Уголовно-правовые средства противодействия преступлениям экстремистской направленности.




Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает в качестве одного из направлений решения поставленных задач совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй РФ.

Сегодня задачу противодействия экстремизму выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон).

Законом также определены и основные направления противодействия экстремистской деятельности, в частности противодействие экстремистской деятельности осуществляется: принятием профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявлением, предупреждением и пресечением экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях реализации единой системы противодействия и профилактики экстремистской деятельности в 2001 году принималось Постановление Правительства от 25 августа 2001 г. № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)» [6]. Однако ее реализация, по мнению большинства исследователей, провалилась. Для борьбы с экстремистской деятельностью необходимо использовать комплекс общих, специальных и индивидуальных профилактических мер. Профилактика предполагает воспитание толерантности в обществе, нетерпимости к проявлениям экстремизма и т.д.

Важное значение имеют также воспитательно-образовательные мероприятия и программы. Так, темы фильмов о противодействии экстремизму, терроризму и преступности Приказом Минкультуры РФ от 3 февраля 2011 г. № 45 «О приоритетных темах национальных фильмов в 2011 году» признаны одними из важнейших приоритетных тем в документальном и научно-популярном кино. Как отмечалось в Международной декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации, образование на всех уровнях и для всех возрастов, включая воспитание в семье и, в частности, образование в области прав человека, является ключом к изменению взглядов и поведения, основанных на расизме, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также к поощрению терпимости и уважению многообразия в обществе. Такое образование является определяющим фактором в поощрении, распространении и защите демократических ценностей справедливости и равенства, имеющих основополагающее значение для предотвращения распространения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и борьбы с ними.

Декларация подчеркивает связь между правом на образование и борьбой против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и важнейшую, ключевую роль образования, в том числе образования в области прав человека, и образования с учетом многообразия культур, особенно ориентированного на детей и молодежь, в предупреждении и искоренении всех форм нетерпимости и дискриминации.

Необходимо использовать разноплановые меры, направленные на конкретную фокус-группу потребителей.

К таким мерам можно отнести: разъяснение последствий экстремизма для общества, широкое оглашение проводимых судебных процессов против экстремистов, разъяснение санкций за правонарушения экстремистской направленности, поддержка общественных организаций, направленных на развитие толерантности в обществе.

Важно также сформировать негативное отношение к экстремистам в любых возможных кругах общения. В Приказе Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2008 г. №№ 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» рекомендуется рассматривать разъяснение законодательства как деятельность, осуществляемую с целью правового просвещения граждан, в том числе при взаимодействии с различными общественными институтами, и считать ее неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям. При этом учитывать, что работа в данном направлении не подменяет рассмотрение и разрешение жалоб и обращений граждан. При этом следует обязательно учитывать, что пропагандистские меры ни в коем случае не должны проводиться в отрыве от реальных действий. Любая превенция предполагает воздействие на причины девиации. Поэтому второй частью профилактической деятельности можно назвать установление и устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности. К выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, призывает и ч. 2 ст. 73 УПК РФ. Однако на практике зачастую правоохранительные органы игнорируют данное требование [7].

Приказ Следственного комитета РФ от 12 июля 2011 г. № 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности» также подчеркивает приоритетность мер профилактического характера, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Согласно ч. 2.8 этого Приказа всем органам Следственного комитета приказано принимать по каждому уголовному делу указанной категории профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма. Также предписано строго следить за тем, чтобы при производстве допросов и других следственных действий в обязательном порядке выяснялись причины и условия, способствующие осуществлению экстремистской деятельности.

Кроме того, в плане предупреждения экстремистской деятельности, происходит практически полное игнорирование государственными органами таких важных форм противодействия экстремистской деятельности, как проведение систематической работы с диаспорами на территории России, осуществление мониторинга деятельности общественных и религиозных объединений, а также объединений несовершеннолетних в среде этнических диаспор в целях своевременного проведения мероприятий, препятствующих появлению в их среде экстремистских объединений.

В области противодействия уже совершаемой экстремистской деятельности Закон оперирует категориями «выявление», «предупреждение», «пресечение» экстремистской деятельности.

Как отмечалось в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, а также других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.

Однако, на наш взгляд, особое внимание также следует уделить категориям «раскрытие» и «расследование»правонарушений экстремистской направленности. Основываясь на определениях данных категорий (применительно к преступлениям), предложенных А.Н. Ивановым и Е.С. Лапиным, можно следующим образом раскрыть содержание указанных понятий[8]. Выявление экстремистской деятельности - это обнаружение признаков правонарушения экстремистской направленности по материальным или идеальным следам. Предупреждение экстремистской деятельности - это выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности. Пресечение экстремистской деятельности - воспрепятствование продолжению совершения обнаруженного правонарушения экстремистской направленности, доведению его до завершения. Раскрытие правонарушения экстремистской направленности - выявление подозреваемого и изобличение его системой доказательств по делу (преступление считается раскрытым с того момента, когда доказана вина субъекта). Расследование правонарушения экстремистской направленности - регламентируемая законодательством РФ и основанная на нем деятельность уполномоченных субъектов по собиранию, исследованию, оценке доказательств и использованию их с целью принятия решения по делу. Следует отметить некоторые проблемы указанной выше деятельности. Зачастую в деятельности правоохранительных органов существует явный уклон в сторону «положительной дискриминации». Одни и те же действия, совершенные русскими (белорусами, украинцами) и представителями других народов и народностей, могут быть оценены по-разному, с явным обвинительным уклоном в сторону первых. Зачастую не придается большого значения предшествующему аморальному, противоправному, агрессивному поведению потерпевших. Деяниям, совершенным против представителей неславянских народов, чаще придается экстремистская окраска.

Напротив же, противоправным деяниям, агрессивному поведению некоторых представителей национальных меньшинств чаще придается бытовая окраска. Объяснить подобную ситуацию можно только боязнью быть обвиненными в пособничестве экстремистам и дискриминации либо слабым знанием законодательства. Закон же должен быть един для всех, и действия лица любой национальности должны расцениваться одинаково, только с точки зрения закона, без ложной политкорректности.

Таким образом, экстремизм является одной из глобальных проблем, которая стоит не только перед Россией, но и перед всем человечеством. Государство должно решать данную проблему, принимать различные политические, идеологические, нравственные меры.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: