Организационно-методические данные дисциплины (модуля)




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ФАКУЛЬТЕТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

финансов и банковского дела

д.э.н., проф. С.С. Насибян

«01» апреля 2014 г.

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Макроэкономика»

 

 

Направление: 38.03.01 «Экономика»

Профиль: "Финансы и кредит",

"Учет, анализ и аудит"
"Деньги, банки, финансовые рынки"
"Рынок ценных бумаг и биржевое дело"
"Международные финансовые организации в глобальной экономике "

(МФО в ГЭ)

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

Москва

 

Программа дисциплины (модуля) рассмотрена и утверждена на заседании

кафедры Финансы, денежное обращение и кредит

 

Протокол заседания № 2 от «01» апреля 2014 г.

 

 

Заведующий кафедрой ____________ д.э.н., проф. Хандруев А.А.

(подпись)

 

 

Программу дисциплины (модуля) разработала: Хохлова Л.В., к.э.н., доцент

 


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цели освоения дисциплины (модуля) «Макроэкономика » - сформировать у обучающихся научное экономическое мировоззрение, приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на национальных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен, а также решения проблемных ситуаций на макроуровне.

Основные задачи освоения дисциплины (модуля) «Макроэкономика»:

- изучить закономерности функционирования экономики на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне.

Место дисциплины (модуля) в образовательной программе

Дисцилпина (модуль) «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (модулей) программы подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика».

Содержание дисциплины (модуля) является логическим продолжением содержания дисциплин (модулей) «Экономическая история», «Микроэкономика» и служит основой для освоения дисциплин (модулей) «Эконометрика», «Экономическая статистика», «Мировая экономика и МЭО», «Институциональная экономика», «Экономика общественного сектора».

 

Формируемые компетенции

По окончанию изучения дисциплины (модуля) «Макроэкономика» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

профессиональные:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

 

Обучающийся должен:

Знать:

- закономерности функционирования экономики на макроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;

- основные особенности концепций ведущих школ и направлений макроэкономики;

-основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

- основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства;

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

-рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

-представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.

Владеть:

- методологией экономического исследования, навыками профессиональной аргументации;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Организационно-методические данные дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 7 зачетных единиц, 252 академических часа.

Вид работы Трудоемкость (в акад. часах)
Общая трудоемкость  
Аудиторная (контактная) работа  
Лекции  
Практические занятия/семинары  
Самостоятельная работа  
Проект (при наличии)  
Курсовые работы (при наличии)   2 часа на 1 обучающегося
Рефераты (при наличии)    
Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)    
Самоподготовка 88 самостоятельное изучение лекционного материала подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и материала учебников
Виды текущего контроля (перечислить) Тесты, коллоквиумы
Контроль  
Вид итогового контроля Экзамен, кр

2.2 Тематический план дисциплины (модуля)

  Наименование рзделов (тем) Очная форма обучения1 курс 2 семестр  
  Количество часов
  Лекции Практические занятия Самостоят. Работа Всего часов по теме
Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа.          
Тема 2. Основные макроэкономические показатели и методы их измерения.          
Тема 3.Равновесие на рынке благ: модель «AD-AS».          
Тема 4. Равновесие на рынке благ: модель «Доходы-расходы»,»IS»          
Тема5.Денежно-кредитная система. Равновесие денежного рынка: модель «LM». Совместное равновесие на рынке благ и денежном рынке: модель «IS-LM»          
Тема 6. Равновесие на рынке труда. Взаимосвязь инфляции и безработицы          
Тема 7. Теория экономических циклов.          
Тема8.Стабилизационная политика.          
Тема 9.Экономический рост..          
Тема10.Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.          
Контроль          
Итого по дисциплине (модулю):          
                     

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа

Макроэкономика как раздел экономической науки. Методологические и методические особенности макроэкономического анализа. Основные макроэкономические понятия. Макроэкономические модели. Ключевые проблемы макроэкономического анализа. Основные цели экономической политики.

Реальный и денежный сектора в экономике. Кругооборот доходов и расходов. Основные рынки реального сектора: рынок товаров и услуг и рынок ресурсов. Открытая и закрытая экономика. Потоки и запасы в макроэкономике.

 

Тема 2. Основные макроэкономические показатели и методы их измерения.

 

Макроэкономические показатели. Национальное богатство и ВВП. ВВП и ВНП. Способы подсчета ВВП. Проблема двойного счета. Метод конечной продукции. Конечный и промежуточный продукт. Метод добавленной стоимости.

Подсчет ВВП методом суммирования конечных расходов. Краткое содержание основных статей расходной части баланса ВВП. Подсчет ВВП методом суммирования факторных доходов. Виды экономической деятельности, не учитываемые при подсчете ВВП.

Прочие показатели национальных счетов (ЧВП, ВД, личный доход, личный располагаемый доход, потребление и сбережения), их экономическое содержание и способы подсчета.

Номинальный ВВП и ВВП в сопоставимых ценах. Уровень цен. Различные индексы цен. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен, их различия. Номинальные и реальные величины в экономике. Индексы цен.

 

Тема 3. Равновесие на рынке благ: модель «AD-AS».

Совокупный спрос и его компоненты: потребительский спрос, инвестиционный спрос, совокупный спрос на рынке благ. Причины сдвигов совокупного спроса. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупное предложение при гибких и жестких ценах. Причины сдвигов совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели АD-АS. Макроэкономическое равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесный уровень цен и равновесный объем национального дохода. Шоки спроса и предложения.

 

Тема 4. Равновесие на рынке благ: модели «Доходы-расходы», «IS».

 

Классический и кейнсианский анализ совокупного спроса и предложения. Совокупные расходы, их структура. Совокупные доходы. Модель «доходы-расходы». Потребление и сбережения. Функция потребления и ее сдвиги. Предельная склонность к потреблению. Понятие инвестиций и их виды: автономные и индуцированные инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.

Модель «IS». Парадокс бережливости. Принцип акселератора.

 

Тема 5. Денежно-кредитная система. Равновесие денежного рынка: модель «LM». Совместное равновесие на рынке благ и денежном рынке: модель «IS-LM».

Природа и функции денег. Эволюция денежных систем. Структура денежной массы. Особенности денежных агрегатов в России. Спрос на деньги. Количественная теория денег, теория предпочтения ликвидности, портфельная теория. Классическая и кейнсианская трактовки спроса на деньги. Функция предпочтения ликвидности. Инфляция, ставка процента и спрос на деньги. Эффект Фишера.

Принципы функционирования банковской системы. Центральный банк и коммерческие банки. Предложение денег коммерческими банками. Резервная форма организации банковской системы. Возможности и пределы эмиссии денежных средств. Денежная масса и денежная база. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке. Кривая «LM».

Условия совместного равновесия на рынке благ и денег. Понятие эффективного спроса. Равновесие в модели «IS-LM». Механизм перехода из неравновесного в равновесное состояние.

Взаимодействие рынка благ и денежного рынка при изменении различных параметров. Последствия сдвига линии IS. Последствия сдвига линии LM. Ликвидная и инвестиционная ловушки. Практическое применение модели совместного макроэкономического равновесия.

Тема7. Равновесие на рынке труда. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

 

Равновесие на рынке труда и безработица. Теория естественной безработицы. Коньюктурная безработица. Кривая Оукена. Функция совокупного предложения труда. Направления и методы регулирования рынка труда. Понятие, условия и причины инфляции монетарные и немонетарные концепции. Механизмы открытой инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Механизм инфляционных ожиданий. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Модель Фридмана – Фелпса. Теория рациональных ожиданий. Теория экономики предложения. Экономическая политика в условиях стагфляции.

 

Тема 8. Теория экономических циклов.

Сравнительный анализ кейнсианской и неоклассической моделей общего экономического равновесия и конъюктурные циклы. Типология экономических циклов. Короткие, средние и длинные циклы. Фазы цикла, динамика показателей. Теории циклов: модель Самуэльсона-Хикса, модель Тевеса, модель Калдора, игровая модель экономического цикла. Особенности современного циклового развития. Модификация ценового механизма.

 

Тема 9. Стабилизационная политика.

Фискальная политика государства: активная и пассивная, дискреционная и автоматическая фискальная политика. Влияние государственных расходов и налогов на экономическую конъюктуру. Теория и практика налогообложения. Кривая Лаффера. Дефицит и профицит государственного бюджета. Проблема государственного долга. Монетарная политика.

Цели и объект монетарной политики. Инструменты кредитно-денежной политики.

Воздействие денежно-кредитной политики на экономическую конъюнктуру. Антициклическая монетарная политика. Проциклическая политика. Эффект Кейнса. Эффект Фишера. Эффективность денежно-кредитно-денежной политики (кейнсианский и монетаристский подходы). Особенности денежно-кредитной политики России.

Взаимосвязь фискальной и денежно-кредитной политик. Особенности современной фискальной и денежно-кредитной политики России.

Социальная политика государства. Понятие, роль и назначение доходов населения. Распределение доходов и измерение степени их неравенства. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Проблема бедности и пути ее преодоления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: