Я группа. Признаки почерка, отражающие структуру движений по их траектории




В третью группу признаков почерка входят семь признаков.

1. Преобладающая форма движений в почерке

Форма движений в процессе написания элементов и букв в целом может быть прямолинейной, дугообразной, угловатой, петлевой, округлой, овальной, извилистой, ломаной. В соответствии с нормами прописей преобладающей формой движений в почерке является прямолинейно-дугообразная.

 

преобладающая форма движений прямолинейно-дугообразная  

преобладающая форма движений прямолинейно-угловатая

преобладающая форма движений дугообразно-петлевая

 

извилистая

 

округлая

 

смешанный почерк

 

Рис. 26. Преобладающая форма движений в почерке

 

В зависимости от того, какая из указанных форм преобладает при письме, выделяют следующие виды почерка по форме: прямолинейно-дугообразный, прямолинейно-угловатый, дугообразно-петлевой, округлый, извилистый, смешанный (невозможно выявить преобладание какой-либо формы движений).

Признак относительно устойчив при обычных условиях исполнения и малоустойчив к умышленным изменениям почерка.

 

2. Преобладающее направление движений в почерке

Направление движений рассматривают отдельно для: а) прямолинейных движений и б) криволинейных движений.

направление прямолинейных движений при письме бывает: для вертикальных — сверху вниз (сгибательное движение), снизу вверх (разгибательное); для горизонтальных — слева направо, справа налево.

Для криволинейных движений при письме направление определяют по движению часовой стрелки. Выделяют левоокружные (против часовой стрелки) и правоокружные (по часовой стрелке).

В соответствии с преобладанием определенного направления движений и в зависимости от формы движений почерки подразделяют на левоокружные, правоокружные, смешанные (при невозможности выделить преобладание левоокружных или правоокружных движений).

Признак устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка.

 

 

левоокружный  

 

смешанный    

 

правоокружный

 

 

Рис. 27. Преобладающее направление движений в почерке

 

 

3. Наклон почерка

Наклон почерка определяется положением вертикальных осей знаков относительно линий письма.

Нормами письма предусмотрен правый наклон осей букв. В практике возможны отклонения от прописного наклона.

По наклону можно выделить почерки: правонаклонный, левонаклонный, вертикальный (без наклона, или с отклонением + 5 от перпендикуляра), косой (наклонный под острым углом почерк, угол равен 30° и менее), смешанный (с неустойчивым наклоном).

Признак мало устойчив при искажении почерка.

 

левонаклонный

вертикальный
правонаклонный

косой

со смешанным наклоном

Рис. 28. Наклон почерка

4. Преобладающая протяженность движений по вертикали (размер почерка)
Размер почерка определяется высотой строчных букв без застрочных элементов и может быть малым (высота букв до 2 мм), средним (высота букв от 2 до 5 мм включительно), большим (высота букв свыше 5 мм), сверхбольшим (высота букв свыше 6 мм).

Иногда в почерке застрочные элементы резко отличаются от строчных по высоте в сторону уменьшения или увеличения. В этом случае отдельно определяют размер застрочных элементов. Признак малоустойчив при искажении почерка.

 

 

большой

 

средний

 

 

малый

 

Рис. 29. размер почерка

 

 


5. Преобладающая протяженность движений по горизонтали (разгон почерка)

Разгон почерка определяется отношением ширины двухэлементных строчных букв к их высоте и может быть сжатым (ширина буквы меньше 1/2 высоты буквы), средним (ширина букв равна от 1/2 до одной высоты буквы), размашистым (ширина буквы больше одной высоты буквы).

Признак относительно устойчив к искажениям, так как даже при изменении размера почерка разгон обычно сохраняется.

 

 

размашистый

сжатый

средний

 

Рис. 30. Разгон почерка

 

 

6. Степень связанности почерка

Этот признак отражает степень непрерывности движений в горизонтальной плоскости. Чем реже пишущий отрывает пишущий прибор от горизонтальной плоскости материала письма, тем выше степень связанности. Связное письмо быстрее, чем отрывистое. Являясь одним из показателей темпа движений, степень связности в определенной мере характеризует выработанность и строение почерка.

В зависимости от того, сколько букв в тексте выполняются связными движениями выделятся следующие виды почерка по степени связности: отрывистый (все буквы пишутся интервально), малосвязанный (в тексте встречаются по 2—3 буквы исполненных слитно), среднесвязный (слитно исполнены по 4—6 букв в словах), высокосвязный (слитно исполнены шесть и более букв), сплошной связности (все буквы в словах исполнены слитно).

Признак малоустойчив при искажении почерка. Обычно изменяется в сторону снижения степени связанности. Если признак изменяют искусственно в сторону повышения степени связности, то значительно снижается темп движений.

 

 

отрывистый

малосвязанный

среднесвязанный

высокосвязанный

сплошной связанности

Рис. 31. Степень связности почерка

7. Степень и характер нажима

В этом признаке определяются степень и характер усилий на пишущий прибор при письме (как правило, в рукописях, выполненных перьевыми ручками). Степень нажима определяют по толщине штрихов. Нажим может быть сильным (толщина сгибательных движений больше разгибательных в 2 и более раз), средним (сгибательные движения до двух раз шире разгибательных), слабым (сгибательные и разгибательные движения равны по ширине). Характер нажима определяется по расположению усилий на пишущий прибор и может быть дифференцированным (ширина штрихов в сгибательных и разгибательных движениях неодинаковая) и недифференцированным (ширина штрихов в сгибательных и разгибательных движениях одинаковая).

 

средний
слабый
сильный

 

Рис. 32. Степень нажима на пишущий прибор

 

 

Все общие признаки почерка определяются обычно на большом по объему тексту и по отношению к почерку в целом.

Если говорить об идентификационном значении признаков, то наиболее устойчивы к умышленным и естественным изменениям почерка топографические признаки, а степень выработанности почерка — единственный из всех общих признаков, позволяющий дать категорический вывод об отсутствии тождества, если в исследуемом тексте почерк более вьработанный, чем в образцах предполагаемого исполнителя, при условии, что за период между исполнением спорной рукописи и образцами почерка предполагаемого исполнителя у него не было травм, заболеваний, и. п., что могло повлечь снижение степени выработанности почерка. Все общие признаки почерка (даже в их совокупности) не позволяют идентифицировать исполнителя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: