Врожденные и приобретенные формы поведения.




Поведение — это сложная деятельность животного, направленная на удовлетворение его естественных потребностей и обеспечивающая приспособление к условиям окружающей среды.

В регуляции участвуют: новая кора, лимбическая система (гиппокамп, ядра миндалевидного комплекса), гипоталамус.

I. Врожденное поведение (инстинкты) базируется на безусловных рефлексах и имеют подкорковую основу, приобретенное поведение - базируется на условных рефлексах и связано с корой головного мозга.

Инстинкт (instinctus – побуждение) – представляет собой совокупность сложных врожденных стереотипных актов поведения, характерных для особей данного вида в определенных условиях.

Классификация инстинктов по Слониму А.Д.:

1. Рефлексы, направленные на сохранение внутренней среды организма и постоянства веществ:

1) Пищевые – постоянство веществ в организме;

2) Гомеостатические – постоянство внутренней среды.

2. Рефлексы на изменение внешней среды:

1) Оборонительные;

2) Средовые (ситуационные);

3. Рефлексы, связанные с сохранением вида:

1) Половые;

2) Родительские (материнский инстинкт);

3) Рефлексы биологической осторожности.

Виды инстинктов в соответствии с потребностями:

1. Витальные – направлены на выживание особи, это пищевой, питьевой, оборонительный, «сон-бодрствование», экономии энергии.

2. Зоосоциальные или ролевые – направлены на выживание вида, группы, это половые, родительские, территориальные, эмоциональный резонанс, иерархия.

3. Саморазвития – направлены на самосовершенствование рассудочной деятельности, это исследовательский, новизны, свободы, иммитационный, игровой.

В 30-х гг. ХХ в. К. Лоренц создал концепцию инстинктивного поведения животных, основу которого составляют стереотипные движения, позы, звуки и т.п., форма которых закреплена генетически - комплексы фиксированных действий (КФД), ставшую основой этологии, отвергнув как виталистическую (божественную), так и чисто рефлекторную трактовки.

Л.А. Орбели предложил концепцию постнатального дозревания безусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными. Пр., врожденный цепной рефлекс насиживания яиц не проявляется в условиях клеточного содержания кур.

В современной этологии отказались от деления поведения на врожденное и приобретенное, и любое поведение рассматривается как результат взаимодействия наследственности и индивидуального опыта животного, определяющего другие свойства. В результате вместо термина «инстинктивное поведение» предпочитают говорить о видоспецифичном поведении, а вместо инстинкта — о генетическом программировании поведения.

Существует много классификаций поведения животных: З.А. Зориной и И.П. Полетаев (2001), на основе данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и др.

II. Приобретенное поведение – обеспечивает приспособление к окружающей среде, имеет адаптивный характер.

1. Ассоциативное обучение - в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания, могут видоизменяться или разрушаться при изменении условий.

1) классические условные рефлексы (И.П. Павлов) - временная связь между условным сигналом и безусловной реакцией возникает непроизвольно при действии безусловного раздражителя (подкрепления).

2) инструментальные или оперантные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок, Э. Торндайк) – подкрепление (пр. пища) дается только после того, как животное совершает определенное действие, которое не имеет прямой связи с безусловным раздражителем.;

3) дифференцировочные условные рефлексы приподкреплении условной реакции только на определенный раздражитель и не подкреплении на сходные (в результате они постепенно угасают), животное обучается дифференцировать – различать похожие сигналы.

2. Неассоциативныеформы обучения – привыкание, суммация, латентное обучение, подражание, импринтинг. В мозгу тоже остаются следы памяти (энграммы), которые могут быть извлечены, но ассоциативных связей не образуется.

1) Привыкание (габитуация) – постепенное снижение, а затем прекращение реакции на посторонний безвредный объект, связано с безусловным ориентировочным рефлексом. Изменение условий приводит к восстановлению реакции – отвыкание (дегабитация).

2) Суммация (сенсибилизация) – постепенное усиление реакции на многократно повторяющуюся биологически значимую стимуляцию.

3) Латентное обучение — вид случайного обучения; процесс формирования определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация необязательна, но может иметь важное значение в дальнейшем, это след, который остается в памяти животного, ранее бывавшего в аналогичных условиях (пр., крыса в лабиринте).

4) Подражание (имитация) – реакция копирования поведенческих актов, лежит в основе заучивания видовых «песен» птицами, молодняк овладевает многими необходимыми навыками и т.д.

5) Импринтинг (запечатлевание)— врожденная реакция следования за движущимся объектом (матерью, предметом, животными, человеком), лежит в основе формирования привязанности к матери и стадных отношений. Формируется лишь на ранних этапах постэмбрионального развития, в течение коротких критических периодов от 8 ч до 5 сут. (у собак 3-10 нед.), характеризуется длительностью и прочностью. Возможно, имеет значение в последующей жизни для распознавания близких родственников и предупреждения близкородственных спариваний.

Инсайт - высшая ступень, поведение, основанное на понимании. Встречается только у самых высокоразвитых животных — приматов. Проявляется при планомерных действиях, путем изготовления и использования предметов для решения сложной задачи.

Мышление – высшая форма поведения, доминирующая у человека, рассудочная деятельность, это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.

Когнитивные (познавательные) процессы - в их основе не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними (образная память).

Когнитивная этология (лат. Cognitio — знание) занимается изучением интеллекта животных - способности к осуществлению процесса познания и к решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — согласно радикальной концепции Дж. Уотсона все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция»), не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: