АНОМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.




Аномальные отношения в семье – это неблагоприятные модели отношений в рамках семьи, которые оказывают негативные воздействия на социальное, когнитивное и эмоциональное развитие ребенка. Одни из них непосредственно касаютсяотношений ребенка с другими членами семьи; другие подразумевают в целом атмосферу семьи, в которой происходит воспитание ребенка.

 

1. Недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми. 2. Конфликтные отношения между взрослыми в семье . 3. Враждебное отношение к ребенку или присвоение ему постоянной роли " козла отпущения ". 4. Физическое насилие в отношении ребенка. 5. Сексуальное насилие (в семье).
Имеется в виду значительная недостаточность проявления позитивных чувств в отношении ребенка со стороны родителей: Æ беседуя с ребенком, родитель говорит, не проявляя никаких чувств, или пытается поскорее от него отделаться; Æ у родителя отсутствует интерес к деятельности, успехам или достижениям ребенка; Æ родитель не проявляет сочувствия к трудностям ребенка; Æ родитель редко хвалит и подбадривает ребенка; Æ возникновение тревоги у ребенка воспринимается с раздражением или встречает властные требования хорошо себя вести; Æ физическое утешение при тревоге или дистрессе является кратковременным или совсем отсутствует.   Это конфликты между родителями ребенка или другими членами семьи и домочадцами, включая подростков 16 и более лет. Существуют значительные индивидуальные и субкультурные различия форм и степени, в которых люди выражают свои разногласия или раздражение в открытых конфликтах. Их следует считать аномальными, если они: Æ приводят к серьезной и длительной потере контроля; Æ связаны с генерализацией негативных или враждебных чувств; Æ связаны с атмосферой серьезного межличностного насилия, т.е. с драками и нанесением побоев; Æ завершаются уходом одного из членов семьи из дома или запрещением возвращаться в течение некоторого времени.   Для оценки этого признака важна констатация сосредоточенности на ребенке сильных негативных чувств со стороны одного или обоих родителей или лиц, их заменяющих, других взрослых членов семьи или домочадцев. Ведущим для оценки является признак специфической враждебности к одному ребенку или отведение ему постоянной роли " виноватого ". Это проявляется в следующих чертах: Æ неоправданная тенденция автоматически ставить в вину ребенку любые проблемы или трудности, возникающие в доме, или отрицательные поступки, кем бы они не совершались; Æ постоянная тенденция приписывать ребенку отрицательные характеристики; Æ критика ребенка, доходящая до степени унижения его как личности, с негативной генерализацией его прошлых провинностей и при ожидании будущих проступков; Æ отчетливая тенденция " придираться " к ребенку или затевать ссоры, если взрослый чем –то расстроен или находиться в плохом настроении; Æ несправедливое отношение к ребенку в отличие от других членов семьи, например, взваливание на него большего объема работы или ответственности, меньшее его вовлечение в позитивные семейные взаимодействия или явное отсутствие внимания к потребностям или трудностям ребенка; Æ применение жестоких мер наказания (запирание ребенка в темных замкнутых пространствах и т.д.). Оценка физического насилия должна включать такие случаи, когда ребенок получал телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, и степень тяжести требовала мед. помощи: Æ наказание было настолько тяжелым, что привело к порезам, переломам костей, вывихам суставов или значительным кровоподтекам; Æ наказание включало нанесение ребенку побоев твердыми или острыми орудиями (палкой, пряжкой ремня и т.п.); Æ во время наказания взрослый утрачивал контроль и не учитывал возможных последствий (например, ударяя ребенка о стену или сталкивая с лестницы); Æ насилие включало необычные и неприемлемые формы причинения физических травм (нанесение ребенку ожогов огнем или кипятком, связывание ребенка или удержание его головы под водой). Сексуальное насилие в семье включает половые сношения, представляющие собой инцест, а также неинцестуозные отношения между ребенком и кем –то из старших домочадцев, при которых взрослым используется значительная физ. сила или психолог. давление авторитетом, чтобы заставить ребенка вступить в секс. отношения: Æ имел место генитальный контакт между старшим по возрасту человеком и ребенком; Æ проводились какие –либо манипуляции с грудью или гениталиями ребенка в любых обстоятельствах, за исключением купания маленького ребенка; Æ ребенка заставляли прикасаться к груди или гениталиям старшего человека; Æ ребенку преднамеренно демонстрировали грудь или гениталии взрослого человека (исключаются случаи, когда он увидел их случайно при купании или переодевании); Æ имела место любая другая форма физического контакта или демонстрации интимных частей тела между взрослым и ребенком, которая привела к возникновению у кого –то из них отчетливого чувства сексуального возбуждения.

 

 

6. Психическое расстройство, отклонение или физический недостаток у лиц, осуществляющих первичную поддержку ребенка. 7. Психическое расстройство (отклонение) у родителей. 8. Психическое расстройство (отклонение) или физический недостаток у сиблинга. 9. Неадекватное или искаженное общение в семье.
К этому фактору следует относить расстройства у членов семьи, способные оказать неблагоприятное воздействие и обусловить риск развития у ребенка психических или поведенческих отклонений. К общим признакам следует относить: Æ наличие психического расстройства, физического недостатка или отклоняющегося поведения, вызывающего социальную неполноценность у члена семьи или домочадца ребенка; Æ характер и степень тяжести этого нарушения выражены настолько, что способны оказать влияние на жизнь ребенка путем создания потенциального риска развития у него психической патологии. Это влияние может носить характер неадекватных форм воспитания, ограничений в социальной жизни ребенка, вовлечения ребенка в аномальные формы поведения, недостаточного ухода за ним. Этот признак включает любой тип текущего психического расстройства, вызывающего утрату трудоспособности и продуктивности у родителя ребенка, независимо от того, получает ли больной психиатрическое лечение или нет. Должны присутствовать свидетельства негативного влияния психического расстройства или стойкого нарушения поведения у родителя на ребенка. К ним следует относить: Æ наличие отчетливой социальной стигматизации, выражающей в том, что ребенок подвергается унижению из –за проблемы, имеющейся у родителя; Æ неадекватность заботы или надзора за ребенком со стороны больного родителя; Æ нарушение воспитания, выражающееся, например, в малой отзывчивости на потребности ребенка, неадекватной реакции на его тревожное или оппозиционное поведение или в ограничении игры/общения с ребенком; Æ конфликты и эмоциональное напряжение в семье; Æ ограничение социальной жизни ребенка; Æ возложение на ребенка ответственности, не соответствующей возрасту. Значимые признаки: Æ ограничение социальной жизни ребенка из –за того, что он стесняется приводить домой друзей или из –за необходимости заботиться о больном сиблинге, что определяет ограничения его социальной активности; Æ искажение взаимодействия между ребенком и родителями или социальной активности семьи из –за того, что родители вынуждены больше заниматься больным сиблингом; Æ постоянное унижение со стороны сверстников из –за странностей поведения, физических или психических недостатков его сиблинга; Æ физические неудобства, испытываемые ребенком в связи с тем, что он должен, например, спать в одной постели со страдающим энурезом сиблингом или подвергаться проявлениям его агрессивного поведения; Æ возложение не соответствующей возрасту ответственности на ребенка в связи с заботой о больном сиблинге. Нарушение внутрисемейного общения обуславливает риск развития психических расстройств и отклонений поведения. Ключевыми аспектами искаженного внутрисем. общения являются запутанные и противоречивые высказывания ("двойные послания"), неспособность эффективного использования общения для разрешения семейных дилемм, проблем и конфликтов. Искаженное внутрисемейное общение характеризуется следующими признаками: Æ высказывания являются отчетливо противоречивыми по содержанию и/или присутствует значительное несоответствие между вербальным содержанием и эмоциями, выражаемыми интонациями голоса или мимикой; Æ существует отчетливая тенденция к произнесению длинных, ни к кому конкретно не обращенных тирад при отсутствии реакции на то, что говорят другие члены семьи; Æ бесплодные споры, не приводящие к продуктивному решению или согласию; Æ утаивание ключевой семейной информации, приводящее к нарушению адаптации (например, ребенку не сообщают о факте усыновления); Æ регулярные попытки справиться с семейными трудностями путем отказа от их разрешения и обсуждения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: