Общее понятие о научном эксперименте. Экспериментальный и аксиоматический пути построения науки.
Сущность социально-педагогического эксперимента. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, моделирующий, сравнительный. Проблема уравнивания факторов. Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы. Достоинства и преимущества экспериментальных методов в социально-педагогическом исследовании.
Критерии эффективности опытно-экспериментального исследования. Основные требования к социально-педагогическому эксперименту.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: эксперимент, социально-педагогический эксперимент, опытно-экспериментальная работа.
· Знать требования к организации и проведению социально-педагогического эксперимента.
· Знать критерии успешности опытно-экспериментальной работы.
· Уметь разработать программу опытно-экспериментальной работы в социально-педагогическом исследовании.
Тема 3.8. Комплексные и инновационные специальные методики исследования в социальной педагогике
Изучение, анализ и обобщение опыта профессиональной социально-педагогической деятельности как комплексная методика исследования. Понятие о социально-педагогическом опыте как источнике новых научных данных. Виды социально-педагогического опыта. Цели и методика изучения, анализа и обобщения опыта социально-педагогической работы. Технология изучения, анализа и обобщения передового опыта социально-педагогической работы
Понятие осоциальной биографии и социальной истории человека. Биографический метод как комплексная методика исследования и ее возможности в социально-педагогическом исследовании. Особенности использования биографических методик в социальной педагогике.
|
Инновационные методики исследования. Изучение случая (Case study), его исследовательская сущность и технология. Профессиональные роли социального педагога в процессе реализации методики изучения случая.
Метод фокус-групп.Дельфи-метод. Социально-педагогический мониторинг.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: комплексная методика, социально-педагогический опыт, случай, социальная биография, инновационные методики.
· Знать требования к технологии осуществления комплексных специальных методик исследования.
· Уметь применять комплексные методики исследования в социально-педагогическом исследовании.
Тема 3.9. Методы обработки результатов исследования
Методы статистического описания. Понятие выборочного метода исследования. Генеральная совокупность. Выборка или выборочная совокупность.
Методы и приёмы обработки результатов исследования: описание, упорядочение, анализ, синтез, сравнение, интепретация, обобщение.
Качественные методы. Описание Сжатие информации. Категоризация. Кодирование. Схеметизация: таблицы, диаграммы. Метод построения генеалогического дерева. Кодирование. Выбор единиц анализа и отождествление фактов. Сравнение. Эвристика.
Колличественный анализ. Основные статистические понятия. Виды количественного анализа: альтернативный, вариационный, корреляционный, факторный и др.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: выборочный метод исследования, обработка результатов исследования, качественный анализ результатов исследования, количественный анализ результатов исследования.
|
· Знать требования к анализу и обработке результатов социально-педагогического исследования.
· Уметь осуществлять первичный качественный и количественный анализ результатов исследования.
РАЗДЕЛ 4. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Тема 4.1. Этапы и технология планирования научного исследования
Понятие об этапах научного исследования. Сущность организационного этапа исследования. Планирование научно-исследовательской работы. Способы планирования научной работы и виды планов. Стратегический план научно-исследовательской работы. Программа исследования и ее компоненты. Социально-педагогическое проектирование. Исследовательский проект.
Требования к научному исследованию: актуальность, новизна, практическая значимость. Критерии эффективности исследования.
Требования к компетентности:
· Знать сущность и содержание понятий: этапы научного исследования, план исследования, программа исследования, исследовательский проект.
· Уметь планировать научную работу, разрабатывать программу исследования и исследовательский проект.