Исходный уровень готовности детей с нарушениями зрения




К обучению пространственной ориентировке

Название разделов схемы обследования Вопросы и задания Примерный уровень сформированности умения Примечание педагога
       
       
       
       
       
       

Оценка уровня сформированности навыка производится в соответствии со следующими категориями:

0 уровень – задание не выполнено;

I уровень – при выполнении задания допускались грубые ошибки или требовалась значительная словесная или действенная помощь со стороны педагога;

II уровень – задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;

III уровень – задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.

 

 

Регистрационный лист тестового контроля

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата _________________________________________________

 

Тестируемая деятельность Субъективная Экспертная
До После До После
1. Отношения к занятиям по ориентированию        
2. Уровень понимания ориентирования        
3. Уровень сформированности навыка обследования предмета        
4. Уровень сформированности представлений о себе        
5. Умение составлять планы помещений        
6. Умение словесно воспроизводить маршрут        
7. Уровень сформированности навыка владения длинной тростью        
8. Умение пользоваться городским транспортом        
9. Умение свободно и уверенно передвигаться по знакомому маршруту        
10. Готовность к самостоятельному изучению новых маршрутов различной сложности        

 

Программа обучения

Пространственной ориентировке

 

1. Формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

2. Обучение приёмам и способам ориентировки в микропространстве (на рабочем столе, за столом, в тетради, учебнике и т.д.).

3. Формирование у учащихся необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём.

4. Обучение незрячих учащихся младших классов ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми.

5. Ознакомление слепых учащихся с приемами и способами ориентировки с помощью вспомогательных средств.

 

В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя семь разделов:

- развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира;

- формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство;

- ориентировка в микропространстве;

- обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений;

- формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке;

- совместная ориентировка со зрячими;

- ознакомление приёмам пространственной ориентировке с помощью трости.

 

Содержание этих разделов и полнота могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся.

 

Методические материалы для проведения

Тифлопедагогического обследования

1. Набор предметов, предметных картинок с тифлопедагогической доработкой тифлопедагога по обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям.

2. Набор сюжетных картинок.

3. Разрезные картинки.

4. Набор картинок по развитию речи (Л.И. Плаксиной).

5. Картотека пословиц, поговорок (в плоскопечатном варианте и по системе Брайля).

6. Набор материалов для обследования сенсорных эталонов, пространственных представлений.

7. Касса букв и слогов, цифровая касса, колодка шеститочия, кубик шеститочия, азбука по системе Брайля.

8. Фланелеграф.

9. Альбом по развитию зрительного восприятия, тесты по развитию зрительного восприятия.

10. Набор предметов из различных материалов для развития осязательного восприятия.

11. Коллекция запахов и фломастеры с различными запахами.

12. Кассета с аудиозаписями шумов большого города.

13. Набор обводки предметов по контуру.

14. Подборка текстов с различными шрифтами в зависимости от остроты зрения и написанные шрифтом Брайля.

15. Приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага.

 

 

Образец заключения

По результатам обследования ребёнка

С нарушением зрения

На приёме Вадик, 8 лет, 2-го класса школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота в сопровождении социального педагога (мать работает) в связи с трудностями в обучении.

VIS OD = 0,08 с/к. Глазное дно и оптические среды без особенностей.

Гипертропия средней степени правого глаза, высокой степени – левого глаза, амблиопия средней степени правого глаза, высокой степени – левого глаза.

В школе-интернате учится второй год. Посещал детский сад № 53 для детей с тяжёлыми нарушениями зрения в течение двух лет.

В контакт вступает постепенно, отвлекаем.

Ориентировка на собственном теле и пространственные представления сформированы недостаточно. Временные представления: времена года знает, последовательность месяцев и названия путает, дни недели называет.

Понятия «предыдущий» и «последующий» день недели не определяет.

В речи агграматизмы, нарушение звукослоговой структуры.

Затрудняется в установлении последовательности и логических связей в серии сюжетных картинок.

Смысл метафор объяснить не может.

Логико-грамматические конструкции объясняет с ошибками.

При сравнении в простых случаях использует существенные признаки.

Ч Т Е Н И Е. Послоговое, медленное, допускает замещения согласных по звонкости-глухости. Прочитанный материал осознает только после повторного чтения текста. Фонематический анализ развит слабо.

П И С Ь М О. Пропускает согласные, затрудняется в выделении гласных в слияниях. При письме под диктовку допускает пропуски гласных, забывает написание букв; границы предложение не выделяет. Графомоторика слабая, почерк неровный.

М А Т Е М А Т И К А. Счёт до 100 прямой, обратный с опорой на наглядность. Счётные операции – отвлечённо – медленно осмысляет. Состав чисел знает нетвёрдо. Простые арифметические задачи решает только с помощью наводящих вопросов.

Трудности в обучении обусловлены первичным дефектом (слабовидением), выраженным речевым недоразвитием, недостаточностью абстрактно-логического мышления, низкой работоспособностью, низким темпом выполнения письменных работ.

Рекомендовано продолжение обучения в школе для слепых и слабовидящих по программе коррекционного класса (ЗПР) во 2-м классе. В случае нарастания трудностей повторное обследование.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: