Выполнение работы проверил(а)




Кафедра химии

 

ХИМИЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ЛАБОРАТОНЫХ РАБОТ

для студентов фармацевтического факультета I курса

 

Студента__________________________________________

 

№ группы_________________________

 

 

ТВЕРЬ

2017 г

 

УДК 54

ББК 24

 

 

Авторы-составители: Лопина Н.П., Бордина Г.Е.

Под общей редакцией профессора, док.биол.наук. Зубаревой Г.М.

 

 

Рецензенты:

Харитонова Е.А. – канд. биол. наук, доцент кафедры биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ

Игнатова Ю.П. – канд. мед. наук, доцент кафедры физиологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ

Учебно-методическое пособие одобрено на заседании ЦКМС ТГМУ

 

 

Химия «Рабочая тетрадь для лабораторных работ» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов фармацевтического факультета / Лопина Н.П., Бородина Г.Е. // Под общей редакцией: доктора биологических наук, профессора Г.М. Зубаревой. – Тверь: Ред.-издат. центр Твер. гос. мед. унив., 2017.-196 с.

 

 

Авторы-составители – сотрудники кафедры химии Тверского государственного медицинского университета:

Надежда Петровна Лопина – канд. хим. наук, доцент кафедры химии

Галина Евгеньевна Бордина – канд. биол. наук, доцент кафедры химии

 

Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь для лабораторных работ» составлено коллективом кафедры химии Тверского государственного медицинского университета и предназначено в помощь студентам фармацевтического факультета для подготовки к лабораторно-практическим занятиям.

 

 

УДК 54

ББК 24

 

 

© Лопина Н.П., Бордина Г.Е. 2017

© Оформление, оригинал-макет. Редакционно-

издательский центр Тверского государственного

медицинского университета, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Лабораторная работа № 1 “Комплексные соединения и их свойства”………………...………………………………..…….....6 - 22

2. Лабораторная работа № 2 “Растворы электролитов и ионные равновесия”…………………………………................................23 - 28

3. Лабораторная работа № 3 “ Реакции с изменением степени окисления элементов”………………..…………………………...………….29 - 39

4. Лабораторная работа № 4 “Химия S-элементов. Щелочные и щелочноземельные металлы”. …………………………………...………….…….......40 – 55

 

5. Лабораторная работа № 5 “Химические свойства d-элементов VI и их соединений. Хром”……………….........…………………………………….....56 - 65

6. Лабораторная работа № 6“Химические свойства d-элементов VII и VIII групп и их соединений. Железо. Кобальт. Никель. Марганец.”…………………….……………………………..…...66 - 99

7. Лабораторная работа № 7“Химические свойства d-элементов I и II групп и их соединений. Цинк. Кадмий. Ртуть. Медь. Серебро.”……………………...…...……………………….….100 - 121

8. Лабораторная работа № 8“Химические свойства элементов III группы и их соединений. Бор. Алюминий.” ……….…………………………………………………………122 - 133

9. Лабораторная работа № 9“Химия р-элементов IV группы. Углерод. Свинец. Кремний. Олово.”……………..……………………………...…………....134 -153

 

10. Лабораторная работа № 10“Химические свойства элементов V группы и их соединений. Азот. Фосфор. Сурьма. Висмут.”….…………………………………………………….154 - 166

11. Лабораторная работа № 11“Химические свойства элементов VI группы и их соединений. Сера”……………..…………….................................................167 - 178

12. Лабораторная работа № 12“Химические свойства р-элементов VII группы и их соединений. Галогены.”………….…………………………………..……...179 - 189

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Студент обязан соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории!

НЕОБХОДИМО:

ü работать в застегнутом хлопчатобумажном халате;

ü личные вещи хранить в специально отведенном месте;

ü при попадании химических реактивов на стол, пол и другие предметы сообщить преподавателю и произвести уборку;

ü опыты с едкими, ядовитыми или сильно пахнущими веществами разрешается проводить только в вытяжном шкафу;

ü при разбавлении концентрированных кислот необходимо соблюдать порядок смешивания: кислоту постепенно вливать в воду;

ü после завершения работы необходимо отключить газ, воду, вытяжные шкафы и электроэнергию;

ü при попадании щелочи или кислоты в глаза или другие участки кожи необходимо промыть их проточной водой (3-5 минут), а затем раствором борной кислоты (в случае попадания щелочи) или гидрокарбоната натрия (в случае попадания кислоты), после чего обратиться к врачу.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

ü принимать пищу в лаборатории;

ü проводить опыты в загрязненной посуде;

ü набирать жидкие растворы в пипетку ртом;

ü нагревать, смешивать и взбалтывать реактивы вблизи лица;

ü зажигать одну спиртовку от другой;

ü переносить горящую спиртовку;

ü выливать в раковину остатки кислот и щелочей, огнеопасных и взрывоопасных веществ;

ü бросать в раковину стекла от разбитой посуды, бумагу и вату;

ü открывать окна без разрешения преподавателя;

ü работать с распущенными длинными волосами.

 

ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТ

ОТСТРАНЯЕТСЯ ОТ ЗАНЯТИЙ!

 

С правилами техники безопасности Инструктаж провел (а)

Ознакомлен и обязуюсь их выполнять ___________________

 

_________________________________ «__»_ _________20_ г.

Дата_____________

Лабораторная работа № 1

“Комплексные соединения и их свойства”.

 

Опыт 1. Получение и исследование комплексного соединения сульфата тетраамминмеди (II).

Поместить в пробирку 10 капель 1 н раствора сульфата меди и добавить в нее 2 капли хлорида бария. На присутствие какого иона указывает выпавший осадок?

Получить комплексное соединение меди, для чего поместить в пробирку 15 - 16 капель раствора сульфата меди и по каплям добавлять 25%-ный раствор аммиака. Наблюдать растворение выпавшего вначале осадка основного сульфата меди и изменение цвета раствора при образовании комплексного сульфата тетраамминмеди (II). С полученным раствором провести опыт, который был проделан с раствором медного купороса. Выпадает ли осадок при добавлении хлорида бария?

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения всех проведенных реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Есть ли различие в поведении сульфата меди и комплексной соли по отношению к каждому добавленному реактиву?

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Учитывая, что данные по мольной электропроводности раствора комплексного соединения указывает на диссоциацию его на 2 иона, написать его координационную формулу и уравнение электролитической диссоциации.

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
Формула

Опыт 2. Анионные комплексы.

а) Тетраиодовисмутат калия.

В пробирку к 3 - 4 каплям раствора нитрата висмута прибавлять по каплям раствор иодида калия до выпадения темно-бурого осадка иодида висмута. Растворить этот осадок в избытке иодида калия.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Каков цвет полученного раствора?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

--------------------------------------------------------------------------------------------

2. Может ли эта окраска обуславливаться присутствием ионов К+, J-, Bi3+?

 

--------------------------------------------------------------------------------------------

3. Какой из этих ионов может быть комплексообразователем?

 

--------------------------------------------------------------------------------------------

4. С какими лигандами он мог образовать в данном растворе сложный ион? Ответ мотивировать.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Зная, что состав полученного соединения выражается эмпирической формулой KJ•BiJ3, написать его координационную формулу. Написать уравнения реакций: образования иодида висмута, взаимодействия иодида висмута с избытком иодида калия.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
Формула  

 

6. Написать уравнение электролитической диссоциации полученного комплексного соединения.

 

Уравнения реакций:
 
 

 

б) Тетраиодомеркурат калия.

В две пробирки внести по 2 - 3 капли раствора нитрата ртути (II). Одну пробирку оставить в качестве контрольной, в другую добавить раствор иодида калия до полного растворения образующегося вначале оранжевого осадка иодида ртути (II). Испытать растворы в обеих пробирках на присутствие ионов Hg2+, добавив в каждую пробирку по 2 капли раствора едкого натра.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Из какого раствора выпадает желтый осадок оксида ртути (II).

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Почему во второй пробирке при действии щелочи осадок не выпадает?

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнения проведенных реакций: образования иодида ртути (II), взаимодействия иодида ртути с избытком иодида калия (координационное число Hg2+ равно четырем).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

4. Написать уравнения электролитической диссоциации нитрата ртути (II) и полученной соли - тетраиодомеркурата калия K2[HgJ4].

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

в) Гидроксокомплексы.

В три пробирки поместить раздельно растворы солей цинка, хрома (III) и алюминия и в каждую из них добавлять по каплям раствор щелочи. Наблюдать вначале выпадение осадков, а затем их растворение в избытке щелочи.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения проделанных реакций, учитывая, что образуются растворимые гидроксокомплексы, содержащие ионы [Zn(OH)4]2-, [Сr(ОН)6]3- и [Al(OH)6]3-.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Зная, что гидроксиды цинка, хрома и алюминия растворяются также в кислотах, указать к какому типу они относятся.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опыт 3. Катионные комплексы.

а) Комплексное основание никеля.

Получить осадок гидроксида никеля (II), внеся в пробирку 3 - 4 капли раствора сульфата никеля и такой же объем едкого натра.

