Общее количество часов по дисциплине составляет - 140, из них 72 час. – на аудиторные занятия, лекционных – 48, практических – 24.
Для диагностики сформированности социально-педагогических компетенций рекомендуется использовать промежуточное тестирование, зачеты и экзамены.
Тематический план дисциплины «Методология и методы социально-педагогического исследования»
Название разделов и тем | Количество часов | ||||||
Аудиторные | |||||||
Всего | Лекции | Практические занятия | |||||
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫНАУКОВЕДЕНИЯ | |||||||
1.1. | Наука как предмет методологического анализа | ||||||
1.2. | Научное познание, его уровни и особенности в социально-гуманитарных науках | ||||||
1.3. | Понятие о методологии. Методология научной деятельности и ее уровни | ||||||
1.4. | Роль научного исследования в деятельности специалистов в сфере социально-гуманитарных наук | ||||||
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ | |||||||
2.1. | Методологические подходы к научному обоснованию исследования в социальной педагогике | ||||||
2.2 | Методологические принципы научного исследования | ||||||
2.3. | Формы организации исследования | ||||||
2.4. | Логика и этапы социально-педагогического исследования | ||||||
2.5. | Результаты научного исследования: получение фактов, этапы их обработки и анализа | ||||||
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ В И ИХ РОЛЬ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ | |||||||
3.1. | Понятие о методах исследования в социальной педагогике. Общая характеристика и классификация. Всеобщие методы исследования | ||||||
3.2. | Общенаучные методы исследования. Методы теории познания. Информационный поиск как общенаучный метод исследования | ||||||
3.3. | Эмпирические методы исследования. Наблюдение. | ||||||
3.4. | Методы опроса. Общая характеристика. | ||||||
3.5. | Анализ документов и продуктов деятельности. | ||||||
3.6. | Диагностические социально-психологические методы исследования и их использование в научной деятельности в области социальной педагогики | ||||||
3.7. | Экспериментальные методы исследования и их возможности в социальной педагогике | ||||||
3.8. | Комплексные и инновационные специальные методики исследования в социальной педагогике | ||||||
3.9 | Методы обработки результатов исследования | ||||||
РАЗДЕЛ 4. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ | |||||||
4.1. | Этапы и технология планирования научного исследования | ||||||
4.2. | Ценности, риски и этические проблемы исследовательской деятельности в социальной педагогике | ||||||
4.3. | Оформление и представление результатов научного исследования. | ||||||
Количество часов: | |||||||
Итого | Аудиторные -72 | ||||||
Содержание дисциплины
|
«Методология и методы социально-педагогического исследования»
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫНАУКОВЕДЕНИЯ
Тема 1.1. Наука как предмет методологического анализа
Понятие о науке. Наука как система знаний. Классификация наук. Паранаука. Лженаука. Научное знание и его критерии. Понятие о научном знании. Виды и иерархия научных знаний. Научная картина мира. Эмпирические знания. Логика развития научных знаний. Научные факты. Научная проблема. Научная гипотеза. Научная концепция. Научная теория. Научная парадигма. Понятие о закономерностях и тенденциях.
|
Социальная педагогика как сфера научного педагогического знания. Цель, объект, предмет и специфические особенности социальной педагогики как прикладной науки.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: наука, научное знание.
· Уметь анализировать характеристики социальной педагогики как науки.
· Уметь обосновать функции социальной педагогики как науки.
Тема 1.2. Научное познание, его уровни и особенности в социально-гуманитарных науках
Сущность процесса познания. Чувственное познание. Научное (рациональное) познание и его характеристики. Объект и предмет научного познания. Уровни научного познания и их характеристики. Теоретический уровень познания. Эмпирический уровень познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Макро- и микро-уровни социального познания и необходимость интеграции знаний для реализации научного познания в области социальной педагогики.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: научное познание, уровни научного познания.
· Уметь различать макро и микро уровни социально-гуманитарного познания.
· Уметь обосновать необходимость интеграции знаний для познания в области социальной педагогики.