Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Боккаччо Джованни




Оставь надежду, всяк сюда входящий…

Данте жил в Италии в те времена, когда итальянские города отстояли независимость в борьбе с Папой Римским и немецким императором и превратились в богатые и процветающие респуб­лики. Генуя и Венеция просла­вились своими мореплавателями и купцами, Флоренция — ремес­ленниками и банкирами.

Внутри каждого города шла напряженная борьба. Разбога­тевшие горожане, получившие прозвище «жирный народ», при­тесняли мелких ремесленников, которых называли «тощим народом». Знатные роды враждовали между собой. Еще со времен борьбы против германского им­ператора возникли две партии — гвельфы, выступавшие против императора и поддерживавшие Папу Римского, и гибеллины, союзники императора и против­ники Папы. Даже после установ­ления независимости каждая из них преследовала свои цели.

Это бурное время и дало миру Данте, великого поэта, которого называли последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени, создателем итальянского литературного языка. Он родился во Флоренции, в дво­рянской семье. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа Беатриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сдела­ла его поэтом.

Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже неотразимую красавицу. Детская влюбленность преврати­лась в романтическую любовь. Беатриче вскоре умерла и навсег­да осталась для своего возлюб­ленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче. В стихах он оплакивал и ее уход из этого мира.

Данте участвовал в полити­ческой борьбе. Партия гвельфов, к которой он принадлежал, рас­кололась на белых и черных гвельфов. Белые гвельфы высту­пали против Папы Римского. Данте примкнул к ним. Победа оказалась на стороне черных гвельфов. Данте пришлось бе­жать из родного города. Его за­очно приговорили к сожжению на костре.

За годы скитаний он терял друзей, страдал от коварства и измены, искал любви и счастья, верности и дружбы, надеялся и боролся. Ему так и не пришлось вернуться во Флоренцию, куда он стремился всей душой. Даже когда он стал знаменитейшим из поэтов, гордостью Италии, ему разрешили вернуться на родину на таких унизительных услови­ях, что он гордо отказался.

Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вло­жил в главное произведение – поэму под названием «Коме­дия». В этой поэме он рассматривает античный и христианский мир, правда, не на равных, но постоянно проводит между ними параллель. Подобно тому, как в ранний период Средних веков обычно сопоставляли между собою различные типы и образы Старого и Нового Завета, так Данте в обосновании своих идей пользуется большей частью и языческим и христианским сравнением. Позже за совершенство поэму стали называть «Божественной комедией». Данте описал в своей поэме ад, чистилище и рай, населив их душами своих совре­менников. В мировой поэзии «Божественная комедия» срав­нима только с поэмами Гомера, а из произведений нового време­ни — с поэмами Гете и Пушки­на. Несколько веков спустя Бальзак назвал собрание своих романов «Человеческой комедией».

 

Почти сразу же после Данте в Италии появились еще два по­эта, чьи имена вошли в мировую литературу. Это Петрарка и Бок­каччо.

 

Петрарка живет доныне в памяти большинства че­ловечества как великий итальянский поэт, но слава его среди современников заключалась гораздо больше в том, что он, так сказать, олицетворял в себе классическую древность, умел искусно подражать всем видам латинс­кой поэзии, своими историческими произведениями старался сделать древнюю ученость доступной всем и писал «послания» или рассуждения об отдельных предметах древности, не имеющие большой ценности для нас, но значение которых вполне понятно в то время, когда ещё не было никаких руководств.

Петрарка, как и Данте, был флорентийцем. Его отец принад­лежал к партии белых гвельфов, и когда-то вместе с Данте ему пришлось бежать из Флоренции. Петрарка тоже многие годы про­вел в скитаниях по Италии. Его лирические стихи о любви были известны повсюду. Париж, Не­аполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском холме его увенчали лавровым венком. Как и Данте, Петрарку считают со­здателем итальянского литера­турного языка.

Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его пре­красной возлюбленной – Лауре, которую он видел всего один раз и которая вдохновила его на воз­вышенную любовь. В другом из­вестном произведении – поэме «Триумфы» - Петрарка в образной форме описал победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудри­ем, славы над смертью, времени над славой и вечности над вре­менем.

Имя Лаура, как и имя Беатри­че, стало символом любви, нари­цательным именем возлюблен­ной поэта. Имя самого Петрарки — символом поэта любви.

Боккаччо был незаконнорож­денным сыном флорентийского купца и француженки. Родился он в Париже в 1313-м году, детство и вся его жизнь прошли в Италии. Деся­тилетним мальчиком отец отдал его к купцу, чтобы сын научил­ся торговать. Вместо торговых счетов Боккаччо с детских лет писал стихи. Купец понял, что торговца из его ученика не полу­чится, и отправил его обратно к отцу. Отец заставил сына еще восемь лет просидеть за купечес­кими книгами расходов и дохо­дов. Юноша оказался настойчи­вым, и отец разрешил ему изу­чать право, надеясь, что сын по­лучит профессию юриста. Бок­каччо подружился с Петраркой и по-прежнему находил время для стихов.

Позже Боккаччо стал извес­тен и как дипломат. Он бывал при дворах многих итальянских князей и правителей с различны­ми дипломатическими поручениями. Пользуясь своей известнос­тью и авторитетом, Боккаччо убедил правительство Флорен­ции открыть специальную ка­федру для изучения трудов и произведений их великого зем­ляка Данте, которого они неког­да изгнали из родного города, Боккаччо издал первую биогра­фию великого поэта, он же впер­вые назвал его знаменитую поэму «Божественной комедией».

Боккаччо написал много сти­хов и сочинений. Среди них трактаты «О знаменитых женщинах», «О несчастьях знамени­тых людей». Но в мировую лите­ратуру он вошел как автор «Де­камерона», сборника новелл. В книге их ровно сто, повествую­щих о том, как семь дам и три юноши собрались на загородной вилле и десять дней рассказыва­ли друг другу истории о любви.

Создавая свои новеллы, Бок­каччо обработал известные прит­чи и анекдоты о любви, предста­вив их как бы в новом виде (по­этому их и называют новеллами, что переводится с итальянского как «новости»). «Декамерон» стал своеобразной энциклопеди­ей любви. Слава Боккаччо зат­мила славу многих писателей и философов.

Боккаччо выше всего ценил поэзию Данте и Петрарки. Он считал Петрарку своим близким другом; когда поэт ушел из жиз­ни, Боккаччо заболел и через не­которое время умер от печали.

 

Стихи Данте и Петрарки пе­режили многие века. Они и сей­час трогают и волнуют любите­лей поэзии. «Декамерон» Бок­каччо и сегодня стоит на полке рядом с книгами его великих со­временников, а раскрывают его, пожалуй, чаще, чем «Боже­ственную комедию» Данте или сонеты Петрарки.

Высокое Возрождение.

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града.

 

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма — нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: