Выполнение работы проверил(а)




___________________________

 

Дата_____________

Лабораторная работа № 8

“Химические свойства элементов III группы и их соединений. Бор. Алюминий.”.

I. Бор

Опыт 1. Получение ортоборной (борной) кислоты.

В пробирку внести 5 - 6 капель насыщенного раствора буры Na2B4O7•10H2O и подогреть на водяной бане. В этот раствор внес­ти 2 - 3 капли концентрированной H2SO4. Отметить быстрое выпаде­ние кристаллов борной кислоты.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции получения борной кислоты из тетрабората натрия и серной кислоты.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Солью какой кислоты является тетраборат натрия? Написать
формулу этой кислоты.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Формула    

 

Опыт 2. Кислотные свойства борной кислоты.

В трех пробирках с 5 - 8 каплями дистиллированной воды растворить при нагревании по нескольку кристалликов борной кислоты. В одну из пробирок прибавить 3 - 5 капель нейтрального раствора лакмуса. Отметить изменение его окраски.

В другую пробирку внести кусочек магния. Отметить выделение газа. Какого?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В третью пробирку опустить на несколько секунд полоску универсальной индикаторной бумажки и сравнить ее окраску с окраской эталонной шкалы.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Сделать вывод о рН борной кислоты в полученном растворе.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций:

a) взаимодействия борной кислоты с магнием;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) диссоциации борной кислоты;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

c) значения рН в полученном растворе борной кислоты.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Сделать вывод сильным или слабым электролитом является
борная кислота.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 3. Характерные реакции борной кислоты.

а) Окрашивание пламени

Накалить в пламени горелки металлическую петельку, отме­тить цвет пламени. Опустить накаленную петельку в порошок борной кислоты и вновь внести в пламя (у края внешнего конуса). Какую окраску пламени дает борная кислота?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Получение и горение борноэтилового эфира

В фарфоровом тигле или чашечке выпарить примерно 3 мл насыщенного раствора буры – Na2B4O7. Сухой остаток охладить, добавить после охлаждения 3 - 4 капли концентрированной серной кислоты и 5 - 6 капель этилового спирта. Смесь хорошо перемешай­те стеклянной палочкой и подожгите. Наблюдайте окрашивание пламени в зеленый цвет за счет образования этилового эфира борной кислоты – B(OC2H5)2.

Концентрированная серная кислота связывает образующуюся воду и препятствует гидролизу эфира.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) образование борной кислоты;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) получение борноэтилового эфира взаимодействием этилового спирта и борной кислоты;

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 4. Гидролиз тетрабората натрия.

В пробирку с 5 - 6 каплями нейтрального раствора лакмуса добавить 3 - 4 капли раствора Na2B4O7. Как изменилась окраска лакмуса?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакции ступенчатого гидролиза тетрабората натрия, учитывая, что в результате первой ступени гидролиза образуется ортоборная кислота и метаборат натрия NaBO2 и по второй ступени - ортоборная кислота и едкий натр.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

Опыт 5. Получение малорастворимых боратов.

В три пробирки внести по 3 - 4 капли насыщенного раствора Na2B4O7 и добавить по нескольку капель растворов: в первую -нитрата серебра, во вторую - сульфата меди, в третью - суль­фата алюминия. Отметить цвета выпавших осадков.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что во
всех реакциях участвует вода и получается борная кислота,
выпадающие осадки представляют собой в первой пробирке
метаборат серебра, во второй - основную соль меди CuOHBO2 -
гидроксометаборат меди, в третьей пробирке - гидроксид
алюминия.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Почему в двух последних случаях не получились средние соли -
борат меди и борат алюминия? Ответ объяснить, написав
уравнения соответствующих реакций.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 

 

II. Алюминий.

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с кислотами.

а) Взаимодействие алюминия с разбавленными кислота­ми

В три пробирки внести по 5 - 8 капель 2 н растворов кислот: хлороводородной, серной, азотной. В каждую пробирку опустить по ма­ленькому кусочку алюминиевой стружки. Во всех ли случаях протекает реакция на холоду? Нагреть пробирки на водяной бане. Что наблю­дается?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Какой газ выделяется при взаимодействии алюминия с разбавленной азотной кислотой?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Какой газ выделяется при взаимодействии алюминия с разбавленными серной и хлороводородной кислотами?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Взаимодействие алюминия с концентрированными кислотами

Проделать опыт, аналогичный опыт 1,а, заменив разбавленные кислоты концентрированными: хлороводородной (плотность 1,19 г/см3), серной (плотность 1,84 г/см3), азотной (плотность 1,4 г/см3). Как протекают реакции на холоду? С какой кислотой алюминий не реагирует? Почему? Нагреть пробирки на водяной бане. Как влияет наг­ревание?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Отметить наблюдаемые явления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций, учитывая, что при нагревании азотная кислота восстанавливается в основном до диоксида азота, а серная кислота до сернистого газа на холоду и частично до свободной серы при нагревании.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Влияет ли изменение концентрации хлороводородной кислоты на харак­тер ее взаимодействия с алюминием?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опыт 2. Растворение алюминия в водном растворе щелочи.

Внести в пробирку алюминиевой стружки и добавить 3 - 4 капли воды. Нагреть пробирку на водяной бане. Наблюдается ли выделение водорода?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Добавить в пробирку 5 - 8 капель 2 н раствора едкого натра. Отметить интенсивное выделение водорода.

Отсутствие реакций алюминия с водой объясняется наличием на его поверхности плотной оксидной пленки, которая затрудняет доступ водородных ионов к поверхности металла. Добавленная щелочь растворяет оксидную пленку с образованием гидроксоалюмината и соз­дает возможность непосредственного взаимодействия алюминия с во­дой.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Записать схемы реакций:

 

a) Al2O3 + NaOH + H2O → Na3[Al(OH)6] + …

 

b) Al + H2O → Al(OH)3 + H2

 

c) Al(OH)3 + NaOH → Na3[Al(OH)6]

 

2. Подобрать коэффициенты к данным реакциям.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Опыт 3. Взаимодействие алюминия с неметаллами.

а) Взаимодействие алюминия с йодом.

Опыт проводить в ВЫТЯЖНОМ ШКАФУ!

В тигелек или фарфоровую чашечку поместить по одному микрошпателю мелко растертого йода и порошка алюминия. Тщательно перемешать стеклянной палочкой. К смеси добавить 1 - 2 капли дистилли­рованной воды. Отметить появление паров йода.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

2. Отметить ее тепловой эффект. (Вода в данном случае является
катализатором).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

б) Взаимодействие алюминия с серой – демонстрационный опыт

5-6 микрошпателей порошка алюминия и вдвое большее количест­во растертой в порошок серы тщательно перемешать на кусочке филь­тровальной бумаги. Приготовленную смесь перенести на асбестированную сетку, помещенную на кольцо штатива. Пламенем спиртовки наг­реть сетку снизу, в том месте, где находится смесь. Во время наг­ревания смесь перемешивать стеклянной палочкой. Наблюдающиеся не­большие вспышки объясняются экзотермичностью процесса соединения алюминия с серой. Когда реакция закончится, вспышки прекратятся.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции получения сульфида алюминия.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

Опыт 4. Гидроксид алюминия, его получение и свойства.

В две пробирки внести по 2 - 3 капли раствора соли алюминия и по 2 - 3 капли 2 н раствора едкого натра до образования осадка гидроксида алюминия. В одну пробирку к полученному осадку прибавить 3 - 5 капель 2 н раствора хлороводородной кислоты, в другую столько же 2 н раствора едкого натра. Что происходит в обоих слу­чаях?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Сделать вывод о свойствах гидроксида алюминия.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций:

a) Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с
хлороводородной кислотой и едким натром, учитывая, что в щелочной среде образуется комплексный анион [Al(OH)6]3-.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

b) Указать названия полученных соединений алюминия.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать схему равновесия диссоциации гидроксида алюминия.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

4. Как изменяется концентрация ионов Al3+ и [Al(OH)6]3- при
добавлении кислоты?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

5. Как изменяется концентрация ионов Al3+ и [Al(OH)6]3- при
добавлении щелочи?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 5. Гидролиз хлорида алюминия.

В пробирку внести 5 - 6 капель нейтрального раствора лакмуса и 1 - 3 капли раствора хлорида алюминия.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Отметить, как изменилась окраска лакмуса и объяснить причи­ну этого изменения.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать в молекулярном и ионном виде уравнение реакции
гидролиза, протекающего преимущественно по первой ступени.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

3. Почему гидролиз этой соли не протекает до конца?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

4. Как можно уменьшить степень гидролиза этой соли?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: