1. Предметные картинки, в названиях которых есть все звуки русского алфавита (каждый звук в трёх положениях в слове – в начале, в середине и в конце).
2. Сюжетные картинки.
3. Серии сюжетных картинок (2, 3, 4, 5).
4. Разрезные картинки или кубики (из 2, 3, 4 и т.д. частей) в зависимости от возраста ребёнка.
5. Однородные предметы или картинки с их изображениями, отличающиеся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т.д.). Мягкие игрушки, матрёшки (2, 3, 5-составные).
6. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шарик, кубик, кирпичик, «Почтовый ящик», «Чудесный мешочек».
7. Предметы, отличающиеся по цветам и оттенкам.
8. Доски Сегена.
9. Тематические предметные картинки, соответствующие сюжетным (сад, огород, овощи, фрукты и т.д.) на проверку знаний обобщающих понятий.
10. Палочки для проверки навыков чёта, для выкладывания фигур по образцу.
11. Нелепицы: «Чего не бывает?»
12. «Лишний предмет».
13. Различные лото.
14. Куклы разного размера.
15. Фломастеры, цветные карандаши.
16. Разнообразный счётный материал (грибки, рыбки и т.п.).
17. Парные картинки.
18. Таблички.
19. Цифры, буквы.
20. Музыкальные игрушки – барабан, бубен, гармошка, дудочка, шарманка; резиновые звучащие игрушки.
21. Программы детских садов и школ для детей с нарушениями слуха.
22. Учебники и учебные пособия.
23. Звукоусиливающая аппаратура фронтального и индивидуального пользования.
24. Аудиометр.
Образец заключения
По результатам обследования ребёнка
С нарушением слуха
Маша Т., 7 лет 7 мес. На приёме в сопровождении матери и сурдопедагога детского сада для консультации для определения вида школы (для глухих или слабослышащих). Из документов представлена характеристика сурдопедагога и методиста.
|
У девочки двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Родители глухие, в семье ещё один ребёнок 12 лет, обучающийся в школе для глухих детей. Снижение слуха у девочки врождённое, замечено было сразу.
Посещает детский сад в течение 5 лет. Общительная, хорошо вступает в контакт со слышащими сверстниками, с которыми совместно обучалась в одной группе детского сада. Общая и мелкая моторика развиты соответственно возрасту.
Девочка спокойная, контактная. Назвала своё имя, фамилию, возраст. Знает состав семьи, перечислила всех.
Понимает обращённую к ней речь в пределах ситуации. Имеет представления о величине предметов (большой – маленький), высоте (высокий – низкий), длине (длинный – короткий), ширине широкий – узкий). Отвечает односложно. Назвала основные цвета и оттенки. Знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Называет предметы из разных тематических групп, знает обобщающие понятия. Выделила 4-ый лишний предмет, не смогла объяснить, почему так сделала.
Серию из двух сюжетных картинок разложила верно, а из четырёх картинок – с помощью педагога. Составить связный рассказ по этой серии не смогла, называла отдельные предметы.
Разрезную картинку по образцу из 12 частей сложила правильно.
Имеет представления о временах года, месяцах, днях недели и называет их.
Пространственные представления сформированы не в полном объёме.
Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10. Решает простые задачи. Условие читает и понимает, опираясь на иллюстративный материал.
|
Девочка общается с окружающими с помощью устно-дактильной и жестовой речи. В экспрессивной речи отдельные слова и редкие словосочетания (в основном существительные, прилагательные). Глаголы употребляет крайне редко. Фразовой речью не владеет.
Понимает вопрос «где», отвечает на него.
Для окружающих речь девочки непонятна, звукопроизношение грубо нарушено. В речи много призвуков. Артикуляционный аппарат – в норме.
Объём словаря не соответствует возрастным и программным требованиям.
Чтение медленное, послоговое, голос тихий. Смысл прочитанного короткого рассказа в полном объёме не понимает. Причинно-следственные связи не устанавливает. Не может ответить на вопросы: отчего? Почему? Зачем?
Пишет печатными буквами с пропуском букв (МНЕ ЗОВУ МАША. МОЙ ФАМИЛИЯ ИВАНОВА). Строчки придерживается.
Ведущая рука правая.
Девочка слухопротезирована, аппарат типа «заушный» носит в детском саду постоянно.
Программный материал усвоен не в полном объёме. Отсутствует связная речь, мало слов, обозначающих действия. В связи с тем, что ребёнок из семьи глухих, лома отсутствует речевая среда.
Социально-педагогическая запущенность.
Рекомендуется обучение в 1-м классе школы I вида. Дополнительные занятия с сурдопедагогом по формированию устной речи (для восполнения пробелов в знаниях).
Тифлопедагогическое обследование
В настоящее время имеется стойка тенденция к росту числа детей с патологией зрения, причём отмечается интенсивное увеличение количества детей, раннее не охваченных поддержкой тифлопедагогов период школьного обучения, - детей с функциональными нарушениями зрения.
|
Среди причин, вызывающих нарушения зрения, ведущее место занимают врождённые факторы. Им сопутствуют нарушения психофизического развития, эмоционально-волевой сферы ребенка. Растёт количество детей, имеющих не просто сопутствующее заболевания, а сложную структуру дефекта. В этих условиях необходимо создание комфортных условий пребывания в образовательной среде каждому ребёнку.
При организации обследования тифлопедагогом необходимо помнить, сто когда речь идёт о распознавании индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, диагностика должна исходить из единства подходов как к методам, так и к результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создавать индивидуально-ориентированную программу для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями и потребностями.
Программа развития не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на индивидуальный уровень развития ребёнка, так и иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитателей, социальных педагогов и других специалистов, принимающих участие в воспитании и развитии ребёнка.
В процессе диагностического обследования необходимо обращать внимание на проявление психической организации ребёнка с нарушением развития в различных видах деятельности, то есть диагностика должна осуществляться во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребёнка (эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интеллектуальной, мотивационной, поведенческой).
Диагностическое обследование должно строиться с учётом принципа структурно-динамического подхода. Суть этого принципа заключается не только в необходимости выявления основного и сопутствующего отклонений в развитии или составляющих сложного дефекта, но и в наблюдениях за их проявлениями в динамике педагогического процесса.
Содержание программы тифлопедагогической помощи, разрабатываемой для конкретного ребёнка, должно базироваться на глубоком, всестороннем количественном и качественном анализе полученных результатов. Только соблюдение этих принципов сможет обеспечить достижение позитивного результата диагностического обследования – разработку программы, создающей условия для развития каждого ребёнка.
Для того, чтобы рекомендуемая программа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо осуществлять взаимодействие между всеми участникам коррекционно-развивающей помощи (медицинской, психологической, социальной), удерживать соответствие психофизического развития ребёнка дифферинцированно-индивидуальным формам работы и соблюдать последовательность этапов и элементов (методов, приёмов, средств и содержания) помощи детям с сенсорной недостаточностью.
Схема обследования
1. Фамилия, имя, отчество и возраст ребёнка.
2. Осуществляется зрительный диагноз – острота зрения.
3. Выясняется причина дефекта и время выявления.
4. Выясняется положение ребёнка в семье.
5. Выясняются сопутствующие заболевания.
6. Исследуется состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнаёт ли окружающие предметы и их изображения).
7. Устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора:
- тактильная чувствительность (пороги чувствительности);
- развитие мелкой моторики (состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки), способы захвата предмета, сила удержания, точность мелких движений).
8. Выясняется культура осязательного восприятия:
- хаотичное, последовательное восприятие руки;
- моно-, биномануальное восприятие;
- наличие поисковых и пролеживающих движений руки;
- сформированности прослеживающих функций руки;
- координация глаз и руки.
9. Исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом).
10. Исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности:
- состояние уха (заключение ЛОРа);
- состояние речевого слуха;
- соотношение звуковых сигналов с источником звука;
- локализация звука и его направлений;
- переключение звукового внимания;
- соотнесение звука с действием;
- узнавание и различение по голосам окружающих людей.
11. исследуется обонятельная чувствительность (различение основных запахов и их локализация, соотнесение запахов и их источников).
12. Выясняется уровень развития двигательной сферы:
- общее физическое состояние (по антропометрическим данным);
- походка;
- осанка;
- наличие навязчивых движений;
- общая моторика (точность основных движений, координация движений, ритмичность выполнения движений, функция равновесия).
13. Устанавливается наличие пространственных представлений:
- знание частей собственного тела;
- пространственные направления, связанные с собственным телом;
- различие пространственных представлений о себе;
- определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением).
14. Устанавливается наличие временных представлений:
- части суток;
- дни недели;
- времена года.
15. Исследуются психические процессы:
- внимание;
- память;
- речь (общее состояние речи – произношение, выразительность, темп, голос, дыхание, предметная соотнесённость, связная речь, восприятие текста, артикуляционная моторика, обследование мимической моторики – движение мышц лба, глаз, носа, логопедический диагноз, жестовая выразительность речи – головой, плечами, руками.
16. Исследуется предметное представление – узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка (одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, животные (домашние, дикие), птицы, транспорт.
17. Анализируется изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями:
- сенсорные эталоны;
- навыки рисования (самостоятельно, по трафарету);
- владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого);
- навыки лепки;
- навыки конструирования.
18. Исследуются личностные качества:
– эмоционально-волевая сфера;
– контактность;
– уровень овладения неречевыми способами общения;
– познавательная активность;
– уровень самостоятельности в практической деятельности.
19. Составляется заключение.
20. Формулируются рекомендации. Результаты обследования заносятся в таблицы.