Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными процессами, состоянием и изменением хозяйственных средств и источников их образования осуществляются при помощи счетов бухгалтерского учета.
Счета предназначены для систематизации и текущего отражения объектов бухгалтерского учета и изменений, происходящих с ними в ходе совершения хозяйственных операций.
Систематизация обеспечивается тем, что на каждую группу экономически однородных хозяйственных средств и их источников открываются отдельные счета.
Счет имеет название, соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение (номер, шифр).
Для наглядного отражения изменений в средствах или источниках счет представляется в виде двух частей: дебет и кредит.
Каждый бухгалтерский счет обычно представляют (в учебных целях) схемой:
дебет | № и Наименование счета | кредит | |
Остаток на счете называется сальдо. Сальдо бывает начальное и конечное (на начало и конец отчетного периода).
Запись всех хозяйственных операций по счетам называется оборотами.
Все счета строятся на основании баланса и соответствуют его статьям.
Счета подразделяются на:
1) Активные, отражающие хозяйственные операции, изменяющие состав средств предприятия.
Например, счет 50 «Касса», на котором учитываются наличные деньги предприятия и денежные документы.
дебет | Активный счет | кредит | |
Сн, Ск, увеличение счета | уменьшение счета | ||
Сальдо начальное, конечное, операции вызывающие увеличение активных счетов отражаются по дебету активного счета. Операции, вызывающие уменьшение активного счета отражаются по кредиту.
|
Расчет сальдо конечного на активных счетах производится следующим образом: к сальдо начальному (Сн) необходимо прибавить обороты по дебету (ДО) и вычесть обороты по кредиту (КО).
Ск = Сн + ДО – КО
2) Пассивные, отражающие хозяйственные операции, изменяющие состав источников средств предприятия.
Например, счет 80 «Уставный капитал» - первоначальный вклад в предприятие – источник средств.
дебет | Пассивный счет | кредит | |
уменьшение счета | Сн, Ск, увеличение счета | ||
Расчет сальдо конечного на пассивных счетах производится следующим образом: к сальдо начальному (Сн) необходимо прибавить обороты по кредиту (КО) и вычесть обороты по дебету (ДО).
Ск = Сн - ДО + КО
3) Активно-пассивные, предназначенные для текущего учета наличия и изменения хозяйственных средств и источников и отражающие неоднородные или противоположные хозяйственные операции.
Активно-пассивные счета бывают двух видов:
1) с односторонним сальдо (характер сальдо может изменяться)
Примером может служить счет 99 «Прибыли и убытки». В зависимости от финансового результата деятельности предприятия, счет может быть активным – если допущен убыток (дебетовое сальдо) или пассивным – если получена прибыль (кредитовое сальдо).
2) с двусторонним сальдо (развернутое сальдо, то есть дебетовое и кредитовое одновременно).
Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».В качестве дебиторов и кредиторов могут выступать разные организации, поэтому сальдо может быть и дебетовым и кредитовым одновременно.
Исходя из принципа двойственности всех явлений, в том числе отражаемых в системе бухгалтерского учета, каждую операцию записывают на двух счетах – по дебету одного счета и кредиту другого, что называется двойной записью.
|
Запись одной хозяйственной операции в два или несколько счетом называется корреспонденцией счетов, а счета, в которые производится запись – корреспондирующими.
Перед записью хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета необходимо определить:
1) счета,характеризующие изменения в составе имущества и источников его формирования, вызванные хозяйственной операцией;
2) являются ли эти счета активными или пассивными;
3) характер изменений, вызванных хозяйственной операцией.
Корреспонденция бывает простая и сложная.
При простой корреспонденции участвуют два счета, и хозяйственная операция записывается в дебет одного и кредит другого.
Указание корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.
Пример. С расчетного счета в кассу предприятия поступило 100 руб.
дебет | 50 «Касса» | кредит | дебет | 51 «Расчетный счет» | кредит | |||
1) 100 руб. | 1) 100 руб. | |||||||
В бухгалтерском учете существуют следующие формы представления двойной записи:
1) строчная запись:
Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расчетные счета» - 100 руб.
2) шахматная запись:
ДтКт | … | … | Итого | ||
… | |||||
Итого |
3) хронологическая и систематическая запись в регистрационном журнале хозяйственных операций:
|
№ п/п | Основание | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |||
№ документа | дата | дебет | кредит | частная | общая | ||
При сложной корреспонденции – дебет одного счета корреспондируется с кредитом нескольких счетов, или, наоборот, дебет нескольких счетов корреспондируется с кредитом одного счета.
Пример. Оприходованы материалы (то есть, приняты на баланс предприятия), поступившие от подотчетного лица на сумму 100 руб., остаток неиспользованного аванса – 20 руб. подотчетное лицо вернуло в кассу.
дебет | 10 «Материалы» | кредит | дебет | 71 «Расчеты с ПЛ» | кредит | |||
1) 100 руб. | 1) 120 руб. | |||||||
дебет | 50 «Касса» | кредит | ||||||
1) 20 руб. | ||||||||
Счета, на которых отражаются хозяйственные средства предприятия и источники их формирования в обобщенном виде, называются синтетическими. Для детализации учета их недостаточно и поэтому ко многим счетам открываются субсчета второго порядка.
По степени детализации учетных записей счета подразделяются:
1) на синтетические (счета первого порядка);
2) насубсчета (счета второго порядка);
3) на аналитические счета.
Синтетические счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учетные записи производятся в обобщенном виде и в денежном измерителе.
