Искусство как часть культуры
- Место художественной культуры и искусства в структуре культуры; морфология искусства.
- Живопись как вид искусства
- Архитектура
- Скульптура
- Графика
- Основные понятия искусства
Художественная культура и искусство это не тождественные понятия.
Художественная культура – художественные ценности, унаследованные от предшествующих эпох и созданные в настоящее время, сам процесс творения произведений, творцы, группы и объединения профессиональных творцов, музеи, работники музеев, художественная критика и сами критики, публика.
Худ.культура = худ.творчество (производство) + худ.произведение + хранение + худ.восприятие (потребление).
Искусство – способ целостного познания и осмысления человеком окружающего мира и самого себя, воплощенное в художественных образах. Искусство отражает мир таким, каким он преломляется культурой в данную эпоху, поэтому искусство можно назвать "зеркалом эпохи".
Художественный образ – образ, создаваемый художником сначала в сознании, затем появляющийся в материализованной форме, а потом перешедший в сознание того, кто его воспринимает.
Образ конкретен, субъективен, эмоционален. Образ не равен произведению искусства, так как он – явление идеальное. Произведение искусства существует только тогда, когда его воспринимают. А процесс восприятия также можно считать творческим процессом.
Критерии деления искусств на виды.
1. сущностный:
§ пространственные – архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фото;
§ временные – музыка, слово
§ пространственно-временные – кино, театр, танец
2. по языку:
§ изобразительные (изображают мир, подражают ему) – живопись, скульптура, фото, кино, литература, графика, драматический театр;
§ неизобразительные (изъясняются не формой, а знаком. выражают впечатление о мире) – архитектура, музыка, танец, декаративно-прикладное, дизайн.
3. Полезность:
§ функциональные (прикладные искусства)– архитектура, декаративно-прикладное, дизайн, ораторское искусство (слово в смысле речи);
§ нефункциональные (чистые)– остальные.
Каждый вид искусства имеет жанры (фр. "манера", "вид", "вкус", "обычай", "род") – классификация произведений искусства по признакам содержания (тема произведения).
2. Живопись (русских корней – живо, жизнь, писать, т.е. передавать мир как живой) – вид изобразительного, пространственного искусства, заключенный в создании изображения на двухмерной плоскости с помощью красок.
Художественные средства живописи (язык искусства):
¨ рама, отграничивающая пространство реальное от живописного; рама для картины – это не только способ защитить произведение искусства от пагубного воздействия внешней среды, но и возможность украсить изображение, подчеркнуть отдельные его детали, усилить производимый эффект, оригинально вписать шедевр в имеющийся дизайн интерьера.
¨ материал (холст -15 в.), дерево, пергамент, бумага, шелк;
¨ техника (акварель, гуашь, тушь, пастель – мягкие цветные карандаши, темпера (от лат. – смешивать) – живопись по дереву красками на яичном желтке, которые растворяются водой – икона); масло (из минеральных красителей, замешанных на растит.маслах, появились в 17 в., много слоев, появляются кракелюры)
¨ композиция
¨ перспектива – способ передачи пространства на плоскости (прямая – все линии сходятся в 1 точке в глубине картины, расположение предметов по принципу: чем ближе, тем крупнее), известна с греко-римской культуры (античности); аспектива – плоскостность (иконы); обратная – точка зрения немного сверху, нереальное изображение предмета (иконы); воздушная – отражение изменения формы и цвета предмета в зависимости от расстояния (импрессионизм))
¨ колорит (локальный цвет – не зависит от изменения света и цветов соседних предметов (икона, Гоген)), Мунк и линия
Виды живописи.
1. Монументальная:
– фреска (от итал. – свежий, сырой) – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Высыхая, известь выделяет тончайшую кальциевую пленку, которая закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной.
– мозаика (лат. "посвященная музам")– живопись из цветных стекол, камней на стене.
– витраж (франц. "остекление", от лат. "стекло") - живопись, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, соединенных между собой свинцовыми полосками (спаивание свинцом)
– панно (франц. " доска", "щит")
а) часть стены или потолка (плафон), выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью;
б) выполнено красками на холсте, а затем прикреплено к стене. Для наружных стен панно может быть выполнено из керамических плиток.
2. Станковая (от "станок" – приспособления художника) – картина
Икона
Жанры живописи:
Библейский
Мифологический
Батальный
Исторический
Портрет (парадный, камерный, групповой)
Пейзаж (франц. "место", "страна", "родина")-сельский, городской, морской (марина), городской архитектурный (ведута), индустриальный.
Натюрморт (с фр. – мертвая природа, с голл. – тихая жизнь)
Бытовой
Анималистический
3.
Архитектура (от греч. "тектоника" – строение) – искусство проектировать и строить. Вид пространственного, неизобразительного искусства, поднимающий до уровня художественного обобщения главенствующие идеи эпохи и выражающий в знаково-образной форме представления человека о мире.
Архитектура отражает материальные условия бытия, особенности социального строя, систему мировоззрения общества и отдельной творческой личности (архитектора), формирует пространственную среду бытия человека, которая независимо от человека может изменить его социальное бытие.
Ключевым понятием для архитектуры является ансамбль (с фр. – вместе), приводящий к согласованному единству части целого, каждая из которых представляет собой самостоятельное законченное произведение.
Художественные средства.
¨ главное средство – знак, который в зрительной форме отражает идею
¨ план
¨ материал и конструкции
¨ симметрия, ассимметрия, пропорции (вертикаль, горизонталь), масштаб (соотношение величин) и масштабность (соотнесенность размера строения с человеческим телом)
¨ фактура (поверхность) и цвет произведения
Типы архитектуры
Жилая
Общественная
Промышленная
Ландшафтная (садово-парковая)
Градостроительство
Архитектура формирует стиль в искусстве.
Стиль – категория, отражающая особенности художественной формы, присущие группе произведений определенной эпохи. Стиль считается сформированным, если он охватывает все пространственные искусства и в первую очередь – архитектуру (большой стиль).
Большие стили: романский, готический, барокко, рококо, классицизм, модерн.
Малый стиль отражает индивидуальные особенности 1 художника.
Стилизация – воспроизведение форм стиля предыдущих эпох с переосмыслением на уровне современности.
Стилизаторство – воспроизведение форм стиля предыдущих эпох без нового духовного накопления
Скульптура
Скульптура (лат. – вырезать, высекать) – вид пространственного, изобразительного искусства, заключающийся в вырезании или высекании объемного трехмерного изображения из твердого материала (дерево, камень).
Пластика – искусство создавать изображение в мягком материале (глина, пластилин, воск)
Виды:
По внешнему виду:
1. Круглая (которую можно обойти со всех сторон)
2. Рельеф – скульптурное изображение, частично выступающее над плоскостью (горельеф – выступающий над плоскостью более чем на 1/2 своего объема; низкий – менее 1/2; врезанный – заглубленное изображение по отношению к контуру).
По масштабу:
1. Монументальная (от лат. – напоминать) – искусство значительное по форме и содержанию, увековечивающее событие или человека. Обычно такая скульптура тесно связана с конкретным архитектурным пространством. Язык скульптуры лаконичен, ставится на постамент, ориентирована на коллектив (особенно популярна в эпохи с господствующим коллективным сознанием), дидактическая функция, т.е. приобщает к общим ценностям.
2. Станковая – произведение, не связанное с конкретным архитектурным пространством, самоценное. Ориентируется на индивидуальное "я", открывает перед человеком свой мир, детализация.
Художественные средства
Ø Свойства материала (размер, форма, структура, фактура материала)
Ø Статика или движение, ощущение тяжести или легкости
Ø Цвет
Ø Использование реальных предметов
Графика
Графика (лат. - пишу) – вид пространственного изобразительного искусства, где основным средством является плоскость белого листка бумаги с нанесенными на него точками, линиями, штрихами.
Бывает станковая, монументальная (плакат), книжная иллюстрация, газетный или журнальный рисунок, прикладная (этикетка, шрифты).
Виды графики
1. рисовальная (рисунок пером, углем, карандашом, акварелью)
2. печатная – гравюра – оттиск с печатной формы. Виды гравюры:
- литография (от греч. – камень + пишу) – оттиск с каменной плитки (рисунок наносят на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирным веществом, а пробелы увлажняют, делая их не восприимчивыми к краске, пожожа на живопись, цветная, свето-тени);
- ксилография – (от греч. – срубленное дерево + пишу) оттиск с деревянной доски (четкость линий, линии широкие), гравюра на дереве;
- офорт – оттиск с металлической пластины (металлическую пластину покрывают смоляным грунтом, на котором процарапывают штрихи изображения, более глубокие штрихи получаются путем травления металла азотной кислотой);
- линогравюра – оттиск с линолеума, гравюра на линолеуме.
Эстамп – оттиск на бумаге с какой-либо печатной формы, который выполняется самим автором. Поэтому все произведения являются оригиналами.
Основные понятия
Репродукция – фотокопия произведения искусства, сделанная типографским способом.
Реплика – копия картины, сделанная самим художником, допускающая вариации. Считается оригиналом.
Эскиз – первоначальная проработка живописного произведения (в цвете, отдельные элементы композиции).
Набросок – наброшенное изображение или детали, упражнение.
Этюд – отдельное произведение, предворяющее большое полотно (в цвете, на натуре). Импрессионисты возвели этюд в ранг картины.
Художественное направление – существующее в течение определенного времени условное объединение мастеров на основе общетворческих принципов. Такое объединение программно и теоретически оформленно. Оно может затронуть только 1 вид искусства, может охватывать многие. Художественное направление уже, чем стиль (романтизм, реализм), сюрреализм
Художественное течение – стихийно возникшее и неоформленное программно условное объединение мастеров (импрессионизм, постимпрессионизм, неоромантизм)
Художественная школа – организационное или условное объединение мастеров на основе общей творческой теоретической или учебной программы (итальянская школа живописи, московская школа живописи, школа Давида, хотя не обязательно, чтоб кто-то учил).
Художественный творческий метод – система принципов отбора и общения художественного материала (реалистический метод соцреализма).
Эклектика (с греч. - собираю) – соединение в одном произведении элементов разных стилей или направлений.