Опыт 1. Карбонат и гидрокарбонат натрия.
а) Реакция среды в растворе карбоната и гидрокарбоната натрия
Внести в три пробирки по 6 - 7 капель дисциллированной воды. В каждую из них прибавить такое же количество нейтрального раствора лакмуса. В одну пробирку внести 1 микрошпатель кристаллов карбоната натрия, в другую такое же количество гидрокарбоната натрия. Третью пробирку оставить для сравнения. Перемешать растворы стеклянной палочкой. Сравнить окраску лакмуса в растворах солей с его окраской в третьей пробирке. Все три пробирки сохранить в качестве контрольных для следующего опыта.
ЗАДАНИЕ:
1. Ответить на вопросы, какая среда и почему:
a) В растворе карбоната натрия;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
b) В растворе гидрокарбоната натрия.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Написать ионные и молекулярные уравнения реакций. Почему оттенок окраски лакмуса в растворах этих солей различен?
Ответ мотивировать.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Термическое разложение гидрокарбоната натрия
К прокаленному порошку гидрокарбоната натрия добавить 12 - 14 капель дисциллированной воды, перемешать стеклянной палочкой и разделить раствор на две пробирки. Доказать, что в растворе находится соль угольной кислоты. Для этого в одну из пробирок добавить 3 - 4 капли 2 н раствора хлороводородной кислоты и наблюдать выделение пузырьков газа. Какой газ выделяется? В другую пробирку к полученному раствору прибавить такое же количество нейтрального раствора лакмуса.
|
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Сравнить окраску лакмуса в данном растворе с окраской растворов в контрольных пробирках, оставшихся после предыдущего опыта.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. По окраске лакмуса определить, какая соль находится в растворе: карбонат или гидрокарбонат натрия?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнение реакции разложения гидрокарбоната натрия при нагревании.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 2. Получение гидроксида кальция.
Поместить в пробирку кусочек мела и добавить к нему несколько капель воды. Наблюдаются ли какие-либо изменения? Внести в пробирку 1 каплю фенолфталеина. Появляется ли красная краска?
ЗАДАНИЕ:
1. Объяснить наблюдаемое явление. Написать уравнения протекающих реакций.
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 3. Карбонат и гидрокарбонат кальция.
а) Получение карбоната и гидрокарбоната кальция
В пробирку с газоотводной трубкой поместить 2 - 3 г мела и прибавить 8 - 10 капель соляной кислоты. Выделяющийся газ направить в пробирку, которая на 1/2 заполнена известковой водой. Отметить появление осадка карбоната кальция. Продолжать пропускать оксид углерода до растворения осадка, которое происходит вследствие образования растворимого гидрокарбоната. Как называется вода, содержащая эту соль? Раствор сохранить для опыта 3 б.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Отметить наблюдаемые явления и написать уравнения реакций:
a) Образования карбоната кальция при взаимодействии оксида углерода с известковой водой
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Растворение карбоната кальция под действием оксида углерода и воды с образованием гидрокарбоната.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
б) Устранение карбонатной “временной” жесткости воды
Разделить полученный в опыте 3а раствор на две части, перенеся пипеткой половину его в другую пробирку или микроколбочку и, осторожно нагревая, кипятить раствор до образования осадка карбоната кальция. Во второй порции раствора получить тот же осадок, добавив раствор едкого натра (1 - 2 капли).
|
ЗАДАНИЕ:
1. Объяснить наблюдаемые явления.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Написать уравнения реакций:
a) Разрушение гидрокарбоната при кипячении;
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
b) Разрушение гидрокарбоната при взаимодействии со щелочью.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 4. Карбонаты щелочноземельных металлов.
Получить осадки карбонатов кальция, стронция и бария взаимодействием растворов соответствующих солей (3 – 4 капли) с раствором соды. Испытать отношение полученных карбонатов к хлороводородной кислоте. Кислоту добавлять осторожно по каплям.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения протекающих реакций.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Отметить растворимость карбонатов в кислоте.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 5. Сульфаты щелочноземельных металлов.
а) Получение сульфатов кальция, стронция и бария
В три пробирки внести по 2 – 3 капли растворов солей: в первую – соли кальция, во вторую – стронция, в третью – бария. В каждую пробирку добавить по 3 – 4 капли раствора сульфата натрия. Что наблюдается?
ЗАДАНИЕ:
1. Объяснить различную скорость образования осадков сульфата бария и сульфата кальция.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Испытать действие хлороводородной кислоты на полученные сульфаты.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнения реакций образования сульфатов кальция, стронция, бария и выражение произведений растворимости сульфата и карбоната бария.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
4. Объяснить, пользуясь правилом произведения растворимости, почему карбонат бария растворяется в разбавленной хлороводородной кислоте, а его сульфат не растворяется.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Сравнительная растворимость сульфата и карбоната кальция
Получить сульфат кальция, добавив к 3 - 4 каплям раствора хлорида кальция 5 – 6 капель раствора сульфата натрия. Дать раствору отстояться и пипеткой перенести часть его в чистую пробирку. Убедиться в полноте осаждения, добавив еще одну каплю раствора сульфата натрия. В полученный прозрачный раствор внести несколько капель раствора соды. Что наблюдается?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Пользуясь правилом произведения растворимости и таблицей величин ПР, объяснить, почему раствор, после того как из него выпал осадок CaSO4 снова образует осадок при добавлении ионов CO3-2.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) Микрокристаллоскопическая реакция получения сульфата кальция
Поместить каплю раствора хлорида кальция на предметное стекло. Прибавить каплю 2 н H2SO4 и, дождавшись помутнения раствора, рассмотреть образовавшиеся кристаллы CaSO4·H2О под микроскопом.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать молекулярное и ионное уравнений реакций и зарисовать форму кристаллов.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Форма кристаллов |
Опыт 6. Оксалаты щелочноземельных металлов.
Получить осадки оксалатов кальция, стронция и бария взаимодействием растворов соответствующих солей (3 - 4 капли) с таким же объемом раствора оксалата аммония. Испытать действие хлороводородной кислоты на осадки оксалатов.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения реакций: образования оксалатов щелочноземельных металлов и их растворения в HCI.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 7. Хроматы щелочноземельных металлов.
В три пробирки внести раздельно по 3 - 4 капли растворов солей кальция, стронция и бария. В каждую их них добавить по 4 - 5 капель раствора хромата калия. Хроматы каких металлов выпадают в осадок? Отметить их цвет. Испытать действие уксусной кислоты на осадки хроматов.
Вновь получить осадок хромата бария и испытать действие на него хлороводородной кислоты. Что наблюдается?
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения реакций получения хроматов бария, стронция и кальция и их растворения в кислоте.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Объяснить, почему хромат стронция растворяется в уксусной
кислоте, а хромат бария почти нерастворим в ней, но растворяется в хлороводородной кислоте.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Хромат какого металла наиболее растворим?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 8. Восстановительные свойства пероксида бария.
В пробирку внести 3 - 7 капель раствора нитрата серебра и немного порошка пероксида бария. Отметить выделение газа и появление осадка металлического серебра. Какой газ выделяется?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнение реакции.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 9. Взаимодействие магния с водой
В пробирку внести 6 - 7 капель дистиллированной воды и опустить кусочек магния. Отметить отсутствие реакции при комнатной температуре. Нагреть пробирку небольшим пламенем спиртовки. Что наблюдается? Прибавить к полученному раствору 1 каплю фенолфталеина.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. На образование каких ионов в растворе указывает появление
окраски фенолфталеина?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Написать уравнение реакции взаимодействия магния с водой
при нагревании.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 10. Взаимодействие магния с кислотами.
В две пробирки опустить по небольшому кусочку магния. В одну пробирку добавить несколько капель 2 н раствора хлороводородной кислоты, в другую - такое же количество 2 н раствора азотной кислоты.
ЗАДАНИЕ:
1. Что происходит с магнием?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какой газ выделяется:
a) При взаимодействии магния с хлороводородной кислотой;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
b) С азотной кислотой?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнения реакций.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 11. Получение оксида магния и взаимодействие его с водой.
Взять в ложечку для сжигания 2 - 3 г магния и поджечь ее в пламени спиртовки. Как только магний загорится, вынуть его из пламени и держать над тиглем. Образовавшийся оксид магния сбросить в тигель, прибавить туда же несколько капель дистиллированной воды, размешать все стеклянной палочкой и перелить содержимое тигля в пробирку.
ЗАДАНИЕ:
1. Объяснить почему жидкость мутная.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Доказать образование в растворе Мg(OН)2, добавив 1 каплю фенолфталеина.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Написать уравнения реакций: образования оксида магния при
его горении и взаимодействии оксида магния с водой.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
Опыт 12. Получение гидроксида магния и его растворение в кислоте и в солях аммония.
Внести в две пробирки по 3 капли раствора соли магния и в каждую из них добавить по 4 капли раствора едкого натра. В одну из пробирок, помешивая содержимое стеклянной палочкой, прибавить по каплям 2 н раствор хлороводородной кислоты до полного растворения осадка. Прибавляя кислоту, отсчитать число добавляемых капель. В другой пробирке таким же способом (помешивая стеклянной палочкой и считая добавляемые капли) растворить осадок гидроксида магния в 2 н растворе хлорида аммония. В каком случае для растворения осадка потребовалось большее количество реактива?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнения реакций: получения гидроксида магния и
его растворения в кислоте и в растворе соли аммония.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Пользуясь правилом произведения растворимости, объяснить
растворение гидроксида магния в хлориде аммония и в хлороводородной кислоте.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. В каком реактиве растворение гидроксида магния идет легче:
в хлороводородной кислоте или в растворе хлорида аммония?
Почему?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Растворится ли гидроксид магния при добавлении:
a) (NН4)2SO4,
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
b) KCl?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт 13. Некоторые малорастворимые соли магния.
а) Получение гидроксокарбоната магния
В пробирку к 2 - 3 каплям раствора соли магния добавить раствор соды до образования осадка гидроксокарбоната магния. Отметить выделение газа.
ЗАДАНИЕ:
1. Испытать отношение осадка основной соли магния к хлороводородной кислоте.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Написать уравнения реакций получения гидроксокарбоната магния и его растворение в кислоте.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
б) Микрокристаллоскопическая реакция получения фосфата магния-аммония
Поместить на предметное стекло 1 каплю раствора соли магния. Добавить к ней 1 каплю 1 н раствора аммиака, насыщенного хлоридом аммония, и перемешать все стеклянной палочкой. Полученный раствор должен быть прозрачным. Внести в него палочкой кристаллик гидрофосфата натрия Na2HPO4. Рассмотреть образовавшиеся кристаллы двойной соли MgNH4PO4•6H2O в микроскоп. Снять стекло с микроскопа и добавить к кристаллам полученной соли 1 каплю хлороводородной кислоты. Наблюдать растворение осадка.
ЗАДАНИЕ:
1. Написать уравнение реакции.
Уравнения реакций: | Наблюдения: |
2. Зарисовать форму полученных кристаллов.
Форма кристаллов |