Финансовая политика государства на современном этапе развития эк-ки




Фин политика гос-ва – это сов-сть мер по организации финансов, их аккумул-ю и эффективному использ-ю.

Как и любая политика, фин. политика относ к надстройке общества, т.е. зависит от произ-ва и произв. отношений. От того, насколько грамотно гос-вом проводится фин. пол-ка зависит степень воздействия финансов на эк. разв-е страны. Условия для проведения фин. пол-ки: 1.учет объективных эк законов развития общ-ва (в основе должны лежать обоснован. закономер-ти развития эк-ки), 2.учет конкретн. историч. условий, 3.при выработке решений должен использ-ться опыт прошлых лет. Различают фин. стратегию и фин. тактику. Фин.стратегия – рассчит-ся на перспективу, предусм-ет крупномасштаб задачи. Фин.тактика – направлена на реш-ие задач конкретного этапа развития. Она должна отличаться четкостью проводимых мероприятий.

ФП проводится с помощью ФКМ (вкл. методы планир-я, рычагов и стимулов, форм организации управ-я финансами и кредитом, фин-кредитн. законодат-во).

Необх-ть разработки фин политики была доказана еще кризисом 29-33 г., кот-й поставил под сомнение спос-ть рын сис к саморегулир-ю, т.е. безактивного участия г-ва. Виды: 1.политика эк. роста (подъем эк-ки, для этого увелич.инвестиции из бюджета и снижается налог. нагрузка), 2. пол-ка стабилизации (гос-во поддерж. объемы пр-ва на типичном для страны уровне), 3. огранич-я дел. актив-ти (проводится в случае кризиса перепр-ва, резкое сокращение финансир-я из фед.бюдж+усиление налог. нагрузки). При проведении любой ФП гос-во исп-ет инструменты: фин помощь из бюджета в виде инвестиций и управление налог. бременем.

Типы ФП: 1.Недискриминац. пол-ка (миним. участие гос-ва в упр-и эк-кой. Самоуп-е встроенными стабилизаторами) 2. Дискриминац. пол-ка (макс.участи гос-ва).

Развитие фин. отн-ий в РФ на совр. этапе нах-ся на кач-но новом уровне. Его отличит. особ-тью явл создание законод-ых основ для реформ-я осн. сфер и звеньев финансов, причем предполаг-й период изм-я охватывает среднеср. период (до 8 лет). Условием для возникн-я масштаб. планов по реформир-ю бюдж., нал. сис-мы, сис-м пенс. обесп-я, мед. страх-я считают относит. стабилизацию эк.положения страны. Весь перечень реформ делят на 2 блока: 1 – собственно фин. реформы; 2 – институцион-ные реформы, требующие фин. обесп-я. По времени реал-ии каждая программа рассчитана на срок от 3 до 8 лет.

Осн. напр-я развития (по этому распоряжению): повыш-е эффек-ти соц. пол-ки; провед-е нал. реформ; устранение инфрастр-ных и институц-ных огранич-ий развития (развитие конк-ции, банк. сис-мы, фонд. рынка, ЖКХ, рынка страх. услуг, малого бизнеса); внесение изм-ий в БК; развитие и увеличение стаб. фонда (образован в 2004г). В наст время гос фин по­литика России направлена на преодоление последствий фин-экон кризиса, стабилиз-ю соц-экон ситуации в стране.

Фин политика включает след направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику

Стратегии фин. пол-ки в 21 веке – пока не разработаны.

Для реал-ции поставл.задач правит-во запланир-ло осущ-е фин. реформ.

2001 – бездефицитный бюджет, с 2002 – профицит

2002 – пенс.реформа (смеш.пенс.сис-ма)

1999 – очередн.этап налог.реформы (сокращение налогов – в 2008 – 14 шт)

2005-2008 и 2008-2010 – стратегия соц-эк развития

2008-2020 – прогноз соц-эк развития

С 2008 – осн.фин план – бюджет – разрабат и утверждается на 3 года.

2004 – созд. Стабфонд на базе Резервн. фонда (источник формир-я – высок.цены на нефть). С 1.02.2008 – Стаб фонд делится на Резервн.и фонд.буд.поколений

2007 – создается инвест.фонд в фед.бюдж. Разрабат-тся и финансируются нац. программы. Полная отмена контроля за деят-тью малых п/п.

С 2007 – соц.направл-ть расходов+реформир-е высш.образ-я.

Важные особенности: профицитный бюджет только у РФ, с 2007г. бюджет составл-тся на 3 года, проводится налог.реформа (было 43, 28, а теперь 14 налогов), соц. Направл-ть расходов бюджета.

Уровень инфляции 2006г. – 7,5–8,5%; 2007г. – 6,1-8%; 2008г. заявл– 3%.

 

Управление финансами

Управление – совок-ть приемов и методов воздействия на объект для достижения опред. резул-ов. В управлении соц.-эк. процессами важное место отводится упр-ю Ф. УФ-понятие комплексное: использ-е Ф в кач-ве объекта упр-я и в кач-ве инструмента упр-я. У.Ф. м\б кол-ым и кач-ым, т.е. увеличивая или уменьшая долю п/п в НД гос-во форсирует или ограничивает его развитие.

УФ – целенаправленное воздействие субъекта фин. системы (фин. органы) через фин. механизм (планир, регулир, контроль) на ее объект (фин.отношения). Цель – выработка конкретной фин. политики.

В системе управ-я финансами выделяют следующие элементы: 1.инфо 2.планир-е 3.оперативное упр-е 4. Регулир-е 5. контроль.

ИНФО означает, что все управленч. реш-я по Ф гос-во принимает на базе анализа достаточной и достоверной инфо. Инф-ция предст-тся в форме бух, стат, оперативн отчетнсти. ПЛАНИР-Е занимает центр. место в сис-ме УФ. Осн. фин. план страны – ФБ, имеет силу закона. В нем отражаются стоимостн. показатели хоз. субъектов. ОПЕР.УПР-Е п.с. перерас-е фин.ресурсов с целью выпол-ия предусм-х заданий. РЕГУЛИРОВАНИЕ предст-ет собой перераспред-ие фин. ресурсов, с целью ликвидации «узких мест». Источники регулир-я: несипользованные ассигнования; ср-ва стаб. фонда страны (с 1.02.08 – Резервн фонд – 3069 млрд, фонд буд.поколений – 783 млрдруб)). КОНТРОЛЬ осущ-ся как на стадии план-ия, так и на стадии опер. УФ. Контролируется целевое использ-ие бюд. ср-в, своевременное доведение их до получателя.

Различают страте.г и оперетив УФ. Страт-е УФ предполаг, что решение приним на перспективу, предусм крупномасшт задачи. Операт-е (тактика) приним на опред этап развития. Они должны отличаться четкостью предусм мероприятий.

Стратегия У.Ф. возложена на гос. думу, Совет Федерации (Фед. собрание) и на президента. Оперативное У.Ф. осущ-т Прав-во Р в лице: Мин.Фин. (в т.ч. казначейство, фед. нал. службы, Тамож. комитета); ЦБРФ.

Не позднее марта, года предшествующего планируемому, президент Р выступает перед Фед. Собранием с бюд. посланием, в к-ом отражаются напр-я ценовой, налоговой, бюджетн., ден-кред. пол-ки на след.год. На основе бюдж.послания МинФин разрабатывает проект фед. бюджета на след. год, к-ый д/б готов к 15 июля. Одновременно Прав-во и ЦБ разрабатывают напр-я ден-кред. пол-ки на след.год. В бюд. послании отраж-ся основ показатели: темпы роста ВВП и уровень инфляции.

Недостатки в управлении 1.неполнота охвата фин. контролем правит. операций, вне контроля остается часть операции фед.бюдж. и все операции гос. внеб. фондов. Для устранения недостатка еще в 93г было создано Фед. казначейство, к-ое призвано обеспечить контроль целевого испол-я средств фед. бюд. для чего в каждом субъекте России было открыто управление фед. казначейства. 2.отсут механизм распред-я налогов по уровням бюджетов. Распред-ем заним сам налогоплат-к с помощью нормативов. Данный недостаток д/б устранен с помощью казначейства.

3. Наличие большого кол-во комм. банков до недавнего времени приводило к тому, что банки несвоевременно снимали налоги со счетов клиентов, ответ-ть несли клиенты.

• До сих пор отсутствует оперативный контроль за расход-ем средств. В результате за 9 мес. 1997е. дефицит фед. Бюджнта – 13% (придельный размер 4-5%). В 4 квартале 1997г. В Р. Впервые был введен механизм секвестрования расходов в бюджет. Т.е. сокращение всех статей расходов бюджета до конца года; на 5-10-15 и более % за исключением защищенных статей (З/п, студенты, питание, медикаменты).

Для устранения недостатков в сис кправ-я, МинФин с 91 осущ реорганизацию аппарата управления финансами:

Россиия до недавнего времени была в числе немногих стран мира где неуплата налогов не каралась в уголовном порядке. Созданная в дек.91. ГНС России призвана была обеспечить жесткий контроль за исполнением нал.повинности. в нояб 98 на базе ГНС создается Мин по налогам и сборам. В марте 04 оно ликвидировано и на его месте было создано ФНС России.

В связи с введением в 2001 единого счета казнач-ва правит-во России владеет инф-цией каждый день о фактич состоянии федер бюджета, что позволяет оперативно сокращать расх.внутри года.

В целом система управл-ия финансами в России наход-ся в стадии становл-ия

Права и обязанности налоговиков:

В фев 92 была созданафед.служба налог расслед-й (Налог полиция). Ф-ции. 1.Выявл-е, предупр-е, присячение, налог-х правонарушений. 2. Защита работников нал.органов от противоправных действий налогопл-ков. 3. Выявл-е, предуп-е, присеч-е коррупции в нал органах. С 04 Нал полиция ликвидирована, ф-цииданной структуры передали ОБЭПР, а часть отделу борбы с нал правонаруш-ми.

С января 04 функционир налог разведка.

В марте 03 создано фед казнач-во, призванное контролировать поступление фед налогов на террит и целевое испол-е ср-в, выдел-х из фед.б. с 2006 казначейское исполнение бюджетов всех уровней.

МинФин осущ составление проекта Фед.бюд., контроль за его испол-ем.

Сч палата проводит анализ и дает заключ-е по предост-му в августе проекту ф.б. на след год. Осущ контроль за целевым использ-ем ср-в фед.б. и ГВФ.

ЦБ. Ф-и: разраб и провед-е ден-кред, валютной политики, эмиссия ден знаков.

 

 

10. Финансовое планирование и прогнозирование

Важными методами упр-я финансами гос-ва и хоз. субъектов явл. фин. планир-е и прогноз-е. План – это постановка точно опред. целей и предвидение детальных событий развития объекта в буд. План обладает конкрет-тью показ-лей врем-ой и колич-ой опред-тью. Планир-е – целенаправл. деят-ть по разработке перспектив развития фин-в, к-ые оформл-ся в виде фин. планов. Цель планир-ия – обоснование принятия и практич реал-ция опред-х решений. Прогноз-е – совок-ть аргументир-х предполож-ий относит-но буд параметров развития конкрет целей. Цель: созд-е науч. предпосылок для развития отдел. секторов эк-ки.

Планир-ие и прогнозир-ие имеют свои особ-ти: 1. планир-ие осущ-ся на основе прогноза, 2. прогноз имеет неск-ко вариантов в отличии от плана, 3. план отражает наиболее оптимал вариант развития, а прогноз – все возмож варианты, 4. прогноз содержит различ альтернативы и устанавл-ет необх-ые условия для реш-ия задач., план содержит четкие однознач параметры развития.

Осн.задачами фин. план-ия на п/п явл:

-обеспечение необх. фин. ресурсами произв-й, инвестиц-й и фин деят-ти;

-определение путей эф-го вложения капи­тала, оценка степени рационального его испол-я;

-выявление внутрих. резервов увеличе­ния прибыли за счет эконом испол-я ден. ср-в;

-установление рац фин. отноше­ний с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвес­торов;

-контроль за фин состоянием, платеж-ю и кредитосп-ю п/п.

Фин. план-е в завис от содержания назначения и задач м/о класси­фицировать на: 1. Перспективное планир-е — испол-ся для опред-я важнейших показателей, пропорций и темпов расшир-го воспр-ва, явл. главной формой реализации целей п/п. Ох­ватывает период времени от 1 года до 3 лет.

2.Текущее план-е — составная часть персп-го плана и п.с. конкретизацию его показателей. Сост-ся на 1 год.

3.Оперативн. планирование — необх-мо для контроля за поступл-ем фактич. выручки на р/сч и расход-ем наличн. фин. ресурсов.

Методы фин планир-я испол-ся для определения основных закономерностей, тенденций в движении натур-х и стоим-х показателей, внутренних резервов п/п.

Различают:

1. Нормативный метод - на основе заранее установ-х норм и технико-экон нормативов рассчитывается потребность хоз-го субъекта в фин ресурсах и их источниках.

2. Метод балансовых расчетов основ на прогнозе поступления ср-в и затрат по основным статьям баланса на опред дату в перспективе для опред-я будущей потреб-ти в фин ср-вах.

3. Метод ден. потоков явл универсальным при составлении фин планов и основывается на ожидании поступления ср-в на опред дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

4. Метод многовариантности расчетов сост в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптим, при этом критерии выбора м/б различными.

Методы прогноз-ия: 1. экспертных оценок – примен в сл. случаях: - необх-о расч-ть возможные события в некот. отраслях;

- необх опред-ть наиболее вероятные интервалы соверш-ия событий;

-нобх.опред-ть цели и задачи упр-я с учетом степени их важности.

2. формулизованный м.: -м.экстрополяции-предполагает перенесение на буд. время опред. устойчивых тенденций прош. периода, при этом выводы по одной части явл-я переносят на др.части; 3 м.моделирования-развитие объекта рассчит-ся на основе его преобразования в опред.модель.

На основе т. фин-в план-ие делится на 2 блока: 1- общегос. и муниц. план-е - осущ-ся органами власти соответств-го уровня. 2- внутрифирм план-ие - осущ-ся на уровне муницип и гос. п/п.

Виды гос. фин. планов: - федер бюджет, - фед. целевые прогр в рамках к-ых выдел-ся ср-ва на отдельные приоритетн направл-ия субъектов РФ, - фед. инвестиц-ые прогр, - прогр внеш и внутр заимствований, - программы приватизации гос. имущ-ва, - перспективный фин. план, к-ый д. разраб-ся на 3 года по укрупн-м показ-лям.

Прогноз-е фин сост-я п/п — это приведение объема и размещение фин ресурсов п/п на опред срок наперед путем изучения динамики его развития.

Сроки приведения при прогнозировании фин сост-я п/п подразделяются на:

• краткосрочные (в пределах 1 года);

• среднесрочные (на 1-2 года);

• долгосрочные (более 2 лет).

Объектом прогноз-я явл объем фин ресурсов, кот-е поступят в распоряжение п/п за период, относит кот-го составляется прогноз. Инструментами фин прогноз-я явл прогнозные балансы доходов и расходов и прогнозные сальдовые бух балансы, где учитываются все поступления финх ресурсов в распор-е п/п. При составлении фин прогноза рассм-ся следующие данные:

• бюджет продаж;

• бюджет производства;

• бюджеты использования материалов;

• бюджет прямых затрат на оплату труда;

• бюджет себестоимости произведенной продукции;

• бюджет себестоимости реализованной продукции;

• прогнозный отчет о прибыли;

• бюджет денежных средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: