Лабораторная работа № 12




“Химические свойства р-элементов VII группы и их соединений. Галогены.”

Опыт 1. Получение галогенов окислением галогенидов.

а) Получение хлора — демонстрационный опыт.

В две пробирки раздельно внести по 2 - 3 кристаллика КMnО4 и К2Сr2О7. В обе пробирки добавить по 2 - 3 капли концентрированной хлороводородной кислоты (плотность 1,19 г/см3). Вторую пробирку слегка подогреть. Наблюдать выделение хлора. Отметить окраску хлора.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что дихромат калия переходит в хлорид хрома (III), а перманганат калия - в хлорид марганца (II).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Указать окислитель и восстановитель.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Получение брома и йода — демонстрационный опыт.

В две пробирки внести: в одну – 2 - 3 кристаллика бромида калия или натрия и 1 - 2 микрошпателя оксида марганца (IV), в другую - такое же количество смеси иодида калия с оксидом марганца (IV). Отметить выделение и цвет брома и йода в газообразном состоянии.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что оксид марганца (IV) переходит в сульфат марганца (II).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

!!! Внимание!!!

В связи с токсичностью галогенов в пробирки с остатками реагентов внести по 3 - 5 капель раствора тиосульфата натрия Nа2S2Оз и сразу же их вымыть.

 

Опыт 2. Растворимость брома и йода в органических растворителях.

В три пробирки раздельно внести по 2 - 3 капли бромной и йодной воды. Добавить в каждую пробирку по 5 - 6 капель органического растворителя (растворитель хлороформ, бензол, спирт). Растворы перемешать стеклянной палочкой. Отметить окраску отстоявшихся слоев в пробирках, (органический растворитель экстрагирует бром и йод из водного раствора). Какие галогены можно обнаружить этим опытом?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 3. Окислительные свойства галогенов и их сравнительная активность.

а) Окислительные свойства галогенов.

В три пробирки внести по 3 - 5 капель хлорной, бромной и йодной воды. Добавить к хлорной воде несколько капель сероводородной воды до появления мути. К бромной и йодной воде добавить порошок магния. Перемешать растворы стеклянной палочкой и отметить их обесцвечивание.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения всех протекающих реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Какие свойства во всех случаях проявляют галогены?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Сравнение окислительных свойств галогенов.

В одну пробирку внести 3 - 5 капель раствора бромида натрия, и в две другие — по 3 - 5 капель раствора иодида калия. Во все три пробирки добавить по 2 - 3 капли органического растворителя - бензола. В пробирки с раствором бромида и иодида внести по 3 - 4 капли хлорной воды, в последнюю пробирку с раствором иодида - столько же бромной воды. Содержание пробирок перемешать стеклянной палочкой и по окраске полученного слоя органического растворителя установить, какой галоген выделяется в свободном виде в каждой из пробирок.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной форме. В каждом случае указать окислитель и восстановитель.

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Расположить галогены в ряд по убыванию их окислительной активности. Объяснить последовательность расположения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Могут ли молекулярные галогены проявлять восстановительные свойства? Ответ обосновать.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

в) Окисление сульфата железа (II).

В две пробирки раздельно внести по 3 - 5 капель бромной и йодной воды. Добавить в каждую пробирку по 1 - 2 кристаллика сульфата железа (II) [соли Мора (NH4)2SO4 • FeSO4 • 6 Н2О].

 

ЗАДАНИЕ:

1. Объяснить что наблюдалось?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнение протекающей реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

3. Написав значения стандартных электродных потенциалов Сl2/2Сl-, Вr2/2Вr-, I2/2I-, Fe3+/ Fe2+ указать, в каком случае реакция окисления FeSO4 невозможна. Подтверждалось ли это опытом?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 4. Получение бромоводорода и иодоводорода.

В две пробирки внести по 3 - 4 микрошпателя сухих солей - бромида и иодида калия или натрия. Добавить к ним по 5 - 10 капель насыщенного раствора ортофосфорной кислоты. Пробирки слегка подогреть. Смочить водой синюю лакмусовую бумажку и подержать ее у отверстия пробирок. Отметить образование белого дыма и покраснение лакмусовой бумажки у отверстия пробирок. На что это указывает?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций, сопровождающихся образованием бромоводорода и йодоводорода.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Окисляет ли фосфорная кислота выделяющийся бромоводород и иодоводород?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 5. Сравнение восстановительных свойств галогенидов.

 

а) Восстановление серной кислоты галогеноводородами.

В три пробирки раздельно внести по 2 - 3 микрошпателя хлорида, бромида и иодида калия или натрия и по 2 - 3 капли концентрированной серной кислоты (плотность 1,84 г/см3). Наблюдать в начале реакции выделение белого дыма в каждой пробирке. На образование каких веществ это указывает? Отметить последующее появление бурых паров брома и йода в соответствующих пробирках. По запаху (осторожно!) определить выделение диоксида серы во второй пробирке и сероводорода - в третьей.

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Описать наблюдаемые явления и написать уравнения каждой реакции в две фазы:

 

a) Реакции обмена, протекающих с образованием соответствующих галогеноводородов.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
 
 
 
 
 
 
 
 

 

b) Реакций восстановления избытка серной кислоты бромоводородом и иодоводородом.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Протекала ли реакция восстановления серной кислоты хлороводородом?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Как изменяются восстановительные свойства в ряду HF, HCl, HBr, HJ? Чем это объясняется?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Восстановление дихромата калия.

В три пробирки внести по 2 - 4 капли дихромата калия, подкисленного 2 н серной кислотой (1 - 2 капли). Добавить по 2 - 3 капли в первую пробирку раствора иодида калия, во вторую - столько же какого-либо бромида и в третью - хлорида натрия. Растворы перемешать чистой стеклянной палочкой. В каком случае восстановление дихромата не произошло?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что дихромат калия, восстанавливаясь, переходит в сульфат хрома (III). Как изменялась при этом степень окисления соответствующих галогенов?

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Что при этом наблюдалось?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

в) Восстановление хлорида железа (III).

Проделать опыт, аналогичный опыту 5б, заменив раствор дихромата калия раствором хлорида железа (III).

 

ЗАДАНИЕ:

1. Объяснить наблюдение?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. В каком случае произошло восстановление FeCl3 и соответственно окисление галогена?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Согласуются ли результаты опытов б и в с относительными значениями стандартных электродных потенциалов соответствующих окислительно-восстановительных систем? (опыт 3, в).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

4. Как изменяется восстановительная способность отрицательных ионов галогенов? Расположить их в ряд по возрастающей восстановительной активности.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 6. Характерные реакции на ионы галогенов.

Образование осадков AgCl, AgBr и AgJ является характерной реакцией на ионы галогенов. Получить указанные вещества реакцией обмена. Необходимые растворы соответствующих солей брать в количестве 4 – 5 капель. К полученным осадкам добавить по 2 - 3 капли 2 н раствора азотной кислоты. Наблюдается ли их растворение?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать в молекулярной и ионной форме уравнения протекающих реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Отметить цвета полученных осадков и результат действия на них азотной кислоты.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Опыт 7. Сравнение окислительных свойств гипохлоритов, хлоратов и перхлоратов.

В две пробирки внести по 3 - 5 капель раствора иодида калия. Добавить по 2 - 3 капли растворов: в первую пробирку - хлората калия КClO3 (или 1 - 2 кристаллика сухой соли); во вторую - перхлората калия КClO4 - в пробирки добавить по 2 - 4 капли серной кислоты. В каком случае происходит реакция окисления KJ в кислой среде?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Что наблюдалось в каждом случае?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения всех протекающих реакций, учитывая, что ион J- окисляется в J0, а ионы СlO- и СlO3- восстанавливаются в ион Сl-.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

3. Сделать вывод о сравнительной окислительной способности анионов в ряду СlO-, СlO3-, СlO4-.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: