Основные методы обследования




Психологическому обследованию детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов находится в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.

Понятие «психологический диагноз» относится к числу наименее разработанных в современной психологии и не имеет, по существу, чёткого обоснования. Признавая очевидную недостаточность знаний о природе и механизмах психического развития, следует подчеркнуть, что этот вопрос должен быть методологически правильно поставлен. Это означает опору на чёткую возрастную периодизацию. Требования к возрастному диагнозу дополняются необходимостью исследования «зоны ближайшего развития».

В рамках консультативной практики представляется целесообразным говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребёнка при реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается ближайших возрастных этапов развития и должна строиться с учётом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития

Таким образом, круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере.

Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребёнка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности.

В связи с этим при проведении психологического обследования ребёнка используются следующие основные методы:

1. Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребёнка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребёнка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Кроме того, в документацию должна входить педагогическая характеристика ребёнка, которое даёт то детское учреждение, в котором он находится до поступления в ПМПК.

Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребёнка.

2. Беседа. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребёнка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциального окружения, с самим ребёнком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С её помощью можно выяснить, как ребёнок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения.

Ценные материалы может дать беседа с самим ребёнком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы поведения ребёнка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здоровья. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей. Беседа имеет большое значение для установления контакта с ребёнком.

3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребёнка – детские рисунки, различные поделки, письменные учебные работы и т.д.

Цель этого метода – сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребёнка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, патологические проявления.

4. Наблюдение. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребёнка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным, то есть определяться задачей исследования.

В условиях ПМПК наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при роботе в диагностических, психотерапевтических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребёнка с его обучением и воспитанием, то есть носит активный характер.

Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени, создаёт в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребёнка, определения его «зоны ближайшего развития», может изучить особенности и возможности развития ребёнка.

Результаты наблюдения за ребёнком в различных видах его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение для оценки результатов имеют точность, тщательность и непредвзятость при фиксировании результатов наблюдения. Регистрация наблюдений может осуществляться с помощью магнитофонной записи, фото- и киносъёмки, записи на видеомагнитофон. Наиболее важными видами наблюдения являются наблюдения за игрой ребёнка. Поведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет наблюдение и изучение личности ребёнка.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод может быть применён при изучении различных проявлений деятельности ребёнка и выявлении особенностей развития его личности.

Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребёнка данного возраста, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать, моделируемую ситуацию необходимо представить в виде игрового или учебного задания понятной ребёнку мотивировкой.

Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение за ребёнком. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования.

Проведение эксперимента осуществляется п о э т а п н о. Вначале следует установить контакт с ребёнком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребёнка эксперимент не проводится. Отказ ребёнка выполнять задание может быть связан с ситуацией эксперимента. Но может быть и показателем нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка. Если ребёнок согласен выполнять задание, ему предлагается инструкция, по которой он должен действовать. Инструкция может быть дана в различных формах – вербальной и невербальной. Она должна быть достаточно простой, так как правильное понимание задания определяет ход эксперимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-действенной форме или с помощью жестов.

Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются к каждой из методик. Задание выполняется под наблюдение психолога, и при необходимости ребёнку оказывается помощь, которая также фиксируется в протоколе. Результаты оцениваются количественно и качественно.

Количественная оценка осуществляется путём подсчёта баллов, установленных за выполнение каждого задания, и времени, потраченного на выполнение. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности испытуемого, способы действия, степень самостоятельности выполнения задания, обучаем ости, факторы, влияющие на характер работы, утомляемость и т.д.

Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранятся в личном деле ребёнка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения данного ребёнка.

6. Тестирование. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты –опросники, применяемые с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью являются тесты-задания, включающие целый ряд специальных заданий. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека.

Условия психологического обследования

Условия проведения психологического наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности обследуемого ребёнка могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных.

Среди конкретных условий, которые следует учитывать психологу, могут быть особенности личности испытуемого и внешние условия опыта. Условиями, характеризующими особенности личности, являются возраст и пол испытуемого, его мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент. При этом нужно чрезвычайно внимательно отнестись к состоянию здоровья, различным психосоматическим, физиологическим нарушениям, отклонениям в развитии.

Среди условий, характеризующих личность самого испытуемого, не все являются одинокого расположенными. Одни из них устойчивы. Это такие психологические качества личности, характер, мотивы, установки, знания, привычки, мнения. Другие особенности личности (и на это нужно обратить особое внимание) крайне подвижны, ситуативны, изменчивы. Это эмоциональные, интеллектуальные и волевые психические состояния человека. Умение психолога ловить, понять состояние ребёнка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересованности в общении способствуют адекватности получения сведений о психологических особенностях детей.

Наряду с этим психологу необходимо проследить за внешними условиями, в которых проводиться психологическое обследование. Внешние условия (освещение, тишина, вентиляция, мебель, оснащение помещения, личность самого психолога) не должны затруднять выполнение предлагаемых ребёнку заданий, вызывать стойкий отрицательный рефлекс на необычную для ребёнка атмосферу поведения, общения с психологом или предлагаемого действия. Ещё до начала обследования нужно дать ребёнку привыкнуть к окружению, «обыграть» его как «естественное».

 

Программа обследования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: