Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).
Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.
Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные издержки. Неявные издержки – это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными.
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты (издержки) предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие затраты.
Издержки (затраты), включаемые в себестоимость, отличаются различным поведением при изменении объемов производства. По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.
Переменные – это издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Общая величина переменных издержек изменяется пропорционально объему производства. Переменные издержки на единицу продукции (средние переменные издержки) – величина постоянная, не зависящая от объема производства. К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов.
|
Под постоянными понимают такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит от объема производства и реализации. Поведение постоянных издержек коренным образом отличается от поведения переменных издержек при изменении объемов производства. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной. Постоянные издержки на единицу продукции (средние постоянные издержки), уменьшаются с ростом объемов производства и растут при их уменьшении.
Валовые издержки предприятия – это сумма его постоянных и переменных издержек.
Цена – денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности. Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях:
сбалансирование спроса и предложения;
стимулирующая функция;
перераспределительная;
учетно-измерительная (критериальная);
рационального размещения производства (продажи).
общем виде цена любого товара состоит из трех составляющих: издержки (себестоимость) производства и обращения, налоги, отчисления и сборы и прибыль (производителя, посредников, розничного продавца).
|
К наиболее часто применяемым и основным методам ценообразования относятся, прежде всего, затратные методы ценообразования. Они
обеспечивают расчет цены на товар или услугу путем прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Выделяют метод полных издержек, метод прямых затрат и метод обеспечения целевой прибыли.
Суть метода полных издержек состоит в суммировании валовых издержек, планируемой прибыли и косвенных налогов и отчислений.
Смысл метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.
Примеры решения задач
Пример 1. Предприятие планирует выпустить новое изделие себестоимостью 5000 руб. и нормой прибыли 25%.
Определите цену нового изделия методом полных затрат.
Решение:
5000 + 0,25 × 5000 = 6250 руб.
Пример 2. Определите оптовую цену изготовителя, если полная себестоимость единицы продукции – 25 руб., годовой объем реализации – 5000 ед., производственные фонды – 300 тыс. руб., а рентабельность предприятия – 15%.
Решение:
Определим полную себестоимость всего объема производства: 25 × 5000 =
тыс. руб.
Рассчитаем плановую прибыль: 300 × 0,15 = 45 тыс. руб.
|
Рентабельность, рассчитанная по себестоимости: 45×100/125 = 36%
Оптовая цена продукции предприятия: 25 (1+36/100) = 34 руб.
Пример 3. Определите максимальный уровень цены закупки сырья в соответствии с расчетными данными таблицы 5.1.
Таблица 5.1 | ||
Показатели | Значение | |
1. | Отпускная цена оптовика с НДС, руб./т. | |
2. | Оптовая надбавка, % | |
3. | Налог на добавленную стоимость, % | |
4. | Рентабельность продукции, % | |
5. | Издержки производства и реализации продукции без | |
стоимости сырья, руб./т. | ||
6. | Удельный расход сырья на единицу продукции, т/т |
Решение:
Отпускная цена оптовика без НДС: 8316 / 1,1 = 7560 руб.
Отпускная цена предприятия-изготовителя: 7560 / 1,12 = 6750 руб.
Полная себестоимость производства: 6750 / 1,25 = 5400 руб.
Себестоимость сырья в себестоимости единицы продукции: 5400 – 1080 = 4320 руб.
Закупочная цена сырья: 4320 / 15 = 288 руб.
Задачи для решения
5.1. Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции – А руб., годовой объем реализации – Б ед., среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств составляет В тыс. руб., рентабельность производства равна Г. Данные приведены в таблице 5.2.
5.2. Определите розничную цену на изделие, если производственная себестоимость составляет А руб., коммерческие расходы – Б % от себестоимости, плановая прибыль – В %, а торговая наценка – Г %. Данные приведены в таблице 5.3.
Таблица 5.2 | ||||
Вариант | А | Б | В | Г |
6 000 | 0,2 | |||
5 500 | 0,15 | |||
6 200 | 0,22 | |||
4 800 | 0,18 | |||
5 400 | 0,26 | |||
8 000 | 0,23 | |||
4 950 | 0,25 | |||
6 400 | 0,21 | |||
7 000 | 1 200 | 0,3 | ||
4 000 | 0,2 |
Таблица 5.3 | ||||
Вариант | А | Б | В | Г |
5.3. Определите розничную цену бутылки вина емкостью 0,75 л, если себестоимость 1 литра составляет А рублей, рентабельность изготовителя – Б %, акциз равен В руб. за литр, издержки и прибыль посреднической организации – Г руб. за л, торговая надбавка – Д %, НДС – 18%. Данные приведены в таблице 5.4.
Таблица 5.4 | ||||||
Вариант | А | Б | В | Г | Д | |
5.4. Годовой выпуск продукции на предприятии – А тыс. т., себестоимость 1 т – Б тыс. руб. Доля условно-постоянных расходов – В %. В следующем году выпуск продукции предполагается увеличить до Г тыс. т. Установите себестоимость единицы продукции после увеличения выпуска. Данные приведены в таблице 5.5.
5.5. Производство продукции в цехе было увеличено с А до Б тыс. ед/г. При этом потребовалось построить дополнительный производственный корпус.
Определите себестоимость единицы продукции после увеличения объема производства, если известно, что до увеличения объема производства себестоимость единицы продукции была равна В тыс.руб., доля условно-постоянных расходов – Г %; общепроизводственные расходы выросли после увеличения объема производства на Д тыс. руб/г. Данные приведены в таблице 5.6.
Таблица 5.5 | ||||
Вариант | А | Б | В | Г |
Таблица 5.6 | ||||||
Вариант | А | Б | В | Г | Д | |
1 500 | ||||||
2 000 | ||||||
2 200 | ||||||
2 500 | ||||||
2 700 |