Для проведения сурдопедагогического обследования.




1. Предметные картинки, в названиях которых есть все звуки русского алфавита (каждый звук в трёх положениях в слове – в начале, в середине и в конце).

2. Сюжетные картинки.

3. Серии сюжетных картинок (2, 3, 4, 5).

4. Разрезные картинки или кубики (из 2, 3, 4 и т.д. частей) в зависимости от возраста ребёнка.

5. Однородные предметы или картинки с их изображениями, отличающиеся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т.д.). Мягкие игрушки, матрёшки (2, 3, 5-составные).

6. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шарик, кубик, кирпичик, «Почтовый ящик», «Чудесный мешочек».

7. Предметы, отличающиеся по цветам и оттенкам.

8. Доски Сегена.

9. Тематические предметные картинки, соответствующие сюжетным (сад, огород, овощи, фрукты и т.д.) на проверку знаний обобщающих понятий.

10. Палочки для проверки навыков чёта, для выкладывания фигур по образцу.

11. Нелепицы: «Чего не бывает?»

12. «Лишний предмет».

13. Различные лото.

14. Куклы разного размера.

15. Фломастеры, цветные карандаши.

16. Разнообразный счётный материал (грибки, рыбки и т.п.).

17. Парные картинки.

18. Таблички.

19. Цифры, буквы.

20. Музыкальные игрушки – барабан, бубен, гармошка, дудочка, шарманка; резиновые звучащие игрушки.

21. Программы детских садов и школ для детей с нарушениями слуха.

22. Учебники и учебные пособия.

23. Звукоусиливающая аппаратура фронтального и индивидуального пользования.

24. Аудиометр.

 

 

Образец заключения

По результатам обследования ребёнка

С нарушением слуха

 

Маша Т., 7 лет 7 мес. На приёме в сопровождении матери и сурдопедагога детского сада для консультации для определения вида школы (для глухих или слабослышащих). Из документов представлена характеристика сурдопедагога и методиста.

У девочки двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Родители глухие, в семье ещё один ребёнок 12 лет, обучающийся в школе для глухих детей. Снижение слуха у девочки врождённое, замечено было сразу.

Посещает детский сад в течение 5 лет. Общительная, хорошо вступает в контакт со слышащими сверстниками, с которыми совместно обучалась в одной группе детского сада. Общая и мелкая моторика развиты соответственно возрасту.

Девочка спокойная, контактная. Назвала своё имя, фамилию, возраст. Знает состав семьи, перечислила всех.

Понимает обращённую к ней речь в пределах ситуации. Имеет представления о величине предметов (большой – маленький), высоте (высокий – низкий), длине (длинный – короткий), ширине широкий – узкий). Отвечает односложно. Назвала основные цвета и оттенки. Знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Называет предметы из разных тематических групп, знает обобщающие понятия. Выделила 4-ый лишний предмет, не смогла объяснить, почему так сделала.

Серию из двух сюжетных картинок разложила верно, а из четырёх картинок – с помощью педагога. Составить связный рассказ по этой серии не смогла, называла отдельные предметы.

Разрезную картинку по образцу из 12 частей сложила правильно.

Имеет представления о временах года, месяцах, днях недели и называет их.

Пространственные представления сформированы не в полном объёме.

Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10. Решает простые задачи. Условие читает и понимает, опираясь на иллюстративный материал.

Девочка общается с окружающими с помощью устно-дактильной и жестовой речи. В экспрессивной речи отдельные слова и редкие словосочетания (в основном существительные, прилагательные). Глаголы употребляет крайне редко. Фразовой речью не владеет.

Понимает вопрос «где», отвечает на него.

Для окружающих речь девочки непонятна, звукопроизношение грубо нарушено. В речи много призвуков. Артикуляционный аппарат – в норме.

Объём словаря не соответствует возрастным и программным требованиям.

Чтение медленное, послоговое, голос тихий. Смысл прочитанного короткого рассказа в полном объёме не понимает. Причинно-следственные связи не устанавливает. Не может ответить на вопросы: отчего? Почему? Зачем?

Пишет печатными буквами с пропуском букв (МНЕ ЗОВУ МАША. МОЙ ФАМИЛИЯ ИВАНОВА). Строчки придерживается.

Ведущая рука правая.

Девочка слухопротезирована, аппарат типа «заушный» носит в детском саду постоянно.

Программный материал усвоен не в полном объёме. Отсутствует связная речь, мало слов, обозначающих действия. В связи с тем, что ребёнок из семьи глухих, лома отсутствует речевая среда.

Социально-педагогическая запущенность.

Рекомендуется обучение в 1-м классе школы I вида. Дополнительные занятия с сурдопедагогом по формированию устной речи (для восполнения пробелов в знаниях).

 

 

Тифлопедагогическое обследование

В настоящее время имеется стойка тенденция к росту числа детей с патологией зрения, причём отмечается интенсивное увеличение количества детей, раннее не охваченных поддержкой тифлопедагогов период школьного обучения, - детей с функциональными нарушениями зрения.

Среди причин, вызывающих нарушения зрения, ведущее место занимают врождённые факторы. Им сопутствуют нарушения психофизического развития, эмоционально-волевой сферы ребенка. Растёт количество детей, имеющих не просто сопутствующее заболевания, а сложную структуру дефекта. В этих условиях необходимо создание комфортных условий пребывания в образовательной среде каждому ребёнку.

При организации обследования тифлопедагогом необходимо помнить, сто когда речь идёт о распознавании индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, диагностика должна исходить из единства подходов как к методам, так и к результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создавать индивидуально-ориентированную программу для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Программа развития не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на индивидуальный уровень развития ребёнка, так и иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитателей, социальных педагогов и других специалистов, принимающих участие в воспитании и развитии ребёнка.

В процессе диагностического обследования необходимо обращать внимание на проявление психической организации ребёнка с нарушением развития в различных видах деятельности, то есть диагностика должна осуществляться во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребёнка (эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интеллектуальной, мотивационной, поведенческой).

Диагностическое обследование должно строиться с учётом принципа структурно-динамического подхода. Суть этого принципа заключается не только в необходимости выявления основного и сопутствующего отклонений в развитии или составляющих сложного дефекта, но и в наблюдениях за их проявлениями в динамике педагогического процесса.

Содержание программы тифлопедагогической помощи, разрабатываемой для конкретного ребёнка, должно базироваться на глубоком, всестороннем количественном и качественном анализе полученных результатов. Только соблюдение этих принципов сможет обеспечить достижение позитивного результата диагностического обследования – разработку программы, создающей условия для развития каждого ребёнка.

Для того, чтобы рекомендуемая программа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо осуществлять взаимодействие между всеми участникам коррекционно-развивающей помощи (медицинской, психологической, социальной), удерживать соответствие психофизического развития ребёнка дифферинцированно-индивидуальным формам работы и соблюдать последовательность этапов и элементов (методов, приёмов, средств и содержания) помощи детям с сенсорной недостаточностью.

 

Схема обследования

1. Фамилия, имя, отчество и возраст ребёнка.

2. Осуществляется зрительный диагноз – острота зрения.

3. Выясняется причина дефекта и время выявления.

4. Выясняется положение ребёнка в семье.

5. Выясняются сопутствующие заболевания.

6. Исследуется состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнаёт ли окружающие предметы и их изображения).

7. Устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора:

- тактильная чувствительность (пороги чувствительности);

- развитие мелкой моторики (состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки), способы захвата предмета, сила удержания, точность мелких движений).

8. Выясняется культура осязательного восприятия:

- хаотичное, последовательное восприятие руки;

- моно-, биномануальное восприятие;

- наличие поисковых и пролеживающих движений руки;

- сформированности прослеживающих функций руки;

- координация глаз и руки.

9. Исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом).

10. Исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности:

- состояние уха (заключение ЛОРа);

- состояние речевого слуха;

- соотношение звуковых сигналов с источником звука;

- локализация звука и его направлений;

- переключение звукового внимания;

- соотнесение звука с действием;

- узнавание и различение по голосам окружающих людей.

11. исследуется обонятельная чувствительность (различение основных запахов и их локализация, соотнесение запахов и их источников).

12. Выясняется уровень развития двигательной сферы:

- общее физическое состояние (по антропометрическим данным);

- походка;

- осанка;

- наличие навязчивых движений;

- общая моторика (точность основных движений, координация движений, ритмичность выполнения движений, функция равновесия).

13. Устанавливается наличие пространственных представлений:

- знание частей собственного тела;

- пространственные направления, связанные с собственным телом;

- различие пространственных представлений о себе;

- определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением).

14. Устанавливается наличие временных представлений:

- части суток;

- дни недели;

- времена года.

15. Исследуются психические процессы:

- внимание;

- память;

- речь (общее состояние речи – произношение, выразительность, темп, голос, дыхание, предметная соотнесённость, связная речь, восприятие текста, артикуляционная моторика, обследование мимической моторики – движение мышц лба, глаз, носа, логопедический диагноз, жестовая выразительность речи – головой, плечами, руками.

16. Исследуется предметное представление – узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка (одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, животные (домашние, дикие), птицы, транспорт.

17. Анализируется изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями:

- сенсорные эталоны;

- навыки рисования (самостоятельно, по трафарету);

- владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого);

- навыки лепки;

- навыки конструирования.

18. Исследуются личностные качества:

– эмоционально-волевая сфера;

– контактность;

– уровень овладения неречевыми способами общения;

– познавательная активность;

– уровень самостоятельности в практической деятельности.

19. Составляется заключение.

20. Формулируются рекомендации. Результаты обследования заносятся в таблицы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: