Выполнение работы проверил(а)




___________________________

Дата_____________

Лабораторная работа № 6

“Химические свойства d-элементов VII и VIII групп и их соединений. Железо. Кобальт. Никель. Марганец.”.

I. Железо

Опыт 1. Характерные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

а) Действие на соли железа (II) гексацианоферрата (III) калия.

Приготовить в пробирке раствор соли Мора и добавить 1 кап­лю раствора гексацианоферрата (III) калия (красной кровяной со­ли K3[Fe(CN)6]). Отметить цвет образовавшегося осадка (турнбулева синь). Указать химическое название и формулу полученного вещества. Данная реакция является характерной на ион Fe2+.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

б) Действие на соли железа (III) гексацианоферрата (II) калия.

Поместить в пробирку 2 - 3 капли раствора хлорида железа (III) и добавить 1 каплю раствора гексацианоферрата (II) калия (жел­той кровяной соли K4[Fe(CN)6]). Что наблюдается?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Отметить цвет образовавшегося осадка (берлинская лазурь), указать химическое название и формулу полученного вещества.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Написать уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

в) Действие на соли Fe (III) роданида аммония (или калия).

Поместить в пробирку 5 - 6 капель раствора хлорида железа (III) и добавить 1 каплю 0,01 н раствора роданида аммония (или калия). Такой же опыт проделать с раствором соли Мора. Пере­нести 1 каплю полученного в первой пробирке раствора в другую пробирку и добавить 8 - 10 капель воды.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции с получением Fe(SCN)3, сообщающего раствору ярко-красную окраску. Отметить что окраска харак­терна только для соли железа (III). Чем объясняется ослабление окраски при разбавлении?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   

 

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислотами.

В три пробирки внести по 5 капель 2 н растворов кислот: в первую - хлороводородной, во вторую - серной, в третью - азотной. В четвертую пробирку поместить 3 капли концентрирован­ной серной кислоты (плотностью 1,84 г/см3). В каждую пробирку поместить кусочек железной стружки, после чего пробирку с концентрированной серной кислотой осторожно нагреть. Наблюдать происходящие процессы. Затем в каждую пробирку прибавить по 1 капле 0,01 н раствора роданида калия или аммония, которые с ионами Fe3+ дают характерную красную окраску соединения Fe(SCN)3.

Убедитесь в том, что в хлороводородной и разбавленной серной кислоте образуются ионы Fe2+, а в азотной кислоте и концентрированной серной кислоте - ионы Fe3+. Наблюдать за появлением окраски следует внимательно, т.к. через некоторое время (1 - 2 мин) в кислой среде Fe(SCN)3 разлагается.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения проведенных реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Какие ионы являются окислителями в каждой из этих реакций?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Чем объяснить, что при взаимодействии железа с серной кислотой различной концентрации образуются соли железа в различной степени окисления?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 3. Гидроксид железа (II).

В солях железа (II) в следствии частичного окисления на воздухе всегда присутствует железо (III). Поэтому во всех опытах по изучению свойств железа (II) следует брать наиболее устойчивую двойную кристаллическую соль Мора (NH4)2SO4•FeSO4•6H2O.

Для приготовления раствора в пробирку поместить 2 микрошпателя порошка этой соли и растворить ее в 4 - 5 каплях воды.

ЗАДАНИЕ:

1. Чем объясняется большая устойчивость в кристаллическом состоянии соли Мора по сравнению с сульфатом железа (II).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Почему раствор (NH4)2SO4•FeSO4•6H2O должен быть свежеприготов­ленным?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать координационную формулу соли Мора.

 

Формула  

 

В уравнениях реакций вместо формулы соли Мора можно пользоваться формулой сульфата железа (II), т.к. двойная соль Мора практически полностью диссоциирует при растворении в воде на все составляющие ее ионы.

В пробирку с 3 - 4 каплями раствора соли Мора приливать 2 н раствор щелочи до выпадения зеленого осадка гидроксида железа (II). Перемешать полученный осадок стеклян­ной палочкой и наблюдать через 1 - 2 мин побурение осадка в следствии окисления гидроксида железа (II) в гидроксид железа (III) Fe(OH)3.

Проверить опытным путем как взаимодействует свежеосажденный гидроксид железа (II) с 2 н раствором хлороводородной кислоты. Какие свойства в этой реакции проявляет гидроксид железа (II)?

 

4. Написать уравнения реакций:

a) Образования гидроксида железа (II);

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) Окисление полученного основания в гидроксид железа (III)

под действием кислорода воздуха и воды.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 4. Восстановительные свойства соединений железа (II).

а) Восстановление азотной кислоты

Приготовить в двух цилиндрических пробирках раствор соли Мора. В одну из них добавить 1 каплю концентрированной азотной кислоты (плотность 1,4 г/см3), подогреть раствор до прекращения выделения газа и дать ему остыть.

Затем в обе пробирки добавить по 1 капле 0,01 н раствора роданида аммония.

 

ЗАДАНИЕ:

1. В какой пробирки наблюдается красное окрашивание раствора
и почему?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнение реакции, считая что азотная кислота восстанавливается преимущественно до NO.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

б) Восстановление пероксида водорода

Приготовить в двух пробирках раствор соли Мора. В одну из них добавить 2 - 3 капли 2 н раствора серной кислоты и 2 - 3 капли 3% - ного раствора пероксида водорода. Затем в обе пробирки добавить по 1 капле 0,01 н раствора роданида аммония. В какой пробирке наблюдается красное окрашивание и почему?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Проверить опытным путем, как протекает восстановление пероксида водорода солью железа (II) в щелочной среде.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Отметить выпадение осадка гидроксида железа (III). Написать уравнения реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

в) Восстановление нитрата серебра

Приготовить в двух пробирках раствор соли Мора. В одну из них добавить 6 - 7 капель раствора нитрата серебра и слегка нагревать небольшим пламенем горелки, не доводя жидкость до кипе­ния. На какой процесс указывает появление на внутренних стенках пробирки серебряного зеркала?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Охладив пробирку добавить в нее и в контрольную пробирку по 1 капле 0,01 н раствора роданида аммония. В какой пробирке наблюдается окрашивание и почему?

Записать уравнение реакции восстановления нитрата серебра солью железа (II).

3 AgNO3 + 3 FeSO4 → 3 Ag↓ + Fe(NO3)3 + Fe2(SO4)3

 

Опыт 5. Гидролиз сульфата железа (II).

Поместить в пробирку 5 - 6 капель нейтрального раствора лакмуса и добавить два микрошпателя соли Мора. Размешать стеклянной палочкой. Установить по цвету лакмуса реакцию среды в полученном растворе.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции гидролиза FeSO4.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 6. Действие сероводорода и сульфида аммония на соли железа (II).

Поместить в две пробирке по 5 - 6 капель свежеприготовлен­ного раствора соли Мора. В одну из них добавить 2 капли серо­водородной воды, в другую - 2 капли раствора сульфида аммония. В какой пробирке выпал осадок сульфида железа (II)?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Проверить растворимость выпавшего осадка в разбавленной хлоро­водородной кислоте.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Объяснить почему сульфид железа (II) не выпадает в осадок при действии сероводородной воды, но выпадает при действии сульфида аммония.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать в молекулярной и ионной форме уравнения реакции образования сульфида железа (II) и его растворения в хлороводородной кислоте.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

Опыт 7. Гидроксид железа (III).

В две пробирки внести по 5 - 6 капель раствора хлорида же­леза (III) и добавить по 3 - 4 капли 2 н раствора щелочи. Что наблюдается? В одну пробирку добавить разбавленной кислоты до растворения осадка, во второй пробирке проверить раствори­мость осадка в щелочи.

Не смотря на отсутствие взаимодействия со щелочью при обычных условиях гидроксид железа (III) слабо амфотерен. Кислотные свойства он проявляет только при сплавлении со щелочами или карбонатами щелочных металлов, при этом образуются со­ли железистой кислоты, называемые ферритами. Водой они пол­ностью гидролизуются.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) Взаимодействия хлорида железа (III) с раствором щелочи с

образованием гидроксида железа (III) Fe(OH)3;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) Растворения гидроксида железа (III) в кислоте;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

c) Образования ферритов при сплавлении, дописав следующие реакции:

 

Fe2O3 + Na2CO3 → _____________________________________

 

Fe2O3 + KOH →_______________________________________

 

d) Полного гидролиза феррита натрия, протекающего с

образо­ванием FeOOH;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

e) Формулу оксида Fe3O4 в виде феррита железа.

Формула    

 

 

Опыт 8. Окислительные свойства соединений железа (III).

а) Окисление иодида калия

В пробирку с 3 - 4 каплями раствора FeCl3 добавить 1 - 2 кап­ли раствора иодида калия. В какой цвет и почему окрашивается раствор?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

б) Окисление сульфита натрия

В пробирку с 3 - 4 каплями раствора FeCl3 добавить несколь­ко кристалликов сульфита натрия. При этом вначале появляется буро-красное окрашивание вследствие образования малоустойчи­вого сульфита железа (III), которое исчезает при нагревании.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Убедитесь в восстановлении железа до степени окисления +2. Какой реактив следует для этого применить?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнение реакции окисления сульфита натрия хлоридом железа (III), учитывая, что в реакции принимает участие вода.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 9. Гидролиз солей железа (III).

а) Гидролиз хлорида железа (III)

Поместить в две пробирки по 5 - 6 капель нейтрального раст­вора лакмуса и по два микрошпателя хлорида железа (III). Определить по цвету раствора реакцию среды. Одну из пробирок нагреть. Что наблюдается при нагревании?

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции гидролиза FeCl3.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Как можно уменьшить степень гидролиза этой соли?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Какая соль, FeCl2 или FeCl3, в большей степени подвергается гидролизу? Ответ мотивировать.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Гидролиз хлорида железа (III) в присутствии соды

Поместить в пробирку 3 - 4 капли раствора хлорида железа (III) и прибавлять по каплям раствор соды. Отметить выпадение в осадок гидроксида - FeOOH. Какой газ выделяется?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 10. Действие сероводорода и сульфида аммония на соли железа (III).

Поместить в две пробирки по 3 - 4 капли раствора соли желе­за (III). В одну из них добавить 2 капли сероводородной воды, в другую - 2 капли раствора сульфида аммония. Одинаков ли цвет выпавших осадков?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Почему при действии сероводорода и сульфида аммония на
соли железа (III) не выпадает осадок сульфида железа (III).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Каким свойством железа (III) объясняется появление в обеих
пробирках коллоидного осадка серы?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Учитывая, что исходный раствор соли железа (III) подкислен
(для ослабления гидролиза), объясните выпадение при дейст­вии сульфида аммония осадка сульфида железа (II)?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

4. Написать уравнения всех проделанных реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Опыт 11. Получение соединений железа (VI).

В пробирку поместить пинцетом несколько кусочков измельченного едкого калия, добавить 1 каплю насыщенного раствора FeCl3 и (ПОД ТЯГОЙ!) 2 капли брома. После слабого нагревания образуется фиолетовый раствор калиевой соли железной кис­лоты - феррата калия K2FeO4. Внести микрошпателем немного полученного вещества в другую пробирку с 3 - 4 каплями раствора хлорида бария и наблюдать выпадение осадка феррата бария.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) Окисление хлорида железа (III) бромом в щелочной среде;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) Образование труднорастворимого феррата бария;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

с) Учитывая, что феррат – ион устойчив только в щелочном растворе, записать уравнение реакции разложения в кислой среде соли, содержащий этот ион, по схеме:

 

FeO42- + H+ → Fe3+ + O2 + H2O

 

Опыт 12. Получение комплексного фосфата железа (III).

В пробирку с 3 - 4 каплями раствора FeCl3 добавить 1 каплю 0,01н раствора роданида аммония и затем 2 капли 2 н раствора ортофосфорной кислоты. Что наблюдается?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Учитывая, что устойчивый комплексный ион [Fe(PO4)2]3- -бесцветен, объяснить наблюдаемое явление и написать уравнение соответствующей реакции.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

II. Кобальт и Никель.

Опыт 1. Получение гидроксида кобальта (II) и его окисление.

В две пробирки поместить по 2 - 3 капли раствора соли кобальта и добавлять по каплям раствор едкой щелочи; сначала появляется синий осадок основной соли, который затем становится розовым, что указывает на образование гидроксида кобальта (II). Осадок в одной пробирке тщательно размешать стеклянной палочкой, а в другую при­бавить 2 - 3 капли 3 % - ного раствора пероксида водорода. В какой из пробирок наблюдается окисление гидроксида кобальта?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 

 

2. Сравнить полученные результаты с результатом опыта по окисле­нию гидроксида железа (II).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Какой ион является более энергичным восстановителем: Со2+ или Fe2+?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 2. Комплексные соединения кобальта.

а) Аквакомплекс кобальта (II) и его разрушение

В две пробирки поместить по 4 - 5 капель насыщенного раствора соли кобальта (II). В первую пробирку добавить 2 капли концентрированной хлороводородной кислота (плотность 1,19 г/см3), во вто­рую пробирку внести небольшой кусочек предварительно прокаленного на асбестированной сетке хлорида кальция. Что наблюдается?

В третью пробирку поместить 1 микрошпатель соли кобальта и 3 - 4 капли этилового спирта, отметить цвет полученного раствора. Прибавить к раствору 7 - 8 капель воды до нового изменения окраски.

Написать стеклянной палочкой, смоченной 0,02 н раствором CoCl2, какое-либо слово на фильтровальной бумаге. Подсушив бумагу поднести ее к пламени спиртовки и слегка подогреть пока текст не станет видимым. Обратить внимание на последующее обесцвечива­ние надписи при охлаждении.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые явления.

Изменение цвета раствора во всех случаях объясняется тем, что непрочный комплексный ион [Co(H2O)6]2+ сообщает раствору розовую окраску, а элементарный ион Со2+ - синюю.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

б) Получение комплексного роданида кобальта

Поместить в пробирку 2 капли насыщенного раствора соли кобальта (II) и добавить 5 - 6 капель насыщенного раствора рода­нида аммония; учесть что при этом образуется раствор комплекс­ной соли (NH4)2[Co(SCN)4]. Комплексные ионы [Co(SCN)4]2- окрашены в синий цвет, а гидротированные ионы [Сo(H2O)6]2+ - в розовый.

Отметить цвет полученного раствора. Разбавить его водой до изме­нения окраски, добавить 2 капли смеси спирта с эфиром, размешать раствор стеклянной палочкой и вновь наблюдать изменение окраски. Затем в ту же пробирку приливать дистиллированную воду, наблюдая постепенное изменение окраски.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые явления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать:

a) уравнение диссоциации комплексной соли кобальта;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

b) уравнение диссоциации комплексного иона;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

c) выражение константы нестойкости комплексного иона.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Какова роль воды и спирта в смещении равновесия диссоциации
комплексного иона?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в) Получение амминокомплексов кобальта

К 3 - 4 каплям раствора соли кобальта (II) прибавлять по кап­лям 25 % - ный раствор аммиака до выпадения осадка гидроксида кобальта (II) и его дальнейшего растворения вследствие образования комплексного соединения, в котором кобальт имеет координационное число равное 6. Полученный раствор разлить в две пробирки. В од­ной из них тщательно перемешать раствор стеклянной палочкой до изменения окраски вследствие окисления полученного комплексного соединения кобальта (II) в комплексное соединение кобальта (III).

Во вторую пробирку добавить 2 - 3 капли 3 % - ного раствора пероксида водорода. Объяснить изменение окраски. Затем прилить в обе пробирки по 2 - 3 капли раствора сульфида аммония. Объяснить почему выпадает осадок.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Почему амминокомплексный ион Со (II) окисляется кислородом воздуха, тогда как аквакомплекс Со (II) удается окислить лишь пероксидом водорода?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Написать уравнения реакций:

a) образования амминокомплекса кобальта (II);

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

b) его окисления кислородом воздуха и пероксидом водорода

до образования амминокомплекса кобальта (III);

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
   

 

 

c) диссоциации полученных комплексных соединений;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
   

 

d) диссоциации комплексных ионов и выражения констант их

нес­тойкости. Какой комплексный ион прочнее? Ответ

мотивировать.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
   
Формулы  

 

e) взаимодействия амминокомплекса кобальта (III) с

сульфидом аммония;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

f) сравнить координационные формулы комплексных

соединений кобальта в разных степенях окисления.

Отличается ли их пространственная конфигурация?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

г) Получение нитритокомплекса кобальта

Поместить в пробирку 3 - 4 капли насыщенного раствора соли кобальта (II) и 1 микрошпатель кристаллического нитрита калия. Добавить 1 - 2 капли 2 н раствора серной кислоты. Какой газ выделяется? Через несколько минут наблюдать выпадение осадка, отметить его цвет.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций учитывая, что нитрит калия в присутствии серной кислоты окисляет кобальт (II) до кобальта (III) в результате чего образуется нерастворимое комплексное соеди­нение K3[Co(NO2)6].

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   

 

2. Записать название полученного комплексного соединения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 3. Получение гидроксида никеля (II) и его окисление

В три пробирки поместить по 2 - 3 капли раствора соли никеля и добавлять по каплям раствор едкой щелочи до выпадения осадка гидроксида никеля (II). В первой пробирке осадок тщательно размешать стеклянной палочкой, во вторую добавить 2 - 3 капли 3 % - ного раствора пероксида водорода. Наблюдается ли изменение цвета осад­ка? Происходит ли окисление гидроксида никеля (II) кислородом воздуха и пероксидом водорода? В третью пробирку добавить 1 каплю бромной воды. Что наблюдается?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Ответить на поставленные вопросы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

3. Сравнить восстановительные свойства гидроксидов железа, кобальта и никеля в степени окисления +2 по наблюдениям и при сравнении стандартных окислительно-восстановительных потенци­алов (при переходе в гидроксиды этих элементов в степени окисления +3).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 4. Получение амминокомплекса никеля

Один микрошпатель соли никеля (II) растворить в 5 каплях воды. Добавить 5 капель 25 % - ного раствора аммиака. Как изменяется цвет раствора? Добавить к раствору 2 - 3 капли раствора сульфида аммония. Что выпадает в осадок?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) Образования амминокомплекса никеля (координационное

число никеля равно 6);

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

b) Диссоциации комплексного соединения и комплексного

иона;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
   

 

c) Взаимодействия полученного комплексного соединения

никеля с сульфидом аммония. Объяснить механизм

взаимодействия, пользуясь константой нестойкости

комплексного иона и произ­ведением растворимости.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

III. Марганец.

Опыт 1. Гидроксид марганца (II) и его свойства.

В две пробирки внести по 3 - 4 капли раствора соли марганца (II) и по 2 - 3 капли 2 н раствора щелочи. Каков цвет полученного осадка гидроксида марганца (II)? Размешать осадок стеклянной палочкой и отметить его побурение вследствие окисления марганца (II) до Мn (IV). Во вторую пробирку с осадком гидроксида марганца добавить 2 - 3 капли 2 н раствора серной кислоты. Что наблюдается? Какие свойства характерны для гидроксида Мn (II)?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) Получения гидроксида марганца (II) и его окисления

кислородом воздуха в МnО(ОН)2;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) Взаимодействия гидроксида марганца с серной кислотой.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 2. Получение некоторых малорастворимых

Солей марганца (II).

В трех пробирках получить: а) хромат марганца; б) карбонат марганца; в) сульфид марганца взаимодействием хромата калия, карбоната натрия и сульфида аммония с сульфатом марганца (II). Растворы брать по 3 - 4 капли. Отметить цвет осадков. Раствор с осадком сульфида марганца размешать стеклянной палочкой. Отметить изменение цвета осадка. Добавить к каждому осадку 2 - 4 капли 2 н раствора кислоты. Сделать вывод о растворимости полученных солей марганца в кислой среде.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакции:

a) Получения хромата, карбоната и сульфида марганца;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

b) Окисления сульфида марганца кислородом воздуха в

присутствии воды, учитывая, что при этом получается

гидроксид Мn (IV);

 

Уравнения реакций: На


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: