Глава 2. Задачи, методы и организация исследования




Задачи исследования

 

На основании анализа литературных источников была выдвинута рабочая гипотеза. Она заключается в предположении, что на основе имеющихся данных можно разработать контрольные упражнения для вратарей различного уровня подготовки. В связи с этим в данной работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать технико-тактические действия вратарей.

2. Сравнить характеристики технико-тактических действий вратарей с различным уровнем подготовки.

3. Выявить объём технико-тактических действий вратарей.

4. Разработать контрольные упражнения для вратарей различного уровня подготовки.

 

Методы исследования

 

В данной работе были использованы следующие методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

В ходе работы было проанализировано 35 источников по футболу и другим видам спорта и различным областям наук. Наибольшую ценность, на наш взгляд представляют работы следующих авторов: Годика М.А. (1983), Яшина ЛИ. (1985), Шамардина А.И. (1979), Чанади (1985)., Голомазова С.В, Чирва Б.Г. (1996), Суслова Ф.П., Сыч В.Л., Шустина Б.Н. (1995).

В данной работе одним из основных является метод педагогических наблюдений. С помощью наблюдений и записи всех игровых действий футболиста в матче и последующей обработки результатов, в команде появляются объективные данные каждого игрока (3). Кроме того, этот метод позволяет выявить основные, типичные действия вратаря в игровой и соревновательной деятельности, разработать модель игры вратаря, получить интегральную оценку уровня подготовленности, определить технико-тактическое мастерство, работоспособность, устойчивость к различным сбивающим факторам. Педагогическое наблюдение позволяет получить материал, который затем используется при разработке контрольных упражнений. Недостатком всех видов контроля путём педагогического наблюдения является, прежде всего, отсутствие, прежде всего унифицированных принципов, на основании которых он должен проводиться. Не случайно мнения авторитетных специалистов об одной и той же игре (команде, игроке) зачастую расходятся: каждый из них оценивает игру, команду, игрока со своих собственных позиций и своим собственным методам (26). Поэтому надо работать над тем, чтобы метод наблюдения становился более объективным. С этой целью на основе данных Шамардина А.И. и собственных наблюдений, был основан протокол наблюдения за технико-тактическими действиями вратарей, который включает в себя следующие компоненты:

1. Игра на линии ворот:

а) ловля мяча без прыжка, в прыжке, в падении;

б) отбивание мяча без прыжка, в прыжке, в падении;

в) перевод мяча на угловой в прыжке, в падении.

2. Игра на выходах:

а) ловля мяча без прыжка, в прыжке, в падении;

б) отбивание мяча без прыжка, в прыжке, в падении;

в) перевод мяча на угловой в прыжке, в падении.

3. Организация атаки:

а) розыгрыш удара от ворот;

б) удар ногой от ворот;

в) удар ногой с руки;

г) вбрасывание рукой.

С помощью данных, внесённых в протоколы (см. таблицы №№4-9), мы можем выявить объём технико-тактических действий вратаря и процентное отношение игры на линии ворот, на выходах и игры при организации атаки к общему количеству технико-тактических действий вратаря.

Технико-тактическое мастерство футболистов можно определить двумя путями: путём анализа соревновательной деятельности игроков во время игры или с помощью тестовых заданий (15). На основе различного рода педагогических наблюдений нами были разработаны два контрольных упражнения. На наш взгляд, в контрольное упражнение должны быть включены как действия вратаря на линии ворот, так и его действия на выходах и при организации атаки. К сожалению, приходиться констатировать, что разработать контрольные упражнения чисто для игры на линии ворот или на выходах при нашем техническом обеспечении невозможно, так как для проведения эксперимента можно использовать всего лишь футболиста, производящего удары по воротам, но он не футбольная «пушка» и надёжность теста будет невысокой из-за возможности ошибки футболиста, а значит будет нарушено одно из условий, которому должно отвечать контрольное упражнение - стандартность. Поэтому мы предлагаем следующие два контрольных упражнения:

1. Игрок на линии штрафной бьёт мяч в руки вратарю, стоящему на

2. линии ворот, тот ловит его и делая четыре шага выбивает мяч в обозначенное

3. место, затем возвращается на место, вновь ловит мяч и вновь выбивает мяч с

4. руки в другое обозначенное место, а затем и в третье.

5. То же, только вратарь играет на выходе, ловля мяча в районе одиннадцатиметровой отметки и рукой вводит мяч в первое обозначенное место, затем возвращается на линию ворот и уже играет на выходе, ловя мяч, пущенный с противоположного фланга и вводит его во второе обозначенное место, а затем вновь возвращается и вновь играет на выходе, ловя мяч уже с того фланга, откуда он посылается в первый раз и вводит его в третье обозначенное место.

Естественно, что расстояние, на которое будет вводиться мяч, для вратарей различного уровня подготовки будет различное. Я использовал при этом классификацию Л. Качании и Л. Горского:

1) 12-14 лет - углублённая спортивная подготовка;

2) 15-17 лет - специальная спортивная подготовка;

3) с 18 лет - завершение формирования игрока, интенсивная подготовка (15).

На основе предварительного наблюдения (см. таблицы №№16-18) было выявлено, что наиболее приемлемыми являются следующие величины:

• для первой группы (12-14 лет). Ввод мяча рукой, первая точка- 15 м; вторая точка - 20 м; третья точка - 25 м. Ввод мяча ударом ногой с рук, первая точка - 25 м; вторая точка -30 м; третья точка -35 м.

• для второй группы (17 - 17 лет). Ввод мяча рукой, первая точка - 25 м; вторая точка -30 м; третья точка -35 м. Ввод мяча ударом ногой с рук первая точка -35 м; вторая точка - 40 м; третья точка - 45 м.

• для третьей группы (18 лет и старше). Ввод мяча рукой соответственно 30, 35, 40м. Ввод мяча ударом ногой с рук - 40, 45 и 50 м.

При этом для получения положительной оценки необходимо вводить мяч довольно точно, если мяч падает в зону с радиусом равным 1м от центральной стойки, то выставляется оценка - «отлично»; 2 м - «хорошо», 3 м - «удовлетворительно», и более 3-х м - «неудовлетворительно». Это при вводе мяча в игру рукой. При вводе мяча ударом ногой с руки эти границы несколько больше: 1,5м - «отлично», 3м - «хорошо», 4,5м - «удовлетворительно», и более 4,5м - «неудовлетворительно». Данная градация разработана ранее на кафедре футбола ВГАФК (7, 13).

Каждому дается две зачётные попытки выполнения упражнения и в протокол заносится лучшая из них. Учитывается лишь точность попадания при условии, что вратарь выполнял упражнения в быстром темпе. Экспериментируемый выполняет упражнение не с предельной скоростью (чтобы не мешать основному действию и опять-таки время в этом упражнении явилось не объективным показателем, так как многое здесь зависит не от экспериментируемого, а от футболиста, выполняющего подачу или удар), но и не «спустя рукава». Кроме того - это упражнение может позволить субъективно оценить «внешнее исполнение» (техника ловли, ввода), что при определённых условиях будет являться довольно важным показателем.

Статистическая обработка материала сводится к выявлению средних арифметических величин, как общих (общая для отдельного экспериментируемого и общая по всей выборке), так и отдельных по результатам каждых попыток в выборке, и затем сравнение этих результатов между выборками (группами подготовленности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: