Лекция № 1.
Общая характеристика бухгалтерского учета
Зарождение бухгалтерского учета приходится на XIII век. Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время.
Одна из первых книг по бухгалтерскому учету «Трактат о счетах и записях» была написана в 1494 году Лукой Пачоли (1445-1515), в одном из разделов которой и был описан метод двойной записи для учета операций.
Для осуществления деятельности на каждом предприятии необходимо ведение учета.
Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и обобщения фактов, явлений и хозяйственных процессов в целях контроля, анализа и управления ими.
На основе хозяйственного учета строится модель функционирования объекта управления, предполагающая взаимосвязь трех видов учета: оперативного, статистического и бухгалтерского. Они взаимно дополняются и часто используют одну и ту же информацию.
Оперативный учет используется для получения информации в целях текущего управления и контроля за хозяйственными процессами на отдельных участках производственной и финансовой деятельности.
Статистический учет – это отражение и обобщение данных о массовых явлениях и их закономерностях в финансово-хозяйственной деятельности, общественной жизни и природе.
Бухгалтерский учет представляет собой систему сплошного, непрерывного и документально обоснованного отражения в денежном выражении хозяйственных операций, изменяющих состав средств предприятия и их источников в целях контроля информации и управления.
Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11, бухгалтерский учет – это формирование систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе отчетности.
|
При постановке бухгалтерского учета в организации организуется ведение финансового, управленческого и налогового учета.
Финансовый учет представляет собой систему подготовки и сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию и отражение хозяйственных операций. В подсистеме финансового учета накапливается информация о различных объектах учета.
Цель финансового учета заключается в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Финансовый учет обязаны вести все без исключения организации. Правила ведения финансового учета, как и порядок составления финансовой отчетности, определены законодательством и основаны на общепринятых принципах.
Бухгалтерское отражение хозяйственных операций на счетах происходит после их совершения, поэтому информацию финансового учета можно подвергнуть проверке и она объективна.
Управленческий учет предназначен для сбора внутренней учетной информации, используемой в организации для принятия управленческих решений. Его главное предназначение – обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.
Управленческий учет вести необязательно, требование о его применении исходит от администрации организации, внешние пользователи не влияют на систему управленческого учета.
Налоговый учет предназначен для сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности.
|
Ведение налогового учета обязательно.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Объектами бухгалтерского учета являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты.
Метод бухгалтерского учета - ряд приемов и способов, применяемых в учете при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы:
1) Балансовый метод – обобщение информации по двум направлениям для сопоставления информация уравнивается или балансируется. Если такое не происходит, то вводятся балансирующие показатели.
Например, баланс металла:
Производство | = | Потребности | à | Баланс |
Производство | > | Потребности | à | Излишек |
Производство | < | Потребности | à | Недостаток |
2) Метод счетов – в бухгалтерском учете вся информация фиксируется в системе счетов, где счет – это микро баланс.
Счета предназначены для группировки и текущего учета экономически однородных объектов бухгалтерского учета. На счетах отражаются наличие и изменение в денежной оценке отдельных объектов бухгалтерского учета.
3) Двойная запись – способ отражения информации, при котором каждая хозяйственная операция записывается как минимум дважды: один раз в дебет одного счета, другой – в кредит другого.
При помощи двойной записи осуществляется контроль за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
|
4) Оценка хозяйственных средств – объекты бухгалтерского учета различны и могут измеряться в натуральных, стоимостных (денежных) и трудовых показателях.
Натуральные измерители применяются для количественной характеристики хозяйственных процессов и учета ТМЦ. Они характеризуют учитываемые объекты в натуральном выражении: по весу, количеству, длине и применяются в количественно-суммовом учете.
Трудовые измерители применяются для затрат труда, показывают количество затраченного времени в днях, часах и часто используются в сочетании с натуральными для определения производительности труда работников и расчета заработной платы.
Денежный измеритель отражает учитываемые объекты в единой стоимостной оценке.
5) Документирование - подтверждение каждой бухгалтерской операции правильно оформленным документом, имеющим юридическую силу.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
6) Инвентаризация – это сверка документов бухгалтерского учета с фактическим наличием ценностей на предприятии по местам их хранения.
Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
7) Метод калькуляции – это способ учета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг и процесс исчисления себестоимости приобретенных материальных ценностей. Калькуляция себестоимости выпущенной продукции или оказанных услуг позволяет знать и анализировать затраты на производство и обоснованно устанавливать цены.
8) Отчетность – система взаимоувязанных показателей – источников информации об имущественном и финансовом положении, результатах деятельности организации за отчетный период. Существует для контроля за деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования.
Бухгалтерский учет осуществляется в пределах одного предприятия и изучает хозяйственные средства, их источники, хозяйственные процессы, состоящие из хозяйственных операций и результаты деятельности предприятия.
Имущество предприятия классифицируются по двум основным признакам: по составу и размещению и источникам их образования.
В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Некоторые источники выделяют и третью группу – отвлеченные средства, к которым относятся убытки и авансовые платежи в бюджет.
Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности и деловая репутация. Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт постепенно, по мере начисления амортизации.
Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию путем начисления амортизации.
Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы.
Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.
Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.
Отложенные налоговые активы –часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.
Внеоборотные активы подразделяются на производственные и непроизводственные.
Непроизводственные – не принимают непосредственного участия в производстве продукции, но косвенно способствуют процессу производства. К ним относятся жилые дома, здания, сооружения непроизводственного назначения, а также объекты, предназначенные для обслуживания работников предприятия.
Оборотные активы состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах (дебиторской задолженности).
Оборотные средства по способу образования подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
Размер нормируемых оборотных средств устанавливается в зависимости от необходимых условий обеспечения бесперебойного процесса производства.К ним относятся м атериальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи.
Ненормируемые оборотные средства – это денежные средства и средства в расчетах. Размер ненормируемых средств не устанавливается планом, они покрываются за счет кредитов банка, кредиторской задолженности и свободных средств предприятия.
Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.
Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и выданных поставщикам авансов.
В зависимости от источников образования и целевого назначения хозяйственные средства организаций разделяют на собственные (собственный капитал) и обязательства (заемный капитал).
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций).
Часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, а другая часть – за счет обязательств перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками и подразделяется на заемные, привлеченные источники и обязательства по распределению.
К источникам заемных средств относятся источники, используемые временно в течение определенного срока, по окончании которого их следует возвратить. Это кредиты банков и займы.
К привлеченным источникам средств относятся обязательства по расчетам или внешняя кредиторская задолженность, то есть долги предприятия другим предприятиям и организациям, главным образом, поставщикам за полученные, но неоплаченные материальные ценности и покупателям по полученным авансам.
Обязательства по распределению – это кредиторская задолженность, возникающая по операциям внутри предприятия перед работниками по начисленной, но невыплаченной заработной плате, перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам, перед учредителями по начисленным, но невыплаченным дивидендам.
Лекция № 2.