Вид деятельности | Энерготраты в 1 мин на 1 кг веса тела (ккал) |
Ходьба: 110 шагов / мин 6 км / ч 8 км / ч Бег со скоростью: 8 км / ч 10,8 км / ч 320 м / мин Гимнастика: Вольные упражнения Упражнения на снарядах Езда на велосипеде со скоростью 10-20 км / ч Катание на коньках Передвижение по пересеченной местности на лыжах Упражнения со скакалкой Плавание со скоростью 50 м / мин Физические упражнения Умственный труд: в лаборатории сидя (практические занятия) в лаборатории стоя (практические занятия) Печатание на компьютере Учебные занятия Личная гигиена Приём пищи сидя Отдых: Стоя Сидя лёжа (без сна) Уборка постели Сон | 0,0690 0,0714 0,1548 0,1357 0,178 0,320 0,0845 0,1280 0,1285 0,1071 0,2086 0,1033 0,1700 0,0648 0,0250 0,0360 0,0333 0,0264 0,0329 0,0236 0,0264 0,0229 0,0183 0,0329 0,0155 |
На использовании величин энерготрат, представленных в различных таблицах, основан хронометражно-табличный метод определения суточного расхода энергии. В отличие от других методов, он не требует никакой аппаратуры и может применяться в любых условиях.
Порядок определения суточного расхода энергии с помощью хронометражно-табличного метода следующий:
– подготовить рабочую таблицу (табл.4);
– провести хронометраж дня и определить время выполнения различных видов деятельности;
– найти в таблице 3 для каждого вида деятельности соответствующие данные энергетических трат, которые указываются как суммарная величина расхода энергии в ккал за 1 мин на 1 кг веса. Если в таблице тот или иной вид деятельности не указан, то следует пользоваться данными, относящимися к близкой по характеру деятельности;
– вычислить расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножить величину энергетических трат при данном виде деятельности на время её выполнения;
– определить величину, характеризующую суточный расход энергии на 1 кг веса тела, суммировав полученные данные расхода энергии при различных видах деятельности за сутки;
– вычислить суточный расход энергии человека, для чего величину суточного расхода энергии на 1 кг веса тела умножить на вес тела и к полученной величине прибавить 15 % от полученной суммы с целью покрытия неучтённых энерготрат.
Пример. Нужно определить суточный расход энергии студента. Вес студента 60 кг. Данные хронометража дня и времени на различные виды деятельности студента вносятся в рабочую таблицу 4. С помощью таблицы 3 определяют энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируют величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 33,593 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг): 33,593 х 60 = 2015,58 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтённые энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2015,58 + 302,337 = 2317,917 ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента - 2317,917 ккал.
Естественно, если в распорядке дня будут внесены существенные изменения, то необходимо вновь рассчитать суточный расход энергии.
С помощью хронометражно-табличного метода суточный расход энергии можно определить лишь ориентировочно, так как нельзя полностью учесть все виды деятельности человека в течение дня. Кроме того, приводимые в таблицах энерготраты имеют относительное значение, так как расход энергии человека даже при выполнении одного и того же вида деятельности может колебаться по разным причинам: условия труда, состояние организма и др. Вместе с тем этот метод позволяет вычислить суточный расход энергии в пределах, достаточных для практических целей.
Таблица 4
Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии
Вид деятельности | Время (от-до, ч, мин) | Продол- житель- ность (мин) | Расход энергии (в 1 мин на 1 кг веса тела ккал) | Вычисление расхода энергии (ккал на 1 кг веса тела) |
Подъем, личная гигиена Завтрак (прием пищи сидя) Ходьба на учебу Умственная работа сидя Ходьба с учебы домой Личная гигиена Обед (прием пищи сидя) Отдых лежа Умственная работа сидя Ужин (прием пищи сидя) Умственная работа сидя Свободное времяпровождение: Ходьба Отдых стоя Ходьба Отдых сидя Личная гигиена Сон | 7.30 – 7.50 7.50 – 8.00 8.00 – 8.10 8.10 – 13.15 13.15 – 13.30 13.30 –14.30 14.30 – 15.00 15.00 – 16.30 16.30 – 18.30 18.30 – 19.10 19.10 – 20.10 20.10 – 20.40 20.40 – 21.00 21.00 – 21.20 21.20 – 22.00 22.00 – 22.30 22.30 – 7.30 | 20 10 10 305 15 60 30 90 120 40 60 30 20 20 40 30 540 | 0,0329 0,0236 0,0690 0,025 0,0690 0,0329 0,0236 0,0183 0,0243 0,0236 0,0243 0,0690 0,0264 0,0690 0,0229 0,0329 0,0155 | 0,0329*20=0,658 0,0236*10=0,236 0,0690*10=0,69 0,025*305=7,625 0,0690*15=1,035 0,0329*60=1,974 0,0236*30=0,708 0,0183*90=1,098 0,0243*120=2,916 0,0236*40=0,944 0,0243*60=1,458 0,0690*30=2,07 0,0264*20=0,528 0,0690*20=1,38 0,0229*40=0,916 0,0329*30=0,987 0,0155*540=8,37 |
Итого: | 33,593 |
Определили энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируем величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 33,593 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг): 33,593 х 60 = 2015,58 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтённые энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2015,58 + 302,337 = 2317,917 ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента - 2317,917 ккал.
Примеры выполнения контрольных заданий
Задание 1.
Профессию педагога (указываете вашу будущую специальность) можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. сердечно-сосудистые;
2. желудочно-кишечные;
3. нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. болезни крови;
5. нарушение функции щитовидной железы
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
2. снижение двигательной активности;
3. эмоциональная перенапряжённость;
4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
6. использование авторитарного стиля руководства.
Задание 2.
Комплекс упражнений при вашем профессиональном заболевании (10-12 упражнений).
1) И.п. (исходное положение)
2) Техника выполнения упражнения
3) Количество повторений
Пример: И. п. - Сидя на стуле, голова прямо, руки опущены. Отклониться максимально вправо, прямые руки в стороны. Вернуться в исходное положение. Затем то же выполнить влево. Вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
Задание 3.
Вес студента 60 кг.
Данные хронометража дня и времени на различные виды деятельности студента вносятся в рабочую таблицу.
Задание 1.
Уровень профессиональной заболеваемости средних медицинских работников выраженные преобладающие заболевания:
1.Профессиональные аллергозы
2.Аллергические реакции на пыль натурального латекса
3.Анафилактический шок
4.Бронхиальная астма
5.Аллергический ринит
6.Поражения кожи
7.Профессиональные заболевания от воздействия биологических факторов
8.Профессиональные заболевания токсико-химической этиологии
9.Токсические итоксико-аллергические гепатиты
10.Катаральный ринит и хронический атрофический ринит.
11.Контактные неаллергические дерматиты
12.Профессиональные заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем организма
13.Болезни опорно-двигательного аппарата
14.Варикозное расширение вен
15.Дискинезия рук (координаторные неврозы)
16.Ухудшение зрения (астенопия, миопиия)
17.Профессиональные заболевания от действия физических факторов
18.Лучевая болезнь,профессиональные лейкозы, рак кожи от воздействия рентгеновских лучей
19.Заболевания, связанные с воздействием лазерного излучения и ультразвука
20.Профессиональным заболеваниям рук в виде ангионеврозов, полиневропатий (вегетативно-сенситивных и сенсомоторных форм полиневрита)
21.Вибрационная болезнь
22.Болезни нервной системы
23.Неврозы
Среди всех отраслей экономики по профессиональным заболеваниям среди женщин первое место занимают медицинские сестры – 9,4%,
В Российской Федерации факт профессионального заболевания устанавливается специализированными медицинскими учреждениями в соответствии со списком профессиональных заболеваний и инструкцией по его применению. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 01.12.2004 г.№718 утвердило перечень социально значимых заболеваний, которые могут быть признаны профессиональными заболеваниями, т.е. производственно обусловленными. Перечень социально значимых заболеваний:
1. Гепатит
2.Вич-инфекцией
3.Туберкулез
4.Инфекционные заболевания
К основным профессиональным заболеваниям мед. работников относятся:
1. ВБИ
2. Боли в спине
3. Остеохондроз
4. Дерматит
5. Бронхиальная астма.
6. Нарушение репродуктивной функции.
7. Развитие катаракты.
8. Синдром хронической усталости;
9. Стресс и нервное истощение
Причинами заболеваний являются:
1. Физическое взаимодействие с пациентом, подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов.
2. Воздействие высоких и низких температур.
3. Действие излучений. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы.
4. Воздействие разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.
5. Опасность заражения внутрибольничными инфекциями, при непосредственном контакте с биологическими жидкостями пациента, и при общении с ним.
6. Систематические нарушения суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Психологический фактор также связан с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей.
7. Опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники), неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре.
Задание 2
1. И. п. - Сидя на стуле, Опустите руки, разведите их в стороны, сведите вперед, поднимите вверх, сжимая пальцы рук в кулаки и разжимая. Опустите и расслабьте руки. Дыхание произвольное. Вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
2. И. п. - Поднимите носки ног, опустите, поднимите пятки – выполняйте перекаты стопами. Дыхание произвольное. Вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
3. И. п. - Поднимите плечи на вдохе и опустите на выдохе. Сведите плечи вперед и разведите назад. Вернитесь в исходное положение. Дыхание произвольное. Опустите руки, покачайте и потрясите ими, расслабьте. Повторить 4-5 раза.
4. И. п. - Скользите ногами по полу, перейдите к движению на весу (велосипед). Дыхание произвольное. Повторить 7 -8 раза.
5. И. п. - Положите правую руку на правую сторону головы так, чтобы ухо оказалось между большим и указательным пальцами. Постарайтесь повернуть голову вправо, противодействуя себе рукой и напрягая мышцы шеи. Напрягайте мышцы шеи 3–7 с. Повторите то же левой рукой. Расслабьтесь в течение 10 с. Повторить 3-4 раза.
6. И. п. - Сядьте на передний край стула. Руки сцепите сзади в области поясницы. Оттяните руки как можно дальше назад, прогнитесь (лопатки вместе, плечи отведены назад), сделайте вдох. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь – выдох. Повторить 4-5 раза..
7. И. п. - Руки заведите за спинку стула (спина опирается о спинку стула), посидите в таком положении, расслабьтесь. Повторить 4-5 раза.
8. И. п. - Наклоните голову немного вперед, положите руки на затылок. Постарайтесь выпрямить голову, противодействуя себе руки. Напрягайте мышцы в течение 5–10 с, расслабьтесь на 10 с. 9. Держите голову прямо, руки скрестите на затылке, наклоняйте голову назад, противодействуя себе руками. После напряжения мышц – расслабьтесь. Повторить 3-4 раза.
9. И. п. - Наклоните голову немного вперед, положите руки на затылок. Постарайтесь выпрямить голову, противодействуя себе руки. Напрягайте мышцы в течение 5–10 с, расслабьтесь на 10 с. 9. Держите голову прямо, руки скрестите на затылке, наклоняйте голову назад, противодействуя себе руками. После напряжения мышц – расслабьтесь. Повторить 3-4 раза.
10. И. п. - Сидя на стуле, имитируйте ходьбу на ягодицах. После чего чередуйте втягивание и расслабление ануса. Повторить 4-5 раза.
Задание 3
Требуется определить суточный расход энергии студента возрасте 19 лет с массой тела 60 кг. По таблице 2 находится величина основного обмена, она равняется 1590 ккал в сутки. Эта величина умножается на 1,4, т.к.студент, как видно из таблицы 1, относится к первой группе профессий с КФА 1,4, и получается результат 2226 ккал. Полученный результат на 224 ккал ниже приведенного в табл. 1.
Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии
Вид деятельности | Время (от-до,ч,м,мин.) | Продол-житель- ность (мин) | Расход энергии (в 1 мин на 1 кг веса тела ккал | Вычисление расхода энергии (ккал на 1 кг веса тела) |
Зарядка (физ.упражнения) Личная гигиена Уборка постели Завтрак (прием пищи сидя) Езда на учебу в автобусе Работа в лаборатории сидя Обед (прием пищи сидя) Отдых сидя Работа в лаборатории сидя Езда в автобусе на тренировку Тренировка: разминка Физические упражнения Фехтования Физические упражнения Душ (личная гигиена) Езда домой на автобусе Ужин (прием пищи сидя) Умственная работа сидя Прогулка Личная гигиена Сон | 7.0– 7.15 7.15 -7.30 7.30 -7.40 7.40 -8.00 8.00-8.30 8.30-12.30 12.30-13.00 13.00-13.30 13.30-17.30 17.30-18.00 19.30-19.40 19.40-20.20 20.20-20.40 20.40-22.20 22.20-22.50 22.50-23.00 23.00-7.00 | 15 15 10 20 30 240 30 30 240 30 5 15 60 10 10 40 20 100 30 10 480 | 0,0648 0,0329 0,0329 0,0236 0,0267 0,0250 0,0236 0,0229 0,0250 0,0267 0,1357 0,0845 0,1333 0,0845 0,0329 0,0267 0,0236 0,0243 0,0690 0,0399 0,0155 | 0,0648х15=0,972 0,0329х15=0,4935 0,0329х10=0,329 0,0236х20=0,472 0,0267х30=0,801 0,0250х240=6,00 0,0236х30=0,708 0,0229х30=0,687 0,0250х240=6,00 0,0267х30=0,801 0,1357х5=0,6785 0,0845х15=1,2675 0,1333х60=7,998 0,0845х10=0,845 0,0329х10=0,329 0,0267х40=1,068 0,0236х20=0,472 0,0243х100=2,43 0,0690х30=2,07 0,0399х10=0,399 0,0155х480=7,44 |
Итого: | 24 час | 42,2605 |
Определили энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируем величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 42,2605 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг ): 42,2605 х 60 = 2535,63 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтённые энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2535,63 + 380,304 = 2915,93ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента – 2915,93ккал.