План
1. Потребительские свойства парфюмерных товаров.
2. Ассортимент парфюмерных изделий
3. Идентификация и экспертиза
4. Расфасовка, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
Производство парфюмерно-косметических товаров в России началось в первой половине XIX в. Наиболее крупные предприятия принадлежали иностранному капиталу и работали на привозном сырье. Ручной труд, примитивное оборудование, отсутствие собственной сырьевой базы ограничивали выпуск парфюмерно-косметических товаров, которые являлись в царской России предметом роскоши.
После Октябрьского переворота парфюмерно-косметическая промышленность начала быстро развиваться. Старые фабрики были реконструированы и превратились в современные, оснащенные передовой техникой предприятия. Крупнейшими стали фабрики «Новая Заря» и «Свобода».
Была создана отечественная сырьевая база натуральных и синтетических душистых веществ. В Украине, в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии и Молдавии произрастают различные эфироносные растения (роза, ирис, кориандр, шалфей, мята, анис и др.), которые обеспечивают парфюмерную промышленность России эфирными маслами.
Парфюмерно-косметические товары за рубежом производят около 3 тысяч фирм. Но более 50% сконцентрировано в руках 10 крупных фирм, продукция которых широко представлена на российском рынке. К ним относятся: «Procter and Gamble» (Проктер энд Гэмбл) — США, «Revlon» (Ревлон) — Англия, «Florena» (Флорена) — Германия, «Londa» (Лонда) — Германия, «Wella» (Велла) — Германия, «Lumene» (Люмене) — Финляндия, «Oriflame» (Орифлейм) — Швеция, «L'Oreal» (Лореаль) — Франция.
США выпускает треть всего мирового объема парфюмерно-косметических товаров. В структуре ассортимента парфюмерно-косметических изделий косметика занимает наибольший удельный вес. В большинстве стран на долю парфюмерии приходится 9-11%. Исключение составляют Япония — 3% и Франция — 30%.
|
За рубежом парфюмерно-косметическая отрасль по степени обновления ассортимента занимает пятое место среди производителей потребительских товаров. Так, в 1987 году новые женские ароматы появлялись с перерывом в 6 дней, в 1997 — каждые 43 часа, в 1998 — ежедневно.
Вытеснение с рынка отечественных товаров этого вида импортными было вызвано низкой конкурентоспособностью отдельных российских товаров, несовершенным дизайном упаковки, недостатком товарной информации, а иногда и низкими потребительскими свойствами.
Насыщение российского рынка импортными товарами вынудило отечественных изготовителей повысить конкурентоспособность своей продукции. Новые
научно-исследовательские мероприятия, освоение передовых технологий, художественное оформление, рекламные мероприятия, современный подход к товарной информации и другие исследования способствовали возрождению отечественной пар-фюмерно-косметической промышленности, повышению спроса на российские товары.
В настоящее время в России более 120 компаний занимаются производством парфюмерно-косметических товаров. Среди них и давно известные, и много новых, но уже хорошо зарекомендовавших себя, постоянно расширяющих ассортимент. К парфюмерно-косметическим предприятиям России относятся: АО «Свобода» (г. Москва), «Рассвет» (г. Москва), «Новая Заря» (г. Москва), концерн «Калина» (б. «Уральские Самоцветы») (г. Екатеринбург), «Северное Сияние» (г. Санкт-Петербург), «Невская косметика» (г. Санкт-Петербург), «Грим» (г. Санкт-Петербург), «Сувенир» (г. Краснодар), «Аромат» (г. Казань), «Линда» (г. Москва), «Гармония Плюс» (г. Москва), ЗАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Интергрим». Невская фабрика косметики «Элона» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Артеке», «Корона», «Стимул-колор косметик» (г. Москва), АО «Фитотехнология» (г. Санкт-Петербург), «ЛЭНС-Косметик», «Золотой цветок», «Био-грим», «Саша», «Конверсия», «Апрель», АО «Садко-Ц», НПФ «Фаркос», ЗАО «Мирра-M», «Грин Мама», «Русская косметика» и др.
|
К сожалению, российское парфюмерное производство больше выпускает в настоящее время традиционную парфюмерию, которая известна многие годы и, по мнению работников торговли, плохо вписывается в ассортимент современного магазина.
Парфюмерно-косметические товары подразделяются на парфюмерию, косметику и туалетное мыло.
Слово «parfum» происходит от двух латинских слов — «пер» и «фюмаре», что означает «через окуривание». В настоящее время этот термин включает гораздо более обширное понятие и означает всякое приятно пахнущее сочетание душистых веществ.
1. Парфюмерия — отрасль знаний в области запахов. Одной из своеобразных ее особенностей является возможность искусственного воспроизведения запаха растений. Это достигается путем смешения отдельных душистых веществ, растворимых в спирте. Испаряясь, ароматический раствор дает в течение определенного времени специфический для каждого наименования приятный запах. Парфюмерно-косметические товары (духи, одеколоны, лосьоны, кремы и др.) имеют массовый и повседневный спрос.
|
Основными потребительскими свойствами парфюмерных товаров являются: функциональные, эстетические, безопасность потребления, надежность, эргономические.
Функциональные свойства
Функциональные свойства определяются основным назначением парфюмерных товаров, т. е. придание приятного запаха коже, волосам, одежде, воздуху и т. п. Следовательно, запах (характер, тип, сила, стойкость запаха) парфюмерных товаров — основное функциональное свойство.
Различают 3 стадии запаха, постепенно переходящих одна в другую: начальная (головная), основная (нота сердца), остаточная стадия (конечная нота).
Начальная нота создает первое спонтанное впечатление о духах. Начальный запах возникает в период испарения спирта и наиболее летучих душистых веществ. Здесь ощущается «призапах» спирта. Поэтому о качестве запаха парфюмерии на этом этапе судить нельзя.
Нота сердца — «ядро духов» раскрывается следом за начальным (через 15—20 минут после нанесения духов на ткань, волосы). Это серединный, основной запах, он характеризуется свойственным изделию ароматом, определяет тип запаха. Этот запах сохраняется длительное время, и к нему предъявляют самые высокие требования.
Конечная нота — нота, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов и обеспечивает силу и стойкость запаха.
Стойкость запаха — это продолжительность ощущения запахов на соответствующем расстоянии, начиная с момента нанесения их на какую-либо поверхность в определенном количестве. Такой подход к определению стойкости запаха (в часах) используется для отечественной парфюмерии. За рубежом стойкость запаха — это время полного восприятия запаха, т. е. ноты сердца.
Например, стойкость запаха духов группы «Экстра» отечественного производства по ГОСТу 17237—93 — не менее 60 часов, а импортных духов — 7—8 часов. На практике остаточный запах импортных духов может ощущаться в течение нескольких суток.
Для одеколонов и душистых вод (гигиенической парфюмерии) потребительская стойкость запаха не должна быть высокой, так как их основное назначение — освежающее и дезинфицирующее действие.
Эстетические свойства
Определяются внешним видом жидкости, ее прозрачностью, цветом, дизайном упаковки, качеством маркировки, стилистической направленностью.
Прозрачность парфюмерной жидкости зависит от полноты растворения композиции в спирте, коагуляции и выпадения в осадок веществ, нерастворимых в спирте.
Окраска парфюмерной жидкости зависит от цвета композиций, настоев, красителей. Важно, чтобы органические красители были водорастворимыми и не оставляли несмываемых пятен на надушенной ткани.
Дизайн упаковки играет немаловажную роль при оценке качества парфюмерных товаров, их конкурентоспособности и часто бывает основным потребительским показателем, по которому выбираются духи. В импортной парфюмерии флакон и коробочка могут составлять до 70% от стоимости духов.
В эстетическом и эмоциональном восприятии духов центральная роль принадлежит флакону. Флакон для духов — это особая сфера высокого искусства, задача которого — перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее неосязаемого и «летучего» запаха в форме конкретных линий, объемов и цветов. Задача дизайна упаковки — не только отразить характер запаха парфюмерной жидкости, но и сообщить ему новые оттенки смысла, подчеркнуть и выявить его скрытые ассоциации, добавить что-то свое.
Восприятие флакона покупателем предвосхищает и предопределяет непосредственный опыт его обоняния: вначале он видит флакон, затем ощущает его в руке и лишь после этого познает аромат духов.
Флаконы для духов из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, делались ювелирами и в средние века, и позднее. Вплоть до XX века флаконы существовали сами по себе и представляли произведения прикладного искусства. Лишь в начале XX века появляется первый ансамбль из духов, имени и флакона, объединенных одной идеей. Родоначальником современного подхода к духам является фирма «Герлен». В настоящее время условно дизайн флаконов делится на следующие виды.
Минималистский дизайн — форма флаконов простая, четкая, без украшений. Флаконы соответствуют заключенным в них запахам: столь же простым, чистым и сдержанным. Сочетание матового, как бы покрытого инеем стекла и металла создает ощущение свежести и прохлады, хорошо успокаивает во время стрессов, уменьшает ощущение усталости.
Аромат: «СК В» (Си кей би), «СК One» (Си кей ван), «Contradiction» (Контра-дикшн) от Кельвина Кляйна; «Cool Water Woman» (Кул вота вуман) от Давидофф, «XS Pour Elle» (Икс эс пур Эль), «Расо» (Пако) и «Расо Energy» (Пако Энерджи) от Пако.
Чувствительный дизайн — форма флаконов: треугольники, многоугольники, пирамиды, конусы; характеризует спокойный стиль, который может восприниматься в зависимости от ситуации и личности как очень сдержанный и традиционный или как чувственный и экстравагантный.
Ароматы: Champs Elyses (Шамз Элизе) от Guerlain (Герлен), «Tresor» (Трезор) от Lancome (Ланком).
Утонченный дизайн — форма прямоугольная или квадратная. Эти флаконы воспринимаются как что-то очень дорогое и изысканное. Они элегантны, респектабельны, сразу настраивают на свое содержание: в таком флаконе чаще классический, строгий аромат.
Ароматы: «Eternity» (Этернити) от Кельвина Кляйна, «Allure» (Аллюр) от Ша-нель, «Bulgari Eau Parfumee» (Булгари О'Парфюм) от Булгари.
Строгий дизайн — форма удлиненная, очень простая и лаконичная. Это современный стиль, настраивающий на быстрый темп жизни. Главное его достоин-
ство — простота и универсальность. Флакон такой формы будет уместен на рабочем столе, и в элегантной сумочке или рюкзачке.
Ароматы: «Envy» (Энви) от Гуччи, «5th Avenue» (5-я Авеню) от Элизабет Ар-ден, «Yoghi» (Иоджи) от Иоджи Яматото.
Эксцентричный дизайн — форма причудливая, экстравагантная, настраивает на содержащийся в нем необычный аромат. Оригинальные флаконы воспринимаются часто как игрушки или элемент декора: даже пустые, они неплохо смотрятся на туалетном столике.
Ароматы: «Le Roi Soleil» (Ле Руа Солейл), Eau de Dali (О де Дали) от Сальвадора Дали, «Sonia Rykiel» (Соня Рикель) от Сони Рикель.
Романтический дизайн — форма овальная, закругленная, объемная или почти плоская, напоминающая женский силуэт.
Флаконы закругленной формы очень удобно держать в руке, они идеально вписываются в сжатую ладонь. В этих формах романтика и женственность сочетаются с ощущением спокойствия и гармонии. Они лишены агрессивности и часто воспринимаются как хорошее «антистрессовое» средство.
Ароматы: «Pleasures» (Плеже) и «Beautiful» (Быотифул) от Эсти Лаудер, «Innocence» (Инносанс) от Хлое.
Безопасность потребления
Парфюмерные изделия содержат компоненты, часто небезразличные для кожи человека — спирт высокой крепости, душистые вещества, которые могут вызвать раздражение, аллергию. В парфюмерной промышленности стремятся не использовать аллергенные ароматические вещества. Парфюмерные товары подлежат обязательной сертификации, которая предусматривает экспертизу показателей безопасности.
Надежность парфюмерных товаров
Надежность парфюмерных товаров характеризуется их сохраняемостью. При хранении, транспортировании и потреблении в парфюмерных жидкостях происходят физико-химические процессы, которые приводят к ухудшению потребительских свойств, снижению качества. Важным показателем надежности является неизменность запаха парфюмерии, ее прозрачности, цвета. Изготовители парфюмерных товаров гарантируют неизменность качества в течение срока от 12 месяцев до 3 лет с момента их выпуска при соблюдении условий хранения, транспортирования.
Некоторые специалисты считают, что духи с течением времени лишь улучшают свой аромат, аналогично тому, как виноградные вина, ликеры улучшают свой «букет» при длительной выдержке. Другие считают, что духи могут храниться лишь 3—5 лет, после чего их запах начинает приобретать острый кисловатый характер, духи как бы «прокисают».
Практика показала следующее. Духи XIX и начала XX веков отличались неизменностью запаха при очень длительном хранении. В прейскурантах старинных фирм указывалось, что запах духов при их хранении только улучшается, необходимо лишь предохранять их от высоких температур и воздействия солнечных лучей. При вскрытии древних саркофагов обнаруживали флаконы с парфюмерией, запах которой сохранился до наших дней.
На сохраняемость парфюмерных товаров оказывают существенное влияние вид укупорки, цвет стекла флаконов, температура хранения и т.д.
Эргономические свойства
Это свойства, обеспечивающие удобство и комфорт при использовании парфюмерии. Они зависят от формы размеров флаконов, вида укупорки. Наиболее удобны пульверизаторы и аэрозоли.
2. Согласно основным нормативным документам, принята следующая классификация парфюмерных изделий: духи, одеколоны, туалетные воды и парфюмерные наборы, представляющие собой спиртовые, спирто-водные или водно-спиртовые растворы многокомпонентных смесей душистых веществ (парфюмерных композиций) во флаконах и пробирках.
Духи импортные (Parfum — Парфюм или Extrait — Экстракт) — содержат 20—30% парфюмерной композиции (душистых веществ), крепость спирта — не менее 90%. В составе духов используют наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества. Стойкость запаха — 7—8 часов (время полного восприятия запаха — «ноты сердца», «срединной ноты»).
Парфюмерная (парфюмированная) вода (Eau de Parfum или Parfum de Toilette — туалетная вода или Esprit de Parfum — «дух духов» — принято у фирмы «Christian Dior») — содержит 15—20% композиции, крепость спирта не менее 90%, стойкость запаха «серединной ноты» — 4 часа.
Туалетная вода — Eau de toilette — содержит 6—12% парфюмерной композиции, крепость спирта не менее 85%, стойкость запаха «серединной ноты» — 2—3 часа.
Одеколоны — Eau de Cologne — импортные, содержат 3—5% композиции, крепость спирта — 70—80%, предназначены в основном для мужчин. Для американской продукции одеколоны соответствуют французской парфюмерной или туалетной воде.
Душистые воды, импортные (L'Eau Fraiche, Eau de Sport — освежающая вода, спортивная вода) — почти всегда с цитрусовой отдушкой: лимон, мандарин и др. Содержат 1—3% композиции, крепость спирта 70—80% и ниже.
За рубежом в некоторых странах к группе парфюмерных товаров относят лосьоны для лица и дезодоранты.
Парфюмерные наборы включают 2 и более видов парфюмерии в одной упаковке, объединенных направлением запаха и оформленных в едином стиле.
Виды отечественной парфюмерии: духи, парфюмерные, туалетные воды, одеколоны, душистые воды, парфюмерные наборы и средства для ароматизации воздуха (курительные эссенции, ароматические свечи и др.) и ароматизаторы для ванн.
Направление основного аромата
Согласно международной классификации ароматов, по направлению основного аромата, который преобладает в композиции, запахи подразделяются на следующие группы:
· цитрусовая (гисперидная) — запахи прохладные, звучные, светлые («О Со-важ», «Гермес», «Этернити» для мужчин);
· папоротниковая (фужер) — запахи тонизирующие, спортивные, бодрые, динамичные, привлекательные, стимулирующие — это чаще мужская парфюмерия.(«Дракар Нуар», «Джаз», «Босс»);
· цветочная — свежие, скромные, искрящиеся, уравновешенные запахи («Дио-риссимо», «Фиджи», «Лупу», «Пуазон», «Се ля ви», «Флора», «Хлоя»);
· шипровая — запах дубового мха, суховатые, приглушенные, сильные, свежие («Палома Пикассо», «Частная коллекция», «Живанши», «Мажи Нуар», «Монтана», «Антеус», «Арамис», «Давидофф», «Дерби», «Поло», «Каталуст»);
· амбровая — запахи экзотические, объемные, пылкие, стойкие, глубокие («Ди-оресанс», «Шалимар», «Коко», «Опиум», «Синнабар», «Монтана», «Эгоист», «Опен»);
· кожная — запахи пряные, сухие, теплые, интенсивные, стойкие («Энигма», «Блей Марин»);
· альдегидные — запахи цветочно-фруктовые, нежные, чувственные («Ша-нель № 5»);
· кипарисовые — классические, таинственные, уравновешенные, просторные, стойкие, шикарные («Ла Нюи»);
В последние годы наметилось четкое деление парфюмерных товаров по половозрастному признаку на женские, мужские, молодежные, детские, двупольные и «парные духи».
Двупольные духи могут использовать и мужчины, и женщины («Твайс», «Свадебные»). Появилась мода на мужской и женский варианты одного и того же запаха, возникли «парные духи». Основоположником их является американец Кельвин Кляйн. Имеются отличия в оформлении, надписях (для мужчин, для женщин) и запахе Например, «Versace Jeans Collection» — «Версаче Джине Колекшн»: женский вариант — оформление красного цвета.
Духи
Главная функция духов — ароматизация, т. е. придание приятного запаха одежде,волосам, телу.
По консистенции различают духи сухие, твердые и жидкие.
Сухие (порошкообразные) — представляют собой тонкоизмельченный порошок сухого растительного сырья (корень, листья) или тальк, крахмал, обильно пропитанные парфюмерной композицией, упаковываются в шелковые мешочки, а сверху в полиэтиленовый пакет, который при пользовании снимается. Наименования: «Хвойные», «Лаванда», «Сюрприз».
Твердые — представляют собой сплав душистых веществ с церезином и восками. Упаковываются в пеналы в форме карандаша или коробочки. Наименования: «Элва», «Агидель», «Весенние».
Жидкие — самые распространенные, представляют собой спиртовой или спирто-водный раствор, содержащий не менее 10% душистых веществ и не менее 80% спирта.
Отечественные духи могут быть обычные и концентрированные, т. е. содержащие больше композиции, поэтому более стойкие («Лесной ландыш»). Для популяризации духов выпускаются так называемые пробные (пробники) духи в дешевой простой упаковке малой емкости, а парфюмерная жидкость та же. Для первичного ознакомления с запахом импортных духов выпускают миниатюры, а в партиях импортной парфюмерии могут быть духи в ампулах или плоская тестерная бумага, пропитанная духами.
По характеру запаха духи делятся на:
· цветочные — имеют запах, встречающийся в природе, передают запах определенного цветка, наименование духов такое же, как цветок («Лесной ландыш», «Роза», «Золотая роза», «Нарцисс», «Жасмин», «Белая сирень»);
· фантазийные — запахи не встречаются в природе, это сочетание различных ароматов («Анжелика Варум», «Алла», «Милая днем», «Милая вечером», «Шалунья»);
· Цветочно-фантазийные — имеют запах неопределенных цветов;
Типы запаха духов определяются впечатлением, которое вызывает композиция у человека: свежие, холодные, теплые, жаркие, сухие, пряные, сладкие.
Под силой запаха понимается расстояние, на котором чувствуется запах надушенной ткани или тела.
По качеству и количеству композиции отечественные духи делятся на две группы (по ГОСТу 17237-93): духи «Экстра» и «духи» (массовая группа).
3. Цвет и ароматические свойства парфюмерных товаров должны соответствовать характерным признакам, присущим исходному сырью и установленным рецептурой для каждого наименования.
Анализ сырья осуществляется по органолептическим, физико-химическим и техническим показателям в соответствии с требованиями соответствующих стандартов и нормативно-технической документации каждой поступающей партии.
По органолептическим и физико-химическим показателям парфюмерные жидкости должны соответствовать следующим показателям:
· Внешний вид – прозрачная жидкость, допускается наличие единичных волокон;
· Цвет и запах - свойственный цвету и запаху продукции данного наименования
· Прозрачность – отсутствие помутнения при температуре от 3 до 5 гр. С
· Крепость, %
· Стойкость запаха, ч
· Сумма массовых долей душистых веществ, %
Контроль промежуточных продуктов производства проводится в каждой изготовленной партии в соответствии с методами технохимического контроля, изложенными в действующих стандартах.
Контроль технохимических параметров производства осуществляется с использованием общепринятых средств измерения.
Перед расфасовкой определяются внешний вид, массовая доля сухих веществ, аромат, прозрачность. Готовые изделия контролируются на соответствие показателям, определенным их рецептурой.
4. Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл. Флаконы укупоривают притертыми пробками; пробками из стекла с полиэтиленовым уплотнителем; пробками-демпферами, на которые допускается надевать декоративный колпачок; колпачками-пульверизаторами или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы, металла или дерева с запирающим конусом или полиэтиленовой вставкой; пробирки укупоривают полиэтиленовыми пробками.
Одеколоны и душистые воды расфасовывают в стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками заполняются парфюмерной жидкостью до уровня плечиков, флаконы без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов. Необходимо, чтобы флаконы были художественно оформлены. Стеклянные пробки обтягивают лайкой или бодрюшем (пленка из говяжьих или бараньих кишок), горлышки флаконов обвязывают шелковой лентой или крученой вискозной ниткой. К отверстию флаконов с навинчивающимися колпачками плотно приклеивают корковую или пластмассовую прокладку (пыж) толщиной до 3 мм, предохраняющую жидкость от испарения и утечки.
На флаконы с духами и одеколонами наклеивают художественно оформленные этикетки с наименованием изделия и фабричной маркой предприятия. Отдельные виды духов и одеколонов укладывают в индивидуальные, красиво оформленные футляры. Этикетка должна быть без загрязнений и потеков клея, иметь четкий шрифт и плотно, без перекосов и морщин быть наклеенной на флаконы. Цвет, размер и рисунок этикеток должны соответствовать утвержденным образцам. Этикетка содержит на лицевой стороне наименование изделия, на обратной стороне — наименование предприятия, его местонахождение или товарный знак, месяц и год выработки, розничную цену, обозначения стандарта, наименование группы изделия. При выпуске парфюмерных изделий в футлярах с флаконами без этикеток всю маркировку размещают на футляре.
Флаконы не должны иметь дефектов (свили, сколов, царапин, неравномерной толщины стенок, матовости и др.), влияющих на их прочность и ухудшающих внешний вид. Следы потеков духов или одеколона не допускаются. Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и душистые воды) также в аэрозольной упаковке.
На бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской указываются наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованных в коробки; дата выработки; номер бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта на продукцию.
Футляры с флаконами пакуются в ящики из гофрированного картона по ГОСТ или по другой нормативно-технической документации. Ящики должны иметь перегородки или решетки, допускается по согласованию с потребителем применение ящиков без перегородок или решеток при опоясывании флаконов через один полоской из гофрированного картона или коробочного картона шириной не ниже высоты флакона, исключающей перемещение флаконов и их соприкосновение. На ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны: наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождения или наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.
На крышках ящиков следует делать надписи: «Верх, не кантовать!», «Не бросать!», «Стекло», «Боится сырости», «Осторожно, хрупкое!».
Парфюмерные товары, а также материалы для их изготовления (эфирные масла, душистые вещества, полупродукты их синтеза) транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта. При хранении должны соблюдаться требования, предусмотренные по ГОСТ 27429.
Речным транспортом парфюмерные изделия транспортируют в контейнерах или пакетах.
Междугородным автотранспортом парфюмерные изделия перевозят в средне-тоннажных контейнерах, пакетами или в ящиках из гофрированного картона.
Парфюмерные изделия в упаковке производителя хранят при температуре не ниже 5 и не выше 25 °С в крытых помещениях. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света.
Гарантийный срок хранения:
— духов и одеколонов группы «ЭКСТРА», туалетной воды — 15 мес. со дня изготовления,
— духов, одеколонов, душистой воды — 12 мес. со дня изготовления.