Понятие договора, его особенности и признаки




 

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге", вступивший в силу 5 ноября 1998 г., прописал правовые и организационные особенности лизинга и тем самым определил дальнейшее развитие форм собственности, прав участников инвестиционного процесса, несмотря на то что на тот период времени законодатель не дал понятия договора лизинга, но заложил основы для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности, обеспечил эффективное инвестирование в реальный сектор экономики страны.

Впоследствии, в процессе развития института финансовой аренды (лизинга), законодатель дал понятие договора, его особенности и признаки.

Так, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Договором финансовой аренды (договором лизинга), арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что выбор продавца имущества по договору финансовой аренды (договору лизинга) осуществляется арендодателем (ст. 665 ГК РФ[5]).

Гражданский кодекс в гл. 34 ("Аренда") в § 6 прописал положения финансовой аренды (лизинга) в ст. ст. 665 - 670, что позволяет квалифицировать лизинг по типам имущества, по участникам (или по формам проведения), по срочности заключаемых договоров, по характеру приобретения и владения предметом лизинга, по участию в процессе эксплуатации предмета лизинга и законодательно обеспечить гарантии выполнения договорных обязательств участников.

В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что лизинговые операции в стране должны соответствовать мировым требованиям, что было определено Конвенцией, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г. Международный договор распространяет свое действие и на Россию в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге"[6].

Как отмечают исследователи[7], ежегодно крупнейшие лизинговые рынки мира заключают новые договоры почти на 0,5 трлн. долларов. При этом, анализируя мировой опыт, специалисты-экономисты полагают, что в настоящее время 20 - 25% инвестиций в развитых странах приходится на лизинговые операции, где на долю США приходится около 52% от общего объема лизинга в мире.

В валовых инвестициях европейских стран доля лизинга составляет в Великобритании - 38%, в Швеции - 28%, в Ирландии - 25%, в Германии - 18%.

Самые большие инвестиции в форме лизинга осуществляются в оборудование и занимают 25 - 30%, а затем в технику (авиационная, автомобильная, морская). Если, например, в США в 2006 г. годовой оборот лизингового рынка составил 220 млрд. долл. США, то в настоящее время объемы лизинговых операций практически удвоились.

Следовательно, российский рынок лизинговых операций после вступления страны в ВТО будет стремительно увеличиваться, и для этого необходимо совершенствовать законодательную базу.

Бесспорно, что лизинговые операции предполагают полную (100-процентную) оплату лизингодателем приобретения имущества. При этом лизинговые платежи лизингополучатель начинает осуществлять только после ввода в эксплуатацию имущества, что определяет доступность приобретения имущества на основании договора лизинга по сравнению, например, с получением банковского кредита. При этом лизинг обладает большим потенциалом обновления и позволит более гибко рассчитывать график лизинговых платежей.

Как показывает практическая деятельность, законодательно не обеспечены все этапы (элементы) лизинговых операций, и в частности, например, как пересмотреть условия финансового лизинга, установленные договором, если произведенный товар спросом на рынке не пользуется?

По условиям договора лизинга финансовые операции (платежи) не прекращаются независимо ни от каких, в том числе указанных выше, обстоятельств. Более того, участники финансовой аренды сознают, что лизинговые операции очень сложны в организации, и, как правило, общая сумма лизинговых платежей всегда больше размера кредита, необходимого для покупки имущества.

Тем не менее лизинг постепенно принимает все более четкие организационные и правовые формы, а нормативная база становится все более совершенной благодаря правовым позициям высших органов судебной власти.

Как правило, при заключении договоров лизинга к потребителям предъявляют очень жесткие требования на предмет долгосрочной стабильной платежеспособности.

По мнению Л.А. Фомичевой, с которым мы не можем не согласиться, лизингодателями, работающими с учреждениями государственного сектора, могут быть лизинговые компании, чувствующие себя достаточно стабильно с финансовой точки зрения и обладающие опытом реализации таких сделок; лизинговые компании с государственным участием.

В то же время правовая конструкция финансовой аренды (лизинга) не только сохранила свои элементы, но и законодательно их обеспечила.

Предметом лизинга стали основные средства - это совершенно новый объект бухгалтерского учета для государственных и муниципальных учреждений, к которым с 1 января 2011 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 83-ФЗ[8], относят казенные, бюджетные и автономные учреждения.

С гражданско-правовой точки зрения лизинг был и остается одной из форм долгосрочных арендных отношений, где сторонами выступают лизингодатель и лизингополучатель (ст. 625 ГК РФ), участвуют несколько лиц: лизингодатель (арендодатель), лизингополучатель (арендатор) и продавец (ст. 665 ГК РФ). Лизингодатель по поручению лизингополучателя приобретает у продавца в собственность имущество и предоставляет его за установленную плату во временное владение и пользование лизингополучателю.

Поскольку выбор предмета осуществляется лизингополучателем, то представляется, что лизингодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Согласно ст. 665 ГК РФ установлено, что если лизингополучателем (арендатором) выступает бюджетное учреждение, то выбор продавца имущества осуществляет лизингодатель (арендодатель).

Договор лизинга обязательно заключается в письменной форме независимо от срока его заключения.

Существенными условиями договора лизинга являются: перечень данных, позволяющих установить имущество; размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей. Договор лизинга считается незаключенным, если отсутствуют перечисленные данные предмета.

Продавец имущества должен знать, что приобретаемое у него имущество предназначено для передачи в аренду определенному лицу (ст. 667 ГК РФ).

При заключении договора лизинга с бюджетным учреждением, где выбор продавца возложен на лизингодателя, получатель лизингового имущества по своему усмотрению может предъявить требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и лизингодателю (ст. 670 ГК РФ).

Такие требования могут быть выдвинуты в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом.

Риск случайной гибели или порчи имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором лизинга (ст. 669 ГК РФ).

Лизинговое имущество может учитываться как на балансе у лизингодателя, так и на балансе у лизингополучателя по взаимному соглашению сторон, в то время как амортизационные начисления производит та сторона, у которой на балансе находится предмет лизинга. Договором может быть предусмотрена и ускоренная амортизация предмета лизинга.

Однако независимо от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга, он остается собственностью лизингодателя, если договором не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю по истечении срока договора или до его истечения в порядке, определенном соглашением сторон.

Имея право собственности на предмет лизинга, лизингодатель может уступать свои права третьим лицам, а также отдавать объект в залог с целью привлечения денежных средств для приобретения этого имущества. Право собственности лизингодателя на сданное им в аренду имущество позволяет третьим лицам налагать на имущество взыскание, например, при задержках в погашении кредита, полученного для заключения договора купли-продажи предмета лизинга. Однако кредиторы лизингополучателя даже в тех случаях, когда предмет лизинга зарегистрирован на его имя, обращать взыскание на этот предмет не могут.

К лизингополучателю переходит право владения и пользования предметом лизинга в полном объеме с момента его получения, если договором лизинга не установлено иное.

За пользование имуществом арендатор уплачивает арендные платежи. В договоре лизинга они называются лизинговыми.

По окончании срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.

В договоре лизинга может быть также указано, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения по соглашению сторон.

Договором лизинга могут быть определены иные условия, например, может быть разрешен сублизинг как вид поднайма предмета лизинга с согласия лизингодателя третьими лицами.

Как показывает правоприменительная практика, как правило, субъекты лизинга заключают обязательные договоры (договор купли-продажи), а сопутствующие договоры заключаются с целью выполнения своих обязательств по договору лизинга (договор гарантии, поручительства, о привлечении средств, залога).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: