Сущность и виды коммуникаций.
Коммуникация – это обмен информацией между людьми. Трудно переоценить роль эффективных коммуникаций в управлении организацией. Совершенно ясно, что, если люди не смогут обмениваться информацией, они просто не сумеют работать вместе.
Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Короче говоря, обмен информацией – важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности.
Можно утверждать, что эффективность работы менеджера зависит прежде всего от эффективности его коммуникаций и навыков делового общения: умения вести личную беседу и разговаривать по телефону, читать и составлять деловые записки, письма и отчёты, участвовать в совещаниях и т.п.
Рассмотрим, какие внешние и внутренние коммуникации осуществляет организация.
Внешние коммуникации. Это обмены информацией между организацией и внешней средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производимых товаров и услуг фирмы общаются, прежде всего, с помощью рекламы и других средств продвижения товаров на рынок (выставки-продажи, личные продажи и т.п.), а также проводя различные социологические опросы.
Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в крупных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью, специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.
|
Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
· Вертикальные коммуникации. С их помощью информация передаётся с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении приоритетов, конкретных заданиях на определённый период, изменении правил, инструкций и т.п.
Параллельно этим информационным потокам в любой организации осуществляется передача информации в противоположном направлении – с низших уровней иерархии к высшим, или по восходящей. С её помощью руководство узнаёт о реальном положении дел в организации.
· Горизонтальные коммуникации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией. Таким образом, в дополнение к вертикальным организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличии от вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации.
|
Коммуникации между руководителем и подчинённым. Этот вид внутренних коммуникаций в организации и занимает особое место в сфере межличностных отношений. Поэтому, хотя коммуникации типа руководитель–подчинённый формально является одной из разновидностей вертикальных коммуникаций, их в силу особой значимости принято рассматривать отдельно.
Неформальные коммуникации. Как уже отмечалось выше, в любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях.
Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Наличие в организации неформальных коммуникаций – явление нормальное, однако лишь до определённой степени. Следует помнить, что слухи – это всегда следствие недостатка информации, и большой объём сведений, распространяемый с помощью слухов, неформальных информационных обменов, свидетельствуют о неблагополучии системы коммуникаций и её неэффективности.
Сущность и структура рынка труда
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. Это социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.
|
С позиции воспроизводства рабочей силы можно выделить совокупность социально-трудовых отношений по поводу условий занятости, условий использования работников в общественном производстве, которая представляет рынок труда в узком смысле. Он характеризует рыночные отношения в сфере занятости, а именно отношения по поводу цены труда и времени его использования. В данном случае понятие «рынок труда» характеризует количественную сторону и структуру занятых и представляет собой часть целого, т.е. понятия «рынок труда» в широком смысле как качественной характеристики, выражающей сущность всей совокупности отношений по поводу рабочей силы.
Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос, как общую потребность экономики в наемной рабочей силе.
В зависимости от целей анализа структура рынка труда может определяться разными признаками.
• Субъекты рынка труда (наемные работники, работодатели, государство);
• Экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами (законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка);
• Рыночный механизм (спрос, предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
• Безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
• Рыночная инфраструктура.
Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства (менеджеру).
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Оно выполняет следующие функции:
• социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех отраслях экономики;
• законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
• регулирования рынка труда косвенными методами;
• защиты прав всех субъектов рынка труда;
• ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях).
Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда) и т.д.
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор деятельности, на определенную социальную защиту.
По уровням и субъектам управления совокупный рынок труда можно сегментировать следующим образом: общенациональный рынок труда, региональный (в разрезе административно-территориальных образований) и локальные рынки труда (в разрезе предприятий и организаций).