К осадку добавить 5 - 6 капель раствора аммиака. Что происходит? Сравнить окраску ионов Ni2+ в растворе сульфата никеля с окраской полученного раствора.

Присутствием каких ионов обусловлена окраска раствора?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) Образования гидроксида никеля (II), взаимодействия гидроксида никеля с аммиаком.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

b) Уравнение электролитической диссоциации образовавшегося комплексного основания (координационное число никеля принять равным шести).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

2. Какое основание является более сильным: простое или комплексное? Ответ обосновать.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

б) Комплексное основание кадмия.

Получить в пробирке осадок гидроксида кадмия, добавляя к раствору его соли равный объем раствора едкого натра. На полученный гидроксид подействовать 25%-ным раствором аммиака до полного растворения осадка.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций получения гидроксида тетраамминкадмия и его электролитической диссоциации.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Какое основание является более сильным электролитом: гидроксид кадмия или его комплексное основание? Ответ обосновать.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 4. Внутрикомплексные соединения.

В 3 пробирки внести по 3 капли раствора хлорида железа (III). Одну оставить в качестве контрольной. В две другие добавить по 3 капли раствора щелочи. К образовавшемуся осадку в одну из них добавить 12 - 15 капель 2 н щавелевой кислоты HOOC - СООН, в другую - столько же 2 н лимонной кислоты СН2(СООН) - С(ОН)СООН. В обе пробирки и в контрольную внести 1-2 капли 0,01 н раствора роданида калия или аммония, который образует с ионами Fe3+ ярко окрашенный роданид железа Fe(SCN)3. Во всех ли пробирках наблюдается окрашивание?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАДАНИЕ:

1. При растворении гидроксида железа (III) в щавелевой и лимонной кислотах образуется внутрикомплексные соединения, в которых карбоксильные группы кислот присоединяются к комплексообразователю. Для щавелевокислого комплекса формула имеет вид:

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Моно- или полидентатным лигандом является остаток щавелевой кислоты?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать аналогично формулу - лимоннокислого (цитратного) комплекса. Обратить внимание на особую прочность внутрикомплексных соединений.

 

Формула  

 

Опыт 5. Комплексные соединения в реакциях обмена.

 

а) Взаимодействие тетрароданомеркурата аммония с солью кобальта.

Приготовить раствор тетрароданомеркурата аммония. Для этого в пробирку внести 3 - 4 капли раствора нитрата ртути (II) и добавить насыщенный раствор роданида аммония до полного растворения выпадающего вначале осадка роданида ртути.

В другую пробирку внести 4 - 5 капель раствора нитрата кобальта и добавить такой же объем полученного раствора тетрароданомеркурата аммония. Для ускорения образования осадка слегка встряхнуть пробирку. Отметить цвет образующегося осадка тетрароданомеркурата кобальта.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) Образования роданида ртути;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

b) Взаимодействия роданида ртути с избытком роданида аммония, учитывая, что при этом получается комплексная соль, в которой координационное число ртути равно 4;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

c) Молекулярное и ионное уравнения реакции образования тетрароданомеркурата кобальта.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

б) Взаимодействие гексацианоферрата (II) калия с сульфатом меди.

В пробирку к 4 - 5 каплям раствора сульфата меди добавить такой же объем раствора комплексной соли K4[Fe(CN)6]. Отметить цвет образовавшегося осадка гексацианоферрата меди. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

Опыт 6. Комплексные соединения в окислительно-восстановительных реакциях.

 

а) Восстановление серебра из его комплексного соединения.

Добавить в пробирку к 5 - 6 каплям раствора нитрата серебра раствор хлорида натрия. Полученный осадок растворить в 25%-ном растворе аммиака. Опустить в раствор кусочек гранулированного цинка. Что наблюдается?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения:

a) Получения осадка хлорида серебра;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   

 

b) Его растворения в аммиаке с образованием комплекса серебра;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

c) Взаимодействия полученного комплексного соединения с цинком.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

2. Какой ион является окислителем в последней реакции?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнение электролитической диссоциации комплексного иона и ионное уравнение окислительно-восстановительной реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

б) Восстановление гексацианоферрата (III) калия.

В пробирку внести 8 - 10 капель 0,1 н раствора иодида калия, 6 - 8 капель 2 н раствора хлороводородной кислоты и 5 - 6 капель бензола. Отметить, что бензол остается бесцветным. Добавить один микрошпатель кристаллов комплексной соли железа (III) K3[Fe(CN)6] и перемешать раствор стеклянной палочкой. По изменению окраски бензола убедиться в выделении свободного йода.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции взаимодействия гексацианоферрата (III) калия с иодидом калия, учитывая, что K3[Fe(CN)6] переходит при этом в K4[Fe(CN)6]. (Кислоту в уравнение реакции не вводить).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

2. Указать окислитель и восстановитель.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

в) Окисление гексацианоферрата (II) калия.

Поместить в пробирку 4 - 5 капель раствора перманганата калия, подкислить 2 н серной кислотой и добавить по каплям раствор гексацианоферрата (II) калия до обесцвечивания раствора.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции, учитывая, что комплекс железа (II) переходит в комплекс железа (III) с тем же координационным числом, а перманганат калия в кислой среде восстанавливается до сульфата марганца (II).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 7. Прочность комплексных ионов. Разрушение комплексов.

 

а) Разрушение комплекса при разбавлении раствора.

Внести в пробирку 2 капли раствора нитрата серебра и добавить 0,1 н раствор иодида калия по каплям, встряхивая пробирку после каждого добавления.

Почему растворяется выпавший вначале осадок иодида серебра? К получившемуся раствору добавить 4 - 5 капель воды. Что наблюдается?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые процессы.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций:

a) Образования иодида серебра;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   

b) Его перехода в комплексное соединение;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   

 

c) Диссоциации комплексного иона;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

d) Выражение константы нестойкости.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Какое влияние оказывает разбавление раствора на диссоциацию комплексного иона?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Сравнительная устойчивость роданидного комплекса кобальта в воде и в спирте.

Получить в пробирке тетрароданокобальтат (II) аммония (NH4)2[Co(SCN)4], добавляя к 2 - 3 каплям насыщенного раствора хлорида кобальта (II) 8 - 10 капель насыщенного раствора роданида аммония. Наблюдать появление лиловой окраски комплексного соединения. Разделить раствор на 2 пробирки; в одну из них добавить амиловый спирт, в другую - 10 капель воды. Как изменяется окраска в каждой пробирке?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакций:

a) Образования комплексного соединения,

Уравнения реакций: Наблюдения:
   

 

b) Диссоциации комплексного иона.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

2. В воде или спирте диссоциация комплексного иона протекает полнее? Чем это объясняется?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

в) Разрушение комплекса при осаждении комплексообразователя.

В две пробирки с раствором сульфата меди добавить: в одну раствор оксалата аммония, в другую сульфида аммония. Написать уравнения реакций и отметить цвета выпавших осадков. В двух других пробирках получить комплексное соединение меди, добавив к 4 - 5 каплям 1 н раствора CuSO4 раствор аммиака до растворения выпадающего вначале осадка основной соли меди. Отметить цвет полученного комплексного соединения. Написать уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с аммиаком, учитывая, что координационное число меди равно четырем.

Испытать действие растворов оксалата аммония и сульфида аммония на полученный раствор комплексной соли меди. От действия какого реактива выпадает осадок? На присутствие каких ионов в растворе комплексной соли указывает появление этого осадка? Добавить в пробирку, где выпал осадок, еще 6 - 7 капель того же реактива и для ускорения коагуляции поместить пробирку в водяную баню, нагретую до кипения. Сохранилась ли в растворе окраска комплекса меди?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые явления.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Ответить на поставленные по ходу работы вопросы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнения проделанных реакций, уравнение электролитической диссоциации комплексной соли меди и ее комплексного иона.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 

 

4. Как влияет добавление (NH4)2S на диссоциацию комплексного иона?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

5. Объяснить, почему одна из солей меди не выпадает в осадок из комплексного соединения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 8. Двойные соли.

В трех пробирках приготовить раствор двойной соли (NH4)2SO4 • FeSO4 • 6H2O (соли Мора), внеся в каждую по 6 - 8 капель воды и по одному микрошпателю соли. В одну пробирку к раствору соли Мора добавить 5 - 6 капель раствора сульфида аммония, в другую - столько же раствора хлорида бария. Выпавший черный осадок представляет собой сульфид железа (II). Отметить цвет осадков и написать ионные уравнения реакций их образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывают эти реакции?

В третью пробирку добавить 7 - 8 капель 2 н раствора едкого натра и, укрепив в штативе, опустить ее в водяную баню, нагретую почти до кипения. Подержать над пробиркой красную лакмусовую бумажку, смоченную водой. По изменению окраски лакмуса и по запаху определить, какой газ выделяется из пробирки. Написать ионное уравнение протекающей реакции его образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывает эта реакция?

Учитывая результаты опыта, написать уравнение электролитической диссоциации соли Мора.

Проверить действием раствора сульфида аммония, обнаруживаются ли ионы Fe2+ в растворе К4[Fе(СN)6]. Наблюдается ли выпадение черного осадка FeS? Почему?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые явления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Ответить на вопросы по ходу работы, и написать уравнения соответствующих реакций.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 

 

3. Написать уравнение электролитической диссоциации K4[Fe(CN)6].

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

4. Чем отличается электролитическая диссоциация двойной соли от диссоциации соли, содержащей устойчивый комплексный ион?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 9. Гидратная изомерия аквакомплексов хрома (III).

Хлорид хрома СrСl3 • 6Н2О образует изомеры различного цвета:

[Сr(Н2O)6]Сl3 [Сr(Н2O)5Сl]Сl2 • Н2O

сине-фиолетовый темно-зеленый

[Сr(Н2O)3Сl3] • 3Н2O светло-зеленый

В растворах все три изомера находятся в равновесии, состояние которого зависит от различных факторов, в частности, сильно от температуры.

В две пробирки поместить по несколько кристалликов хлорида хрома СrСl3 • 6Н2О и по 10 капель воды. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, вторую - нагреть на кипящей микробане и наблюдать изменение окраски.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Какой изомер аквакомплекса хрома (III) преимущественно устойчив при комнатной температуре? При высокой температуре?

 

Формулы  

 

2. Дать рациональные названия всех трех приведенных изомеров.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Выполнение работы проверил(а)

__________________________

Дата_____________

Лабораторная работа № 2

“Растворы электролитов и ионные равновесия”.

 

Опыт 1. Порядок осаждения солей.

В двух пробирках получить раздельно хлорид и хромат се­ребра взаимодействием раствора хлорида и хромата калия с нит­ратом серебра (по 2 - 4 капли).

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать ионные уравнения реакций, отметить цвета осадков
и записать величину произведения растворимости для хлорида
и хромата серебра. Какая соль менее растворима?

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

2. Какое вещество будет выпадать в осадок в первую очередь из
раствора, содержащего ионы Сl-, СrО4-2 и Аg+ в равных концентрациях?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

Проверить предположение опытом. Для этого внести в одну пробирку по 2 - 3 капли растворов хлорида и хромата калия, до­бавить 5 - 6 капель воды и перемешать раствор стеклянной палоч­кой. Осторожно, по каплям (1 - 2 капли) прибавлять в него раст­вор нитрата серебра. Что наблюдается?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

3. С какими ионами в первую очередь реагируют ионы серебра?
Какое вещество при этом образуется?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------

4. Добавить в раствор еще несколько капель нитрата серебра. Наблюдается ли образование хлорида серебра? Отметить начало его образования при дальнейшем увеличении концентрации иона серебра.

 

---------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------

5. Объяснить последовательность образования осадков в данном
опыте, учитывая величины произведений растворимости хло­рида и хромата серебра.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 2. Сравнения полноты осаждения ионов различными осадителями.

а) Осаждение ионов бария

Получить осадок оксалата бария взаимодействием растворов хлорида бария (4 капли) и оксалата аммония (6 капель). Дать раствору отстояться или отфильтровать его через бумажный фильтр, вложенный в воронку. Прозрачный фильтрат перенести пипеткой в две чистые пробирки по 3 - 4 капли в каждую. В одну из них доба­вить 1 - 2 капли раствора оксалата аммония, чтобы убедиться в полноте осаждения иона бария по отношению к ионам оксалата ам­мония (С2О42-). В другую пробирку добавить 3 - 4 капли раствора хромата калия. Какое вещество выпадает в осадок?

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать ионные уравнения протекающих реакций.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
   

2. Записать величины произведений растворимости оксалата и хромата бария и объяснить образование осадка ВаСrО4 после удаления из раствора ионов Ва2+ в виде BaC2О4.

Уравнения реакций:
 
 

 

3. Каким из примененных реактивов наиболее полно удаляются ионы бария из раствора?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------

б) Осаждение ионов свинца

Получить хлорид свинца взаимодействием растворов нитрата свинца (4 капли) и хлорида натрия (6 капель). Профильтровать раствор в две пробирки по 2 - 3 капли в каждую. В одну из пробирок добавить 2 - 3 капли раствора хлорида натрия, в другую - такой же объем раствора йодида калия. Какая соль выпадает в осадок?

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать ионные уравнения реакций образования полученных солей свинца.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

2. На основании опыта сделать вывод о сравнительной величине произведений растворимости этих солей. Проверить свое заключение по табличным данным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: