Кафедра химии
ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ЛАБОРАТОНЫХ РАБОТ
для студентов фармацевтического факультета I курса
Студента__________________________________________
№ группы_________________________
ТВЕРЬ
2017 г
УДК 54
ББК 24
Авторы-составители: Лопина Н.П., Бордина Г.Е.
Под общей редакцией профессора, док.биол.наук. Зубаревой Г.М.
Рецензенты:
Харитонова Е.А. – канд. биол. наук, доцент кафедры биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ
Игнатова Ю.П. – канд. мед. наук, доцент кафедры физиологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ
Учебно-методическое пособие одобрено на заседании ЦКМС ТГМУ
Химия «Рабочая тетрадь для лабораторных работ» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов фармацевтического факультета / Лопина Н.П., Бородина Г.Е. // Под общей редакцией: доктора биологических наук, профессора Г.М. Зубаревой. – Тверь: Ред.-издат. центр Твер. гос. мед. унив., 2017.-196 с.
Авторы-составители – сотрудники кафедры химии Тверского государственного медицинского университета:
Надежда Петровна Лопина – канд. хим. наук, доцент кафедры химии
Галина Евгеньевна Бордина – канд. биол. наук, доцент кафедры химии
Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь для лабораторных работ» составлено коллективом кафедры химии Тверского государственного медицинского университета и предназначено в помощь студентам фармацевтического факультета для подготовки к лабораторно-практическим занятиям.
УДК 54
ББК 24
© Лопина Н.П., Бордина Г.Е. 2017
© Оформление, оригинал-макет. Редакционно-
издательский центр Тверского государственного
медицинского университета, 2017
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лабораторная работа № 1 “Комплексные соединения и их свойства”………………...………………………………..…….....6 - 22
2. Лабораторная работа № 2 “Растворы электролитов и ионные равновесия”…………………………………................................23 - 28
3. Лабораторная работа № 3 “ Реакции с изменением степени окисления элементов”………………..…………………………...………….29 - 39
4. Лабораторная работа № 4 “Химия S-элементов. Щелочные и щелочноземельные металлы”. …………………………………...………….…….......40 – 55
5. Лабораторная работа № 5 “Химические свойства d-элементов VI и их соединений. Хром”……………….........…………………………………….....56 - 65
6. Лабораторная работа № 6“Химические свойства d-элементов VII и VIII групп и их соединений. Железо. Кобальт. Никель. Марганец.”…………………….……………………………..…...66 - 99
7. Лабораторная работа № 7“Химические свойства d-элементов I и II групп и их соединений. Цинк. Кадмий. Ртуть. Медь. Серебро.”……………………...…...……………………….….100 - 121
8. Лабораторная работа № 8“Химические свойства элементов III группы и их соединений. Бор. Алюминий.” ……….…………………………………………………………122 - 133
9. Лабораторная работа № 9“Химия р-элементов IV группы. Углерод. Свинец. Кремний. Олово.”……………..……………………………...…………....134 -153
10. Лабораторная работа № 10“Химические свойства элементов V группы и их соединений. Азот. Фосфор. Сурьма. Висмут.”….…………………………………………………….154 - 166
11. Лабораторная работа № 11“Химические свойства элементов VI группы и их соединений. Сера”……………..…………….................................................167 - 178
12. Лабораторная работа № 12“Химические свойства р-элементов VII группы и их соединений. Галогены.”………….…………………………………..……...179 - 189
|
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Студент обязан соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории!
НЕОБХОДИМО:
ü работать в застегнутом хлопчатобумажном халате;
ü личные вещи хранить в специально отведенном месте;
ü при попадании химических реактивов на стол, пол и другие предметы сообщить преподавателю и произвести уборку;
ü опыты с едкими, ядовитыми или сильно пахнущими веществами разрешается проводить только в вытяжном шкафу;
ü при разбавлении концентрированных кислот необходимо соблюдать порядок смешивания: кислоту постепенно вливать в воду;
ü после завершения работы необходимо отключить газ, воду, вытяжные шкафы и электроэнергию;
ü при попадании щелочи или кислоты в глаза или другие участки кожи необходимо промыть их проточной водой (3-5 минут), а затем раствором борной кислоты (в случае попадания щелочи) или гидрокарбоната натрия (в случае попадания кислоты), после чего обратиться к врачу.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
ü принимать пищу в лаборатории;
ü проводить опыты в загрязненной посуде;
ü набирать жидкие растворы в пипетку ртом;
ü нагревать, смешивать и взбалтывать реактивы вблизи лица;
ü зажигать одну спиртовку от другой;
ü переносить горящую спиртовку;
ü выливать в раковину остатки кислот и щелочей, огнеопасных и взрывоопасных веществ;
ü бросать в раковину стекла от разбитой посуды, бумагу и вату;
ü открывать окна без разрешения преподавателя;
|
ü работать с распущенными длинными волосами.
ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТ
ОТСТРАНЯЕТСЯ ОТ ЗАНЯТИЙ!
С правилами техники безопасности Инструктаж провел (а)
Ознакомлен и обязуюсь их выполнять ___________________
_________________________________ «__»_ _________20_ г.
Дата_____________
Лабораторная работа № 1
“Комплексные соединения и их свойства”.
Опыт 1. Получение и исследование комплексного соединения сульфата тетраамминмеди (II).
Поместить в пробирку 10 капель 1 н раствора сульфата меди и добавить в нее 2 капли хлорида бария. На присутствие какого иона указывает выпавший осадок?
Получить комплексное соединение меди, для чего поместить в пробирку 15 - 16 капель раствора сульфата меди и по каплям добавлять 25%-ный раствор аммиака. Наблюдать растворение выпавшего вначале осадка основного сульфата меди и изменение цвета раствора при образовании комплексного сульфата тетраамминмеди (II). С полученным раствором провести опыт, который был проделан с раствором медного купороса. Выпадает ли осадок при добавлении хлорида бария?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения всех проведенных реакций.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Есть ли различие в поведении сульфата меди и комплексной соли по отношению к каждому добавленному реактиву?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Учитывая, что данные по мольной электропроводности раствора комплексного соединения указывает на диссоциацию его на 2 иона, написать его координационную формулу и уравнение электролитической диссоциации.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Формула |
Опыт 2. Анионные комплексы.
а) Тетраиодовисмутат калия.
В пробирку к 3 - 4 каплям раствора нитрата висмута прибавлять по каплям раствор иодида калия до выпадения темно-бурого осадка иодида висмута. Растворить этот осадок в избытке иодида калия.
ЗАДАНИЕ:
1. Каков цвет полученного раствора?
--------------------------------------------------------------------------------------------
2. Может ли эта окраска обуславливаться присутствием ионов К+, J-, Bi3+?
--------------------------------------------------------------------------------------------
3. Какой из этих ионов может быть комплексообразователем?
--------------------------------------------------------------------------------------------
4. С какими лигандами он мог образовать в данном растворе сложный ион? Ответ мотивировать.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Зная, что состав полученного соединения выражается эмпирической формулой KJ•BiJ3, написать его координационную формулу. Написать уравнения реакций: образования иодида висмута, взаимодействия иодида висмута с избытком иодида калия.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Формула |
6. Написать уравнение электролитической диссоциации полученного комплексного соединения.
Уравнения реакций: |
б) Тетраиодомеркурат калия.
В две пробирки внести по 2 - 3 капли раствора нитрата ртути (II). Одну пробирку оставить в качестве контрольной, в другую добавить раствор иодида калия до полного растворения образующегося вначале оранжевого осадка иодида ртути (II). Испытать растворы в обеих пробирках на присутствие ионов Hg2+, добавив в каждую пробирку по 2 капли раствора едкого натра.
ЗАДАНИЕ:
1. Из какого раствора выпадает желтый осадок оксида ртути (II).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Почему во второй пробирке при действии щелочи осадок не выпадает?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнения проведенных реакций: образования иодида ртути (II), взаимодействия иодида ртути с избытком иодида калия (координационное число Hg2+ равно четырем).
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
4. Написать уравнения электролитической диссоциации нитрата ртути (II) и полученной соли - тетраиодомеркурата калия K2[HgJ4].
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
в) Гидроксокомплексы.
В три пробирки поместить раздельно растворы солей цинка, хрома (III) и алюминия и в каждую из них добавлять по каплям раствор щелочи. Наблюдать вначале выпадение осадков, а затем их растворение в избытке щелочи.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения проделанных реакций, учитывая, что образуются растворимые гидроксокомплексы, содержащие ионы [Zn(OH)4]2-, [Сr(ОН)6]3- и [Al(OH)6]3-.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Зная, что гидроксиды цинка, хрома и алюминия растворяются также в кислотах, указать к какому типу они относятся.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 3. Катионные комплексы.
а) Комплексное основание никеля.
Получить осадок гидроксида никеля (II), внеся в пробирку 3 - 4 капли раствора сульфата никеля и такой же объем едкого натра.
К осадку добавить 5 - 6 капель раствора аммиака. Что происходит? Сравнить окраску ионов Ni2+ в растворе сульфата никеля с окраской полученного раствора.
Присутствием каких ионов обусловлена окраска раствора?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения реакций:
a) Образования гидроксида никеля (II), взаимодействия гидроксида никеля с аммиаком.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Уравнение электролитической диссоциации образовавшегося комплексного основания (координационное число никеля принять равным шести).
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Какое основание является более сильным: простое или комплексное? Ответ обосновать.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Комплексное основание кадмия.
Получить в пробирке осадок гидроксида кадмия, добавляя к раствору его соли равный объем раствора едкого натра. На полученный гидроксид подействовать 25%-ным раствором аммиака до полного растворения осадка.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения реакций получения гидроксида тетраамминкадмия и его электролитической диссоциации.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Какое основание является более сильным электролитом: гидроксид кадмия или его комплексное основание? Ответ обосновать.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 4. Внутрикомплексные соединения.
В 3 пробирки внести по 3 капли раствора хлорида железа (III). Одну оставить в качестве контрольной. В две другие добавить по 3 капли раствора щелочи. К образовавшемуся осадку в одну из них добавить 12 - 15 капель 2 н щавелевой кислоты HOOC - СООН, в другую - столько же 2 н лимонной кислоты СН2(СООН) - С(ОН)СООН. В обе пробирки и в контрольную внести 1-2 капли 0,01 н раствора роданида калия или аммония, который образует с ионами Fe3+ ярко окрашенный роданид железа Fe(SCN)3. Во всех ли пробирках наблюдается окрашивание?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. При растворении гидроксида железа (III) в щавелевой и лимонной кислотах образуется внутрикомплексные соединения, в которых карбоксильные группы кислот присоединяются к комплексообразователю. Для щавелевокислого комплекса формула имеет вид:
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Моно- или полидентатным лигандом является остаток щавелевой кислоты?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Написать аналогично формулу - лимоннокислого (цитратного) комплекса. Обратить внимание на особую прочность внутрикомплексных соединений.
Формула |
Опыт 5. Комплексные соединения в реакциях обмена.
а) Взаимодействие тетрароданомеркурата аммония с солью кобальта.
Приготовить раствор тетрароданомеркурата аммония. Для этого в пробирку внести 3 - 4 капли раствора нитрата ртути (II) и добавить насыщенный раствор роданида аммония до полного растворения выпадающего вначале осадка роданида ртути.
В другую пробирку внести 4 - 5 капель раствора нитрата кобальта и добавить такой же объем полученного раствора тетрароданомеркурата аммония. Для ускорения образования осадка слегка встряхнуть пробирку. Отметить цвет образующегося осадка тетрароданомеркурата кобальта.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения реакций:
a) Образования роданида ртути;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Взаимодействия роданида ртути с избытком роданида аммония, учитывая, что при этом получается комплексная соль, в которой координационное число ртути равно 4;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
c) Молекулярное и ионное уравнения реакции образования тетрароданомеркурата кобальта.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
б) Взаимодействие гексацианоферрата (II) калия с сульфатом меди.
В пробирку к 4 - 5 каплям раствора сульфата меди добавить такой же объем раствора комплексной соли K4[Fe(CN)6]. Отметить цвет образовавшегося осадка гексацианоферрата меди. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 6. Комплексные соединения в окислительно-восстановительных реакциях.
а) Восстановление серебра из его комплексного соединения.
Добавить в пробирку к 5 - 6 каплям раствора нитрата серебра раствор хлорида натрия. Полученный осадок растворить в 25%-ном растворе аммиака. Опустить в раствор кусочек гранулированного цинка. Что наблюдается?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения:
a) Получения осадка хлорида серебра;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Его растворения в аммиаке с образованием комплекса серебра;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
c) Взаимодействия полученного комплексного соединения с цинком.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Какой ион является окислителем в последней реакции?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнение электролитической диссоциации комплексного иона и ионное уравнение окислительно-восстановительной реакции.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
б) Восстановление гексацианоферрата (III) калия.
В пробирку внести 8 - 10 капель 0,1 н раствора иодида калия, 6 - 8 капель 2 н раствора хлороводородной кислоты и 5 - 6 капель бензола. Отметить, что бензол остается бесцветным. Добавить один микрошпатель кристаллов комплексной соли железа (III) K3[Fe(CN)6] и перемешать раствор стеклянной палочкой. По изменению окраски бензола убедиться в выделении свободного йода.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнение реакции взаимодействия гексацианоферрата (III) калия с иодидом калия, учитывая, что K3[Fe(CN)6] переходит при этом в K4[Fe(CN)6]. (Кислоту в уравнение реакции не вводить).
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Указать окислитель и восстановитель.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) Окисление гексацианоферрата (II) калия.
Поместить в пробирку 4 - 5 капель раствора перманганата калия, подкислить 2 н серной кислотой и добавить по каплям раствор гексацианоферрата (II) калия до обесцвечивания раствора.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнение реакции, учитывая, что комплекс железа (II) переходит в комплекс железа (III) с тем же координационным числом, а перманганат калия в кислой среде восстанавливается до сульфата марганца (II).
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 7. Прочность комплексных ионов. Разрушение комплексов.
а) Разрушение комплекса при разбавлении раствора.
Внести в пробирку 2 капли раствора нитрата серебра и добавить 0,1 н раствор иодида калия по каплям, встряхивая пробирку после каждого добавления.
Почему растворяется выпавший вначале осадок иодида серебра? К получившемуся раствору добавить 4 - 5 капель воды. Что наблюдается?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Описать наблюдаемые процессы.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Написать уравнения реакций:
a) Образования иодида серебра;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Его перехода в комплексное соединение;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
c) Диссоциации комплексного иона;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
d) Выражение константы нестойкости.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Какое влияние оказывает разбавление раствора на диссоциацию комплексного иона?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Сравнительная устойчивость роданидного комплекса кобальта в воде и в спирте.
Получить в пробирке тетрароданокобальтат (II) аммония (NH4)2[Co(SCN)4], добавляя к 2 - 3 каплям насыщенного раствора хлорида кобальта (II) 8 - 10 капель насыщенного раствора роданида аммония. Наблюдать появление лиловой окраски комплексного соединения. Разделить раствор на 2 пробирки; в одну из них добавить амиловый спирт, в другую - 10 капель воды. Как изменяется окраска в каждой пробирке?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнение реакций:
a) Образования комплексного соединения,
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Диссоциации комплексного иона.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. В воде или спирте диссоциация комплексного иона протекает полнее? Чем это объясняется?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) Разрушение комплекса при осаждении комплексообразователя.
В две пробирки с раствором сульфата меди добавить: в одну раствор оксалата аммония, в другую сульфида аммония. Написать уравнения реакций и отметить цвета выпавших осадков. В двух других пробирках получить комплексное соединение меди, добавив к 4 - 5 каплям 1 н раствора CuSO4 раствор аммиака до растворения выпадающего вначале осадка основной соли меди. Отметить цвет полученного комплексного соединения. Написать уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с аммиаком, учитывая, что координационное число меди равно четырем.
Испытать действие растворов оксалата аммония и сульфида аммония на полученный раствор комплексной соли меди. От действия какого реактива выпадает осадок? На присутствие каких ионов в растворе комплексной соли указывает появление этого осадка? Добавить в пробирку, где выпал осадок, еще 6 - 7 капель того же реактива и для ускорения коагуляции поместить пробирку в водяную баню, нагретую до кипения. Сохранилась ли в растворе окраска комплекса меди?
ЗАДАНИЕ:
1. Описать наблюдаемые явления.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Ответить на поставленные по ходу работы вопросы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнения проделанных реакций, уравнение электролитической диссоциации комплексной соли меди и ее комплексного иона.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
4. Как влияет добавление (NH4)2S на диссоциацию комплексного иона?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Объяснить, почему одна из солей меди не выпадает в осадок из комплексного соединения.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 8. Двойные соли.
В трех пробирках приготовить раствор двойной соли (NH4)2SO4 • FeSO4 • 6H2O (соли Мора), внеся в каждую по 6 - 8 капель воды и по одному микрошпателю соли. В одну пробирку к раствору соли Мора добавить 5 - 6 капель раствора сульфида аммония, в другую - столько же раствора хлорида бария. Выпавший черный осадок представляет собой сульфид железа (II). Отметить цвет осадков и написать ионные уравнения реакций их образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывают эти реакции?
В третью пробирку добавить 7 - 8 капель 2 н раствора едкого натра и, укрепив в штативе, опустить ее в водяную баню, нагретую почти до кипения. Подержать над пробиркой красную лакмусовую бумажку, смоченную водой. По изменению окраски лакмуса и по запаху определить, какой газ выделяется из пробирки. Написать ионное уравнение протекающей реакции его образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывает эта реакция?
Учитывая результаты опыта, написать уравнение электролитической диссоциации соли Мора.
Проверить действием раствора сульфида аммония, обнаруживаются ли ионы Fe2+ в растворе К4[Fе(СN)6]. Наблюдается ли выпадение черного осадка FeS? Почему?
ЗАДАНИЕ:
1. Описать наблюдаемые явления.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Ответить на вопросы по ходу работы, и написать уравнения соответствующих реакций.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
3. Написать уравнение электролитической диссоциации K4[Fe(CN)6].
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
4. Чем отличается электролитическая диссоциация двойной соли от диссоциации соли, содержащей устойчивый комплексный ион?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 9. Гидратная изомерия аквакомплексов хрома (III).
Хлорид хрома СrСl3 • 6Н2О образует изомеры различного цвета:
[Сr(Н2O)6]Сl3 [Сr(Н2O)5Сl]Сl2 • Н2O
сине-фиолетовый темно-зеленый
[Сr(Н2O)3Сl3] • 3Н2O светло-зеленый
В растворах все три изомера находятся в равновесии, состояние которого зависит от различных факторов, в частности, сильно от температуры.
В две пробирки поместить по несколько кристалликов хлорида хрома СrСl3 • 6Н2О и по 10 капель воды. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, вторую - нагреть на кипящей микробане и наблюдать изменение окраски.
ЗАДАНИЕ:
1. Какой изомер аквакомплекса хрома (III) преимущественно устойчив при комнатной температуре? При высокой температуре?
Формулы |
2. Дать рациональные названия всех трех приведенных изомеров.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выполнение работы проверил(а)
__________________________
Дата_____________
Лабораторная работа № 2
“Растворы электролитов и ионные равновесия”.
Опыт 1. Порядок осаждения солей.
В двух пробирках получить раздельно хлорид и хромат серебра взаимодействием раствора хлорида и хромата калия с нитратом серебра (по 2 - 4 капли).
ЗАДАНИЕ:
1. Написать ионные уравнения реакций, отметить цвета осадков
и записать величину произведения растворимости для хлорида
и хромата серебра. Какая соль менее растворима?
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Какое вещество будет выпадать в осадок в первую очередь из
раствора, содержащего ионы Сl-, СrО4-2 и Аg+ в равных концентрациях?
---------------------------------------------------------------------------------------
Проверить предположение опытом. Для этого внести в одну пробирку по 2 - 3 капли растворов хлорида и хромата калия, добавить 5 - 6 капель воды и перемешать раствор стеклянной палочкой. Осторожно, по каплям (1 - 2 капли) прибавлять в него раствор нитрата серебра. Что наблюдается?
---------------------------------------------------------------------------------------
3. С какими ионами в первую очередь реагируют ионы серебра?
Какое вещество при этом образуется?
---------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
4. Добавить в раствор еще несколько капель нитрата серебра. Наблюдается ли образование хлорида серебра? Отметить начало его образования при дальнейшем увеличении концентрации иона серебра.
---------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
5. Объяснить последовательность образования осадков в данном
опыте, учитывая величины произведений растворимости хлорида и хромата серебра.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 2. Сравнения полноты осаждения ионов различными осадителями.
а) Осаждение ионов бария
Получить осадок оксалата бария взаимодействием растворов хлорида бария (4 капли) и оксалата аммония (6 капель). Дать раствору отстояться или отфильтровать его через бумажный фильтр, вложенный в воронку. Прозрачный фильтрат перенести пипеткой в две чистые пробирки по 3 - 4 капли в каждую. В одну из них добавить 1 - 2 капли раствора оксалата аммония, чтобы убедиться в полноте осаждения иона бария по отношению к ионам оксалата аммония (С2О42-). В другую пробирку добавить 3 - 4 капли раствора хромата калия. Какое вещество выпадает в осадок?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать ионные уравнения протекающих реакций.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Записать величины произведений растворимости оксалата и хромата бария и объяснить образование осадка ВаСrО4 после удаления из раствора ионов Ва2+ в виде BaC2О4.
Уравнения реакций: |
3. Каким из примененных реактивов наиболее полно удаляются ионы бария из раствора?
---------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
б) Осаждение ионов свинца
Получить хлорид свинца взаимодействием растворов нитрата свинца (4 капли) и хлорида натрия (6 капель). Профильтровать раствор в две пробирки по 2 - 3 капли в каждую. В одну из пробирок добавить 2 - 3 капли раствора хлорида натрия, в другую - такой же объем раствора йодида калия. Какая соль выпадает в осадок?
---------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать ионные уравнения реакций образования полученных солей свинца.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. На основании опыта сделать вывод о сравнительной величине произведений растворимости этих солей. Проверить свое заключение по табличным данным.