Характеристика основных форм организации образовательного процесса в дошкольном педагогическом колледже.




 

9. Уроки школьного и вузовского типа в образовательном процессе дошколь­ного педагогического колледжа.

В образовательном процессе педагогического колледжа успешно сочетаются школьные и вузовские формы обучения. Среди школьных форм – уроки, направленные на решение различных дидактических задач. Чаще всего используются

 

 

10. Контроль знаний, умений и навыков студентов как составляющая образова­тельного процесса в педагогическом колледже. Формы контроля.

Многие педагогические дискуссии об улучшении учебно-воспитательной деятельности связаны с проблемами диагностики знаний учащихся.После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для выполнения этого, безусловно, необходима диагностика, задача которой - проанализировать процесс и результат развития, обучения и воспитания.

Контроль осуществляется на основе трёх важнейших принципов: объективность, наглядность и системность диагностического исследования.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения и навыки студентов нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Первое звено - это предварительный анализ уровня обученности по предмету - того багажа, с которым студент пришел в колледж из школы. Он осуществляется на первых двух неделях занятий.

Второе звено - текущая проверка в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки - обучающая.

Третье звено - повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической.

Параллельно с изучением нового повторяют изученный ранее материал. Повторная проверка способствует упрочнению знаний. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено - итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретаемых на всех этапах дидактического процесса. На этом этапе студенты должны проявить умение реализовать межпредметные связи, решать задачи практического характера.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

Разнообразие видов, методов и форм контроля отражает реализацию принципа системности в оценивании учебных достижений студентов, - и именно в своем разнообразии они должны широко применяться в практике преподавания в колледже. Ведь это прекрасная возможность для студентов, будущих учителей, совершенствовать свои практические педагогические умения, пополнять свой педагогический багаж современными диагностическими методами и приемами. устный индивидуальный опрос.

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование, фронтальный опрос, групповой опрос, взаимоопрос), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений, практический контроль, программированный контроль, тестовые задания. Каждая из форм имеет свои особенности. Особое место в системе контроля занимает самоконтроль. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

Наиболее распространенное средство педагогического измерения - педагогический тест. Педагогический тест - это совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

 

11. Характеристика методов активизации познавательной деятельности учащих­ся на лекционных, практических и семинарских занятиях в педагогическом колледже.

 

Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и педагога, как активных участники занятий находящихся на равных правах.

Главными характеристиками выпускника педагогического колледжа являются его мобильность и компетентность. Значит, акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит от того, что усваивается и как усваивается: коллективно или индивидуально, в гуманистических или авторитарных условиях, с опорой на память, восприятие, внимание или на весь личностный потенциал обучаемого, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлены в различных областях научного знания и исследованы многими преподавателями и психологами, однако недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях гуманитарного образования.

Говоря об активном обучении, прежде всего, имеют в виду методы, формы и средства обучения позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов: проблемные лекции, семинары – дискуссии, анализ конкретных ситуаций, методы математического, звукового моделирования с помощью ЭВМ, деловые и имитационные игры и т. д.

Высокая степень гибкости и адаптивности методов активного обучения позволяет преподавателю с равной эффективностью применять их не только на занятиях различного вида. Применение методов активного обучения – не самоцель. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель на каждом занятии. Системность подбора методов обучения базируется на том, что каждый из них, с одной стороны, позволяет решать вполне определенную задачу в учебном процессе, а с другой–дополняет собой другие методы.

При решениипервой группы задач обучаемые получают возможность убедиться в недостаточности своих знаний, а преподаватель–уточнить программу изучения учебной дисциплины в соответствии с уровнем их подготовки.

Вторая группазадач возникает в ходе обучения. Для выбора наиболее эффективных методов обучения (лекции-беседы, метод применения техники обратной связи, лекции-дискуссии, «мозговая атака» и т. д.) преподавателю должны быть известны:

· учебные и воспитательные цели, поставленные к каждой конкретной теме;

· профессиональный уровень подготовки обучаемых, их способность адекватно воспринимать учебный материал.

Третья группазадач – выявить ошибочные представления, неверные истолкования изучаемого материала и этим предотвратить неправильное применение его на практике. Для этого организуются групповые занятия и индивидуальные консультации.

Четвертая группазадач – закрепить полученные знания, совершенствовать навыки и умения их практического применения. Здесь наибольший эффект дают: разбор и обсуждения служебных документов (отчетов, планов, проектов, сценариев и т. д.), анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, ролеситуационные и деловые игры.

Пятая группазадач – создать условия для изучения и творческого освоения передового опыта. Преподаватели используют выездные тематические занятия в музеях и театрах города, просмотр и обсуждение видеоматериалов о передовом опыте, тематические дискуссии, выставки.

Шестая группазадач – проверить степень достижения учебных целей в практической деятельности студентов. Эффективным методом для этого является подготовка рефератов, сценариев, курсовых и дипломных работ по заданиям кафедр (задуматься, нацелить – дипломная работа).

Таким образом, правильное планирование проведения занятий с применением различных методов позволяет достичь обучающего эффекта, чего нельзя получить при преимущественном использовании только одного метода обучения. Большая часть методов активного обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе и может применяться для решения различных дидактических задач.

 

12. Использование наглядных средств обучения в образовательном процессе пе­дагогического колледжа, требования к использованию. Лекция визуализация.

… О НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРИЛИ НА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

Лекция – визуализация как средство эффективного запоминания нового материала. Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами.

Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: