Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.




Финансы как стоимостная категория, функции финансов, как проявление их сущности

Финансы – это система регламентируемых гос-вом ден отношений, возник-х в процессе стоимостного перерас-я созданного продукта с целью форм-я и испол-я фондов ден ср-в.

Условия существования финансов: 1.наличие гос-ва, 2. наличие тов-ден отношений. =>, финансы – объективная (т.е. не зависит от воли и сознания людей) эконом. категория товарного производства, т.к. есть государство – есть финн.отнош-я. Форма проведения финансов зависит от политики, проводимой гос-вом на конкретном этапе.

Признаки финансов: 1. Выражают ден отношения, 2. эти отношения регламентируются гос-вом (императивный, гос-властный х-р), 3. Финансы-категория перераспределения (п.с. ден отношения, возник-е в процессе перерас-я созданного продукта), 4.Ден отношения по поводу форм-я и использования фондов ден ср-в гос-ва и гос. п/п (СПб и Ектб школы) и Ден отнош-я по поводу форм-я фондов любого уровня (Москва).

Сущность категорий проявляется через функции. СПб и Ектб: 1.формирование фондов ДС гос-ва, 2. Исп-е фондов, 3. контрольная. Москва: 1.распределительная, 2. контрольная.

Распред-я ф-я не отражает сути финансов, т.к.она присуща и таким категориям как: цена, з/п, кредит. И толдько с помощью финансов формир-я и использ-я фонды ден ср-в.

С пом финансов обосновываются стоимостные пропорции распределения созданного продукта. Первичное распред-е – на уровне страны – ВВП= С+V+m. С (фонд возмещения израсходованных ср-в пр-ва), V (ФОТ), m (чистый доход общ-ва: прибыль + косв. налоги). V+m – это нац доход страны. На уровне п/п объектом распр-я явл выручка.

Контрольная ф-я фин, сост в том, что появляется возм-ть сопоставления фактич налог-х поступлений в бюджеты разных уровней с утвержденными показателями. Благодаря контр функции оценивается эфф-ть налогового механизма, обеспечивается контроль за движением фин ресурсов, выяв необх-ть изменений в нал систему и в нал политику. Суть ее в том, чтобы налогопл-ки (юр. и физ. лица) своеврем и в полном объеме уплачивали установленные законод-ом налоги. Конкретное проявление содержания контр ф-ции осущ в ходе деят-ти фин. органов, реализующих на практике фин. политику гос-ва.

Ф. выражают ден. отнош м/у: 1. гос-вом и физ. лицами по поводу уплаты налогов, получения фин. помощи в виде пособий; 2. гос.-вом и орг-ми по поводу уплаты налогов, получения фин. помощи в виде инвестиций; 3. межбюдж отношения в форме дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд и отрицат.трансфертов.

- дотация – это безвозмездная финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестощему;

- субвенция – это безвозмездная финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели под контролем;

- субсидия – это долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании расходов нижестоящего.

- бюджетная ссуда на условиях возвратности, срочности, платности;

- отрицательные трансферты (Бюджетный кодекс 2005 г.) – финансовая помощь нижестоящего бюджета вышестоящему.

2010: ВВП = 43 187 млрд.руб.; Инфл. Ожид. 10%; Доходы бюджета – 6 950 млрд.руб.; Расходы б. – 9 886,9 млрд.руб.; Дефицит = 2 936,9 млрд.руб. Внутр. Долг = 3 301,8 млрд.руб. Внешний долг = 63,3 млрд.руб. (в янв. 2009 г. = 43,3)

На 01.01.08 – 1300 проф., 2009 – 74,1 дефиц. 9% (нет произв-ва). Источник финн-я рез.фонд и зол-вал запасы (650 на нач.09, 320 на фев 2009)

 

 

Содержание финансов, сферы, звенья системы финансов

До сих пор среди экономистов нет единого понятия о фин системе:

Под фин системой следует понимать органы, проводящие в жизнь фин политику гос-ва (Минфин, ФНС, Казначейство, Таможенный комитет и др.).

Под системой финансов понимают ден отнош-я, объединенные категорией «Финансы» (СПб и Ектб школы).

Система ф. России м/б представлена в следующем виде: ОБЩЕГОС Ф. (федер. бюджет, гос. соц внебюд. фонды, гос. кредит), МЕСТН. ФИНАНСЫ(местн. бюджет, территор. внебюд. фонды, финансы муницип. п/п, гос кредит на уровне территории) и ФИНАНСЫПРЕДП.СФЕРЫМАТЕР.ПР-ВА.

Исходным звеном сис-мы Ф выступает Ф п/п сферы мат. произ-ва, т.к. здесь создается чистый доход общ-ва, к-ый явл источником форм-я фин. ресурсов гос-ва. Центр.звеном явл фед. бюджет, т.к. в нем сосредотачивается большая часть фин. ресурсов страны (2000г.-47%, 2004г.-67%), из него финансируются общегос. расходы. С 2001г. фед. бюджет России составляется с профицитом. Гос. соц. внебюд. фонды начали функционировать в России с 1.01.92. Причина: по итогам 91г. дефицит фед. бюджета-10,5% (предельный размер 3-5%); огромный недостаток фин ресурсов привел к необходимости создания целевых внебюд. фондов: ПФ, ФСС;ФОМС, Ф.занятости насел-я. С 2001г. в России отсут. дефицит бюджета, в связи с чем постепенно опадает необх-ть в целевых внебюдж. фондах: в 2001г. ликвидирован ф.занятости нас-я. Программы центорв занятости финансируются из фед. бюджета.

Гос. кредит выражает ден. отн-я м/у гос-м и орг-ями, физ.лицами, иностр. гос-ми, м/нар. фин. орг-ями и иными субъектами м/нар. права по поводу получения или предоставления возмездной фин помощи.. Гос. кредит во всех странах традиционно явл ист-ком финанс-я дефицита бюджета.

Т.о. под сис. фин. следует понимать совок-ть ден. отн-ий, устанавливаемых гос-ом по поводу форм-я и использ-я фондов ден. ср-в гос-ва.

 

Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

С 1 января 1992г. В РФ начали ф-ционировать гос- соц внебюджетные фонды: 1)ПФ; 2) Фонд занятости населения; 3) ФСС; 4) ФОМС (созд.в 1994г.). Причины создания: в конце 1991г. дефицит фед. б. составил 10,5% от ВВП, а предельный размер дефицита 3-5% от ВВП. Недостаток ресурсов в бюджете приводил к невыплате пенсий, пособий по временной нетрудосп-бности. В рез-те правит-во принимает решение – часть фин. ресурсов выделить из фед. б. и создать целевые внебюджетные фонды (не зависят от бюджета). Данные фонды явл. специализ-ми фин-кред. учреждениями, деят-ть кот-ых осущ в соотв с Конституцией РФ, законами РФ, указами президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положениями о соотв-щих фондах. Все фонды имеют четкую ориентацию на осуществление своих уставных ф-ций по соц. обеспечению или соц. помощи и поддержке населения из числа соотв-щих контингентов граждан страны (пенсионеров, инвалидов, др.). Принципиальной особенностью функционирования фондов явл. то, что их ден ср-ва находятся в гос. собств-ти РФ, они не входят в состав бюджетов органов власти и изъятию не подлежат. В 2001г. был сформирован и утвержден бездефицитный бюджет и в России постепенно отпадает необходимость в ГВФх: в 2001г. был ликвидирован фонд занятости. Программы центров занятости в наст. время финансируется из фед. б.

ВФ – форма перераспред-я и испол фин. Ресурсов, привлекаемых г-вом для финансир-я некот общ. Потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самост-ти. В завис от целевого назнач-я ВФ делят на эконом и соц-е. В соотв с уровнем управления – на госуд и региональные. С пом ВФ возможно:

1. влиять на процессы пр-ва путем финансир-я, субсидир-я, кредитования п/п.

2. возм-о оказывать соц услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсид-я и финанс-я соц сферы.

3. обеспечивать природоохр-е меропр-я, финансируя их за счет спец опред источников и штрафов за загрязнение ОС

4. предоставлять займы, в т.ч. заруб. г-вам.

Организ-я функционир-я ВФ нах в ведении гос органов власти. Источники формиров-я фондов предопредел х-ром и масштабн-ю задач, для реализ-и кот-х они и созданы. Ср-ва ВФ не подлежат налогооблож-ю.

ЕСН (34%): %-Федбюджет, %-ПФ, %-ФСС, %-ФФОМС, %-ТФОМС. Снижение ставки с 35,6 до 26% в 2008г.

В конце 91г был издан указ о создании гос целевых внеб фондов, в т.ч пенсион. ф. До 91 пенсиивыплачивались из бюджета.

Основ источники формир-я:

- Ежемес взносы работодателей в виде ЕСН

- Ср-ва фед. б.

- добровол. пожертвования

- ср-ва, полученные от размещения врем своб. ср-в на счета в банках.

- пени и штраф.санкции.

Основные направ: - выплата гос.пенсии (повозрасту, инвалидности, выслугу лет, при потере кормильца), -компенсации (мат помощь пенсионерам, на детей от 1,5 – 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АС), - соц пенсия, -пособия на погребение. С 2002 года началась пенс реформа. Причины: - несовершен-во действующей пенс. сис., - распред сис привела Россию к тому, что пенсии превратились в пособие по старости, одинаково для всех пенсионеров, - демограф причина, т.е. в Росси назревает демограф кризис. На 1 пенсионера приходится 1,7 раб населения.Продол-ть жизни на пенсии 10 лет, в США 17 лет. С 2002 года Россия перешла к смешанной пенс системе: включ 3 части пенсии: базовая, страх, накопит. Базовая выплач из фед б. (991), страх зависит от труд стажа, накопит зависит от дохода работника и от его года рождения (начиная с 67 и моложе). С 2010 г. Базовую и страховую части объединили. Можно накопительную часть держать или в государственном или негосуд.пенсионном фонде, гос-во в посл.случ ответ-ти за возврат ден.ср-в не несет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: