ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Диверсификация деятельности организации: сущность, типология, значение в деятельности
В условиях рыночных отношений, при возникновении непредсказуемых обстоятельств и наличии конкуренции коммерческая деятельность организации невозможна без рисков. Риск рассматривается как возможная вероятность наступления нежелательных для организации событий, получение результата и вероятность потерь, которые существенно отличаются от ожидаемого результата.
Характерными чертами риска, который наступает в результате предпринимательской деятельности, являются:
- неопределённость в коммерческой деятельности;
- вероятность потерь, убытков, дополнительных расходов в результате непредсказуемых событий;
- возможность отклонений от заданного курса развития деятельности.
Основой для разработки мероприятий по снижению рисков является их анализ и оценка. Для снижения уровня риска и его последствий используют различные способы, одним из которых является диверсификация.
Существует большое количество определений этого понятия.
Романов А.П. считает, что «диверсификация (изменение, разнообразие) – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента изделий, видов услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле диверсификация – это проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности» [1, с. 17].
Розанова Н.М. описывает диверсификацию как «продвижение фирмы в новые взаимосвязанные области производства – расширение продуктовой линии, либо в другие географические рынки – расширение пространственной сферы фирмы» [2, с. 564].
|
Чалдаева Л.А. даёт следующее определение диверсификации: «диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой» [3, с. 393].
В.П. Сладкевич даёт следующее определение: «Диверсификация - приложение усилий фирмы в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы фирма не стала слишком зависимой от одного рынка или товарной группы» [4, с. 49].
С экономической точки зрения, диверсификация (от лат. diversus – «разный» и facer – «делать») – ϶ᴛᴏ одновременное развитие нескольких не взаимосвязанных технологических видов производства и обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и услуг. То есть организация специализируется на нескольких видах производства продукции или оказании услуг, в том числе в части проникновения в другие отрасли экономики. Тем самым, организация повышает свою финансовую устойчивость и снижает риск предпринимательской деятельности.
Очевидно, что в экономической литературе встречается большое количество понятий и определений диверсификации. Сложность заключается в том, что диверсификации нельзя дать однозначное определение, то есть каждый специалист понимает под ней различный процесс, поэтому важным моментом является способность распознать и интерпретировать эту концепцию применительно к своим обстоятельствам.
|
Наиболее точным понятие диверсификации определяется следующим образом: диверсификация — это процесс перераспределения ресурсов организации в иную сферу деятельности, которая существенно отличаются от существующей.
|
Рис. 1 – Направления диверсификации коммерческих организаций
Преимущества диверсификации:
1) предлагая несколько продуктов на различных рынках сбыта, существует возможность распределения риска, при этом объём продаж или убытки от существующего вида деятельности, которые сбываются на уже занятом организацией рынке, компенсируются возможным высоким объёмом продаж и большей прибылью на новом рынке сбыта;
2) переориентация деятельности с занятых рынков, которые приходят в упадок на новые рыки сбыта;
3) способствует эффективному применению излишка средств;
Недостатки диверсификации:
1) неизбежный рост расходов (издержек);
2) эффект диверсификации не гарантирует рост (или стабильность) потребительского спроса;
3) игнорируется существенное требование стратегии конкуренции: в первую очередь конкурируют не диверсифицированные организации, а только входящие в их состав производства;
4) для того чтобы правильно управлять новыми продуктами или услугами требуются новые знания и опыт;
5) повышается сложность управления организацией.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диверсификацией является стратегия развития организации, которую применяют в ситуациях, когда дальнейшее развитие основной деятельности приводит к определённой степени риска, с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
|
Диверсификация коммерческой деятельности – это переход от узкоспециализированной структуры организации, которая выпускает один вид товара либо услуги, к многопрофильному производству. Кроме того, к диверсификации деятельности можно отнести перепрофилирование организации, например, из производственной сферы в сферу услуг.
Основные причины, по которым организации прибегают к диверсификации деятельности показаны на рисунке 2 [5, с.2].
Рис. 2 – Причины диверсификации деятельности организаций
Необходимость применения диверсификации надо выявить на том этапе деятельности, когда организация сопоставляет свои планируемые результаты, которые обозначены бизнес-планом, с результатами фактическими, которые достигнуты в настоящий момент. При принятии решения о применении в организации диверсификации, необходимо принять решение и о применении типа диверсификации.
Существует два типа диверсификации (рис. 3):
1. Связанная диверсификация – это деятельность организации в совершенно новой для неё области, однако связанной с уже существующей областью деятельности организации, то есть новая деятельность не будет являться основной, но технологически будет связана с ней. В свою очередь связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную.
При вертикальной диверсификации сопутствующий продукт в расширенном производстве применяется либо в цепочке изготовления основного товара, либо в производстве дополнительного продукта используется сугубо основной. Например, газоперерабатывающая компания при переработке нефти получает попутный нефтяной газ, который в последующем через целую цепочку переработок превращаются в полимеры, и затем в конечные изделия.
При горизонтальной диверсификации новый вид деятельности в расширенном производстве не используется для непосредственных целей организации, но производится при помощи имеющихся в организации технологий. Например, организация по производству бытовой техники осваивает технологический процесс по изготовлению осветительных приборов, при этом новый продукт может выпускаться под тем же брендом, либо под совершенно новым названием.
2. Несвязанная диверсификация – совершенно новая область деятельности организации, которая абсолютно не связана с существующей областью деятельности организации. Основным достоинством несвязанного вида является приобретенная гибкость всей компании в целом в результате успешных действий. Освоение смежных или же отдельных отраслей позволяет найти методы снижения рисков, которые связаны со снижением прибыльности одного из них. Основная сложность данного вида заключается в необходимости немалых начальных капиталовложений.
Рис. 3 – Виды диверсификации коммерческой деятельности
Таким образом, диверсификацию деятельности необходимо рассматривать как некий инструмент управления развития организации, при этом виды диверсификации деятельности зависят от стратегических целей организации, сферы деятельности и имеющихся ресурсов.
Диверсификация деятельности предоставляет организации возможность добиться поставленных целей и решить следующие социально-экономические задачи:
1. Обеспечение выживаемости организации за счёт получения гарантированного уровня прибыли.
2. Достижение финансовой устойчивости и экономической стабильности.
3. Завоевание преобладающего положения на рынке и решения социальных проблем.
Распределение средств компаний в современной экономике становится надёжной основой для наделения любого бизнеса достаточной степенью гибкости, которая позволит вовремя отреагировать на большинство возможных изменений в части перспектив развития.
Использовать или нет диверсификацию, можно решить на основании взвешенной оценки текущего состояния организации или же на ожиданиях выстроенных прогнозов будущего расширения.