Понятие о формах организации исследования. Классификация форм организации исследования в зависимости от решаемых задач. Пробное исследование. Описательное исследование. Аналитическое исследование. Пилотажное исследование. Монографическое исследование. Кросскультурное исследование. Оценочное исследование.
Повторное исследование и его виды. Панельное и лонгитюдное исследование. Трендовые, когортные, поколенные исследования.
Понятие о полевом исследовании. Принципы полевого исследования. Особенности организации полевого исследования в социальной педагогике.
Социально-педагогическое обследование и его виды.
Action research как инновационная форма организации исследования. Принципы и стратегии.
Проблема выбора формы организации исследования в социальной педагогике.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятия: форма организации исследования.
· Знать существующие в социально-гуманитарных исследованиях формы организации исследования и их возможности в зависимости от задач исследования.
· Уметь охарактеризовать особенности различных форм организации исследования.
· Уметь обосновать выбор формы организации социально-педагогического исследования.
Тема 2.4. Логика и этапы социально-педагогического исследования
Понятие о логике научного исследования. Логика развития научного знания в процессе теоретического и эмпирического познания. Основные этапы научного исследования в социальной педагогике.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: логика научного исследования, этапы научного исследования.
· Уметь различать теоретический и эмпирический уровни познания в социально-педагогическом исследовании.
Тема 2.5. Результаты научного исследования: получение фактов, этапы их обработки и анализа
Понятие о социально-педагогических явлениях и фактах. Факты как результаты научного исследования. Требования к научным фактам. Этапы преобразования фактов в результаты исследования.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: социально-педагогическое явление, факт, научный факт, социально-педагогический факт.
· Знать требования к научным фактам и способы их преобразования в научные результаты.
· Уметь выявлять и регистрировать факты с помощью основных способов фиксации.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Тема 3.1. Понятие о методах исследования в социальной педагогике. Общая характеристика и классификация методов исследования. Всеобщие методы исследования
Понятие о методе исследования. Структура метода исследования.
Многообразие подходов к классификации методов исследования.
Оптимальная классификация методов социально-педагогического исследования.
Всеобщие методы исследования как способ познания объективной реальности. Общенаучные методы исследования. Теоретическое исследование и его методы.
Проблема и принципы выбора методов исследования в социальной педагогике.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: метод исследования, методика исследования, технология исследования.
· Знать подходы к классификации методов исследования и уметь их анализировать.
· Знать критерии и принципы выбора методов в социально-педагогическом исследовании.
· Уметь осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели и задач исследования.
Тема 3.2. Общенаучные методы исследования. Методы теории познания. Информационный поиск как общенаучный метод исследования
Понятие об информационных ресурсах научного исследования. Этапы информационного поиска. Вторичные и третичные источники научной информации. Научная литература как информационный источник. Технология и правила изучения и анализа информационных источников. Возможности Интернет как источника информации. Критический анализ информации как условие ее объективности.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: общенаучные методы исследования, информационные ресурсы научного исследования, информационный поиск.
· Уметь осуществлять выбор научной литературы в зависимости от цели и задач исследования.
· Уметь анализировать научную литературу, осуществлять основные виды записи, формировать концепцию и ключевые понятия исследования.