Синтетические счета являются балансовыми и считаются счетами первого порядка. Их количество (99) ограничено Планом счетов.
Субсчета занимают промежуточное значение между синтетическими и аналитическими счетами. Слово «субсчет» означает «подсчет», то есть счет второго порядка. При ведении субсчетов используется только денежный измеритель.
Например, к счету 55 «Специальные счета в банках» открываются три субсчета второго порядка:
- 55-1 «Аккредитивы»;
- 55-2 «Чековые книжки»;
- 55-3 «Депозитные счета».
На каждом из субсчетов объединяются данные на основе аналитических счетов.
Аналитический сче т – это подробный (детализированный) счет, на котором учет хозяйственных операций осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении.
Между аналитическими и синтетическими счетами существует взаимосвязь, так как аналитические счета – это счета, расшифровывающие и детализирующие конкретное содержание синтетических счетов.
Например, к счету 10 «Материалы» (счет первого порядка) может быть открыт субсчет 10-3 «Топливо» (счет второго порядка). Данные субсчета 10-3 могут быть детализированы по таким аналитическим счетам, как «Бензин», «Дизельное топливо», «Моторное масло».
Основные правила записи по синтетическим и аналитическим счетам:
1) Если в синтетическом счете сальдо начальное, сальдо конечное и обороты записаны по дебету (кредиту), то и в аналитическом счете они также записываются по дебету (кредиту).
2)Сальдо начальное синтетического счета равняется сумме начальных сальдо аналитических счетов.
3) Сумма оборотов по дебету (кредиту) аналитических счетов равняется обороту по дебету (кредиту) соответствующего синтетического счета.
4)Сальдо конечное синтетического счета равняется сумме конечных сальдо аналитических счетов.
Для свода всех данных счетов и взаимной проверки правильности записей составляется оборотная ведомость (оборотный баланс), в которой отражаются обороты всех счетов по дебету и кредиту с начальными и конечными сальдо.
Счет | Сальдо на НОП | Обороты | Сальдо наКОП | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | дебет | кредит | |
01 «ОС» | + | … | … | + | ||
02 «Амортиза-цияОС» | + | … | … | + | ||
… | ||||||
Итого: | SСнД-т | SСнК-т | SДО | SКО | SСкД-т | SСкК-т |
При составлении оборотной ведомости должны соблюдаться три следующих правила:
1) Сумма сальдо начальных всех счетов по дебету должна быть равна сумме сальдо начальных всех счетов по кредиту.
S СнД-т =SСнК-т
2) Сумма оборотов всех счетов по дебету должна равняться сумме оборотов всех счетов по кредиту.
SДО=S КО
3. Сумма сальдо конечных всех счетов по дебету должна быть равна сумме сальдо конечных всех счетов по кредиту.
SСкД-т =SСкК-т
Если хотя бы одно правило было нарушено, значит, допущена арифметическая ошибка, либо пропущена запись по дебету или кредиту счета, следовательно, была нарушена двойная запись.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы - регистры бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах (ведомостях) и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Для исправления ошибочных записей в первичных учетных документах и учетных регистрах применяется три классических способа.
Корректурный способ заключается в следующем: допущенную ошибку следует зачеркнуть одной чертой (так чтобы можно было прочитать неправильную запись) и написать сверху правильный текст или сумму, затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа или внизу и заверяют подписью лица, внесшего исправление, по согласованию с участниками хозяйственной операции и с указанием даты внесения исправлений.
Способ дополнительной проводки применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке или учетных регистрах указана сумма операции меньше той, что является фактической. Для исправления такой ошибки составляется дополнительные бухгалтерские проводки на разность между правильной и заниженной суммами операции.
Способ «красноесторно» применяется, когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов. При этом неправильная старая запись аннулируется путем ее повторения красным цветом либо берется в рамку и совершается новая правильная запись, но уже обычными чернилами. В практике встречаются три вида ошибок, которые должны быть исправлены путем сторнирования.
1) Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны необоснованно, так как хозяйственная операция не имела места. Такая ошибка может быть исправлена одной «красной» проводкой и записью в учетные регистры, которые «погасят» неправильные записи.
2) Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны на основе первичного документа и соответствуют сумме операций. Сумма ошибочно отнесена не на тот счет. Для исправления составляются две проводки. В первой проводке красным цветом повторяется неправильная корреспонденция. Во второй проводке дается правильная корреспонденция.
3) Когда проводка составлена правильно, но сумма операции завышена. В этих случаях делается запись красными чернилами на сумму завышения.
Под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
В настоящее время наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная формы учета.
При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал, а затем – в Главную книгу. Аналитический учет ведется на корточках. По данным синтетического и аналитического учета по окончании месяца составляют оборотные ведомости.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:
1) применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредиту;
2) совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
3) отражение хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для составления отчетности;
4) сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата. Открываются они на один месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер.
При упрощенной (простой) форме бухгалтерского учета, используемой на малых предприятиях, применяется книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета.
Автоматизированная форма учета применяется при использовании в учете специализированных бухгалтерских программ. Сама форма учета зависит от конкретной программы.
Учетная политика организации – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется исходя из требований, изложенных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». При формировании учетной политики организация выбирает один из способов ведения учета, допускаемых законодательством или нормативными актами по бухгалтерскому учету. В рамках учетной политики организация принимает рабочий план счетов, а также утверждает формы первичных учетных документов.
Лекция № 3.