньев. На каждое работающее звено на посту безопасности следует выставлять одно резервное звено. 6. При тушении пожаров в тоннелях тупиках и протяженных сооружениях, при продвижении звеньев ГДЗС по тоннелю между станциями, следует использовать противогазы со сроком защитного действия 4 часа.
11. Какие особенности организации эвакуации людей? Для проведения эвакуационно-спасательных работ РТП должен: 1. Установить четкое взаимодействие с администрацией. 2. Оказать помощь администрации метрополитена в проведении эвакуации. 3. Определить БУ для проведения работ по спасанию, создать и направить в подземные сооружения звенья ГДЗС со стороны аварийной, а при необходимости и смежных станций. 4. Организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств. 5. Организовать на месте пожара медицинскую помощь и назначить ответственного за соблюдением мер безопасности.
12. Какие рекомендации боевого развертывания при подаче огнетушащих веществ? 1. Магистральная линия в эскалаторном тоннеле должна прокладываться по ступеням эскалатора или по балюстраде и через 3 - 4 рукава закрепляться задержками. 2. Наиболее целесообразным является способ прокладки рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибюля. 3. На станциях, эскалаторные тоннели которых оборудованы сухотрубом, он используется в качестве основной магистральной линии. 4. Во всех случаях обязательна прокладка резервных магистральных линий. 5. Разветвление в магистральной линии устанавливается при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки. При длине эскалатора более 100 м дополнительно устанавливается разветвление в его средней части. 6. При боевом развертывании в подземные сооружения глубокого заложения следует иметь резервные рукава, которые размещаются вдоль нижней сходной площадки. 7. Крепление магистральной линии, в случае ее прокладки по стволу вентиляционных шахт, осуществляется рукавными задержками по одной на каждом рукаве. 8. При боевом развертывании для тушения подвижного состава на станции 2-3 разветвления устанавливаются елочкой по длине магистральной линии вдоль поезда. 9. При тушении поезда в тоннеле, разветвление устанавливается перед головным вагоном; при определении числа рукавов рабочей линии следует учитывать, что длина вагона равна 20 метров. 10. При боевом развертывании в тоннелях, рукавная линия прокладывается между банкеткой и ближайшим к ней ходовым рельсам. 11. Магистральная линия в местах пересечения железнодорожных путей прокладывается под рельсом в противоугонных приямках.
13. В чем особенности тушения пожара в тоннеле? 1. Снимается напряжение с контактного рельса, и принимаются меры, препятствующие его подачи в зону ведения работ. 2. Включаются рабочее и аварийное освещение тоннеля, включаются на головном (хвостовом) вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры, для освещения пути прохода. 3. Вводится аварийный режим вентиляции. 4. Останавливается движение поездов и снимается напряжение с контактного рельса соседних перегонов и в параллельном тоннеле. 5. Решающее направление боевых действий по тушению пожара следует выбрать исходя из следующих принципов: - со стороны свежей вентиляционной струи; - со стороны противоположной очагу горения на подвижном составе; - со стороны параллельного тоннеля через сбойки; - при пожаре поезда вблизи станции - со стороны этой станции. 6. Для создания водной завесы по всему сечению тоннеля необходимо введение одновременно двух и более магистральных линий для обеспечения работы трех стволов "А" с насадками НРТ-10. 7. Для тушения подвижного состава следует использовать распыленную воду, подаваемую стволами "Б". 8. Наращивание рабочих линий вдоль поезда с двух его сторон производится попеременно, перекрытием одной из них на разветвлении, установленном перед поездом. 9. При невозможности тушения подвижного состава производят его ликвидацию путем изоляции аварийного участка от остальной части тоннеля. Для изготовления перемычек применяют мешки с песком.
14. В чем особенности тушения пожара на станции? 1. Организуется эвакуация пассажиров. 2. Вводится аварийный режим вентиляции. 3. Снимается напряжение с контактного рельса, с электрооборудования и кабелей. 4. Останавливается движение поездов в обоих направлениях. 5. Задействуется внутренний противопожарный водопровод. 6. На тушение подается 2 ствола "Б" от передвижной пожарной техники на один вагон подвижного состава. 7. Пена подается при горении подвагонного оборудования, кабины машиниста и аппаратного отсека. 8. Подаются стволы на защиту не горящих вагонов поезда, несущих строительных конструкций.
15. В чем особенности тушения пожара на электроподстанции? Проникновение на аварийный объект и подача огнетушащих веществ в помещения с электроустановками производится: 1. После снятия напряжения со всех питающих вводов электроподстанции. 2. После выдачи письменного пропуска. 3. После инструктажа личного состава о мерах безопасности и способах проникновения на объект. Инструктаж должен проводиться ответственным лицом электротехнического персонала метрополитена. 4. При отсутствии возможности у персонала метрополитена снятия напряжения с силовых транзитных кабелей высокого напряжения подразделения пожарной охраны тушение пожара не производит.
16. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при тушении пожара? При боевой работе в условиях подземных сооружений метрополитена личному составу подразделений угрожает: - возможность получения травм при продвижении в задымленной атмосфере; - поражение электрическим током; - потеря ориентации и связи в задымленных помещениях; - травмирование движущимся подвижным составом; - получение теплового удара вследствие высокой температурной среды; - отравление токсичными продуктами горения. Для обеспечения безопасных условий работы личного состава необходимо: 1. Передвижение в тоннеле должно производиться по банкетке со стороны, противоположной контактному рельсу. 2. Ходьба между рельсами опасна. 3. Передвижение по станции в условиях задымления производить в средней части распределительного зала. 4. Запрещается ходить в подбаллюстрадном пространстве. 5. Допуск в подземные объекты с электроустановками, находящимися под напряжением, производится дежурным с обязательной выдачей письменного разрешения. 6. Кабели освещения и линию дует прокладывать по балюстраде резервного эскалатора отдельно от рукавных линий. 7. Для ориентации в подземных сооружениях следует использовать указатель для пассажиров на станциях, таблички на дверях помещений. 8. На посту безопасности должен быть 100% запас регенеративных патронов и кислородных баллонов. 9. Необходимо тщательно вести учет числа пожарных, входящих в задымленное сооружение на одной станции, а выходящих на смешанных или соседних станциях. 10.Введение вентиляционных режимов, приводящих к изменению направления воздушных потоков, должно быть согласовано с РТП. 11. При подаче сведений о нахождении группы следует сообщать номера пикетов и светофоров.
17. В чем особенности организации связи на пожаре? Для организации связи на пожаре в подземных сооружениях метрополитена подразделениями ГПС используются: - автомобильные радиостанции; - носимые радиостанции; - переговорные устройства; - громкоговорящие установки; - электромегафоны; - средства телефонной связи; - связь метрополитена. Начальник оперативного штаба располагается на поверхности и обеспечивается группой связи: 1. Прямой телефонной связью с РТП, автомобилем связи и освещения и штабом аварийно-спасательных работ. 2. Радиосвязью с сектором вспомогательного направления на соседней станции, с постами наблюдения, с ЦУС. 3. Связь управления устанавливается между РТП, начальниками боевых участков и командирами подразделений. 4. Для общего оповещения РТП пользуется микрофонами, установленными в помещениях: дежурной по станции, директорской, радиоузла. 5. Для ближнего оповещения РТП пользуется электромегафоном и звукоусиливающим комплектом автомобиля связи. 6. Связь взаимодействия устанавливается между командирами подразделений, она служит для взаимного информирования об обстановке на смежных участках проведения работ. Связь взаимодействия организуется: 1. По линии тоннельной связи с выходом на поездного диспетчера. 2. По непротяженным радиоканалам в пределах тоннелей с последующим выходом на телефонные линии метрополитена. 3. Через связных. 4. По радиоканалу стационарной радиостанции электропоезда с выходом на поездного диспетчера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: