История развития экстремизма в РФ




Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:История становления и формы экстремизма в настоящее время……………………………………………………………………………….5

1.1.История развития экстремизма в РФ………………………………………..5

1.2.Формы экстремизма…………………………………………………………11

1.3.Уголовно-правовые средства противодействия преступлениям экстремистской направленности………………………………………………..17

Глава 2:Особенности квалификации преступлений экстремистской направленности…………………………………………………………………..23

2.1.Понятие и виды преступлений экстремистской направленности…………………………………………………………………..23

2.2.Особенности уголовно-правовой ответственности за организацию экстремистского сообщества……………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………43


Введение

Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям.

Еще в 2008 году в распоряжении Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16 декабря 2008 г. «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» отмечалось, что «большое количество преступных посягательств экстремистской направленности, в том числе насильственного характера, совершается лицами, являющимися участниками молодежных неформальных объединений».

Обострение экстремистских проявлений как в обществе в целом, так и в молодежной среде приводит к необходимости изучения комплекса причин, детерминирующих молодежный экстремизм.

Междисциплинарный и всеобъемлющий характер экстремизма обусловил интерес к проблеме данного явления в молодежной среде ученых из разных отраслей: социологии, политологии, педагогики, философии, и, разумеется, юриспруденции. Объект и предмет исследования.Объектомдипломного исследования служат общественные отношения, возникающие в связи с совершением пре­ступлений экстремистской направленности.

Предметомисследования являются нормы отечественного уголовного законодательства и практика их применения регламентирующие ответственность за преступления экс­тремистской направленности на национальном и международном уровне.

Цельработы состоит в разра­ботке теоретических положений и научно обоснованных рекомендаций по практике применения уголовного законодательства за совершение преступле­ний экстремистской направленности.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1.Рассмотреть историю развития экстремизма в РФ

2.Охарактеризовать формы экстремизма.

3.Исследовать уголовно-правовые средства противодействия преступлениям

4.Проанализировать понятие и виды преступлений экстремистской направленности

5.Выявить особенности уголовно-правовой ответственности за организацию экстремистского сообщества

Методология и методика исследования.Методологию исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания на основе принципов научной объективности, системности и историзма. Выбор методов исследования обусловлен объектом, предметом, а также целью и зада­чами исследования.

Теоретическую основу исследованиясоставили труды таких ученых юристов, как: П.В. Агапов, А.Л. Иванов, В.П. Кашепов, Д.В. Солопченко, С.Н. Фридинский, А.Г. Хлебушкин, П.С. Яни и др. авторов.

Нормативной базой исследования являются: Конституция РФ, дей­ствующее уголовное законодательство России и некоторые международно-правовые акты.

 

Глава 1.:История становления и формы экстремизма в настоящее время

История развития экстремизма в РФ

История человечества убедительно показывает, что политический экстремизм существовал в разные времена и при различных политических системах. С момента возникновения социального неравенства, разделения общества на классы, сословия, и т.п., экстремизм стал действенным оружи­ем в руках лиц, желающих оспорить социальные, материальные и политические преимущества одних над другими.

Чаще всего под экстремизмом понимают приверженность крайним взглядам, мерам (обычно в политике). В реальной жизни это, как правило, относится к различным политическим процессам общественной и государственной жизни.

Термин «экстремизм» стал активно использоваться мировым научным сообществом для обо­значения приверженности крайним взглядам и формам поведения с начала ХХ века. В тот период наиболее яркими представителями экстремизма считались члены левого крыла партии «Индийский национальный конгресс», которые последовательно выступали за полную независимость Индии от Великобритании. Одним из первых понятие «экстремизм» стал активно применять француз­ский юрист М. Лерой, который в качестве определяющего признака называл требование к привержен­цам того или иного политического учения абсолютной веры в исповедуемые идеалы.

В истории России с первой половины XIX века и до настоящего времени, к сожалению, экстре­мизм также достаточно часто напоминал о себе. Основными его проявлениями чаще всего станови­лись идеологическая пропаганда и использование насилия в интересах определенных группировок, которые, как правило, были сопряжены с сокрытием истинных политических целей под лозунгами борьбы за классовую, национальную или религиозную свободу [1].

Определенную опасность для нашей страны и сегодня представляют такие характерные прояв­ления экстремизма, как абсолютизация насильственных, неправовых методов политической борьбы, характеризующихся действиями, направленными на насильственное изменение конституционного строя, посягательство на суверенитет, публичные призывы к совершению противоправных действий в политических, экономических, этнических и иных целях. Подобная многоплановость вкупе с принципиальной опасностью экстремизма для любой развитой системы актуализирует вопрос об организации эффективного противодействия экстремистской деятельности.

Одной из важнейших задач в этом направлении обычно является формирование нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно противостоять преступлениям экстремистского типа. Одна­ко в отечественном нормотворчестве становление понятия «экстремизм» проходило своеобразно. Например, в уголовных кодексах РСФСР 1926 г. и 1967 г. оно вообще отсутствовало.

Этому факту, на наш взгляд, может быть несколько объяснений. Во-первых, сама природа со­ветского государства во многих чертах родственна анализируемому нами явлению. Здесь нужно ука­зать и на революцию, вследствие которой появилось это государство, и на многочисленные жертвы, сопряженные с гражданской войной, чистками и прочим террором, за счет которых оно долгое время оно выживало. Во-вторых, идеология классовой борьбы, мировой пролетарской революции и т.п., которые сознательно распространяло наше государство, делало его само в глазах граждан многих стран экстремистским. Другими словами, подобное не могло преследовать подобное. В-третьих, мож­но утверждать, что экстремизм любой природы, как правило, формируется на теле уже развитого со­циального организма как его некоторая противоположность. Экстремизм по своей природе и является крайностью, чем-то радикально другим по сравнению с тем, что уже существует. А советское государ­ство практически на протяжении всей своей семидесятилетней истории поступательно развивалось, то есть не достигало такой зрелости, чтобы сформировалась и каким-либо образом окрепла его «про­тивоположность». Подобная противоположность на раннем этапе зрелости экстремистских проявле­ний, как правило, существует только в общественном сознании, и то, достаточно глубоко. Примени­тельно к нашей стране можно говорить о противоположности реальной ситуации, закономерно скла­дывающейся в стране, примерам из ее собственной истории, или аналогам в других странах, а также, ее отличию от декларируемых целей. Однако пока страна развивалась, критический груз «противопо­ложностей» не мог пересилить потенциал развития и дать проявиться потенциалу противоположности в различных экстремистских формах. Относительный застой развития стал постепенно обозначаться только в середине 70-х, а предпосылки для «успешного» расцвета на территории страны экстремизма самой разной природы окончательно созрели только к концу 80-х гг.

В то время проявления недовольства в социальной, политической, экономической сферах со­ветскими идеологами объявлялись результатом «антинародного» по своим целям воздействия запад­ной пропаганды. Между тем, в стране постепенно стали не только распространяться, но и социально закрепляться «альтернативные» официальной идеологии позиции. Расхождения с официальной по­зицией (в то время - программой Коммунистической партии Советского Союза) появлялись в эконо­мической, социальной, идеологической, религиозной, культурной и политической сферах. Сознатель­ные носители «иных» убеждений получали клеймо проводников враждебной социалистическому строю идеологии, а их попытки отстоять собственную точку зрения подпадали под действие статей действо­вавшего тогда Уголовного Кодекса РСФСР «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй».

Официальное закрепление экстремизма в правовых документах советского государства начало происходить лишь в начале 90-х годов XX в. В Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об объ­явлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах» от 15.01.1990 года сообщалось, что «... экстремистки настроенные группировки организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную рознь и вражду». Впо­следствии данные формулировки неоднократно применялись в связи с трагическими событиями, воз­никавшими в ходе локальных конфликтов на территории бывшего СССР: между Ингушетией и Север­ной Осетией, Арменией и Азербайджаном, в республиках Средней Азии. Примерно в то время начало формироваться понимание, что экстремизм представляет собой «приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» [2].

Как известно, указанные выше конфликты, безусловно, повлияли на разрушение целостности и внутренней стабильности советского государства и общества' которые в начале 90-х годов просто перестали существовать. Справедливости ради здесь необходимо отметить, что, чем больше прохо­дит времени, тем в большей степени так называемый «развал» Советского Союза многими по самому своему факту и последствиям расценивается как акт экстремизма. Однако, учитывая, что он практи­чески не сопровождался насилием, а, наоборот, преподносился как результат взаимовыгодных «дого­воренностей» его не принято расценивать как экстремистский.

Между тем, уже в Российской Федерации, в период становления новой экономической и полити­ческой систем возникла благоприятная среда для окончательной «легализации» экстремистской дея­тельности, плодородную почву для которой создавали:

острая политическая межпартийная борьба за власть;

передел собственности, проходящий в условиях приватизации государственного имущества;

желание радикальных лидеров малых национальных групп получить независимость;

усиление влияния религиозных лидеров на настроения общества;

информационная доступность «альтернативных» точек зрения;

активная деятельность иностранных спецслужб, направленная на дестабилизацию внутригосу­дарственного порядка;

рост правового нигилизма и т.д.

Основными причинами произошедшего стали социально-политическая незрелость российского общества того времени, отсутствие необходимого количества квалифицированных сотрудников в органах государственной власти и, прежде всего, в правоохранительных структурах, недостаточная профилактика в обществе противоправной деятельности и противоречиво реализуемые реформы.

В конечном итоге эскалация многих из указанных выше конфликтов, процессов и противоречий привела к закономерному сопротивлению общественного организма, проявившемуся в формировании законодательного определения экстремизма, которое и состоялось в 90-х годах XX века. Именно то­гда была осознана потребность скорейшего формирования законодательной базы, позволяющей по­литической элите страны легально, организованно и законно противодействовать экстремистской деятельности. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий орга­нов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстре­мизма в Российской Федерации» декларировалась необходимость подготовки проектов законов о внесении изменений и дополнений, направленных на установление ответственности за проявления фашизма и иных форм политического экстремизма.

Между тем, в течение первых десяти лет новейшей истории Российской Федерации понимание термина «экстремизм» в значительной мере относилось лишь к религиозной сфере. На это указывают утвержденный Президентом Российской Федерации Комплексный план мероприятий по противодей­ствию исламскому экстремизму, а также Перечень первоочередных мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации. Можно также вспомнить и решения Совета Безопасности РФ «О дополнительных мерах по пресечению антиконституционной деятельности исламских экстремист­ских организаций в Российской Федерации». Тогда, как известно, наша страна столкнулась с широко­масштабной агрессией исламских фундаменталистов, попытавшихся превратить ряд регионов в зону своего влияния.

Помимо этого, в 1999 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ были внесены проекты федеральных законов № 99041517-2 «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» и № 99058808-2 «О противодействии политическому экстремизму», которые впоследствии были отозваны в связи с принятием 27.06.2002 г. Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Таким образом, происходило постепенное введение понятия «экстремизм» в систему норматив­ных актов постепенно, которое позволило не только стабилизировать целый ряд военных, идеологи­ческих и политических угроз, но и закрепить достигнутые в борьбе с ним успехи, развернув широкую научную и общественно-политическую дискуссию по осмыслению данного феномена.

 

Формы экстремизма

 

Можно видеть, что сформированное в редких трудах ученых позднесоветского периода понима­ние, что экстремизм представляет собой «приверженность к крайним взглядам и действиям, которая может иметь место в любой сфере общественной жизни, где сталкиваются различные взгляды и точки зрения на решение тех или иных проблем»в дальнейшем кардинально не изменилось. Однако отечественные ученые стали «нащупывать» отдельные особенно важные для Российской Федерации в условиях изменяющегося мира последствия проявлений экстремизма.

Так, представители социологической науки, продолжая рассматривать экстремизм как «привер­женность крайним взглядам и методам действий по достижению групповых целей...», указывали и на то, что он также является и «препятствием для модернизации российского общества».

Ученые-философы указывали, что экстремизм, с их точки зрения, это «радикальная деятель­ность субъектов, основанная на приверженности к тотальному неприятию существующей социально-политической модели общества и ее правовых основ, на стремлении к ее ниспровержению насильст­венными средствами».

В работах правоведов также можно найти целый ряд выводов относительно феномена экстре­мизма, его последствий и адекватных мер противодействия. Одни ученые утверждают, что это явле­ние стало «олицетворением определенного рода негативных проявлений, имеющих своей целью по­родить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина». Другие склонны относиться к нему как к преступному проявлению, которому присуще «. целенаправленное стремле­ние к нарушению законности, прав и свобод граждан, интересов личности, общества и государства». Третьи заключают, что это «феномен исключительно мировоззренческий, идеологический», противодействие которому должно организовываться и координироваться не криминальной полицией, а органами безопасности государства.

Таким образом, можно видеть, что проявления экстремизма способны возникнуть практически во всех сферах жизни общества, а также, что практически всегда они представляет собой радикальное (противоположное) противопоставление сложившейся системе социально-политической и духовной жизни общества и государства. Конечной же целью подобного противопоставления, как правило, яв­ляется нелегитимное (противоправное) изменение существующего порядка посредством насильст­венных действий преступного характера[3].

Между тем, описанные выше общественные дискуссии, характерные не только для научной среды, как правило, побуждают законодателя внимательнее исследовать возникающие ситуации и в случае необходимости вносить изменения в принятые нормативно-правовые акты. Так в первона­чальной редакции Федерального закона № 114-ФЗ термин «экстремизм» определялся двенадцатью позициями, в июле 2006 года эта дефиниция составила семнадцать форм, а уже в редакции от 27.07.2007 года из нее исключили вводную часть определения и одиннадцать форм, однако добавили пять новых форм.

В ст. 1, действующей на сегодняшний день редакции закона, под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Россий­ской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его приме­нения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного само­управления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных органи­заций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атри­бутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение за­ведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового рас­пространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Рос­сийской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осу­ществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Таким образом, исходя из утвержденной в указанном законе нормы, можно выделить следую­щие, закрепленные в отечественном праве, признаки экстремизма:

применение насильственных (преступных) методов достижения целей;

агрессивное публичное навязывание иного идеологического образа мышления, чем то, которое сформировалось в данном государстве и обществе;

нетерпимость к сторонникам иных политических, социальных, религиозных и других взглядов;

непринятие установленного в обществе устройства государства и его институтов власти;

возбужденная, сильно эмоциональная форма выражения экстремистских идей.

Перечисленные признаки указывают, что фактически экстремистская деятельность основывает­ся на системе ценностей, которая, как и говорилось ранее, абсолютно не совместима с действующим общественным устройством. Достаточно очевидно, что именно идеология экстремизма приводит к различным видам и формам его проявления.

При этом, например, Коршунова О.Н.отмечала, что классификация экстремистской деятельности не может быть единственной, окончательной и носить абсолютный характер, поскольку это явление мно­гогранное и соответствующая классификация предполагает большое количество критериев (по целям, способам проявлений, источникам финансирования и составу участников экстремистских организаций и т.д.). Кроме этого, по мнению эксперта, экстремизм динамичен, и его сущность не может детермини­ровать какой-то один, например, национальный фактор[4].

Ученые утверждают, что различные проявления экстремизма могут классифицироваться как экстремизм международный и внутригосударственный, как политический, национальный, религиозный и т.д.

Под политическим экстремизмом специалистами понимается «система взглядов и действий, которым привержены сторонники крайних мер в политике. Политический экстремизм, в современном понимании, - это, прежде всего, своеобразный метод, характер политических действий, наиболее существенная черта которых - навязывание обществу определенных политических установок, вплоть до применения насилия, резкая конфронтационность в отношениях с политическими оппонентами, доходящая до террора, неприятие каких-либо компромиссов. Это система взглядов, даже определен­ная идеология, рассматривающая свои политические установки в качестве истины в последней ин­станции и предполагающая использование крайних методов ради поставленных целей. Эта идеоло­гия возводит в абсурд известный тезис «цель оправдывает средства», выдвигая на первый план на­силие, шантаж, запугивание, обман, террор и т.п....».

На Юге России долгое время были наиболее актуальны проявления религиозно-политического экстремизма. В самом общем виде эту разновидность анализируемого нами феномена определяют, как религиозно мотивированную или религиозно камуфлированную деятельность, направленную на насильственное изменение государственного строя или на насильственный захват власти, нарушение суверенитета или территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиоз­ной вражды и ненависти. Религиозно-политический экстремизм, по мнению специалистов, отвергает возможность компромиссных путей решения острых социально-политических проблем. Экстремисты данного вида отличаются крайней нетерпимостью ко всем, кто не разделяет их политических взгля­дов, включая единоверцев. Они легко прибегают к насилию, при осуществлении которого не учитыва­ют пол, возраст, состояние здоровья своих жертв.

Следует отметить, что религиозный экстремизм в большинстве случаев преследует те же цели, что и политический, с той лишь разницей, что его истинные намерения камуфлируются религиозными идеями. Подтверждением этого вывода может стать сравнение декларируемых (а значит уже вполне зрелых) целей лидеров Исламского государства, с одной стороны, и, например, украинских национа­листов, с другой. Применительно к Российской Федерации, в первую очередь, они характеризуются стремлением захвата земельных и человеческих ресурсов. И в том, и в другом случае «претензии» чаще всего касаются областей Северного Кавказа и Нижней Волги.

Несмотря на всю серьезность экстремистских угроз с Украины и Ближнего Востока, еще боль­шую опасность может представлять экстремизм в молодежной среде. В новейшей истории дерзкие преступления именно молодых экстремистов, как правило, вызвали наиболее широкий общественный резонанс.

Специалисты указывают, что природа молодежного экстремизма, прежде всего, обусловлена социально-групповыми особенностями сознания молодежи, а формы экстремистских проявлений определяются спецификой ее поведения. Молодых экстремистов не сдерживают ни угрозы наказания, ни угрозы жизни, ни родственные связи. Поэтому радикальные лидеры, как правило, рассматривают моло­дежь в качестве основного, если не единственного ресурса своей противоправной деятельности.

Безусловно, на привлечение интереса молодежи к экстремистским акциям значительное влия­ние оказывают недостаточный уровень ее политической и правовой культуры, а также юношеский максимализм, в силу которых молодое поколение во все времена находилось на острие социальных конфликтов [5].

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: